Темы статей
Выбрать темы

Запрет рекламы сигарет: что может быть на витрине и кто проверяет выполнение требований

Редакция СД
Статья

Запрет рекламы сигарет: что может быть на витрине и кто проверяет выполнение требований

 

Ситуация. Предприниматель торгует в розницу табачными изделиями. В связи со вступившими с 17.09.2012 г. законодательными нововведениями относительно рекламы табачных изделий (см. «СД», 2012, № 19, с. 2) у него возникли вопросы: можно ли размещать на витрине пачки сигарет? Как оформлять ценники, чтобы не попасть под штрафные санкции? Кто может проверить «рекламно-табачные» нюансы у предпринимателя? Контролирует ли выполнение данных рекламных требований Департамент контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНСУ (предпринимателю поступали звонки от этого ведомства)?

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

«Рекламно-табачные» новшества и контроль ГНСУ

Вышеперечисленные вопросы у предпринимателя, который торгует сигаретами и должен выставить их на витрину, в данной ситуации возникли неспроста. Ведь с самого начала кампании по борьбе с никотином, которая с 17.12.2012 г. фактически полностью запретит курение в общественных местах (см. «СД», 2012, № 10, с. 30; № 13, с. 16), главным вопросом оставался: кто же будет проверять выполнение норм законов № 2899 и № 481. Четкий ответ на него из норм указанных законов не следовал, хотя изначально такие функции частично предоставлялись и налоговикам, а точнее — Департаменту контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНСУ (далее — Департамент САТ). Это обуславливалось тем, что именно этот орган был уполномочен проводить проверки правил, установленных Законом № 481, в котором упоминаются и табачные запреты. Однако впоследствии, после внесения очередных изменений в законодательство (см. «СД», 2012, № 13, с. 16), стало ясно, что этими функциями будут наделены органы по защите прав потребителей, уполномоченные на это Законом № 2899, и, следовательно, их представители будут проверять и рекламные нюансысправка 1.

Напомним, что проверки органов по защите прав потребителей проводятся либо по предусмотренному плану проверок, либо по четко установленным законодательством основаниям (например, жалобам покупателей). Кроме того, некоторые предприниматели — неплательщики НДС, в том числе на общей системе, на сегодняшний день попадают под проверочный мораторий (см. «СД», 2012, № 10, с. 6).

Что касается представителей Департамента САТ, то они могут оштрафовать предпринимателя за нарушения норм Закона № 481, причем не связанные с упомянутыми табачными запретами, в частности, за торговлю продукцией без акцизных марок, отсутствие лицензии на каждый РРО, непредставление специальной отчетности об объемах производства и/или оборота (в том числе импорта и экспорта) спирта, алкогольных напитков и табачных изделий (для розничных торговцев формы пока не утверждены).

При этом проверки предпринимателей Департаментом САТ должны проходить строго согласно полномочиям, которыми они наделены НКУ и другим специализированным законодательством по данным вопросам.

Так, согласно статье 75 НКУ органы ГНСУ имеют право проводить камеральные, документальные и фактические проверки. Документальные проверки, в свою очередь, бывают плановыми или внеплановыми, выездными или невыездными.

Для проверки большинства требований Закона № 481 проводятся именно фактические проверки. Их основная цель — контроль соблюдения законодательства в неналоговых сферах, в том числе соблюдение требований к производству и обороту подакцизных товаров, в частности торговле табачными изделиями, за чем и надзирает Департамент САТ.

Основной чертой фактической проверки является то, что она проводится не по месту нахождения плательщика, а по месту фактического осуществления им деятельности, размещения хозяйственных или других объектов его права собственности (статья 75 НКУ).

Такие проверки осуществляются без предупреждения налогоплательщика (пункт 80.1 НКУ). Причем не только на основании документальных данных, но и с использованием информации, зафиксированной с помощью органов зрения и слуха проверяющего.

Заметим, что до введения в действие положений НКУ относительно упрощенной системы налогообложения был установлен мораторий на проведение фактических проверок у предпринимателей, не зарегистрированных плательщиками НДС. Однако в настоящее время этот запрет фактически снят, поэтому законодательных оснований для их ограничения пока не существует (хотя имеются устные заявления представителей ГНСУ о том, что такие виды проверок у предпринимателей в текущем году проводиться не будут).

Перечень оснований, которые могут быть поводом для фактической проверки, приведен в статье 80 НКУ:

1) по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях предпринимателем подконтрольного законодательства;

2) от государственных органов или органов местного самоуправления налоговым органом получена информация, свидетельствующая о возможных нарушениях налогоплательщиком подконтрольного законодательства;

3) письменное обращение покупателя (потребителя), оформленное в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;

4) получение в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками;

5) выявление по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам соблюдения субъектом хозяйствования неналогового законодательства.

Фактическая проверка может проводиться проверяющими (которых должно быть не менее двух) в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования или его представителя либо лица, которое фактически осуществляет расчетные операции.

Отметим, что остальные виды налоговых проверок также могут проводиться у предпринимателей, торгующих табачными изделиями, но уже другими подразделениями ГНСУ. Так, плановые документальные проверки предусмотрены в плане-графике проведения данных проверок, который формируется с учетом критериев степени риска деятельности налогоплательщика: высокой, средней, незначительной, и проводятся не чаще одного раза в год, два или три года соответственно.

Документальные внеплановые проверки проводятся согласно статье 78 НКУ и могут осуществляться только при наличии хотя бы одного обстоятельства, предусмотренного НКУ.

Далее мы подробнее поговорим о том, нарушает ли предприниматель, выкладывающий сигареты на витрину, нормы «рекламно-табачного» законодательства.

 

Что является нарушением

Недавно мы уже писали о видах нарушения законодательства в сфере рекламы табачных изделий и финансовой ответственности за них (см. «СД», 2012, № 19, с. 2). Также мы коснулись нюансов наличия на витринах табачных изделий, высказали и обосновали мнение, что такая демонстрация не является запрещенной рекламой таких изделий.

Напомним, что в ходе последних изменений была усилена борьба с табакозависимостью в Украине путем установления новой финансовой санкции за проведение рекламы, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий в размере от 30 тыс. до 50 тыс. грн. за каждый факт рекламы на отдельном рекламном носителе или каждое отдельное мероприятие с целью стимулирования продажи табачных изделий (статья 20 Закона № 2899).

Право приходить с проверками для выявления нарушений, подпадающих под эту санкцию, и налагать ее, как уже говорилось, имеет орган, занимающийся защитой прав потребителей.

При этом в перечень информации, которая считается вредной рекламой сигарет согласно статье 16 Закона № 2899, включается информация о:

— производителе табачных изделий и/или

— табачных изделиях в местах, где эти изделия реализуются либо предоставляются потребителю, в том числе на элементах оборудования и/или оформления мест торговли. Как исключение на одно место торговли разрешается размещение одного плаката размером не более 40 х х 30 см с текстовой информацией об имеющихся в продаже табачных изделиях и ценах на них.

Неоднозначность приведенных формулировок у некоторых предпринимателей вызывает опасение, что им придется вообще убрать табачные изделия с витрин.

Действительно, приведенная выше информация содержится на любой пачке сигарет либо упоминается на ценниках и будет доступна потребителю выложенной на прилавке или выставленной на витрине. Однако если разобраться, то она является информацией, которую в первую очередь необходимо предоставлять покупателям согласно статье 15 Закона о защите прав потребителей и которая не считается рекламой, в частности:

— название товара;

— наименование нормативных документов, требованиям которых должны соответствовать отечественные товары;

— данные об основных свойствах товара;

— сведения о содержании вредных для здоровья веществ, которые установлены нормативно-правовыми актами, и предостережения относительно применения отдельных товаров, если такие предостережения установлены нормативно-правовыми актами;

данные о цене (тарифе), условиях и правилах приобретения товара;

— дата изготовления;

— сведения об условиях хранения.

Более детальные требования к информации о реализуемых табачных изделиях содержатся в Правилах торговли табачными изделиями, в частности о продаже сигарет с обязательными надписями на пачках о вреде курения.

Кроме того, согласно пункту 19 данных Правил табачные изделия должны быть выставлены в торговом зале в полном ассортименте, имеющемся у субъекта предпринимательской деятельности. Они размещаются по видам, классам, сортам на столах, прилавках-витринах, пристенных горках.

Следовательно, ни обязательная информация, ни выставление на витрины (прилавки) табачных изделий не являются запрещенной рекламой.

Еще одним «тревожным» вопросом стала информация, приводимая на ценниках, а также их размер, форма, цвет. Не будут ли они в каком-то случае расцениваться как элементы табачной рекламы?

Выше мы сказали, что данные о цене — это часть обязательной информации о товарах.

В соответствии с частями 3 и 6 статьи 15 Закона о защите прав потребителей продавец, который реализует непродовольственные товары, должен обозначать их цену с помощью ярлыков цен (ценников) на товарах (за одну штуку) или указателей цен. Надписи на них должны быть четкими и простыми для понимания.

Согласно пункту 20 Правил торговли табачными изделиями оформление ярлыков цен (ценников) проводится в соответствии с Инструкцией № 2.

 


Извлечение из Инструкции № 2

<…>

9. На предприятиях розничной торговли* и в заведениях ресторанного хозяйства, в том числе в стационарной мелкорозничной торговой сети (кроме указанных в абзаце втором этого пункта), ярлыки цен (ценники), прейскуранты цен на покупаемые товары, указатели цен обязательно подписываются работником , ответственным за формирование, установление или применение цен, и заверяются печатью** или штампом субъекта хозяйствования с указанием даты подписания. Для предприятий потребительской кооперации, кроме расположенных в городах, печать или штамп не являются обязательными.

На предприятиях розничной торговли, которые при расчетах с потребителями применяют современную технологию автоматизированной идентификации товаров по их штриховым кодам, а значение цен товаров сохраняется в памяти ЭККА или компьютера, заверение ярлыков цен (ценников) подписью с датой и печатью или штампом не обязательно. В отделах и секциях торговых залов таких предприятий в доступном для потребителей месте должен быть прейскурант цен, заверенный подписью работника, ответственного за формирование, установление или применение цен, и печатью с указанием даты подписания.

<…>

12. Оформление средств информирования о ценах проводится до поступления товара в торговый зал или на объект мелкорозничной торговой сети.

Работники субъекта ведения хозяйства к началу работы должны проверить наличие и правильность оформления ярлыков цен (ценников), указателей цен, меню, прейскурантов цен на покупаемые товары.

13. Все средства информирования о ценах на товары изготовляются печатным или иным способом и должны быть оформлены четко, эстетично (чернилами, пастой, штемпельной краской (штампом) и др.) в соответствии с действующим законодательством о языках.

Запрещается обозначение цен карандашом.

Способ обозначения розничных цен на конкретные товары (штамп, чернила, паста, маркировка етикетпистолетом и др.) определяется руководителем субъекта хозяйствования.

При обозначении цен етикетпистолетом или наклеивании ленты с обозначением цены подпись работника, ответственного за формирование, установление цен, и обозначение даты не обязательны.

 

* Данные правила распространяются не только на предприятия, но и на физлиц-предпринимателей, занимающихся розничной торговлей.

** На наш взгляд, если у предпринимателя нет печати, то он может ограничиться подписью.


 

Как видим, никаких ограничений по форме, параметрам, размеру шрифта или цвету ценника не выдвигается, поэтому, если он будет оформлен согласно указанным правилам, то не должен ассоциироваться с рекламой табачных изделий.

Следовательно, само по себе только размещение табачных изделий, в том числе с ценниками, на прилавке, витрине, в боксе на торговых точках не является нарушением. А продавцам табачных изделий просто нужно позаботиться о полном исключении с мест торговли (витрин, боксов возле касс, полок самообслуживания, элементов оборудования и других мест) рекламной и другой информации о табачных изделиях.

Также отметим, что недавно, в связи с введением новой санкции статьей 20 Закона № 2899 был обновлен пункт 4 Порядка № 693. В нем детально перечислены случаи нарушений, которые попадают под штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. грн., и сказано, что он налагается на рекламодателей и распространителей рекламы, виновных в таких нарушениях. При этом в общем случае к распространителям рекламы относятся не сами предприниматели, на чьих торговых точках может быть обнаружена запрещенная реклама, а рекламные агентства и прочие специализированные субъекты.

Отметим, что в этом пункте в качестве нарушения не упоминается размещение табачных изделий на прилавках или витринах, а, кроме того, в подпункте 2 пункта 4 Порядка № 693 сказано, что размещение продукции и информации, необходимой согласно статье 15 Закона о защите прав потребителей и другим нормам законодательства, не считается рекламой и данной санкцией не карается.

Следовательно, это еще раз подтверждает тот факт, что информация на пачках сигарет или ценниках любого вида, оформленных в соответствии с законодательством, не должна повлечь финансовые санкции.

 

Выводы

На сегодняшний день проверки соблюдения предпринимателем норм Закона № 2899, в том числе и моментов, связанных с рекламой сигарет, осуществляются органами по защите прав потребителей.

Представители налогового органа, а точнее Департамента САТ, в соответствии с НКУ могут проводить у предпринимателя фактические проверки соблюдения требований Закона № 481, не относящихся к запретам на курение и рекламу сигарет: наличие лицензии, акцизных марок и т. д.

Что касается финансовой санкции согласно статье 20 Закона № 2899 (от 30 тыс. до 50 тыс. грн.), то она не должна применяться за то, что предприниматель разместил на витрине пачки сигарет, так как:

— она предусмотрена для рекламодателей и распространителей рекламы (а, как правило, это рекламные агентства);

— информация на пачках сигарет, ценниках, прейскурантах и т. д. (а также один плакат размером более 30 х 40 см) рекламой не считается и должна предоставляться покупателям согласно Закону о защите прав потребителей.

Таким образом, в законодательстве нет норм, запрещающих размещать пачки сигарет на витрине или выставлять ценники какой-либо формы, размера или цвета, поэтому представители общества по защите прав потребителей не будут придираться к этим моментам.


Справочная информация (справка)

1 Также согласно пункту 2 части 1 статьи 26 Закона о защите прав потребителей в компетенцию этого ведомства входят проверки у предпринимателей сферы торговли и услуг качества продукции, соблюдение обязательных требований по безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг, т. е. правильное оформление расчетов с покупателями, наличие (выдачу) необходимых документов, информации о товаре (его свойствах), сертификатов на товар, правильно оформленных ценников и т. д. При этом они могут исследовать товары экспертным путем.

В рамках своих проверок они могут беспрепятственно посещать и обследовать в соответствии с законодательством любые производственные, складские, торговые и другие помещения субъектов (подробнее о таких проверках см. «СД», 2012, № 10, с. 6).

 

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон № 2899 — Закон Украины «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» от 22.09.2005 г. № 2899-IV.

Порядок № 693 — Порядок наложение штрафов за нарушение законодательства о рекламе, утвержденный постановлением КМУ от 26.05.2004 г. № 693.

Правила торговли табачными изделиями — Правила розничной торговли табачными изделиями, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 218.

Инструкция № 2 — Инструкция о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления на предприятиях розничной торговли и общественного питания, утвержденная приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 04.01.97 г. № 2.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше