На заметку
Что нужно знать предпринимателям в связи со вступлением в силу «языкового» закона
Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» от 03.07.2012 г. № 5029-VI
С 10.08.2012 г. (даты опубликования в газете «Голос Украины») вступил в силу Закон Украины № 5029, который призван гарантировать свободное развитие региональных языков и языков нацменьшинств, по-прежнему оставляя в качестве государственного один язык — украинский.
Перечень региональных языков или языков меньшинств, использование которых регулируется данным Законом, приведен в его статье 7. В этот перечень, в частности, включены русский, белорусский, румынский, польский, венгерский, крымско-татарский и другие языки — всего их 18. К данным языкам применяются меры Закона № 5029 (о некоторых из них речь пойдет ниже) в том случае, если по данным переписи населения количество лиц — носителей регионального языка, проживающих на территории, на которой распространен этот язык, составляет 10 % и более численности населения этой территории.
Так, например, Одесский горсовет решением от 13.08.2012 г. № 2419-VI информировал территориальную громаду о том, что на основании данных Всеукраинской переписи населения 2001 года о языковом составе населения русский язык является в городе Одессе региональным языком, на который распространяются предусмотренные Законом № 5029 формы использования, развития и защиты. То же самое сделал Одесский областной совет.
Аналогичные решения в отношении регионального статуса русского языка на своей территории приняли, в частности, Харьковский городской и областной советы, Луганский, Днепропетровский, Херсонский, Донецкий, Запорожский советы.
На что в связи с этим нужно обратить внимание субъектам хозяйствования из данных регионов.
«Языковой» Закон предусматривает, в частности, что акты высших органов государственной власти (в том числе законы Украины) должны официально публиковаться кроме государственного еще и на русском языке, а также на языке региональных языков и языков меньшинств.
Наименования предприятий и надписи на их печатях, штампах, табличках должны выполняться на украинском языке. В то же время в границах территории, на которой распространен региональный язык, по решению местного совета указанные наименования и надписи могут (!) выполняться на украинском и региональном языке (т. е. на двух языках) (часть 6 статьи 11 Закона № 5029).
В экономической и социальной деятельности (читай — хозяйственной деятельности) предприятий, учреждений, организаций, граждан-предпринимателей свободно используются государственный язык, региональные языки, языки меньшинств и другие языки. Это, в частности, означает, что договорные отношения с контрагентами можно оформлять на любом устраивающем обе стороны языке. Также на региональном языке (в том числе русском), на наш взгляд, могут оформляться и первичные документы.
Во внутренних правилах предприятий запрещено принятие положений, исключающих или ограничивающих в общении сотрудников использование украинского языка, русского или других региональных языков (языков меньшинств) (часть 3 статьи 18 Закона № 5029).
Согласно частям 1 и 2 статьи 26 данного Закона рекламные объявления, сообщения и другие формы аудио- и визуальной рекламной продукции могут выполняться на украинском или на другом языке по выбору рекламодателя, при этом знаки для товаров и услуг должны приводиться в рекламе в том виде, в котором им предоставлена правовая охрана в Украине в соответствии с законом.
В части 3 статьи 26 Закона № 5029 сказано буквально следующее: «...маркировка товаров, инструкции об их использовании и т. д. выполняются на государственном языке и региональном языке или на языке меньшинства. По решению производителей товаров рядом с текстом, изложенным на украинском языке, может размещаться его перевод на других языках. Маркировка товаров для экспорта выполняется на любых языках».
Таким образом, остался непонятным замысел законодателя: следует ли выполнять маркировку товаров (инструкции по их применению) одновременно на украинском и региональном языках в обязательном порядке или же это является правом товаропроизводителя. Неясно также, какой региональный язык (язык меньшинства) должен приниматься во внимание производителем при выполнении данной законодательной нормы — язык, действующий на территории производителя, или язык, действующий на территории покупателя. Мы склоняемся к тому, что приниматься во внимание должны языки, действующие в регионе производителя.
Особого внимания в связи с принятием данного Закона заслуживает язык делопроизводства и, в частности, язык заполнения налоговой накладной и отчетности. К сожалению, механизм применения мероприятий, направленных на поддержку развития региональных языков и языков нацменьшинств, в Законе № 5029 не прописан, что наряду с сохранением конституционного государственного статуса украинского языка может дать основания налоговикам и в дальнейшем настаивать на обязательности заполнения налоговой накладной только на украинском языке (соответствующее требование сейчас закреплено в пункте 2 Порядка от 01.11.2011 г. № 1379).
В то же время не исключено, что с принятием рассматриваемого Закона позиция ГНСУ изменится и налоговики разрешат плательщикам заполнять налоговые накладные на русском языке, как это было в периоде действия Закона об НДС (см. письмо ГНАУ от 15.08.2003 г. № 12846/7/15-2317-22 и консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2010, № 23, с. 2).
Что касается налоговой отчетности, то и здесь ГНСУ, как представляется, может в ближайшее время сменить свою позицию относительно того, что подавать ее можно только на украинском языке.
Усилена ответственность за «лекарственные» нарушения
Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усилении ответственности за фальсификацию или оборот фальсифицированных лекарственных средств» от 05.07.2012 г. № 5065-VI
За фальсификацию и оборот заведомо фальсифицированных лекарственных средств вместо штрафа и ареста будет применяться исключительно лишение свободы с минимальным сроком от 3 до 5 лет. При этом несколько изменен состав преступления. Так, обязательным элементом состава уже не является создание угрозы жизни и здоровью лица, совершение противозаконного деяния в больших размерах.
Также установлена уголовная ответственность за умышленное нарушение установленного порядка доклинического изучения, клинических испытаний лекарственных средств, фальсификацию их результатов, а также за нарушение порядка государственной регистрации лекарственных средств (статья 3212 Уголовного кодекса Украины).
Выдача справки о доходах физлица: ГНСУ снимает проблемные вопросы
Письмо ГНСУ от 30.07.2012 г. № 20497/7/17-1217
Справка о доходах необходима для назначения и выплаты субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, для получения государственной помощи семьям с детьми и малообеспеченным семьям.
Предпринимателю на едином налоге указанная справка выдается на основании декларации плательщика единого налога. Напомним, что для плательщиков группы 1 отчетным периодом является календарный год; групп 2, 3 и 5 — календарный квартал.
С целью получения справки за нестандартный отчетный период НКУ предусмотрена возможность добровольного представления единоналожником декларации за любой выбранный период, помимо отчетного (пункт 296.8 этого Кодекса). В такой декларации делается отметка в поле «довідково». Налоговых последствий она не порождает.
Что касается предпринимателей на общей системе, то с ними все осложняется тем, что декларацию они подают только за год (плюс за первый квартал работы на общей системе, если речь идет о только зарегистрировавшихся либо ушедших с единого налога). В связи с тем что НКУ не предполагает предоставление предпринимателями «справочной» декларации о доходах за нестандартный период, для формирования справки о доходах за 6 месяцев использовались данные из Книги УДР. Сотрудник соцуправления должен был сверить данные, указанные в декларации, заполняемой для получения помощи, и записи в Книге УДР.
Вышеуказанное письмо свидетельствует о том, что ГНСУ решила облегчить жизнь предпринимателям и рекомендует региональным налоговым службам до урегулирования этого вопроса на законодательном уровне предоставлять общесистемщикам справки о доходах на основании представленных ими «справочных» квартальных налоговых деклараций о доходах. При этом, как и в случае с единоналожником, такая квартальная декларация не освобождает от обязанности представления годовой налоговой декларации и не является основанием для начисления и уплаты налогового обязательства.
Если ГТД была оформлена на обычное физлицо: у предпринимателя будет налоговый кредит
Постановление ВСУ от 03.07.2012 г. № 21-126а12
Во время проведения налоговой проверки установлено, что в проверяемом периоде частный предприниматель — плательщик НДС приобрел товар за пределами Украины. При ввозе товара на таможенную территорию Украины ГТД оформлялись на обычное физическое лицо без конкретизации статуса как субъекта предпринимательской деятельности. А в связи с тем что на момент оформления ГТД такое физлицо было зарегистрировано предпринимателем, то, по мнению налоговиков, суммы уплаченного в бюджет НДС неправомерно включены в состав налогового кредита.
В обоснование своих действий истец сослался на то, что товар приобретался для предпринимательской цели и был использован в хозяйственной деятельности, а следовательно, суммы уплаченного в бюджет НДС по ГТД обоснованно включены в состав налогового кредита.
Суд кассационной инстанции исходил из того, что первичными документами подтверждено использование импортируемого товара в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика НДС. Декларации, оформленные на физическое лицо, являющееся субъектом предпринимательской деятельности, являются таможенными декларациями в понимании Закона об НДС (в НКУ аналогичные предписания содержаться в пункте 201.12), которые дают право на налоговый кредит.
На основании этого суд пришел к выводу, что указание в ГТД получателем товара физическое лицо без конкретизации статуса как субъекта предпринимательской деятельности никоим образом не опровергает покупку товара для использования в хозяйственной деятельности предпринимателя, в связи с чем доначисление истцу налогового обязательства с учетом штрафных (финансовых) санкций спорными налоговыми уведомлениями-решениями неправомерно.
Июльский индекс — 99,8 %. Индексируем зарплату за сентябрь 2012 года
(Уведомление Госкомстата // «Урядовий кур’єр» от 08.08.2012 г. № 141)
Согласно уведомлению Госкомстата общий индекс потребительских цен (индекс инфляции) в июле 2012 года составил 99,8 %. С учетом этого обстоятельства приведем в таблице на с. 6 индексы, которые необходимо использовать для индексации заработной платы наемных работников предпринимателя за сентябрь 2012 года.
Алгоритм наших действий таков: смотрим, за какой месяц работнику последний раз повышалась заработная плата или в каком месяце работник был принят на работу, если с момента принятия на работу его заработная плата не повышалась; в первом случае берем из приведенной ниже таблицы индекс для соответствующего месяца, во втором — предшествующего месяца, и индексируем на него заработную плату за сентябрь 2012 года (в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц, в сентябре — 1102 грн.).
Месяц повышения заработной платы | Величина прироста индекса потребительских цен для проведения индексации (%) | |
2006 год | Январь | 104,0 |
Февраль | 100,4 | |
Март | 101,0 | |
Апрель | 101,8 | |
Май | 100,8 | |
Июнь | 100,6 | |
Июль | 98,8 | |
Август | 98,8 | |
Сентябрь | 94,9 | |
Октябрь | 90,0 | |
Ноябрь | 86,6 | |
Декабрь | 85,0 | |
2007 год | Январь | 84,1 |
Февраль | 82,9 | |
Март | 82,6 | |
Апрель | 82,6 | |
Май | 81,5 | |
Июнь | 77,6 | |
Июль | 75,2 | |
Август | 74,1 | |
Сентябрь | 70,4 | |
Октябрь | 65,6 | |
Ноябрь | 62,0 | |
Декабрь | 58,7 | |
2008 год | Январь | 54,2 |
Февраль | 50,2 | |
Март | 44,7 | |
Апрель | 40,3 | |
Май | 38,5 | |
Июнь | 37,4 | |
Июль | 38,1 | |
Август | 38,2 | |
Сентябрь | 36,7 | |
Октябрь | 34,5 | |
Ноябрь | 32,5 | |
Декабрь | 29,7 | |
2009 год | Январь | 26,1 |
Февраль | 24,2 | |
Март | 22,5 | |
Апрель | 21,4 | |
Май | 20,8 | |
Июнь | 19,5 | |
Июль | 19,6 | |
Август | 19,9 | |
Сентябрь | 18,9 | |
Октябрь | 17,9 | |
Ноябрь | 16,6 | |
Декабрь | 15,5 | |
2010 год | Январь | 13,5 |
Февраль | 11,4 | |
Март | 10,4 | |
Апрель | 10,7 | |
Май | 11,4 | |
Июнь | 11,8 | |
Июль | 12,1 | |
Август | 10,7 | |
Сентябрь | 7,6 | |
Октябрь | 7,1 | |
Ноябрь | 6,8 | |
Декабрь | 5,9 | |
2011 год | Январь | 4,9 |
Февраль | 4,0 | |
Март | 2,5 | |
Апрель | 1,2 | |
Май | Не индексируется | |
Июнь | Не индексируется | |
Июль | Не индексируется | |
Август | 1,1 | |
Сентябрь | Не индексируется | |
Октябрь | Не индексируется | |
Ноябрь | Не индексируется | |
Декабрь | Не индексируется | |
2012 год | Январь | Не индексируется |
Февраль | Не индексируется | |
Март | Не индексируется | |
Апрель | Не индексируется | |
Май | Не индексируется | |
Июнь | Не индексируется | |
Июль | Не индексируется | |
Август | Не индексируется | |
Сентябрь | Не индексируется |