Можно ли относить к расходам предпринимателя на общей системе стоимость лицензии на розничную торговлю алкоголем
ВОПРОС. Предприниматель на общей системе занимается розничной торговлей алкогольными напитками в городе областного значения с марта 2011 года. Стоимость «алкогольной» лицензии он всегда относил на расходы деятельности. Однако при очередной плановой проверке, включающей период 2011 — 2013 годов, представители налогового органа посчитали это нарушением и начислили предпринимателю штрафные санкции за недоплату НДФЛ.
Имели ли проверяющие основания для этого, с какого периода предприниматель не имел права отражать в расходах стоимость лицензии?
ОТВЕТ. Да, представители налогового органа были правы, но только, если начислили предпринимателю штрафные санкции за период с 06.08.2011 г. по день проверки, с учетом некоторых нюансов.
Напомним, что правила получения и действия лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками установлены статьей 15 Закона № 481.
Так, розничная торговля алкогольными напитками может осуществляться субъектами хозяйствования всех форм собственности только при наличии у них лицензий.
На торговлю только столовым вином и/или пивом она не нужна.
Предприниматели, которые получили лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками, имеют право продавать сидр и перри (без добавления спирта) без получения отдельной лицензии на право розничной торговли этими алкогольными напитками.
Срок действия «алкогольной» лицензии на розничную торговлю составляет 1 год. Плата за ее выдачу на территории города областного значения — 8000,00 грн. за каждый РРО, указанный в лицензии, находящийся в месте торговли (для торговли сидром и перри (без добавления спирта) — 780,00 грн.).
Вносить плату за лицензию нужно ежеквартально равными частями.
Начнем с платы за лицензию в 2011 году, так как именно в середине этого года поменялись нормы НКУ, касающиеся расходов предпринимателя. Так, предприниматель должен был в каждом квартале 2011 года вносить плату за лицензию в сумме 2000,00 грн.
До 06.08.2011 г. предприниматели на общей системе имели право относить в расходы фактически понесенные суммы, которые были документально подтверждены, при условии, что вид расходов был указан в перечне всех видов расходов раздела III НКУ.
В частности, расходы на приобретение лицензии были до 06.08.2011 г. и в настоящее время указаны в подпункте «ж» подпункта 138.10.6 раздела III НКУ.
Таким образом, до этой даты предприниматель должен был внести плату за I и II кварталы и мог отнести ее в расходы.
Начиная с 06.08.2011 г. в пункт 177.4 НКУ были внесены изменения Законом № 3609 и в перечень расходов, которые уменьшают доход предпринимателя для обложения НДФЛ, стали попадать только расходы операционной деятельности. Их перечень определяется согласно пунктам 138.4, 138.6 — 138.9, 138.11, подпунктам 138.10.2 — 138.10.4 НКУ.
В свою очередь подпункт 138.10.6 НКУ к расходам операционной деятельности не относится, согласно классификации НКУ в нем приведены прочие расходы обычной деятельности, а следовательно, далее отражать в расходах частичную оплату стоимости лицензии за 2011 год и следующие годы предприниматель не имел права.
В то же время еще раз хотим обратить внимание, что начислять штрафные санкции проверяющие могли только по отраженным в расходах суммам оплаты лицензии после 06.08.2011 г.
Документы консультации
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.
Закон № 3609 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI.