Темы статей
Выбрать темы

Электронная проверка: доступно только единоналожникам

Редакция СД
Статья

Электронная проверка: доступно только единоналожникам

С 01.01.2014 г. отдельным категориям налогоплательщиков будет предоставлена возможность проходить документальную проверку в электронном виде.

Есть ли какие-то преимущества в таком виде проверки? Каков порядок ее проведения? Чем она отличается от обычной? Об этом и многом другом вы узнаете далее.

Яна КЛЫЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Первый вопрос, который волнует буквально каждого: «Что же такого особенного в электронной проверке?»

Как минимум можно выделить такие «изюминки»:

— ее инициирует сам плательщик (путем подачи заявления), а не контролирующий орган. Причем со временем Миндоходов планирует сделать доступным такой проверочный сервис для всех налогоплательщиков. А пока, с 01.01.2014 г., будет «тренироваться» на единоналожниках;

— штрафы за выявленные нарушения гораздо меньше, чем при стандартной проверке.

Далее поговорим подробнее о такой проверке: кого касается, что собой представляет и есть ли в ней смысл.

Кто может заказать электронную проверку

Электронная проверка — это право налогоплательщика, а не обязанность. Иными словами, ее можно заказать во внеплановом режиме. Но воспользоваться этой услугой могут не все. Какие же критерии применяют для отбора заказчиков?

Во-первых, с 01.01.2014 г. провериться таким образом смогут только единоналожники (причем, по идее, как физические, так и юридические лица).

Заметим, что остальным субъектам хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса* этот сервис будет доступен с 01.01.2015 г. В частности, с указанной даты к единоналожникам примкнут предприниматели-общесистемщики и «независимые профессионалы». В свою очередь, прочие налогоплательщики правом на электронную проверку смогут воспользоваться не ранее чем с 01.01.2016 г. Такая очередность предусмотрена пунктом 16 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ.

* Критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории лиц микро-, малого и среднего бизнеса приведены в пункте 3 статьи 55 ХКУ.

Во-вторых, как ни досадно, даже среди единоналожников право на дистанционную проверку имеют лишь избранные. Инициировать ее смогут только единоналожники с незначительной степенью риска, определенной в соответствии с пунктом 77.2 НКУ.

Критерии отбора плательщиков по степени риска для целей проведения контрольных мероприятий приведены в Методрекомендациях № 190.

В-третьих, электронная проверка доступна только тем единоналожникам, которые ведут учет деятельности и составляют первичные документы в электронном виде. Именно этот критерий вызывает больше всего вопросов.

В частности, ключевым учетным регистром предпринимателя-единоналожника является Книга учета доходов (и расходов), утвержденная приказом № 1637. Но она, как известно, ведется только в бумажном виде. Из-за этого получается, что у них нельзя провести электронную проверку правильности начисления и уплаты единого налога. По этой же причине сомнительны электронные проверки и других налогов. Однако миндоходовцы планируют устранить такую нестыковку.

Так, на официальном сайте Миндоходов (http://minrd.gov.ua) размещен проект приказа Миндоходов «Об утверждении формата и порядка предоставления документов в электронной форме для проведения электронной проверки» от 30.10.2013 г.

Заметим, что проект предусматривает утверждение электронных форматов документов, которые предоставляет плательщик для проведения электронной проверки:

— Журнала хозяйственных операций и приложений к нему;

— Книги учета доходов (для единоналожников групп 1 и 2, а также групп 3 и 5, которые не зарегистрированы плательщиками НДС);

— Книги учета доходов и расходов (для единоналожников групп 3 и 5 — плательщиков НДС).

Похоже, что предпринимателям на едином налоге, как и общесистемщикам, вскоре станет доступна электронная версия главного предпринимательского регистра.

Без таких изменений электронные проверки для предпринимателей-единоналожников будут возможны только «де-юре».

Неясная ситуация и с первичкой. Случаи, когда все такие документы налогоплательщика представлены в электронном формате, на практике редкость. При этом Миндоходов пока ничего не разъяснил относительно ситуации, когда учет ведется единоналожником в электронном виде частично. А вот те единоналожники, которые составляют первичные документы на бумажных носителях, права на электронную проверку не имеют однозначно, даже если соблюдены все прочие условия.

Важно

С 01.01.2014 г. заказчиком электронной проверки может быть единоналожник (юрлицо или предприниматель) с незначительной степенью риска, определенной в соответствии с пунктом 77.2 НКУ, который ведет учет деятельности и составляет первичные документы в электронном виде.

Таким образом, круг заказчиков, которым будет доступна новая услуга от Миндоходов, довольно узок.

Что могут проверить

Забегая вперед отметим, что заказчик сам выбирает перечень налогов, которые нужно проверить. Следовательно, единоналожники могут заказать проверку правильности начисления и уплаты единого налога; НДС (для плательщиков такого налога); НДФЛ (для предпринимателей-работодателей, а также выплачивающих вознаграждения по гражданско-правовым договорам) и других налогов.

Полагаем, что без внимания не останется и ЕСВ, ведь теперь он относится к компетенции Миндоходов.

Кстати, по нашему мнению, те юрлица, которые перешли на уплату единого налога с 01.01.2014 г., также могут заказать проверку налога на прибыль.

А вот соблюдение валютного и прочего законодательства (в частности, проверки РРО), по всей видимости, фактически не охватывается электронными проверками. По крайней мере, в форме заявления заказ таких проверок не предусмотрен.

 

Быть или не быть?

Проверочные мероприятия, как правило, нагоняют «страх и ужас» на предпринимателей. Особенно, когда проверяющие наносят визит неожиданно, т. е. в ходе внеплановой проверки. Поэтому на страницах нашего издания мы часто даем вам рекомендации по самообороне в таких случаях. Но у электронной проверки есть приятная особенность: она осуществляется только по желанию налогоплательщика. Следовательно, обороняться просто не от чего: хотите, чтоб вас проверили, — «заказывайте» проверку; не хотите — никто вас не заставит. К тому же, как мы уже отметили, доступна такая проверка далеко не каждому единоналожнику.

Так все же: рискуют или выигрывают те, кто решится провериться дистанционно? Пока однозначно ответить на этот вопрос сложно.

С одной стороны, есть вполне весомые плюсы. Один из главных состоит в том, что по результатам электронной проверки налоговики не будут самостоятельно начислять налоговые обязательства. Такой вывод следует из подпункта 54.3.2 НКУ.

Иными словами, если по результатам электронной поверки специалисты территориального органа Миндоходов выявят занижения налоговых обязательств, то налогоплательщик, помимо суммы недоплаты, должен будет уплатить «самоштраф» и пеню.

Напомним

«Самоштраф» предусмотрен пунктом 50.1 НКУ и составляет:

3 % от суммы недоплаты, если ошибка исправляется путем подачи уточняющего расчета. Кстати, в этом случае сумму недоплаты и такой «самоштраф» следует уплатить авансом, т. е. до подачи уточняющего расчета;

5 % от суммы недоплаты, если ошибка прошлых периодов исправляется в составе текущей декларации.

В свою очередь, правила расчета пени определены в статье 129 НКУ.

Это гораздо «дешевле», чем штрафы по статье 123 НКУ, которые грозят налогоплательщику, если недоплату выявят в ходе обычной проверки:

25 % от суммы налогового обязательства, определенного проверяющими;

50 % от суммы налогового обязательства, если в течение 1095 дней проверяющие повторно определят его самостоятельно.

Заметим, что налоговики на местах порой совсем либерально трактуют нормы НКУ, касающиеся электронных проверок. Так, по мнению ГУ Миндоходов во Львовской области, такие проверки являются добровольными и бесплатными и не влекут за собой штрафных санкций. Но это, скорее, поспешные выводы и самоштрафы за выявленные нарушения применять все же придется.

Помимо экономии на штрафах, миндоходовцы называют следующие преимущества новой услуги:

— дистанционное обслуживание (налогоплательщика не отвлекают от работы);

— минимизация влияния человеческого фактора (полагаем, тут миндоходовцы немного приукрасили: вряд ли без сотрудников налоговой тут обойдется);

— повышение качества проведения проверки (интересно, а обычные проверки проводят «некачественно»?);

— сокращение срока проведения проверки (электронная проверка является разновидностью документальной внеплановой проверки, сроки проведения которой определены пунктом 82.2 НКУ и составляют: для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней; для предпринимателей без наемных работников (и при наличии условий, определенных в пункте 82.2 НКУ) — 3 рабочих дня. Получается, что электронная проверка будет проходить еще быстрее);

— уверенность в правильности и полноте налогообложения осуществляемых финансово-хозяйственных операций и т. д.

И все же, есть у электронных проверок и отрицательные моменты.

Во-первых, пока отсутствует нормативная база. Некоторые технические моменты проведения такой проверки до сих пор остаются совершенно непонятными.

Во-вторых, по всей видимости, налоговики все же смогут налагать админштрафы по итогам такой проверки.

Ну и в-третьих, проведение электронной проверки не гарантирует, что проверяющие не нагрянут с реальной проверкой. Так, если налогоплательщик не подает уточняющий расчет в течение 20 рабочих дней со дня составления справки о проведении электронной проверки, которой выявлено нарушение, контролирующий орган имеет право на проведение внеплановой проверки за соответствующий период (пункт 50.3 НКУ).

Наш совет: торопиться пока не стоит, а дальше будет видно. Мы будем держать вас в курсе развития событий и обязательно подробно расскажем обо всех практических нюансах.

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Методрекомендации № 190 — Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 01.04.2011 г. № 190.

Приказ № 1637 — приказ Минфина «Об утверждении форм книги учета доходов и книги учета доходов и расходов и порядков их ведения» от 15.12.2011 г. № 1637.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше