Темы статей
Выбрать темы

Юридическая поддержка. Как обжаловать решение налоговиков в вышестоящем органе

Редакция СД
Статья

Как обжаловать решение налоговиков в вышестоящем органе

Как бы сильно предприниматель не стремился дружить с налоговиками, они все равно останутся по разные стороны баррикад. А значит, не обойдутся без споров и разногласий.

Но так уж повелось, что, отстаивая свои права, налогоплательщикам нужно опираться не только на букву закона, но и на правила обжалования. Тогда успех будет обеспечен.

О том, как правильно жаловаться на начисленные налоговиками обязательства или их решения вышестоящему руководству, вы узнаете ниже.

Оксана ХМЕЛЕВСКАЯ, консультант газеты «Собственное Дело»

Способы отстоять свои интересы

Предприниматель получил от органа Миндоходов уведомление-решение (другой акт), но не согласен с предписанием или суммой налогового обязательства. Может ли он отстоять свои интересы, если законодательство говорит в его пользу?

Да, у него есть полное право пожаловаться вышестоящему руководству налоговиков (в административном порядке), в суд или по очереди применить оба способа борьбы.

Обжаловать можно решения налоговиков, которые влияют на права и обязанности плательщика (акты индивидуального действия):

— налоговые уведомления-решения, в том числе не связанные с нарушениями законодательства, например, с суммой земельного налога;

— налоговые требования;

— уведомления об отказе в принятии отчетности;

— приказы о проведении проверок*;

— решения об НДС-разрегистрации и т. п.

* В письме ГНСУ от 26.09.2011 г. № 2096/6/22-2314/155 налоговики указали, что приказ о проведении проверки не является актом индивидуального действия, в связи с чем не подлежит обжалованию, однако очевидно, что это мнение противоречит законодательству.

Кстати, индивидуальные налоговые консультации можно обжаловать только в суде. А вот акты проверок невозможно обжаловать ни в административном, ни в судебном порядке (письмо ГНСУ от 31.07.2012 г. № 20727/7/10-0217/2986).

Далее рассмотрим каждый этап административного обжалования.

 

Административное обжалование

Основные моменты подготовки и подачи жалобы в налоговый орган и их последовательность представим в виде схемы. Подробнее о каждом из них вы узнаете ниже.

 

img 1

Рис. 1. Процесс подготовки жалобы

 

Учтите, что неправильный шаг на одном из этих этапов оставит жалобу без рассмотрения. А это означает, что добиться правды можно будет только в суде.

 

Срок подачи жалобы

Прежде всего обратите внимание на вид несправедливого решения. От этого будет зависеть и срок, в течение которого можно подать жалобу.

 

30 календарных дней, следующих за днем получения

10 календарных дней, следующих за днем получения

Для налоговых уведомлений-решений по форме «Ф»
(об определении денежного обязательства по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства)

Для налоговых уведомлений-решений, кроме формы «Ф», например: — по результатам проверок (форма «Р»); — о штрафе за нарушение предельного срока уплаты суммы денежного обязательства (форма «Ш»); — о штрафе за самостоятельное отчуждение активов, находящихся в налоговом залоге (форма «З»); — о штрафе за нарушение другого законодательства (форма «С»); — о штрафе или пене за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности (форма «У») и т. д.

 

Таким образом, решения налоговиков с тридцатидневным сроком обжалования на практике встречаются не так уж часто. В то же время десятидневный срок действует при обжаловании решений в части патентования и уплаты сбора за некоторые виды предпринимательской деятельности. Также он работает и при обжаловании решений о штрафных санкциях в сфере РРО, обращения наличности и ВЭД. Объясняется это тем, что согласно подпункту 14.1.265 НКУ они являются частью налоговых штрафных санкций.

Обратите внимание

Если последний день отведенного срока припадет на выходной/праздничный день, то он переносится на следующий за ним рабочий день (пункт 56.13 НКУ).

Приведем пример. Если налоговое уведомление-решение о доначислении денежных обязательств (а также о начислении штрафов и пени) получено 17.12.2013 г., то жалобу необходимо подать не позднее 27.12.2013 г. Если аналогичное решение получено 18.12.2013 г., то предельным днем подачи станет уже 30.12.2013 г. (из-за того, что предельный срок подачи жалобы переносится с выходного на следующий за ним рабочий день).

Важно

Если плательщик пропустит установленные в НКУ сроки, то со следующего дня после предельного срока подачи жалобы процедура обжалования считается оконченной (подпункт 56.17.1 НКУ). В этот же день денежные обязательства приобретут статус согласованных со всеми вытекающими последствиями.

Оформляем жалобу

Жалоба составляется в письменной форме и должна иметь следующие реквизиты (пункт 6 Положения № 1203):

1) фамилия, имя, отчество, местожительство, а также адрес, по которому следует направить решение по жалобе;

2) наименование органа Миндоходов, которым выдано налоговое уведомление-решение или любое другое решение, дата и номер, название налога, сбора или штрафной (финансовой) санкции и сумма;

3) суть затронутого вопроса, просьбы или требования, причины несогласия налогоплательщика с суммой денежного обязательства, определенного налоговым органом, или несогласия с другим его решением;

4) информация о том, уведомил или нет налогоплательщик орган Миндоходов о подаче жалобы органу высшего уровня;

5) подпись предпринимателя. Если жалоба подается его представителем, то к ней прилагается копия доверенности.

Обратите внимание

По желанию предприниматель прилагает к жалобе надлежащим образом заверенные копии документов, расчеты и доказательства (пункт 56.3 НКУ). Хотя делать это совсем не обязательно.

Далее приведем образец жалобы в орган Миндоходов.

 

 

img 2
img 3

 

Жалобу на решение налоговиков подают лично или отправляют по почте. Во втором случае делают опись вложения.

 

Куда подается жалоба

В каком органе нужно отстаивать свои интересы, вы узнаете из следующей таблицы.

Органы налоговой службы, в которые могут подаваться жалобы

№ п/п

На чье решение подавать жалобу

Куда подавать жалобу

1

Налоговой инспекции

В контролирующие органы в АР Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональные территориальные органы (на сегодня это территориальные управления Миндоходов в соответствующих областях)

2

Контролирующих органов в АР Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональных территориальных органов и таможень

В Миндоходов

 

Важно

При этом одновременно с подачей жалобы обязательно уведомите налоговый орган, который принял обжалуемое решение (пункт 56.5 НКУ).

Результат обжалования

Теперь о конечной цели нашего мероприятия — результате обжалования. Конечно же, для предпринимателя самым желанным станет решение, вынесенное в его пользу.

Заметим: если он правильно сделал предыдущие шаги, то на время обжалования приостанавливается срок уплаты обязательства по налоговому уведомлению-решению (решению). Однако важно, что исполнение останавливается именно по денежному обязательству, т. е. по сумме налога и штрафной санкции (подпункт 14.1.39 НКУ).

Если налогоплательщик получил решение по иному вопросу, то обжалование не прекратит его исполнения (например, решение о передаче его активов в налоговый залог или если денежное обязательство определено не в уведомлении- решении, а в налоговом требовании). Это значит, что пока в Миндоходов будут рассматривать жалобу, срок выполнения этого решения продолжает отсчитываться.

Налоговики должны направить решение по жалобе (или решение о продлении срока ее рассмотрения) в течение 20 календарных дней или продленного ими срока. В противном случае она считается полностью удовлетворенной.

Исход событий может быть и не столь радостным — налоговики вынесут решение не в пользу налогоплательщика (частично или полностью). В таком случае можно действовать по одному из двух вариантов:

— либо смириться с горькой участью и выполнить решение налоговиков;

— либо в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения, снова подать жалобу, но уже в Миндоходов.

Отметим, что решение по результатам рассмотрения жалобы выдается лично (под подпись) или отсылается письмом с уведомлением о вручении.

А кроме того, за предпринимателем остается право на восстановление своих интересов в суде (об этом читайте в следующем номере).

На рис. 2 (с. 22) схематически изображен процесс административного обжалования.

Выводы

Налоговикам, как и всем людям, свойственно ошибаться. Поэтому они выносят необоснованное решение или начисляют завышенные суммы налогов либо штрафных санкций. Однако у налогоплательщика есть право подать жалобу на их решение или рассчитанную сумму налога в административном порядке, т. е. в вышестоящий орган Миндоходов.

Обжаловать можно решения налоговиков, которые влияют на права и обязанности плательщика (акты индивидуального действия), например, сумму налогового обязательства в присланном уведомлении-решении.

Для тех, кто собирается жаловаться вышестоящему органу Миндоходов, важно не пропустить срок для подачи жалобы. В большинстве случаев он составляет 10 календарных дней после получения уведомления-решения.

Пока орган Миндоходов будет рассматривать желобу, приостанавливается срок уплаты денежного обязательства, из-за которого и возник спор.

Жалобу на решение налоговой инспекции подают в контролирующие органы в АР Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, территориальные управления Миндоходов. Процедура административного обжалования дает возможность дойти даже до Миндоходов.

Налоговики должны направить решение по жалобе (или решение о продлении срока ее рассмотрения) в течение 20 календарных дней (или продленного срока). В противном случае она считается полностью удовлетворенной.

Тем не менее даже если представители Миндоходов на всех уровнях откажут, то у предпринимателя остается право обратится с иском в административный суд. Кстати, сделать это можно и сразу, не прибегая к жалобам в органы Миндоходов.

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Положение № 1203 — Положение о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденное приказом Минфина от 19.11.2012 г. № 1203.

 

img 4

Рис. 2. Этапы административного обжалования

 

* Если предприниматель решит обратиться в суд, то подробнее о том, как это сделать, можно прочитать в следующем номере «СД». Заметим, что совсем не обязательно подавать иск в суд только после административного обжалования — в суд можно обратится сразу.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше