Темы статей
Выбрать темы

Что изменилось в законодательстве в 2013 году

Редакция СД
Статья

Что изменилось в законодательстве в 2013 году

 

Традиционно в начале года мы рассказываем нашим читателям о самых важных изменениях в налоговом законодательстве, которые приготовил новый 2013 год.

В данной статье мы поговорим об особенностях работы на упрощенной системе налогообложения, основных налогах и сборах (НДС, НДФЛ, ЕСВ и др.), а также об использовании РРО, баз персональных данных и о регистрации прав на недвижимость.

 

Таблица 1

Упрощенная система налогообложения

Изменения

Как было в 2012 году

Как будет в 2013 году

Штрафные санкции

В 2012 году к плательщикам единого налога не применялись штрафные санкции за нарушение порядка заполнения налоговых деклараций плательщика единого налога, а также начисления и полноты уплаты сумм единого налога (пункт 7 подраздела 10 раздела ХХ НКУ)

С 01.01.2013 г. к единоналожникам за допущенные ими нарушения налогового законодательства применяются штрафы в полном объеме (пункт 7 подраздела 10 раздела ХХ НКУ)

Не применялись нормы подпункта 2 пункта 293.4 и подпункта 7 подпункта 298.2.3 НКУ, а именно: плательщики единого налога групп 1 и 2 не облагали налогом по повышенной 15 %-й ставке доход, полученный ими от деятельности, не указанной в Свидетельстве плательщика единого налога, и не обязаны были переходить на общую систему налогообложения

С 01.01.2013 г. применяются санкции в отношении плательщиков единого налога групп 1 и 2 за доходы, полученные ими в рамках запрещенных (не указанных в Свидетельстве плательщика единого налога) видов деятельности (пункт 2 подраздела 8 раздела ХХ НКУ)

За ошибки, допущенные в 2012 году плательщиками единого налога при ведении Книги учета доходов и Книги учета доходов и расходов, не применялись административные штрафы, предусмотренные статьей 1641 КУоАП

С 01.01.2013 г. единоналожники-физлица могут быть привлечены к административной ответственности согласно статье 1641 КУоАП за нарушение порядка ведения Книги учета доходов (доходов и расходов)

Упрощенная система

 

Для субъектов упрощенной системы налогообложения Законом № 5503-VI
предусмотрен ряд новшеств:
— введение для единоналожников группы 2 налогового периода — календарный год (вместо календарного квартала);
— отмена ограничений по критерию количества наемных работников для групп 5 и 6 плательщиков единого налога;
— снижение ставки единого налога для единоналожников групп 5 и 6 с 7 и 10 % до 5 и 7 % соответственно;
— введение электронной формы заполнения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Также предусмотрено включение в состав дохода плательщика группы 5, являющегося плательщиком НДС, суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (по дате списания)

 

Таблица 2

Налоги и сборы

Изменение

Его суть

1

2

НДС

Поставка программной продукции

Освобождены от обложения НДС операции по поставке программной продукции. При этом сам термин «программная продукция» расшифрован как:

1) результат компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и/или обучающей компьютерной программы (их компонентов), интернет-сайтов и/или онлайн-сервисов;

2) криптографические средства защиты информации.

Такая льгота будет действовать до 01.01.2023 г. (пункт 261 подраздела 2 раздела XX НКУ)

Обычные цены

С 01.01.2013 г. начала действовать статья 39 НКУ, устанавливающая порядок применения и методы определения обычной цены.

Соответственно с этой даты утратил силу «обычноценовой» пункт 1.20 Закона о налоге на прибыль.

Как и прежде, обычной ценой является договорная цена, если иное не установлено НКУ и не доказано обратное.

Обязанность по доказательству того, что цена договора (сделки) не отвечает уровню обычной цены, возлагается на налоговый орган.

При этом во время проведения проверки налоговики имеют право направить запрос относительно обоснования налогоплательщиком уровня обычных цен, на который тот обязан ответить или сослаться на то, что налоговый орган должен самостоятельно обосновать, что примененные цены не соответствуют уровню обычных цен. Подробнее новый порядок применения обычных цен мы рассмотрели на с. 31 этого номера

Акцизный налог

Ставки акцизного налога

С 01.01.2013 г. ставка акцизного налога для спиртовых дистиллятов, а также спиртных напитков, полученных путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда (коды согласно УКТ ВЭД 2208 20 12 00, 2208 20 62 00), составляет 45,87 грн. за литр 100 % спирта

Экологический налог

Неплательщики эконалога

Плательщиками эконалога с 01.01.2013 г. не являются субъекты хозяйствования, временно размещающие отходы на своей территории до захоронения в специально отведенных местах

Ставки эконалога

Согласно пункту 2 подраздела 5 раздела ХХ НКУ в 2013 году ставки экологического налога составляют 75 % размера ставок, установленных статьями 243 — 246 НКУ.

При этом Кабмин уполномочен ежегодно до 1 июня вносить в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в НКУ в отношении ставок налогообложения по ряду налогов и сборов, среди которых и экологический налог (абзац девятый пункта 4 раздела XIX НКУ)

НДФЛ

Правила освобождения от НДФЛ при продаже собственной продукции животноводства групп 1 — 5, 15, 16 и 41 согласно
УКТ ВЭД

С 01.01.2013 г. доходы от такой продажи освобождаются от обложения НДФЛ при условии, что их сумма в совокупности за год не превысит 100 размеров минзарплаты, установленной на 1 января отчетного года.

Причем для такого освобождения Справка о самостоятельном выращивании, разведении, откармливании продукции животноводства не нужна. Если сумма дохода превысит указанный порог, физлицу придется получить в сельском (поселковом или городском) совете такую справку в произвольной форме, которую нужно предоставить в орган ГНС.

В случае получения Справки НДФЛ должна облагаться только сумма превышения

Операции по отчуждению транспортных средств

С 01.01.2013 г. доход физлица, полученный от продажи (обмена) в течение года одного из объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля, и/или мотоцикла, и/или мопеда, не подлежит налогообложению.

Доход, полученный плательщиком НДФЛ от продажи (обмена) в течение года двух и более объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля, и/или мотоцикла, и/или мопеда, подлежит налогообложению по ставке 5 %

Доход от продажи (обмена), наследства легкового автомобиля, мотоцикла, мопеда с целью обложения НДФЛ

С 2013 года доход от продажи (обмена) легкового автомобиля, мотоцикла, мопеда определяется исходя из цены, указанной в договоре покупки-продажи (обмена),
но не ниже (по выбору плательщика налога):
среднерыночной стоимости соответствующего транспортного средства (будет определяться ежеквартально Минэкономики в порядке, установленном КМУ, и оглашаться на официальном веб-сайте Минэкономики до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом);

или
оценочной стоимости соответствующего транспортного средства, определенной по закону (абзац третий пункта 173.1 НКУ)

ЕСВ

Одна платежка для уплаты ЕСВ со всех выплат

С 01.01.2013 г. ЕСВ со всех выплат нужно перечислять одной платежкой на новые счета Пенсионного фонда

Сбор в Пенсионный фонд

Покупка легкового автомобиля

Сбор в Пенсионный фонд с 04.12.2012 г. уплачивается только при первой регистрации легковых автомобилей.

Установлен дифференцированный размер ставки сбора в зависимости от стоимости приобретаемого автомобиля.

Размеры ставки сбора приведены в «СД», 2013, № 1, с. 13

Налог на недвижимость

Взимается с 01.01.2013 г.

С 01.01.2013 г. взимается налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка.

Характеристики этого налога приведены в «СД», 2013, № 1, с. 13

 

Таблица 3

Другие изменения

Изменение

Его суть

1

2

РРО-отчетность

С 01.01.2013 г. субъектам хозяйствования, использующим РРО, придется подавать в органы ГНС (по проводным или беспроводным каналам связи):

1) при использовании РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, или ЭККР, создающих контрольную ленту в печатном виде, — копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или присоединенных к ним модемов;

2) при использовании РРО, которые создают контрольную ленту в печатном виде
(за исключением ЭККР), — информацию об объемах расчетных операций в наличной/безналичной форме (об объемах операций по купле-продаже инвалюты), содержащейся в фискальной памяти.

Предоставление данной информации в органы ГНС избавляет их от необходимости ежемесячного предоставления отчета по форме № ЗВР-1. До момента приобретения такого «специального» РРО или модернизации имеющегося РРО субъекты хозяйствования обязаны подавать «бумажный» отчет по форме № ЗВР-1.

Для субъектов хозяйствования, для которых предоставление информации в органы ГНС по проводным и беспроводным каналам связи не предусмотрено (например, при использовании КУРО и РК), ничего не изменится: они продолжат подавать отчет по форме № 1-ЗВР (не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца), причем способ такой подачи может быть как бумажным, так и электронным.

Для предоставления отчетности по проводным и беспроводным каналам связи субъектам хозяйствования придется:

1) купить РРО, который может создавать контрольную ленту в электронной форме и содержит в себе встроенный модем;

2) модифицировать РРО, который уже имеется в наличии, присоединив к нему модем и доработав соответствующую версию программного обеспечения.

Для реализации обоих вариантов субъектам хозяйствования следует обращаться в соответствующие центры сервисного обслуживания.

С 01.01.2013 г. и до 01.07.2013 г. законодатель предусмотрел адаптационный период, в пределах которого неосуществление указанных действий не будет приводить к наложению штрафов. Несмотря на это советуем субъектам хозяйствования отслеживать информацию о появлении соответствующих РРО/модемов и не медлить с их приобретением (модификацией уже имеющихся)

Новшества в работе
с персональными данными

С 20.12.2012 г. вступил в силу Закон № 5491 и внес изменения в Закон о защите ПД.

Рассмотрим появившиеся в связи с этим новшества в работе с персональными данными (далее — ПД).

Владельцы ПД освобождены от обязанности регистрировать базы ПД, ведение которых связано с обеспечением и реализацией трудовых отношений. То есть работодатель больше не должен регистрировать базы ПД, в которых содержатся сведения о его работниках (не нужно регистрировать базу данных «Работники»). Однако нужно обратить внимание, что это не освобождает работодателя от других обязанностей, а именно:
уведомление его о владельце ПД (работодателе), составе и содержании собранных ПД, цели сбора ПД;
— соблюдение порядка обработки ПД в базах ПД; обеспечение защиты ПД работника и т. д.

При этом, если говорим об обработке работодателем ПД работника на основании КЗоТ, уведомление должно произойти в течение 10 рабочих дней со дня сбора ПД, хотя в Законе о защите ПД уже не сказано, что обязательной является именно письменная форма уведомления (но, на наш взгляд, лучше продолжать придерживаться именно письменной формы). При этом также напомним, что в некоторых своих разъяснениях Госслужба по защите ПД говорит о необходимости получения от работника согласия на обработку его ПД. Если мы идем именно по такому пути, то уведомление должно происходить уже при получении ПД от работника.

Как и ранее, подлежат регистрации другие базы ПД (например, «Клиенты», «Контрагенты»). При этом, для Госслужбы по защите ПД процесс регистрации баз упростился: они уже не обязаны уведомлять заявителя о получения заявления, а решение о регистрации базы принимается в течение 30 рабочих дней (ранее 10, хотя этот срок работал лишь на бумаге). Также чиновники Госслужбы по защите ПД говорят о том, что в скором времени процедура регистрации упростится и для заявителей.
В частности, будет упразднено свидетельство о регистрации базы ПД.

К действующим основаниям для обработки ПД (согласие физлица или возможность обрабатывать ПД в силу требований закона) добавились новые. Среди них для субъектов хозяйствования интерес представляет такое основание, как заключение и выполнение сделки, стороной которой является субъект ПД или которая заключена в пользу субъекта ПД/для осуществления мероприятий, предшествующих заключению такой сделки по требованию субъекта ПД.

То есть заключение сделки с физлицом само по себе является основанием для обработки его ПД. Поэтому при заключении сделки получать дополнительно согласие не нужно.

В то же время, если ПД из договоров мы будем помещать в автоматизированную систему или в «бумажные» картотеки, где эти ПД будут определенным образом структурированы, то субъекта ПД (с ПД которого мы имеем дело), нужно в течение
10 рабочих дней со дня сбора ПД уведомить о владельце ПД, составе и содержании собранных ПД, правах такого субъекта, цели сбора ПД, лицах, котором передаются собранные ПД. При этом в Законе о защите ПД уже не сказано, что обязательной является именно письменная форма уведомления.

Важным также является законодательное закрепление права Госслужбы по защите ПД проводить выездные и безвыездные проверки владельцев и/или распорядителей ПД.

Подробнее о новшествах в сфере ПД мы поговорим в одном из следующих номеров «СД»

Регистрация вещных прав на недвижимое имущество

С 01.01.2013 г. госрегистрацию вещных прав на недвижимое имущество вместо БТИ осуществляют:

1) нотариусы — в случае совершении ими нотариальных действий (при этом Госрегистрация будет производиться одновременно с такими действиями):

1.1) с недвижимым имуществом. Например, нотариус должен регистрировать права, возникающие из договоров купли/продажи, дарения недвижимости (за исключением той, которая находится в налоговом залоге), иных оснований, предусматривающих переход права собственности на нее. Кроме того, в ведении нотариусов находится регистрация права пользования зданием или иным капитальным строением
(их отдельной частью) — причем отметим, что она будет обязательной лишь при условии, что договор аренды заключен на срок от трех лет и более.

Что касается аренды жилья, то в этом случае регистрация права пользования не потребуется, даже если заключение соответствующего договора производится
с участием нотариуса (к примеру, в ситуации с договором аренды жилья с выкупом).

Обратите внимание! Свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество нотариус выдавать не сможет (часть 2 статьи 9 Закона № 1878). Его выдает государственный регистратор, который подписывает и скрепляет свидетельство своей печатью. Нотариус же выдает извлечение (часть 1 статьи 28 Закона № 1878);

1.2) с объектами незавершенного строительства (напоминаем, что к таковым относятся здания, сооружения или передаточные устройства, которые фактически не эксплуатируются, поскольку находятся в недостроенном состоянии);

1.3) с недвижимым имуществом и объектами незавершенного строительства, регистрация права собственности на которые произведена согласно законодательству, действовавшему на момент возникновения соответствующих прав собственности;

2) органами государственной регистрации прав, создаваемыми Минюстом и подчиненными Укргосреестру, по местонахождению недвижимости (часть 5 статьи 3 Закона № 1878) — в остальных случаях (срок такой регистрации, как и в настоящее время, составляет 14 дней, однако лишь до 01.01.2014 г., после чего он, в общем случае, сократится до 5 рабочих дней). При этом если недвижимое имущество находится на территории, в пределах которой действуют два и больше органа государственной регистрации, обращаться с этой целью можно будет к любому из них (часть 1 статьи 16 Закона № 1878)

 


Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

УКТ ВЭД — Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности, утвержденная Законом Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 05.04.2001 г. № 2371-III.

Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон № 5491 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О защите персональных данных» от 20.11.2012 г. № 5491-VI.

Закон о защите ПД — Закон Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 г. № 2297-VI.

Закон № 1878 — Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» в редакции от 11.02.2010 г. № 1878-VI.

Законопроект № 10687 — проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» от 06.11.2012 г. № 10687.

 

Материал подготовила Анна Калиновская,
консультант газеты «Собственное Дело»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше