Темы статей
Выбрать темы

Справочник предпринимателя. Расходы общесистемщика: подробный перечень и порядок отражения в Книге УДР

Редакция СД
Статья

Расходы общесистемщика: подробный перечень и порядок отражения в Книге УДР

 

По окончании года общесистемщики должны самостоятельно рассчитать сумму НДФЛ, подлежащую уплате по итогам года. Для этого им нужно знать свой чистый доход за каждый месяц года.

Чистый доход — это разница между выручкой, полученной от предпринимательской деятельности, и расходами, понесенными в ходе такой деятельности.

Однако состав расходов, которые может учесть общесистемщик при подсчете чистого дохода, ограничен. Сюда можно включить только те платежи, которые:

1) подтверждены документально (в том числе, документами, полученными от нерезидентов и составленными согласно правилам других стран);

2) связаны с хоздеятельностью предпринимателя;

3) являются расходами операционной деятельности, т. е. указаны в пунктах 138.4, 138.6 — 138.9, подпунктах 138.10.2 — 138.10.4, а также в пункте 138.11 НКУ (с учетом пунктов 138.2, 138.11, 140.2 — 140.5, статей 142 и 143, а также иных статей НКУ, которые прямо определяют особенности формирования операционных расходов), — пункт 138.1 и подпункт 138.1.1. НКУ.

Все остальные платежи предпринимателя «сгорают» — их нельзя вычесть из выручки при подсчете чистого дохода.

При этом больше всего недоразумений возникает при отнесении платежа к операционным расходам. Определиться с тем, какие именно платежи являются операционными (а значит, предприниматель может учитывать в составе своих расходов), а какие — нет, поможет данный справочник.

 

Платеж

Учитывается ли в расходах предпринимателя

На какую дату записывается
в Книгу УДР

В какую графу Книги УДР записывается

1

2

3

4

Закупочная стоимость товаров

Да. Такой платеж относится к операционным расходам, поскольку это себестоимость приобретенных и реализованных товаров согласно пункту 138.6 НКУ

После оплаты товара и получения его от поставщика (на последнюю из двух дат)

Графа 5

После получения дохода от продажи этого товара (на день получения оплаты за него):
— если товар продан полностью

Вся сумма закупочной стоимости товара, — в графу 6

— если товар продан частично (например, продано 30 % товара)

Часть закупочной стоимости товара, соответствующая объему его продажи (исходя из примера — 30 %), — в графу 6

Ввозная таможенная пошлина (при импорте товара)

Да. Такой платеж относится к операционным расходам, поскольку включается в себестоимость приобретенных и реализованных товаров, о чем прямо сказано в пункте 138.6 НКУ

После оплаты импортного товара и получения его от поставщика (на последнюю из двух дат)

Графа 10

Плата за таможенное оформление (при импорте товара)

На наш взгляд — да. Данный платеж является операционными расходами, поскольку представляет собой затраты на доведение товара до состояния, пригодного для продажи (пункт 138.6 НКУ).

Однако налоговики считают, что раз плата за таможенное оформление (таможенный сбор) прямо не указана в пункте 138.6 НКУ, предприниматель не вправе учитывать ее в расходах

Осторожный предприниматель не будет вносить сумму платы за таможенное оформление товара в Книгу УДР.

Смелый предприниматель, готовый спорить с налоговиками в суде, может воспользоваться следующим аргументом: налоговики разрешили юрлицам включать оплату услуг таможенного брокера в себестоимость импортного товара как расходы на доведение товара до состояния, пригодного для продажисправка 1. А раз так, то платежи за таможенное оформление товара (непосредственно таможенникам) на том же основании могут включаться в расходы, в том числе и предпринимателем

Графа 10

Доставка купленного товара на склад предпринимателя (договор с перевозчиком)

Да. Такой платеж относится к операционным расходам, поскольку включается в себестоимость приобретенных и реализованных товаров, о чем прямо сказано в пункте 138.6 НКУ

В Книге УДР расходы на доставку отражаются после оплаты за доставку товара и подписания акта приема-передачи предоставленных услуг доставки (на последнюю из двух дат)

Графа 10

Налоговики разрешают отражать данные расходы только при наличии ТТН.

Стоимость сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, использованных для изготовления продукции, выполнения работ, предоставления услуг

Если это собственные материалы предпринимателя, то да. Такой платеж относится к операционным расходам и представляет собой материальную составляющую себестоимости изготовленной продукции (работ, услуг) — пункт 138.8 и подпункт 138.8.1 НКУ

После оплаты сырья, материалов, комплектующих или полуфабрикатов и получения их от поставщика (на последнюю из двух дат)

Графа 5

После получения дохода от продажи продукции (работ или услуг), изготовленной из купленных материалов (на последнюю из двух дат):
— если на изготовление проданной продукции (работ, услуг) потрачены все материалы

Вся стоимость материалов — в графу 6

— если на изготовление проданной продукции (работ, услуг) потрачена лишь часть материалов (например, 80 %)

Часть стоимости материалов, потраченная на изготовление проданной продукции (работ, услуг) (исходя из примера — 80 %), — в графу 6

Если это материалы заказчика, то нет. Их стоимость не относится к операционным расходам. При этом рекомендуем в произвольной форме вести учет этих материалов. Во всяком случае хранить расходные накладные на получение этих материалов необходимо во избежание проблем с заказчиком. Кроме того, договором подряда (предоставленных услуг) может быть предусмотрено составление отчета об использовании этих материалов

В Книге УДР не отражаются

В себестоимость каждой изготовленной единицы продукции (работ, услуг) включается стоимость собственных сырья, материалов, комплектующих и полуфабрикатов. Если такое изготовление осуществляется под заказ, то учет довольно простой: все материалы, потраченные на исполнение конкретного заказа, можно записывать в каком-либо документе произвольной формы, например, в материальном отчете (образец см. в «СД», 2012, № 19, с. 8).

А вот при производстве не под заказ, ситуация довольно сложная. Рассчитать себестоимость (вернее, материальную часть себестоимости) единицы изготовленной продукции, работ или услуг без бухучета, по сути, невозможно. Поэтому предприниматель, чтобы обезопасить себя от возможных претензий налоговиков, может составить документ произвольной формы, в котором произвести расчет себестоимости на свое усмотрение. Доказать несостоятельность такого документа налоговики вряд ли смогут. Подробнее о том, как вести учет себестоимости на примере ремонта б/у оборудования, см. в «СД», 2012, № 19, с. 8.

Стоимость материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, использованных в процессе усовершенствования технологии и организации производства

 

Да. Такие расходы относятся к операционным и представляют собой общепроизводственные расходы (пункт 138.8 и подпункт 138.8.5 НКУ)

 

После оплаты сырья, материалов, комплектующих или полуфабрикатов и получения их от поставщика (на последнюю из двух дат)

Графа 5

После использования сырья, материалов, комплектующих:
— если на изготовление проданной продукции (работ, услуг) потрачены все материалы

Вся стоимость материалов — в графу 6

— если на изготовление проданной продукции (работ, услуг) потрачена лишь часть материалов (например, 60 %)

Часть стоимости материалов, потраченная на изготовление проданной продукции (работ, услуг) (исходя из примера — 60 %), — в графу 6

Заработная плата и иные выплаты работникам, которые могут быть отнесены к конкретной продукции, работе или услуге

Да. Такой платеж относится к операционным расходам и представляет собой зарплатную составляющую себестоимости изготовленной продукции (работ, услуг) — пункт 138.8 и подпункт 138.8.2 НКУ

В день выплаты зарплаты

Графа 9 (записывается «грязная» зарплата, без вычета НДФЛ и ЕСВ)

Обратите внимание на такой момент: предприниматель может включать в расходы премии и иные стимулирующие выплаты только при условии, что такая выплата предусмотрена трудовым договором с работником либо указана в положении о премировании (такой документ предприниматель может оформить в письменном виде произвольной формы) — подпункт 142.1 НКУ.

ЕСВ, начисленный на зарплату работников, занятых изготовлением продукции (выполнением работ, предоставлением услуг)

Да. Такой платеж относится к операционным расходам и представляет собой другие прямые расходы на изготовление продукции (работ, услуг) — пункты 138.8 и 143.1 НКУ

В день перечисления ЕСВ на счет ПФУ

Графа 9 (записывается сумма ЕСВ, начисленного на фонд оплаты труда работников по ставкам 36,76 — 49,70 %)

ЕСВ, удержанный с зарплаты работников (ставка 3,6 %), в расходы предпринимателя отдельно не включается.
То же касается и удержанного с работников НДФЛ.

Зарплата работникам аппарата управления производством и ЕСВ, начисленный на их зарплату

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой общепроизводственные расходы (подпункт 138.8.5 НКУ)

В день выплаты зарплаты

Графа 9 (записывается «грязная» зарплата, без вычета НДФЛ и ЕСВ)

Зарплата работникам, занятым усовершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и иных эксплуатационных характеристик, и ЕСВ, начисленный на их зарплату

В день перечисления ЕСВ на счет ПФУ

Графа 9 (записывается сумма ЕСВ,
начисленного на фонд оплаты
труда по ставкам 36,76 — 49,70 %)

Зарплата работникам аппарата управления (например, бухгалтеру, юристу, экономисту и т. п.) и ЕСВ, начисленный на их зарплату

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные (управленческие) расходы (подпункт 138.10.2 НКУ)

В день выплаты зарплаты

Графа 9 (записывается «грязная» зарплата, без вычета НДФЛ и ЕСВ)

В день перечисления ЕСВ на счет ПФУ

Графа 9 (записывается сумма ЕСВ, начисленного на фонд оплаты труда по ставкам 36,76 — 49,70 %)

Обратите внимание! Если предприниматель использует автомобиль, принадлежащий работнику, и выплачивает ему за это компенсацию, то такие платежи можно включить в расходы на основании пункта 142.2 НКУ.

Предприниматель может поступить иначе: заключить с работником как обычным физлицом договор аренды транспортного средства и выплачивать ему арендную плату. Такие платежи можно смело относить на административные расходы. Правда, здесь надо учитывать такой нюанс. Общесистемщики имеют право включить затраты на аренду транспортного средства у физлица (непредпринимателя) в расходы при наличии документа, подтверждающего уплату денежных средств. Как оформить такой документ, рассмотрим в одном из следующих номеров.

Зарплата и комиссионные вознаграждения работникам сбыта (продавцам, торговым агентам и т. п.) и ЕСВ, начисленный на их зарплату

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (подпункт 138.10.2 НКУ)

В день выплаты зарплаты

Графа 9 (записывается «грязная» зарплата, без вычета НДФЛ и ЕСВ)

В день перечисления ЕСВ на счет ПФУ

Графа 9 (записывается сумма ЕСВ, начисленного на фонд оплаты труда по ставкам 36,76 — 49,70 %)

Расходы на оплату служебных командировок работников аппарата управления производством, административного персонала и работников сбыта также включаются в расходы при наличии подтверждающих документов (транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в том числе электронных билетов, посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта, в том числе чартерных рейсов, счетов, полученных из гостиниц (мотелей) или от других лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица, страховых полисов и т. п.).

При этом нужно помнить, что расходы на командировку самого предпринимателя учитывать нельзя .

НДФЛ, уплачиваемый предпринимателем за себя (авансовые платежи и окончательный расчет по итогам года)

Нет. Такие платежи в расходы не включается (подпункт 139.1.6 НКУ)

В Книге УДР не отражается

ЕСВ, уплаченный предпринимателем за себя, т. е. с чистого дохода (авансовые платежи и окончательный расчет по итогам года)

Да. Такие платежи являются прочими операционными расходами, о чем сказано в подпункте 138.10.4 НКУ

В день перечисления ЕСВ на счет ПФУ при наличии соответствующих подтверждающих документов

Графа 10

Ранее налоговики запрещали общесистемщикам включать в расходы ЕСВ за себя, уплаченный по итогам года. В настоящий момент изменилась ситуация относительно отражения суммы ЕСВ за себя в составе расходов общесистемщика. Налоговики в разделе 180.04 ЕБНЗ разместили консультацию, где прямо указывают, что при наличии соответствующих подтверждающих документов предприниматели-общесистемщики имеют право включить в состав расходов сумму ЕСВ, уплаченную в течение отчетного года в виде авансовых платежей, и сумму доплаты ЕСВ по итогам года (саму консультацию и наш комментарий к ней см. в «СД», 2012, № 20, с. 8).

Стоимость основных средств и нематериальных активов производственного назначения

Такие платежи должны включаться в расходы в виде амортизационных отчислений (подпункты 138.8.5, 138.10.2, 138.10.3 и 138.10.4 НКУ). Однако налоговики на протяжении многих лет настаивают на том, что физлица-предприниматели не имеют права начислять амортизацию, а значит, не вправе отражать такие расходы

Подавляющее большинство предпринимателей опасается включать в расходы стоимость приобретенных основных средств, так как в противном случае не избежать судебных тяжб с налоговиками.

Лишь очень смелые предприниматели решают судиться, «выбивая» свое право на амортизацию. Но в данном случае проще поступить иначе — не покупать основные средства, а взять их в аренду. При этом, как будет указано ниже, арендные платежи по основным средствам можно без проблем включить в расходы (подробнее об этом
см. «СД», 2012, № 11, с. 23)

Графа 10 (для смелых предпринимателей, которые учитывают амортизацию, и для тех, кто включает в расходы арендные платежи за основные средства)

Стоимость основных средств и нематериальных активов общехозяйственного назначения

Стоимость основных средств и нематериальных активов, связанных со сбытом

Стоимость основных средств и нематериальных активов, переданных в аренду

Расходы на содержание, эксплуатацию (отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и другие услуги), оперативную аренду основных средств общепроизводственного назначения

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой общепроизводственные расходы (подпункт 138.8.5 НКУ)

В день уплаты денежных средств арендодателю или подписания акта приема-передачи предоставленных услуг, например, аренды (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

Расходы на содержание, оперативную аренду основных средств (в том числе легковых автомобилей) общехозяйственного назначения (отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение, охрана; покупка ГСМ, стоянка и парковка легковых автомобилей)

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные (управленческие) расходы (подпункт 138.10.2 НКУ)

В день уплаты денежных средств или подписания акта приема-передачи предоставленных услуг, например, аренды (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

1. Что касается покупки ГСМ, то такие расходы мы бы рекомендовали включать в графу 10 Книги УДР тем предпринимателям, которые не занимаются перевозками (т. е. основной вид деятельности у них другой, не перевозки).

А вот перевозчикам ГСМ лучше записывать в графы 5 и 6 Книги УДР точно так же, как стоимость приобретенных товаров или материалов (в графу 5 — после их оплаты и получения, а в графу 6 — после получения оплаты за перевозку, в которой были использованы эти ГСМ).

2. Относительно стоимости приобретения запчастей, шин и техобслуживания автомобиля ГНАУ в разделе 180.04 ЕБНЗ дала странное разъяснение, мол это не относится к расходам операционной деятельности, поэтому предприниматели не вправе учитывать расходы, связанные с использованием транспортного средства. Мы со своей стороны с таким утверждением налоговиков категорически не согласны, поскольку никаких законных оснований для подобных утверждений у них нет.

Напротив, согласно подпункту 138.10.2 НКУ в состав операционных расходов предпринимателя включаются расходы на содержание основных средств, а значит, и затраты, например, на техобслуживание автомобиля. Но здесь нужно проявить бдительность.

При замене аккумуляторов и шин поступаем так: если замена происходит в пределах норм, установленных приказом Минтранса от 08.12.97 г. № 420, то она является техобслуживанием автомобиля и относится к расходам на содержание основного средства. А значит, такие расходы можно учесть. Если же замена происходит чаще, чем по нормам, то она не является техобслуживанием, а относится к ремонту. Стало быть, учесть такие расходы предпринимателю будет очень проблематично, а зачастую и попросту невозможно (см. далее «Расходы на ремонт основных средств»).

Расходы на содержание (отопление, освещение, охрана) и аренду основных средств и иных необоротных материальных активов, связанных со сбытом товаров, выполнением работ, предоставлением услуг

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (подпункт 138.10.3 НКУ)

В день уплаты денежных средств или подписания акта приема-передачи предоставленных услуг, например, аренды (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

Расходы на дезинфекцию помещений производственного, хозяйственного или сбытового значения относятся к расходам на содержание этих помещений. А значит, их можно включать в расходы.

Расходы на ремонт основных средств общепроизводственного назначения, общехозяйственного назначения или связанных со сбытом

Налоговики не разрешают предпринимателям учитывать данные расходы, поскольку для их определения нужно оперировать бухгалтерскими понятиями «амортизация» и «балансовая стоимость основных средств».

И все же такие расходы относятся к операционным и прямо указаны в подпунктах 138.8.5, 138.10.2 и 138.10.3 НКУ

Если предприниматель не начисляет амортизацию (не боролся за нее в суде), он не сможет определить ту часть ремонтных расходов, которую можно учесть (10 % от балансовой стоимости всех основных средств на начало года). Поэтому расходы на ремонт основных средств лучше не отражать

Тем же, кто отстоял свое право на амортизацию, можно поступать так:
— включать в расходы стоимость ремонта, не превышающую 10 % от балансовой стоимости всех основных средств на начало года (в день уплаты денежных средств за ремонт);
— остальную стоимость ремонта нужно отнести на балансовую стоимость отремонтированного основного средства (пункт 146.11 НКУ)

Графа 10

Налоговики на протяжении многих лет настаивают на том, что предприниматели-общесистемщики не имеют права начислять амортизацию основных средств, т. е. относить на расходы стоимость основных средств и нематериальных активов производственного, общехозяйственного, сбытового и иного назначения. Именно поэтому подавляющее большинство предпринимателей опасается включать в расходы стоимость приобретенных основных средств, так как в противном случае не избежать судебных тяжб с налоговиками.

Мы неоднократно советовали предпринимателям оформлять покупку основного средства на кого-либо из родственников или надежных друзей. А потом подписывать договор аренды основного средства с собственником этого основного средства. Почему так? Расходы на оперативную аренду основных средств (в том числе, помещений и транспортных средств) относятся к операционным расходам общесистемщика и представляют собой:
— общепроизводственные расходы, если арендовано основное средство общепроизводственного назначения (подпункт 138.8.5 НКУ);
— административные (управленческие) расходы, если арендовано основное средство общехозяйственного назначения (подпункт 138.10.2 НКУ);
— расходы на сбыт, если арендовано основное средство, связанное со сбытом (подпункт 138.10.3 НКУ).

Через арендные платежи предприниматель может включить в расходы довольно-таки дорогостоящую покупку, которой является покупка любого основного средства, и уйти, например, от вопроса с амортизацией.

Расходы на страхование основных средств общепроизводственного назначения

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой общепроизводственные расходы (подпункт 138.8.5 НКУ), административные расходы (подпункт 138.10.2 НКУ) или расходы на сбыт (подпункт 138.10.3 НКУ). Однако не исключено, что налоговики могут быть против таких расходов

Аргументы налоговиков по поводу отсутствия бухучета абсолютно абсурдны, так как определение понятия «основные средства» содержится не только в П(С)БУ 7, но и в самом НКУ (подпункт 14.1.138). Поэтому определить, относятся ли те или иные объекты в состав основных средств, можно и без бухучета. А раз так, значит, у предпринимателей есть полное право включать в расходы стоимость страхования основных средств — на дату уплаты страховых платежей

Графа 10

Расходы на страхование основных средств общехозяйственного назначения

Расходы на страхование основных средств, связанных со сбытом

Обратите внимание: в расходы разрешено включать только страхование имущества. О страховании, к примеру, гражданско-правовой ответственности водителя автотранспортного средства в перечне операционных расходов ничего не говорится. И это понятно. Ведь страхование гражданской ответственности водителя не относится к операционным расходам, а является прочими расходами (подпункт 140.1.6 и пункт 138.1 НКУ). А это означает, что предприниматель не вправе учитывать стоимость такого страхования в составе своих расходов.

На это обращают внимание и налоговики в одном из разъяснений, размещенных в разделе 180.04 ЕБНЗ. И хотя они непонятно почему начали говорить о бухучете, все же логическое зерно в их разъяснении есть, и оно таково: поскольку полное страхование автомобиля (КАСКО), используемого в предпринимательской деятельности, включает в себя «автогражданку», расходы на такое страхование учесть нельзя.

Расходы на охрану труда и технику безопасности, понесенные согласно законодательству

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой общепроизводственные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.8.5 НКУ)

В день уплаты денежных средств или подписания расходной накладной/акта приема-передачи предоставленных услуг (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

Перечень мероприятий по охране труда, финансирование которых можно отнести на расходы, приведен в Перечне № 994 (текст этого документа см. в «СД», 2011, № 20, с. 36).

Расходы, связанные с подтверждением соответствия продукции, систем качества или систем управления качеством/персоналом, систем экологического управления согласно Закону о подтверждении соответствия

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой общепроизводственные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.8.5 НКУ)

В день уплаты денежных средств или получения декларации о соответствии или сертификата соответствия (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

Подтверждение соответствия представляет собой получение документа (декларации о соответствии или сертификата соответствия) после проведения необходимых процедур оценки соответствия, которые доказали выполнение установленных требований.

Перемещение (транспортировка) материалов, деталей, полуфабрикатов, инструментов из складов в цеха, а также доставка готовой продукции из цеха на склад (договор с перевозчиком)

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой прочие общепроизводственные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.8.5 НКУ)

В Книге УДР расходы на такое перемещение отражаются после оплаты и подписания акта приема-передачи предоставленных услуг перевозки (на последнюю из двух дат)

Графа 10

Недостачи в производстве, недостачи и потери от порчи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой прочие общепроизводственные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.8.5 НКУ)

На дату обнаружения недостачи (т. е. оформления документа о потере или недостаче, например, акта списания в произвольной форме)

Графа 10

Нормы естественной убыли материальных ценностей утверждены в зависимости от вида материальных ценностей (хлебобулочные изделия, молоко, мясо, пищевые продукты в стеклянной таре и пр.) соответствующими приказами Минторга СССР и используются до сих пор. Например, Нормы естественной убыли продовольственных товаров, утвержденные приказом Минторга СССР от 26.03.80 г. № 75.

Страхование сырья и материалов, использующихся для изготовления продукции (работ, услуг), при доставке их на склад от поставщика

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и включаются в себестоимость изготовленной продукции (работ, услуг) (пункты 138.1 и 138.9 НКУ)

В день уплаты денежных средств или получения страхового полиса (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

Расходы на прием и обслуживание иностранных представителей и делегаций, прибывших для проведения переговоров (официальный прием: завтрак, обед, ужин; транспортное обеспечение, культурная программа, буфетное обслуживание, оплата услуг переводчика, оплата номеров в отелях)

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.2 НКУ)

В Книге УДР расходы на такие мероприятия отражаются после оплаты и подписания акта приема-передачи предоставленных услуг (на последнюю из двух дат)

Графа 10

Налоговики требуют, чтобы представительские расходы обязательно подтверждались такими документами: приказ о проведении приема, приглашение иностранных делегаций (представителей) и их ответ, смета расходов, акты выполненных работ, накладные на отпуск продукции/товаров со склада, отчет о проведенном мероприятии.

Вознаграждение, выплаченное за консультационные, информационные, аудиторские и иные услуги, необходимые для осуществления деятельности (в том числе оплата за участие работников в конференциях и семинарах для получения указанных услуг)

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.2 НКУ)

В день уплаты денежных средств или подписания акта предоставленных услуг (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

Расходы на оплату услуг связи (почта, телеграф, телефон, телекс, телефакс, мобильная связь и т. п.) в рамках хозяйственной деятельности предпринимателя

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.2 НКУ)

В день уплаты денежных средств или подписания акта предоставленных услуг (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

1. Если у предпринимателя нет возможности подтвердить документально связь оплаченных услуг с хоздеятельностью, включать их стоимость в расходы нельзя. Подтверждающими документами налоговики считают «договоры на подключение, другие соглашения, счета-фактуры; в случае контрактного подключения — детализированные счета от оператора с указанием номеров абонентов и времени их разговоров; журналы учета звонков с указанием целей звонков и их продолжительности по каждому номеру — если подключение осуществляется путем приобретения карточек; ежемесячные письменные отчеты об осуществленных переговорах» (из разъяснения, размещенного в ЕБНЗ).

2. Налоговики разъяснили, что арендатор, для того чтобы включать в расходы стоимость телефонных разговоров (по стационарному телефону), обязан временно (на срок аренды) переоформить на себя договор на получение услуг связи. В противном случае они не разрешат учесть такие расходы.

Расходы на урегулирование споров в судах

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.2 НКУ)

В момент оплаты денежных средств

Графа 10

Плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.2 НКУ)

В момент снятия денежных средств со счета предпринимателя на основании банковской выписки

Графа 10

Другие общехозяйственные расходы (например, изготовление печатей и штампов)

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой административные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.2 НКУ)

В день уплаты денежных средств или подписания акта выполненных работ/предоставленных услуг (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

Расходы на упаковочные материалы для затаривания товаров на складах

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (пункт 138.1 и подпункт 138.10.3 НКУ)

В день уплаты денежных средств или подписания расходной накладной/акта выполненных работ (предоставленных услуг) (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

Расходы на ремонт тары

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (пункт 138.1 и подпункт 138.10.3 НКУ)

В день уплаты денежных средств или подписания акта предоставленных услуг по ремонту (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

Расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (пункт 138.1 и подпункт 138.10.3 НКУ)

В день уплаты денежных средств или подписания акта предоставленных услуг (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

1. По мнению налоговиков, стоимость таких услуг включается в расходы только в том случае, если предприниматель сам лично заказал их у исполнителя. Если же такие услуги для него заказала другая компания (например, комиссионер, специализирующийся на продаже товаров), то включать данные платежи в расходы налоговики не разрешают. Впрочем, в таком случае, получив от комиссионера услуги по продаже товаров, лучше попросить его не выделять отдельно в счете стоимость расходов на рекламу, маркетинг и т. п., а указать только общую стоимость своих услуг (эту сумму можно будет полностью включить в расходы).

2. В состав расходов не включаются в полном объеме расходы, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе в случае, если лицо, в пользу которого осуществляются соответствующие платежи, является нерезидентом, имеющим оффшорный статус (подпункт 139.1.13 НКУ).

Расходы на транспортировку, перевалку и страхование товаров, транспортно-экспедиционные и иные услуги, связанные с доставкой продукции покупателям

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (пункт 138.1 и подпункт 138.10.3 НКУ)

В день уплаты денежных средств или подписания акта предоставленных услуг (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

Расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (пункт 138.1 и подпункт 138.10.3 НКУ)

В день уплаты денежных средств или подписания акта предоставленных услуг (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

Обратите внимание: налоговики запрещают включать в расходы стоимость гарантийного ремонта (обслуживания) товаров, проданных юрлицам, так как на такую категорию покупателей (юрлица) не распространяются требования Закона о защите прав потребителей.

Расходы на перевозку продукции между складами предпринимателя (договор с перевозчиком)

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (пункт 138.1 и подпункт 138.10.3 НКУ)

В Книге УДР расходы на перевозку отражаются после оплаты за перевозку продукции и подписания акта приема-передачи предоставленных услуг (на последнюю из двух дат)

Графа 10

Иные расходы, связанные со сбытом товара (например, подарки покупателям, участие в выставках, ярмарках)

Да. Такие платежи относятся к операционным расходам и представляют собой расходы на сбыт (пункт 138.1 и подпункт 138.10.3 НКУ)

В момент осуществления расходов

Графа 10

Суммы налогов и сборов, начисленных согласно НКУ, ЕСВ, а также другие платежи, установленные законодательными актами (т. е. законами)

Да. Такие платежи представляют собой прочие операционные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.4 НКУ)

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Не включаются в расходы пеня, штрафы и неустойки, полученные по решению сторон договора или по решению суда, а также некоторые налоги, а именно:
— налог на прибыль;
НДС в стоимости купленных товаров (работ, услуг) (при этом, если предприниматель не является плательщиком НДС, суммы этого налога он может включать в расходы);
НДФЛ — как удержанный с работников, так и уплаченный предпринимателем за себя;
сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;
— налоги, удержанные с нерезидентов (подпункты 139.1.6, 139.1.10, 139.1.11 НКУ).

Расходы на информационное обеспечение хозяйственной деятельности предпринимателя, в том числе по вопросам законодательства (приобретение литературы, оплата интернет-услуг, предоплата специализированных периодических изданий)

Да. Такие платежи представляют собой прочие операционные расходы (пункт 138.1 и подпункт 138.10.4 НКУ)

В момент уплаты денежных средств.

Однако если оплата — авансовая (например, подписка на периодику), ее лучше включать в расходы не сразу, а постепенно, частями: в конце каждого месяца — сумму, соответствующую стоимости периодики за один месяц

Графа 10

Расходы, осуществленные в текущем году:
— по которым были утрачены документы, но до конца года они нашлись или восстановлены;
— или которые ошибочно не были учтены

Да. Такие платежи представляют собой производственные, административные, сбытовые или прочие операционные расходы (пункты 138.1 и 138.11 НКУ)

В момент восстановления документов или обнаружения ошибки

Такие расходы отражаются в общем порядке (так же, как если бы по ним не было утраты документов или ошибки)

Возврат товаров/работ/услуг поставщикам или подрядчикам (исполнителям)

При осуществлении таких платежей необходимо откорректировать расходы на стоимость таких товаров/работ/услуг (уменьшить графу 5 (10) Книги УДР) — пункт 140.2 НКУ

В момент возврата товаров/работ/услуг

Графа 5 (10)
(со знаком «-»)

Потери товаров в пределах норм естественной убыли

Да. Такие расходы являются операционными (пункт 140.3 НКУ)

В момент обнаружения потерь (составления соответствующего документа)

Графа 10

 


Справочная информация (справка)

1 Разъяснение налоговиков из ЕБНЗ приводим ниже:

«ВОПРОС. Включается ли в себестоимость импортированного товара стоимость услуг таможенного брокера?

ОТВЕТ. В соответствии с п.п. 138.1.1 п. 138.1 ст. 138 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (далее — НКУ) к расходам, учитываемым при исчислении объекта налогообложения, относятся расходы операционной деятельности. Расходы операционной деятельности, включающие себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и другие расходы берутся для определения объекта налогообложения с учетом пунктов 138.2, 138.11 этой статьи, пунктов 140.2 — 140.5 статьи 140, статей 142 и 143 и других статей НКУ, прямо определяющих особенности формирования расходов плательщика налога. Себестоимость приобретенных и реализованных товаров формируется согласно цене их приобретения с учетом ввозной таможенной пошлины и расходов на доставку и доведение до состояния, пригодного для продажи (п. 138.6 ст. 138 НКУ).

Согласно п. 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 02.11.99 г. под № 751/4044, первоначальной стоимостью запасов, приобретенных за плату, является себестоимость запасов, состоящая из следующих фактических расходов:

сумм, уплачиваемых согласно договору поставщику (продавцу), за вычетом непрямых налогов;

суммы ввозной таможенной пошлины;

суммы непрямых налогов в связи с приобретением запасов, не возмещаемых предприятию;

транспортно-заготовительных расходов;

других расходов, непосредственно связанных с приобретением запасов и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

К таким расходам, в частности, относятся прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы предприятия на доработку и повышение качественно-технических характеристик запасов.

Таким образом, оплата услуг таможенного брокера, непосредственно связанная с приобретением товаров, включается в себестоимость приобретенных товаров и, учитывая нормы п. 138.4 ст. 138 НКУ, признается расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких импортированных товаров».

 

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Перечень № 994 — Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы, утвержденный постановлением КМУ от 27.06.2003 г. № 994.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XIV.

Закон о подтверждении соответствия — Закон Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. № 2406-III.

 

Материал подготовили
 Виталина Мирошниченко,
 Виктория Петрушина —
консультанты газеты
 «Собственное Дело»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше