Темы статей
Выбрать темы

Как заполнить раздел I Реестра выданных и полученных налоговых накладных: вопросы и ответы

Редакция СД
Статья

Как заполнить раздел I Реестра выданных и полученных налоговых накладных: вопросы и ответы

 

В данной статье мы поговорим о порядке заполнения раздела I Реестра выданных и полученных налоговых накладных, в частности о том, какие именно операции в нем фиксируются и как правильно его заполнить. А в следующем номере «СД» рассмотрим заполнение раздела II Реестра.

Наталья БЕЛОВА, Максим НЕСТЕРЕНКО, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

Реестр выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр) по сути является документом, предназначенным для обобщения информации обо всех операциях плательщика НДС. По этой причине согласно пункту 5 раздела I Порядка № 1340 в Реестре отдельно учитываются операции:

— по поставке товаров/услуг, облагаемых НДС по основной или нулевой ставке, освобожденных от налогообложения, не являющихся объектом налогообложения, услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено за пределами таможенной территории Украины;

по приобретению товаров/услуг с целью использования в хозяйственной деятельности плательщика для осуществления операций, облагаемых НДС по основной или нулевой ставке, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, а также не предназначенных для использования плательщиком в хозяйственной деятельности.

В связи с этим Реестр содержит два раздела, в первом из которых отражаются выданные налоговые накладные (составляемые на операции по поставке), а во втором — полученные налоговые накладные (подкрепляющие операции по приобретению).

 

Форма ведения и сроки подачи Реестра

Согласно требованиям пункта 201.15 НКУ и пункта 3 раздела І Порядка № 1340 Реестр ведется в обязательном порядке в электронном виде. Разумеется, что данное требование не запрещает плательщику также распечатывать «для себя» и бумажную версию Реестра, однако налоговым органам необходимо подавать исключительно его электронный вариант.

Так, согласно пункту 201.15 НКУ плательщики ежемесячно в сроки, предусмотренные для представления налоговой отчетности (календарный месяц), в том числе квартальные плательщики НДС (для которых установлен отчетный налоговый период — календарный квартал), подают налоговому органу копии записей в Реестрах в электронном виде. При этом пункт 3 раздела І Порядка № 1340 предусматривает фактически единственную возможность предоставления Реестра в налоговые органы — при помощи телекоммуникационных сетей общего пользования с использованием ключа электронной цифровой подписи (т. е. в формате подачи электронной отчетности, на которую постепенно стараются перевести всех налогоплательщиков).

Заметим, что согласно пункту 10 раздела I Порядка № 1492 копии записей в Реестре в электронном виде являются одной из составляющих налоговой отчетности по НДС. Поэтому, как правило, плательщики, у которых отчетный налоговый период составляет календарный месяц, подают копии записей в Реестре в электронном виде в составе НДС-отчетности — вместе с декларацией по НДС. Что касается квартальных плательщиков НДС, подающих декларацию по НДС ежеквартально, то Реестр им нужно подавать ежемесячно, т. е. в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца (подпункт 49.18.1 НКУ).

 

Что отражается в разделе I Реестра (документы, операции)

Согласно пункту 1 раздела III Порядка № 1340 в разделе I Реестра отражаются:

— выданные налоговые накладные (далее — НН);

— расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к НН (приложение 2 к НН) (далее — РК);

— таможенные декларации (далее — ТД);

— документы бухгалтерского учета.

То есть в раздел I Реестра включаются не только НН, но и другие документы, которые подтверждают начисление налоговых обязательств по НДС при поставке либо свидетельствуют о безНДСной продаже или корректировочных операциях. Дело в том, что в соответствии с пунктом 5 раздела I Порядка № 1340 в разделе I Реестра отдельно должны быть учтены операции по поставке товаров/услуг:

— облагаемые НДС по основнойсправка 1 или нулевой ставке;

— освобожденные от налого-обложения;

— не являющиеся объектом налогообложения;

— услуги за пределами таможенной территории Украины и услуги, место поставки которых определено за пределами таможенной территории Украины.

Как видим, учету в разделе I Реестра подлежат именно операции, поэтому в нем должны фиксироваться в том числе и поставки товаров/услуг, которые не являются объектом обложения НДС согласно статье 196 НКУ, несмотря на то что НН на них не выписываются. Такие операции заносятся в раздел I Реестра на основании первичных документов учета (подпункт 1.4 раздела III Порядка № 1340).

При этом учтите: в Реестре нужно отражать только те «необъектные» операции, которые с точки зрения подпунктов 14.1.191 и 14.1.185 НКУ являются поставкой товаров и поставкой услуг. Что же касается операций, которые не подпадают под эти понятия (например, передача имущества в оперативную аренду или на ответственное хранение; выплата в денежной форме заработной платы, пенсий; размещение/эмиссия и погашение ценных бумаг; ошибочное поступление на текущий счет средств по вине банка или ненадлежащего плательщика; получение сумм, являющихся санкциями (мерами ответственности) за нарушение обязательств по договору (штраф, неустойка, пеня, инфляционные, 3 % годовых в соответствии со статьей 625 ГКУ) и т. п.), то они в Реестр включаться не должны .

 

Общие правила заполнения граф раздела I Реестра

Заполнение граф раздела I Реестра при осуществлении стандартных операций осуществляется таким образом (пункт 2 раздела III Порядка № 1340):

— в графу 1 заносится порядковый номер записи в Реестре (ему соответствует порядковый номер НН, а также РК) по принципу полной числовой последовательности натуральных чисел: 1, 2, 3, 4 и т. д. (см. письмо ГНАУ от 18.07.2011 г. № 12901/6/16-1115). Нумерация записей осуществляется удобным для плательщика способом: либо с первого номера каждого отчетного налогового периода (ежемесячно, ежеквартально), либо нарастающим итогом с начала года (при этом такая нумерация не должна изменяться до конца года, на что указывают налоговики в консультации, размещенной в разделе 101.21 ЕБНЗ);

— в графе 2 отражается дата выписки НН, РК;

— в графе 3 приводится порядковый номер НН, а также номер РК, которые должны соответствовать номеру из графы 1. В случае несоответствия номеров в этих графах Реестр не может быть признан недействительным/неподанным, но плательщику в этом случае может грозить административный штраф (об этом налоговики предупреждали в консультации в разделе 101.21 ЕБНЗ, которая, правда, на сегодняшний день утратила силу). Если плательщик осуществляет операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины, в данной графе проставляется номер ТД (подпункт 2.3 раздела III Порядка № 1340). Об этом также сказано в самом названии графы 3. Однако Порядок № 1340 не содержит никаких указаний насчет того, сколько знаков номера ТД здесь нужно приводить. Ранее, напомним, ГНАУ в письме от 26.01.2011 г. № 2049/7/16-1117, изданном под старый Порядок № 1002, сообщала, что в данной графе следует проставлять последние шесть знаков порядкового номера ТД;

— в графе 4 фиксируется вид документа в соответствии с определенными обозначениями (см. табл. на с. 27);

— в графе 5 приводится наименование (фамилия, имя, отчество — для физлица-предпринимателя) покупателя, за исключением ситуаций, когда выписывается одна НН по итогам дня или осуществляется поставка неплательщику НДС (об этом см. далее);

— в графе 6 указывается индивидуальный налоговый номер покупателя — плательщика НДС. При этом если плательщик выписывает НН, где в строках «Iндивідуальний податковий номер покупця» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (покупця)» проставляется нуль («0»), то и в графе 6 тоже проставляется нуль («0»);

— в графу 7 записывается общая сумма поставки с учетом НДС;

— в графах 8 и 9 приводится база налогообложения товаров/услуг, облагаемых по основной ставке, и сумма НДС, начисленная на такую базу;

— в графе 10 отражается база налогообложения товаров/услуг и услуг, предоставленных нерезидентом на таможенной территории Украины, которые облагаются по ставке 0 %;

— в графе 11 указывается стоимость товаров/услуг, которые освобождены от налогообложения или не являются объектом налогообложения (сумма поставки);

— в графу 12 вписывается база налогообложения товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины;

— в графе 13 приводится объем поставки услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено за пределами таможенной территории Украины.

Если возникает необходимость внесения записей в Реестр на основании РК, то такие записи вносятся с соответствующим знаком («+» или «-»).

 

Условные обозначения вида документа в разделе I Реестра (графа 4)

Обозначение

Вид документа

ПНП

Налоговая накладная, составленная на бумажных носителях

ПНЕ

Электронная налоговая накладная

РКП

Расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), составленный на бумажных носителях

РКЕ

Электронный расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной)

МДП

Таможенная декларация, составленная на бумажных носителях

МДЕ

Электронная таможенная декларация

БО

Документ бухгалтерского учета

Если плательщик составляет налоговую накладную по отдельным операциям, определенным в пункте 8 Порядка № 1379, к виду документа прибавляется тип причины (например, ПНП01 — бумажная налоговая накладная, выписанная на сумму превышения обычной цены над фактической)

Если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный (налоговый) период, к виду документа прибавляется буква «У» (например, ПНЕ — электронная налоговая накладная, ПНЕУ — электронная налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты)

 

Поставка товаров/услуг неплательщикам НДС

Как мы сказали выше, в разделе I Реестра должны учитываться все операции, осуществляемые налогоплательщиком, независимо от того, является его контрагент при этом плательщиком НДС или нет (пункт 5 раздела I, подпункт 1.4 раздела IV Порядка № 1340).

По поставкам неплательщикам НДС продавец, как известно, в обязательном порядке выписывает НН в двух экземплярах и оба их оставляет у себя (пункт 8 Порядка № 1379). При этом в шапке такой НН (в зависимости от ситуации) указывается идентифицирующий ее тип причины:

02  — поставка неплательщику НДС;

03  — натуральная выплата в счет оплаты труда физическим лицам;

07  — экспортные поставки;

11  — НН, выписанная по ежедневным итогам операций.

При отражении НН с типами причины 02 и 03 в разделе I Реестра:

— в графе 4 приводится соответствующее сокращенное обозначение («ПНП02»/«ПНЕ02» или «ПНП03»/«ПНЕ03»; подпункт 2.4 раздела III Порядка № 1340);

— в графе 5 делается запись «Поставка неплатнику податку» или «Натуральна виплата в рахунок оплати праці фізичним особам» и т. п. (см. консультацию налоговиков, размещенную в разделе 101.21 ЕБНЗ);

— в графе 6 проставляется обозначение нуль («0»).

Для поставок же, по которым выписываются НН с типом причины 07 и 11, установлены свои правила отражения в Реестре (см. об этом ниже).

 

Вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта

При поставке товаров на экспорт плательщик-экспортер выписывает НН, в шапке которой приводит тип причины 07 — «экспортные поставки».

Однако, несмотря на выписку НН, в графе 3 раздела I Реестра при данных обстоятельствах должен указываться не ее номер, а номер вывозной ТД (т. е. вместо выписанной НН с соответствующим порядковым номером экспортные поставки в Реестре будут отражаться на основании оформленной ТД со своим номером). Как следствие, в графу 4 попадет сокращенное обозначение «МДП» или «МДЕ», а в графу 3 — номер такой ТД (последние шесть знаков порядкового номера ТД, как указывала ГНАУ в письме от 26.01.2011 г. № 2049/7/16-1117).

Как известно, применение нулевой ставки при экспорте товаров становится возможным только после подтверждения факта их вывоза таможенной декларацией, оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства (пункт 187.1, подпункт 195.1.1 НКУ). То есть только после завершения оформления вывозной ТД с проставлением таможенным органом соответствующей отметки «Задекларовані в цій митній декларації товари вивезено за межі митної території України в повному обсязі» или «Задекларовані в цій митній декларації товари вивезено за межі митної території України в обсязі (зазначається кількість і номери товарів у декларації)» и даты фактического вывоза экспортер вправе отразить налоговые обязательства по НДС по нулевой ставке, выписав на эту дату «экспортную» НН.

Вместе с тем в силу вполне объективных причин сама ТД может быть возвращена таможенным органом экспортеру после проставления отметки о фактическом вывозе несколько позже такой даты. Поэтому возможен вариант, когда в графе 2 «дата составления» раздела I Реестра «экспортная» ТД будет несколько нарушать хронологию дат, поскольку налогоплательщик, успев уже выписать НН, скажем, за 06.06.2013 г., после того запишет в Реестр «экспортную» ТД, полученную после этой даты, но оформленную, предположим, 03.06.2013 г. Это ни в коей мере не должно пугать налогоплательщиков, так как является особенностью, присущей экспортным операциям.

По разъяснениям налоговиков (см. консультацию, размещенную в разделе 101.21 ЕБНЗ), раздел I Реестра при экспорте товаров заполняется так:

— в графу 1 записывается порядковый номер НН, соответствующий порядковому номеру записи в Реестре;

— в графе 2 указывается дата составления НН, соответствующая дате вывоза, фактически подтвержденной оригиналом ТД;

— в графе 3 проставляется номер ТД;

— в графе 4 приводится обозначение «МДП» или «МДЕ»;

— в графу 5 вписываются страна и наименование покупателя;

— в графе 6 проставляется нуль («0»);

— в графах 7, 12 отражается таможенная стоимость экспортированных товаров в гривнях, исчисленная по курсу НБУ на дату составления ТД;

— в графах 8 — 11 и 13 проставляется нуль («0»).

 

Международные перевозки

Согласно подпункту «а» подпункта 195.1.3 НКУ перевозка считается международной, если она осуществляется по единому международному перевозочному документу (например, международная автомобильная накладная (CMR), железнодорожная накладная СМГС (накладная УМВС) и накладная ЦIМ (CIM), авиационная грузовая накладная (Air Waybill), коносамент (Bill of Lading), грузовая ведомость (Cargo Manifest) и прочие документы). В подпункте «е» пункта 185.1 НКУ услуги по международной перевозке пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским и речным и авиационным транспортом выделены как отдельный объект налогообложения без привязки к месту поставки. То есть международная перевозка на всей протяженности пути (как на отрезке на таможенной территории Украины, так и на отрезке за пределами таможенной территории Украины) облагается НДС по ставке 0 % (см. вопрос 6 раздела II ОНК № 610, а также письмо ГНСУ от 05.05.2012 г. № 12804/7/15-3417-05).

К составлению НН на международные перевозки применяются общие правила, с той лишь разницей, что стоимость международной перевозки, облагаемая НДС по ставке 0 %, отражается в «нулевой» графе 9 НН (графы 8, 10, 11 в НН не заполняются). То есть в графах 9 и 12 (раздела III) НН проставляется нуль («0»), а в графах 9 и 12 (раздела IV) НН — общая сумма «к уплате».

В раздел I Реестра данные «международной» НН заносятся в обычном порядке. При этом заполняются графы 1 — 7 и 10, а в графах 8, 9, 11 — 13 раздела I Реестра проставляется нуль («0»).

 

Итоговые налоговые накладные

Случаи, когда может выписываться одна НН по итогам дня, приведены в подпункте 8.4 Порядка № 1379. Такая НН составляется в двух экземплярах, оба из которых плательщик оставляет у себя (пункт 8 этого Порядка). При этом в шапке данной НН указывается идентифицирующий ее тип — 11.

Очевидно, что отражение указанной разновидности НН в Реестре является частным случаем поставки неплательщикам НДС. И все же порядок ее внесения в Реестр имеет некоторые особенности. Так, по рекомендациям налоговиков (см. консультацию, размещенную в разделе 101.21 ЕБНЗ), отражать такие НН в разделе I Реестра нужно следующим образом:

— в графе 4 проставляется вид документа «ПНП11» или «ПНЕ11»;

— в графу 5 вписываются слова «Щоденний підсумок операцій»;

— в графе 6 проставляется нуль («0»);

графы 7 — 12 заполняются в общем порядке;

— в графе 13 проставляется нуль («0»).

 

Предоставление нерезиденту услуг с местом их поставки на таможенной территории Украины

В день возникновения налоговых обязательств при предоставлении услуг нерезиденту исполнитель-резидент выписывает НН в двух экземплярах, оба из которых оставляет у себя. Эта НН в тот же день записывается в раздел I Реестра в таком порядке:

— в графе 4 приводится вид документа — «ПНП02» или «ПНЕ02» (т. е. НН, выписанная в связи с поставкой неплательщику налога, — тип причины 02 согласно пункту 8 Порядка № 1379);

— в графе 5 указывается наименование получателя услуг;

— в графе 6 проставляется нуль («0»);

— в графах 7 — 9 указывается информация о поставке услуг (общая сумма, включая НДС; база налогообложения; сумма НДС);

— в графах 10 — 13 проставляется нуль («0»).

 

Получение от нерезидента услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины

В соответствии с пунктом 1 Порядка № 1379 при предоставлении нерезидентом услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, НН выписывается покупателем (получателем), зарегистрированным на территории Украины плательщиком НДС.

Такая НН с типом причины 14 («Виписана покупцем (отримувачем) послуг від нерезидента», пункт 8 Порядка № 1379) составляется в день возникновения налоговых обязательств (см. статью 201 НКУ, пункт 6 Порядка № 1379) по первому из событий (получению услуг или оплате) в одном экземпляре, который остается у получателя услуг (пункт 208.2 НКУ).

По разъяснениям налоговиков (см. консультацию, размещенную в разделе 101.21 ЕБНЗ), НН, выписанная плательщиком НДС — покупателем при получении услуг от нерезидента, отражается на дату возникновения налоговых обязательств в разделе I Реестра, а на дату возникновения права на налоговый кредит (в следующем отчетном периоде) — в разделе II Реестра с заполнением соответствующих граф.

Так, согласно Порядку № 1340 в графы 2 — 6 разделов I, II Реестра, в частности, переносятся соответствующие реквизиты НН. При этом в разделе I Реестра:

— в графе 4 приводится обозначение «ПНП14» или «ПНЕ14» (т. е. НН, выписанная покупателем (получателем) услуг от нерезидента — тип причины «14» согласно пункту 8 Порядка № 1379);

— в графе 5 «найменування (ПIБ для фізичної особи)» и в графе 6 «індивідуальний податковий номер» проставляются реквизиты получателя услуг (т. е. предприятие указывает здесь свои данные).

 

Необъектные поставки

Выше мы сказали, что информация об операциях, не являющихся объектом обложения НДС согласно статье 196 НКУ, также должна быть отражена в Реестре (пункт 5 раздела I Порядка № 1340), если, конечно, такие операции соответствуют понятиям «поставка товаров» и «поставка услуг» из подпунктов 14.1.191 и 14.1.185 НКУ.

А поскольку НН на необъектные поставки не выписываются, в Реестр они попадают на основании документов бухгалтерского учета (подпункт 1.4 раздела III Порядка № 1340). При этом в графе 4 раздела I Реестра проставляется сокращенное обозначение «БО» (подпункт 2.4 раздела I Порядка № 1340). Кроме того, заполнение раздела I Реестра в случае осуществления «необъектных» операций имеет такие особенности (см. консультацию налоговиков, размещенную в разделе 101.21 ЕБНЗ):

— в графе 1 проставляется порядковый номер записи в Реестре;

— в графах 2, 3 указываются соответствующие реквизиты документа бухгалтерского учета;

— в графу 5 вписывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физлица-предпринимателя) покупателя;

— в графе 6 налоговики рекомендуют поставлять нуль («0»);

— в графах 7, 11 отражается общая сумма поставки товаров/услуг, которые не являются объектом налогообложения;

— в графах 8, 9, 10, 12, 13 проставляется нуль («0»).

Заметим, что несколько необъектных поставок налоговики в этом плане выделяют отдельно (см. консультации, размещенные в разделе 101.21 ЕБНЗ):

1) поставка нерезиденту услуг, место поставки которых определено согласно пунктам 186.2 и 186.3 НКУ за пределами таможенной территории Украины. Такие операции хотя и не являются объектом обложения НДС, но подлежат отражению в строке 4 декларации по НДС, поэтому должны быть занесены в раздел I Реестра с учетом следующих особенностей:

— в графах 2 — 4 приводятся реквизиты первичного документа учета, который подтверждает факт поставки услуг за пределами таможенной территории Украины;

— в графе 5 указываются страна и наименование получателя услуг;

— в графе 7 фиксируется общая стоимость предоставленных услуг. Эта же сумма, на наш взгляд, должна повторяться и в графе 13;

— в графах 8 — 12 проставляется нуль («0»).

Остальные графы заполняются в общем для необъектных поставок порядке;

2) услуги, получаемые от нерезидента с местом поставки за пределами таможенной территории Украины в соответствии с пунктами 186.2 и 186.3 НКУ. Такие услуги не являются объектом обложения НДС и, по мнению налоговиков, не должны отражаться ни в декларации по НДС, ни в Реестре. Однако, на наш взгляд, стоимость данных услуг следует отражать в соответствующих графах раздела II Реестра, при этом в графе 5 этого раздела фиксируется вид документа — «БО» (документ бухгалтерского учета);

3) приобретение товаров за пределами таможенной территории Украины и их поставка нерезиденту без их фактического ввоза на таможенную территорию Украины. Налоговики считают, что поскольку операции по приобретению и поставке товаров осуществляются за пределами таможенной территории Украины, а именно товары фактически не ввозятся на таможенную территорию Украины и не вывозятся, то по таким операциям не возникает объект обложения НДС. Так что данные операции не подлежат отражению ни в декларации по НДС, ни в Реестре справка 2;

4) получение банком от плательщика НДС средств в виде процентов по договорам кредитования. Несмотря на свою «необъектность» в целях обложения НДС (подпункт 196.1.5 НКУ) такая операция отражается банком в строке 3 декларации по НДС, поэтому должна быть включена и в раздел I Реестра на основании документов бухгалтерского учета, подтверждающих факт предоставления таких необлагаемых услуг;

5) получение от банка процентов по депозиту. Суммы средств, поступающие налогоплательщику от банков в виде уплаты процентов по депозиту, не подлежат отражению ни в Реестре, ни в декларации по НДС;

6) продажа ценных бумаг за деньги или в обмен на другие ценные бумаги. При осуществлении такой операции налоговые обязательства по НДС эмитентом не начисляются, поскольку она не является объектом обложения НДС (подпункт 196.1.1 НКУ).

Тем не менее в соответствии с подпунктом 14.1.244 НКУ ценные бумаги в любых операциях, кроме операций по их размещению/эмиссии и погашению, признаются товаром, поэтому такие операции с точки зрения подпункта 14.1.191 этого Кодекса являются поставкой, поскольку к покупателю переходит право собственности на эти ценности.

Операции по продаже ценных бумаг как необлагаемые операции (т. е. необлагаемые поставки) должны быть отражены в разделе I Реестра в общем для необъектных поставок порядке.

 

Превышение обычной цены над фактической

В ситуации, когда цена продажи товаров/услуг оказалась ниже их обычной цены, налогоплательщик, руководствуясь /font> пунктом 17 Порядка № 1379, обязан выписать два комплекта НН:

один на сумму фактической поставки (цены продажи — договорной стоимости). Оригинал этой НН выдается покупателю, если только он не является неплательщиком НДС (тогда оба ее экземпляра остаются у продавца). Эта НН вносится в раздел I Реестра в общеустановленном порядке;

второй  на разницу между обычной ценой и суммой фактической поставки. Оба экземпляра этой НН предприятие оставляет у себя. Такой НН присваивается номер согласно порядковому номеру в разделе I Реестра, т. е. это следующий номер по порядку за НН, выписанной покупателю в рамках фактической цены.

При внесении в раздел I Реестра такой второй НН он заполняется следующим образом (см. консультацию налоговиков, размещенную в разделе 101.21 ЕБНЗ):

— в графе 1 указывается порядковый номер записи в Реестре (следующий номер по порядку за НН, выписанной покупателю в рамках фактической цены);

— в графе 2 фиксируется дата выписки НН;

— в графе 3 приводится порядковый номер НН, соответствующий номеру из графы 1;

— в графе 4 указывается вид документа — «ПНП01» или «ПНЕ01» (т. е. НН, выписанная на сумму превышения обычной цены над фактической);

— в графы 5 и 6 вписываются соответственно наименование (фамилия, имя, отчество — для физлица-предпринимателя) и индивидуальный налоговый номер продавца, выписавшего такую НН (т. е. предприятие указывает здесь свои данные);

— в графах 7 — 12 отражаются стоимостные показатели по поставке товаров/услуг;

— в графе 13 проставляется нуль («0»).

 

Бесплатная поставка товаров/услуг

При бесплатной поставке товаров/услуг плательщик НДС, руководствуясь подпунктом 12.2 и пунктом 17 Порядка № 1379, должен выписать два комплекта НН (см. консультацию налоговиков, размещенную в разделе 101.19 ЕБНЗ):

один комплект — на «нулевую» стоимость. Оригинал такой НН выдается получателю бесплатных товаров/услуг. Если получатель — неплательщик НДС, оба экземпляра такой НН остаются у плательщика;

второй комплект — на обычную стоимость. Оба экземпляра такой НН, где объем поставки и сумма НДС указываются исходя из обычной цены, плательщик оставляет у себя.

Первая НН вносится в раздел I Реестра в общем порядке, а вот вторая — с учетом следующих особенностей:

— в графе 1 отражается порядковый номер записи в Реестре (следующий номер по порядку за НН, выписанной получателю на нулевую стоимость);

— в графе 4 указывается вид документа — «ПНП12» или «ПНЕ12» (т. е. НН, выписанная на стоимость бесплатно поставленных товаров/услуг, исчисленную исходя из уровня обычных цен);

— в графы 5 и 6 вписываются соответственно наименование (фамилия, имя, отчество — для физлица-предпринимателя) и индивидуальный налоговый номер плательщика — поставщика бесплатных товаров/услуг (т. е. предприятие указывает здесь свои данные).

Остальные графы заполняются в общем порядке.

 

Льготные (освобожденные от обложения НДС) операции

Как известно, поставки товаров/услуг, освобожденных от обложения НДС согласно статье 197, подразделу 2 раздела XX НКУ и международным соглашениям, также сопровождаются выпиской НН. При этом в разделе III по графе 11 этой НН проставляется пометка «Без ПДВ» с обязательной ссылкой на «освобождающую» норму — пункт, подпункт, статью НКУ (пункт 10 Порядка № 1379).

Данные такой «льготной» НН служат основанием для отражения льготных поставок в Реестре — объемы этих поставок записываются в специальную графу 11 раздела I Реестра.

 

Нехозяйственное использование

Использование товаров/услуг в нехозяйственной деятельности (например, порча, списание товаров сверх норм естественной убыли). Недостачи и потери товаров в сумме, превышающей нормы естественной убыли, расцениваются как использование, не связанное с хозяйственной деятельностью предприятия (предпринимателя).

В периоде выявления таких фактов требуется на основании пункта 189.1 НКУ начислить налоговые обязательства по НДС по основной ставке исходя из цены приобретения данных товаров и выписать самому себе НН в двух экземплярах (оба из которых оставить у себя), указав в ней тип причины 13 (т. е. в связи с использованием производственных или непроизводственных средств, других товаров/услуг не в хозяйственной деятельности).

Эта НН в день возникновения налоговых обязательств заносится в раздел I Реестра с учетом таких особенностей:

— в графе 4 проставляется вид документа — «ПНП13» или «ПНЕ13»;

— в графу 5 плательщик вписывает свое наименование;

— в графе 6 проставляется нуль («0»).

Остальные графы заполняются в общем порядке.

 

Корректировка налоговых обязательств по НДС

Возвраты (товаров, пред-оплат). Особенности НДС-учета при возвратах оговаривает специальная статья 192 НКУ. Она предусматривает возможность проведения сторонами корректировки НДС при возврате товара путем пересчета (уменьшения) налоговых обязательств продавцом и налогового кредита покупателем. Основанием для проведения такого перерасчета будет служить РК (пункты 18 — 26 Порядка № 1379), один экземпляр которого продавец передает покупателю — плательщику НДС. При этом такой РК (с сокращенным обозначением «РК» в графе «вид документа») заносится в раздел I Реестра в том же порядке (т. е. по тем же графам), что и ранее отраженные на основании первоначальной НН налоговые обязательства, но только со знаком «-» (подпункт 2.8 раздела III Порядка № 1340). Тем самым налоговые последствия будут откорректированы.

Напомним, что в пункте 192.1 НКУ прямо говорится, что он распространяется также и на случай возврата предоплаты. А стало быть, при возврате покупателю аванса аналогичным образом стороны отразят в Реестре корректировку НДС, проводимую в данном случае на основании РК, составленного к ранее выписанной (по предоплате) НН.

Документы, включаемые в уточняющие расчеты. В Реестре также отражаются документы, данные которых при исправлении ошибок включались в уточняющие расчеты. В таких случаях при отражении в Реестре вида документа (графа 4 раздела I) к его сокращенному обозначению прибавляется буква «У» — например, «ПНПУ» (для бумажной НН) или «ПНЕУ» (для электронной НН) (подпункт 2.4 раздела III Порядка № 1340). Впоследствии, подводя в конце месяца в Реестре итоги, информация из документов с буквой «У» будет учитываться при подведении итогов по уточняющим расчетам.

Итог по суммам, указанным в таких документах, дополнительно приводится в разделе I Реестра в строке «З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний (податковий) період» по соответствующим графам. То есть в этой строке указывается общая сумма за период по НН, помеченным буквой «У».


Справочная информация (справка)

1 Ставка НДС до 31.12.2013 г. составляет 20 %, а с 01.01.2014 г. — 17 % (пункт 10 подраздела 2 раздела XX НКУ).

2 Данная ситуация аналогична предыдущей, поэтому, по идее, также должна найти свое отражение в Реестре.

 

Документы консультации

НКУ  Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГКУ  Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Порядок № 1002  Порядок ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002 (утратил силу).

Порядок № 1340  — Порядок ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом Минфина от 17.12.2012 г. № 1340.

Порядок № 1379  — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 01.11.2011 г. № 1379.

Порядок № 1492  — Порядок заполнения и предоставления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина от 25.11.2011 г. № 1492.

ОНК № 610 — Обобщающая налоговая консультация о порядке обложения налогом на добавленную стоимость транспортно-экспедиторской деятельности, утвержденная приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 610.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше