Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

На заметку

Редакция СД
Собственное Дело Июль, 2013/№ 14
Печать
Комментарий

На заметку

 

Декларация по единому налогу за полугодие: новая форма с нерешенными проблемами

 

Минфин приказом от 07.11.2012 г. № 1159 изложил в новой редакции формы Налоговой декларации плательщика единого налога — предпринимателя и Налоговой декларации плательщика единого налога — юрлица, утвержденные приказом от 21.12.2011 г. № 1688. Благодаря этому, в частности, появились разделы для единоналожников групп 5 и 6.

Нововведения вступили в силу с 08.01.2013 г. и сразу же «устарели». Ведь с 04.01.2013 г. ставки единого налога для групп 5 и 6 снизились с 7 % до 5 % для случая с уплатой НДС и с 10 % до 7 % — для случая без уплаты НДС, что по понятным причинам не было учтено в новой форме декларации.

Это вызвало вопросы у единоналожников групп 5 и 6, ведь с учетом сложившейся практики внедрения новых форм отчетности предполагалось, что отчитываться по новой форме придется уже за І квартал 2013 года. Но вопреки нашим ожиданиям, ГНСУ выполнила предписания абзаца второго пункта 46.6 НКУ и сообщила, что подавать декларацию за І квартал 2013 года нужно по старой форме (см. «СД», 2013, № 9, с. 2), что позволило единоналожникам групп 5 и 6 по аналогии с отчетом за 2012 год подать приложения к декларации в произвольной форме, где самостоятельно сформировать строки для отражения налоговых обязательств с учетом дифференцированных ставок.

Теперь же пришло время отчитываться за полугодие.

Напомним, что отчетность за полугодие подается лишь предпринимателями — единоналожниками групп 3 и 5 и юрлицами групп 4 и 6. Единоналожников группы 2 Закон № 5503-VI перевел на годовой отчетный период (п. 296.2 НКУ). Соответственно, упрощенцам групп 1 и 2 отчитаться нужно будет лишь по итогам 2013 года. Как исключение, «внутригодовые» декларации подаются представителями групп 1 и 2, только если в течение года будет превышен лимит по размеру дохода или будет осуществлен добровольный переход в «старшую» группу единого налога. В таком случае также нужно будет использовать новую форму декларации.

Подробнее о заполнении декларации единоналожниками мы писали в «СД», 2013, № 7, с. 8. Ниже выделим основные моменты, которые нужно учитывать.

1. Проблема с плательщиками единого налога групп 5 и 6 осталась нерешенной: необходимые коррективы в части изменения ставок для них в форму деклараций так и не внесены. Пока не видно даже проекта соответствующих изменений. Также нет разъяснений Миндоходов на этот счет.

Напомним, подать декларацию за полугодие нужно не позднее 09.08.2013 г. Благо, времени еще достаточно. И вполне вероятно, что Миндоходов разъяснит, как действовать налогоплательщикам (о чем мы незамедлительно вас уведомим).

2. Предприниматели, в учетных данных которых до сих пор значатся «старые» коды КВЭД, могут заполнить соответствующий реквизит согласно КВЭД-2005.

3. Разделы І — IV декларации, где отражаются общие сведения о налогоплательщике, а также показатели деятельности единоналожников групп 1 — 3, не изменились.

При этом форма декларации пополнилась разделом V для показателей хоздеятельности представителей группы 5, который построен по примеру раздела IV для группы 3. При этом не учтено снижение ставок с 04.01.2013 г. до 5 % и 7 %. Единоналожникам группы 5 также не стоит торопиться с подачей декларации до появления решения данной проблемы.

Напомни, что в доход единоналожников группы 5 также включается кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности (см. Закон № 5503-VI). Поэтому, если дата списания такой задолженности приходится на период с 04.01.2013 г., ее нужно включить в единоналожный доход.

4. Численность работников. Как и прежде в поле 7 раздела І декларации предпринимателям нужно указывать фактическую численность работников в отчетном периоде (наибольшее количество работников за любой его месяц). При этом ограничения по количеству работников для единоналожников групп 5 и 6 (20 человек для единоналожников группы 5 и 50 человек для юрлиц группы 6) сняты Законом № 5503-VI только с 04.01.2013 г.

В этой связи в поле 7 декларации уже можно не придерживаться «старых» ограничений (плательщикам групп 5 и 6).

 

Напоминаем: 31 июля — крайний срок уплаты НДФЛ по гражданским доходам

 

В «СД», 2013, № 8, с. 14, мы подробно писали о том, кто и по каким гражданским доходам должен был отчитаться за 2012 год. Для этого необходимо было подать декларацию о доходах не позднее 30.04.2013 г. (п.п. 49.18.4 НКУ).

Кто должен был подать эту декларацию? Это:

— физлица, не являющиеся предпринимателями, если они получали хотя бы один из видов гражданских доходов;

— предприниматели-единоналожники, получавшие гражданские доходы в течение 2012 года.

С перечнем гражданских доходов, подлежащих декларированию, можно ознакомиться в указанном выше номере нашей газеты.

При этом физлицо обязано самостоятельно до 1 августа уплатить сумму налогового обязательства по НДФЛ, которая была указана им в декларации о гражданских доходах (абз. 1 п. 179.7 НКУ).

Соответственно, напоминаем всем, у кого в этой декларации указана к уплате сумма НДФЛ, что крайний срок ее уплаты — 31 июля 2013 года.

 

Отчитываемся за полугодие 2013 года по спецводосбору: на что обратить внимание

 

Подавая отчетность по спецводосбору за I квартал 2013 года, плательщики столкнулись с раздвоением ставок и, как следствие, некоторыми особенностями заполнения деклараций. А вот за полугодие отчитываться нужно в обычном режиме (без раздвоения). Об этом поговорим подробнее.

Для начала отметим, что круг плательщиков спецводосбора, которые должны отчитываться за полугодие, не изменился относительно I квартала: это, по-прежнему, водопользователи, которые используют воду в своей деятельности, за исключением тех из них, которые воду используют только для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд (подробнее об этом см. «СД», 2013, № 8, с. 25).

Сроки подачи отчетности и уплаты спецводосбора. Предельный срок подачи декларации за полугодие 2013 года — 09.08.2013 г.

Уплатить сбор нужно по месту налоговой регистрации плательщика сбора (п. 328.4 НКУ) в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи декларации, — не позднее 19.08.2013 г.

Напомним, что одновременно с подачей декларации по спецводосбору в налоговый орган следует подать:

копии разрешения на специальное водопользование или договора на поставку воды (если в них вносились изменения, то подаются копии изменений);

копии статотчетности об использовании воды (ф. № 2-ТП (водгосп), но только в том случае, если такая статотчетность по установленным правилам должна подаваться водопользователем в органы статистики.

Заметим, что физлица-предприниматели отчет по ф. № 2-ТП (водгосп) не подают (соответственно и его копию в налоговый орган подавать не нужно).

Плательщики сбора, которые декларацию подают средствами электронной связи в электронной форме, указанные выше копии подают отдельно — в порядке, определенном для представления налоговой отчетности в бумажном виде.

Новая форма декларации и особенности ее заполнения. Напомним, что приказом Минфина от 21.12.2012 г. № 1403 форма декларации по спецводосбору была переутверждена.

Изначально предполагалось, что вопреки предписаниям абзаца второго пункта 46.6 НКУ отчитываться по новой декларации нужно будет уже за I квартал 2013 года. Однако ГНСУ сообщила, что за I квартал нужно отчитываться еще по старой форме декларации, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1009.

А вот за полугодие 2013 года нужно подавать декларацию по новой форме (см. консультацию из раздела 121.04 ЕБНЗ).

Напомним, что в новой форме декларации идеологически порядок расчета налогового обязательства по спецводосбору не поменялся. А вот в структуре декларации упразднена необходимость «бумажного распределения» начисленной суммы водосбора между государственным и местным бюджетами.

В то же время добавлены дополнительные графы для указания суммы сбора по типу водного объекта, из которого используется вода: государственного или местного значения. В графе 10 указывают всю начисленную сумму сбора за фактический объем использованной воды из водных объектов общегосударственного значения, а в графе 11 — из водных объектов местного значения.

Показатели граф 10 и 11 декларации определяются с учетом лимитов использования воды, единицы измерения соответствующей ставки сбора, коэффициентов, двукратного размера (в случае отсутствия измерительных приборов, если возможность их установки существует) согласно пункту 326.10 НКУ.

Показатели граф 10 и 11 декларации указываются в гривнях с копейками (с округлением до двух десятичных знаков), т. е. должны содержать не более двух знаков после запятой.

Для внесения в указанные графы информации за полугодие пригодятся данные, в частности, из строк 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 раздела I декларации за I квартал 2013 года.

Напомним, что в соответствии со статьей 5 Вод-ного кодекса Украины к водным объектам общегосударственного значения относятся:

1) внутренние морские воды, территориальное море, а также акватории морских портов;

2) подземные воды, которые являются источником централизованного водоснабжения;

3) поверхностные воды (озера, водохранилища, реки, каналы), которые находятся и используются на территории более чем одной области, а также их притоки всех порядков;

4) водные объекты в пределах территорий естественно-заповедного фонда общегосударственного значения, а также отнесенные к категории лечебных.

К водным объектам местного значения относят:

1) поверхностные воды, которые находятся и используются в пределах одной области и которые не отнесены к водным объектам общегосударственного значения;

2) подземные воды, которые не могут быть источником централизованного водоснабжения.

Узнать значение водного ресурса, из которого плательщик сбора получает воду, можно, обратившись в местный орган ГНС, орган, выдавший разрешение на спецводопользование (утвердивший лимит), или к поставщику воды (если таковой имеется).

Все сроки декларации должны быть заполнены (в том числе прочерками при отсутствии значения).

Еще одна проблема, стоявшая перед плательщиками спецводосбора при подаче декларации за I квартал 2013 года, это раздвоение ставок сбора в отчетном квартале из-за их индексации (повышения) с 04.01.2013 г. Законом № 5503-VI. В этой связи ГНСУ рекомендовала заполнить декларацию (за I квартал) двумя отдельными строками по каждому водному объекту за каждый период с пометкой «с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно» и «с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительно».

С декларацией за полугодие 2013 года такой проблемы не возникнет. Заполнять ее нужно в обычном режиме — как говорят налоговики, «одной строкой» (по каждому водному объекту заполняется только одна строка). Разъяснений на текущий год пока нет. Однако такой вывод, на наш взгляд, можно смело позаимствовать из прошлогодней консультации (из раздела 121.04 ЕБНЗ; она уже не действует, но сути дела это не меняет), подготовленной для решения аналогичного вопроса с изменением ставок сбора с 13.01.2012 г.

Тогда налоговики отмечали: сумма сбора рассчитывается нарастающим итогом с начала года (декларации подаются нарастающим итогом за полугодие, за 3 квартала и за год) и указывается одной цифрой (одной строкой).

То есть в строке «Нарахована сума збору з початку року» отражается итоговая сумма за все предыдущие периоды года с учетом тех, когда действовала старая ставки сбора. Выделять в декларации за полугодие строки «с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно» и «с 04.01.2013 г. по 30.06.2013 г. включительно» не нужно.

 

Отчитываемся за II квартал 2013 года по эконалогу: на что обратить внимание

 

Так же как и с отчетностью по спецводосбору, при подаче отчетности по эконалогу за I квартал 2013 года плательщики столкнулись с раздвоением ставок, в то время как за II квартал отчитываться нужно в обычном режиме (без раздвоения). Подробнее о подаче отчетности по эконалогу поговорим далее.

Круг плательщиков эконалога по сравнению с I кварталом никаких изменений не претерпел (см. п. 240.1 НКУ; «СД», 2013, № 8, с. 24). Напомним лишь, что с 01.01.2013 г. из их числа исключены все хозсубъекты, которые только временно размещают отходы (бытовые и небытовые) до передачи их спецпредприятиям. То есть в 2013 году такие субъекты декларации уже не подают.

При этом Миндоходов говорит о дополнительном условии для неуплаты налога (консультация в разделе 120.01 ЕБНЗ): субъект хозяйствования должен заключить (иметь заключенный) договор на вывоз и утилизацию отходов, в котором определяются сроки передачи отходов на утилизацию и захоронение. Если такого договора нет, субъект переходит в разряд плательщиков сбора.

Сроки подачи отчетности и уплаты эконалога. Так же как и со спецводосбором, подать декларацию по эконалогу нужно не позднее 09.08.2013 г., а уплатить налог — не позднее 19.08.2013 г.

Особый порядок уплаты эконалога предусмотрен для налоговых агентов — импортеров топлива (п.п. 241.2.2 НКУ). Они уплачивают эконалог до или в день подачи таможенной декларации.

Декларацию подают за:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (полигонах и т. д.) — по месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов;

топливо, реализованное налоговыми агентами, — по месту нахождения такого налогового агента на налоговом учете в органах Миндоходов (пп. 250.2.1 и 250.2.2 НКУ).

Если место предоставления деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете, в налоговый орган, в котором такой субъект хозяйствования находится на учете, подаются в стандартный квартальный срок копии соответствующих деклараций (п. 250.8 НКУ). Это актуально для плательщиков, которые осуществляют выбросы в воздух стационарными источниками, в водные объекты, а также размещение отходов. В этом случае оригинал декларации подается по месту загрязнения, а копия — по месту налогового учета плательщика налога.

Особенности заполнения декларации. Подавая декларацию за I квартал, плательщики тоже столкнулись с раздвоением ставок с 04.01.2013 г. в связи с их индексацией. Поэтому по каждому объекту налогообложения подавать нужно было два приложения (расчета) к декларации с рассчитанным эконалогом за периоды с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно по старым ставкам, а с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительно — уже по новым.

В экоотчетности за II квартал 2013 года (а также III и IV кварталы 2013 года) этого делать уже не нужно. Она заполняется в обычном режиме, т. е. составляется по одному приложению по каждому имеющемуся объекту налогообложения. Объяснение тому простое: декларируется эконалог за каждый квартал отдельно, поэтому в декларации за II квартал 2013 года эконалог рассчитывается уже только по новым ставкам, установленным Законом № 5503-VI. При этом ставки налога составляют 75 % от ставок, предусмотренных статьями 243 — 246 НКУ*.

* По налоговым обязательствам, которые возникают с 01.01.2013 г. до 31.12.2013 г., ставки налога составляют 75 % от ставок, предусмотренных ст. 243 — 246 НКУ (п. 2 подразд. 5 разд. XX НКУ). В прошлом году, напомним, они составляли 50 % (т. е. платить придется больше).

Напомним некоторые нюансы заполнения декларации по эконалогу и приложений к ней.

Отчетность по эконалогу состоит из Налоговой декларации экологического налога и 7 приложений к ней. В случае отсутствия соответствующих объектов обложения, приложения не подаются, а в строках декларации ставятся прочерки. Данные в декларацию переносятся из соответствующих приложений.

Отметка в поле «копія» декларации заполняется, если место загрязнения окружающей среды (стационарный источник или место размещения отходов) не совпадает с местом постановки на учет (см. выше).

При этом фактические выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения в приложении 1, количество фактически реализованного топлива в приложении 2, фактические объемы сбросов в водные объекты в приложении 3, фактические объемы размещения отходов в приложении 4 (алгоритм заполнения граф этого приложения приведен в консультациях из разделов 120.05 и 120.06 ЕБНЗ) указываются в тоннах. Поскольку тонна имеет тысячную часть — килограмм, указанные показатели должны содержать цифровое значение, которое имеет не более трех знаков после запятой. Показатели строк декларации и приложений к ней, которые указываются в денежном выражении, должны содержать не более двух знаков после запятой.

 

«Пожарная» декларация соответствия нужна только новым предприятиям/помещениям/объектам

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения ограничений в осуществлении хозяйственной деятельности» от 20.06.2013 г. № 353-VII

 

В прошлом номере нашей газеты (см. «СД», 2013, № 13, с. 5) мы писали о проблеме с получением пожарного разрешения на начало работ в связи с введением в действие Кодекса гражданской защиты Украины (далее — КГЗУ).

Тогда было еще не понятно, заработает ли КГЗУ с 1 июля, потому что под него не были прописаны необходимые подзаконные акты.

И все-таки с 1 июля КГЗУ заработал и под него приняли:

Закон № 353;

постановление КМУ от 05.06.2013 г. № 440 (далее — постановление № 440).

Напомним: согласно части 2 статьи 57 КГЗУ начало работы вновь созданных предприятий, начало использования субъектом хозяйствования объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений или их частей) осуществляется на основании поданной декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности (далее — декларация). При этом субъекты хозяйствования с высокой степенью риска вместе с декларацией подают также положительное заключение по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения (заключение составляется хозсубъектом, имеющим соответствующую лицензию).

Таким образом, «новичкам» необходимо заполнить декларацию и подать ее госадминистратору или территориальному органу Госслужбы по чрезвычайным ситуациям. Предпринимателям, у которых «на руках» есть действующее разрешение на начало работ, полученное в соответствии с Законом Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII, менять его на декларацию, на наш взгляд, не нужно. Во-первых, оно является бессрочным. Во-вторых, закон не имеет обратной силы. В-третьих, из КГЗУ и Закона № 353 следует, что получение декларации касается только новых предприятий или объектов недвижимости.

Обратите внимание! Форма декларации, а также Порядок ее подачи и регистрации утверждены постановлением № 440, которое должно было вступить в силу 01.07.2013 г. Однако данный документ не учитывает изменения, внесенные в КГЗУ Законом № 353, в связи с чем следует ожидать принятия к нему соответствующих поправок или нового документа.

Регистрация декларации согласно уточнениям, внесенным Законом № 353 в часть 4 статьи 57 КГЗУ, осуществляется бесплатно в течение 10 рабочих дней со дня ее поступления.

В части 4 статьи 57 КГЗУ определено два случая, когда декларация не подается:

1) на использование торговых мест, киосков и контейнеров, если они размещены на рынке в соответствии со схемой, согласованной с органом госпожарнадзора;

2) арендатором объекта недвижимости при условии, что декларация на этот объект зарегистрирована собственником.

Законом № 353 определен еще один, третий случай неподачи декларации — на использование объектов, принимаемых в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции, реставрации, капремонта в установленном законодательством порядке.

 

Техподдержка программы «ДПС Захист звітності» продлена до 1 августа 2013 года

 

Не так давно Аккредитованный центр сертификации ключей Информационно-справочного департамента Министерства доходов и сборов Украины (далее — АЦСК Миндоходов) сообщил о прекращении предоставления в пользование бесплатного программного обеспечения «ДПС Захист звітності» с 05.06.2013 г. При этом техническую поддержку для ранее установленного программного обеспечения «ДПС Захист звітності» планировалось производить до 01.07.2013 г. (см. «СД», 2013, № 13, с. 2).

Теперь же АЦСК Миндоходов на своем официальном веб-сайте www.acskidd.gov.ua в разделе «Новости» сообщил о продлении технической поддержки установленного ранее программного обеспечения «ДПС Захист звітності» на месяц, т. е. до 01.08.2013 г.

Проще говоря, скачать новое программное обеспечение «ДПС Захист звітності» сейчас уже нельзя, но при этом уже установленной программой можно пользоваться до 01.08.2013 г. Так что подать необходимые декларации и отчеты за II квартал/полугодие и июнь 2013 года в июле (подробнее см. Календарь налогоплательщика на июль в «СД», 2013, № 12, с. 42; № 14, с. 40) налогоплательщики — владельцы бесплатных ключей ЭЦП (оформленных в АЦСК Миндоходов) смогут еще с помощью имеющейся «старой» программы «ДПС Захист звітності».

А вот уже после этой даты нужно будет либо вернуться к подаче отчетов в бумажной форме (это касается субъектов малого предпринимательства), что маловероятно, либо же перейти на использование других программ, среди которых есть и бесплатные.

Именно о втором варианте снова напоминает АЦСК Миндоходов, предлагая уже сейчас ознакомиться с перечнем альтернативного программного обеспечения (раздел «Программное обеспечение» того же сайта www.acskidd.gov.ua). К нему относятся всем известная программа OPZ, а также сервисы «Звіт Оператор» и «iFin Zvit», с помощью которых можно бесплатно в режиме он-лайн (без установки программы на компьютер) импортировать, подписывать и отправлять основные отчеты в органы Миндоходов, ПФ и Госкомстата.

 

Указание номера и даты таможенной декларации в налоговой накладной переведено «в спящий режим»

 

Наступило 1 июля, но «апокалипсиса» не случилось. Новый обязательный реквизит налоговой накладной (НН) — номер и дата таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины, в ней по-прежнему не указывается. Временно.

Как мы и ожидали (см. «СД», 2013, № 13, с. 4), Миндоходов проявило последовательность и продублировало свои прошлогодние либеральные выводы в свежем письме от 27.06.2013 г. № 9684/7/99-99-19-04-01-17 (появилось оно несколько позже указанной в нем даты «выхода»):

«Законом <…> № 5083-VI <…> пункт 201.1 статьи 201 Кодекса дополнен новым подпунктом «ї», согласно которому перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать налоговая накладная, дополнен новым реквизитом «номер и дата таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины».

Вместе с этим <…> поручено Кабинету Министров Украины обеспечить пересмотр и приведение соответствующими центральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов в соответствие с этим Законом.

При этом Законом <…> № 5503-VI <…> подраздел 2 раздела ХХ Налогового кодекса Украины дополнен пунктом 30, которым временно, до 1 июля 2013 года, приостановлено действие подпункта «ї» пункта 201.1 статьи 201 Кодекса.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 201.1 статьи 201 Кодекса обязательные реквизиты в налоговой накладной указываются в отдельных строках.

Таким образом, реквизиты «номер и дата таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины» подлежат указанию в налоговой накладной с момента вступления в силу изменений в форму налоговой накладной относительно ее дополнения соответствующими графами для отображения таких реквизитов.

Обязываем донести указанное до сведения подчиненных органов Миндоходов…».

Как долго продлится благость налоговиков и бездействие Минфина? Ведь изменить ситуацию налоговики могут одним росчерком пера.

Надеемся, что в ближайшее время Миндоходов все-таки не передумает. Уж больно подозрительной является нерасторопность Минфина, который с правкой формы НН явно не спешит.

 

ПФУ согласен: общесистемщики не несут ответственности за неуплату авансовых взносов по ЕСВ

Письмо ПФУ от 27.05.2013 г. № 13169/03-20

 

ПФУ уже много лет предписывает предпринимателям на общей системе руководствоваться подпунктом 4.5.2 Инструкции № 21-5 и уплачивать внутригодовые авансы по ЕСВ за себя до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября в размере 25 % годовой суммы. В то же время данные нормы Инструкции № 21-5 выходят за рамки требований Закона о ЕСВ, который никакой уплаты авансов не требует. Мы не раз обращали на это внимание и указывали, что ответственности за неуплату авансов нет.

Радует, что в комментируемом письме ПФУ наконец-то разобрался в хитросплетениях законодательства и сам признал, что ответственности за неуплату внутригодовых авансовых платежей не предусмотрено.

Таким образом, у предпринимателей есть право выбора: то ли уплатить ЕСВ единоразово за год не позднее 10 февраля следующего года (ст. 9 Закона о ЕСВ), то ли в дополнение к этому уплачивать внутригодовые авансы по ЕСВ, которые будут засчитаны при окончательном расчете за год.

 

Применение РРО-штрафов все-таки отсрочили, но только на полгода

 

С начала этого года начала действовать норма, обязывающая субъектов хозяйствования, применяющих РРО, передавать фискальную информацию с РРО на сервер органа ГНС по проводным или беспроводным каналам связи (абз. 2 и 3 п. 7 ст. 3 Закона об РРО). Адаптационный период (2012 год), в течение которого подача информации в органы ГНС по проводным и беспроводным каналам связи осуществлялась на добровольных началах, закончился (см. «СД», 2012, № 13, с. 4).

Суть сегодняшних требований, напомним, такова, что субъекты хозяйствования, применяющие:

РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, или электронные контрольно-кассовые регистраторы (далее — ЭККР), создающие контрольную ленту в печатном виде, — должны передавать в органы ГНС электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащиеся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены;

РРО, создающие контрольную ленту в печатном виде (за исключением ЭККР), — должны передавать в органы ГНС информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной
и/или безналичной форме
, а в случае осуществления операций по купле-продаже инвалюты — информацию об объеме таких операций, которая содержится в фискальной памяти РРО.

Также напомним, что с 01.07.2014 г. данный подход к распределению «общей массы субъектов» на тех, чьи РРО должны направлять на сервер налоговиков лишь информацию об объеме расчетных операций, и тех, чьи РРО должны направлять электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, несколько изменится — ряды первых поредеют. При этом с 01.01.2014 г. будет разрешена первичная регистрация только тех РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, а также электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), РРО по 
купле-продаже инвалюты
.

Теперь что касается «штрафной» стороны вопроса, призванной «приобщить» субъектов хозяйствования к данным высокотехнологичным правилам.

Начало применения штрафных санкций за неподачу электронной РРО-отчетности откладывалось дважды: до 01.07.2012 г. Законом Украины от 07.07.2011 г. № 3609-VI, а затем до 01.07.2013 г. Законом Украины от 24.05.2012 г. № 4834-VI. Но и после 01.07.2013 г. (техническая сторона вопроса так и осталась не решена — необходимого количества новых моделей РРО или модемов, которые могли бы обеспечить передачу информации с РРО на сервер органов ГНС через сеть Интернет) их до сих пор нет.

Это и стало причиной появления нескольких законопроектов, предлагающих дополнительную третью отсрочку даты применения штрафов за неподачу электронной РРО-отчетности.

Как мы и предполагали, «победил» поддержанный правительством законопроект № 2087а-1, предлагавший отсрочку РРО-штрафов еще на год (до 01.07.2014 г.). Этот законопроект 21.06.2013 г. был принят ВРУ, но с учетом предложений Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, который посчитал достаточным полугодовой период для эффективного введения новой системы РРО.

В итоге имеем направленный на подпись Президенту Закон, предусматривающий отсрочку применения РРО-штрафов еще на полгода — до 01.01.2014 г.

Тем субъектам хозяйствования, которые уже успели приобрести новые РРО со встроенными модемами или дооборудовали модемами имеющиеся РРО, необходимо обратить внимание, в частности, на:

обязательность ежедневной распечатки фискальных отчетных чеков и хранения их в КУРО (на это обратило внимание Миндоходов в разъяснении из раздела 109.12 ЕБНЗ);

обязательность распечатки или создания в электронной форме на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров/услуг) контрольных лент и обеспечение их хранения в течение трех лет, а также выполнение других обязанностей, предусмотренных статьей 3 Закона об РРО, кроме подачи Отчета по ф. № ЗВР-1;

— отсутствие необходимости перерегистрировать существующий РРО в случае его дооборудования модемом и обновления его программного обеспечения с целью передачи отчетности в органы ГНС по проводным и беспроводным каналам связи (см. консультацию в разделе 109.06 ЕБНЗ).

 

Благие намерения Президента в части проведения проверок

Указ Президента Украины от 12.06.2013 г. № 327/2013

 

Президент поручил Госслужбе Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства разработать изменения в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877). Напомним, что данным документом изначально хотели унифицировать порядок проведения большинства проверок. Но унификация получилась слабая, поскольку перечень «исключительных случаев» вырос до неузнаваемости. В том числе из под сферы действия Закона № 877 удалось «ускользнуть» налоговикам.

Так вот, глава государства указал на необходимость:

определения конкретного перечня органов госнадзора (контроля) в сфере хоздеятельности и перечня сфер надзора (контроля) этих органов;

сокращения перечня отношений, на которые действие Закона № 877 не распространяется. Как уже было сказано выше, этот перечень с момент принятия Закона № 877 сильно разросся. В том числе не распространяется на валютный, таможенный, бюджетный, налоговый контроль, контроль кассовых операций и т. д.;

закрепления требования о проведении комплексной плановой проверки хозсубъектов совместно всеми органами госнадзора (контроля) не чаще одного раза в год (таким образом предполагается сократить количество проверок);

обнародования до 20 декабря планов проведения комплексных плановых проверок на следующий год на официальном веб-сайте Госпредпринимательства и на веб-сайтах органов госнадзора (контроля);

сокращения перечня оснований для проведения внеплановых проверок (ч. 1 ст. 6 Закона № 877 предусматривает сейчас 6 таких оснований);

обязательного размещения на веб-сайтах контролирующих органов нормативно-правовых актов, соблюдение требований которых проверяется;

установления запрета на проверку соблюдения требований актов, к которым не обеспечен свободный и бесплатный доступ субъектов хозяйствования.

 

Принятие всех мер по недопущению курения не спасает от штрафов?

Письмо Департамента общественной безопасности МВД от 30.04.2013 г. № 10/5-2794

 

Как известно, с 17.12.2012 г. введен полный запрет на курение табачных изделий, электронных сигарет и кальянов в помещениях заведений ресторанного хозяйства. В этих помещениях должна быть размещена наглядная информация, состоящая из графического знака о запрете курения и текста «Куріння заборонено!» (ст. 13 Закона о мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий, далее — Закон).

В помещениях предприятий всех форм собственности курение табачных изделий разрешено исключительно в спецместах, в которых размещен соответствующий графический знак и текст «Місце для куріння. Куріння шкодить Вашому здоров’ю!» (п. 1 ч. 3 и ч. 5 ст. 13 Закона) (см. «СД», 2012, № 23, с. 9; № 13, с. 16).

Это с одной стороны. С другой — размещение пепельниц или курение в помещениях ресторанов, а также неотведение спецмест для курения в помещениях предприятий, необорудование их вытяжной вентиляцией иди другими средствами для удаления табачного дыма, неразмещение наглядной информации, предусмотренной частью 5 статьи 13 Закона, наказуемо штрафом в размере от 1 до 10 тыс. грн.

Так вот, МВД обратило внимание, что в случае принятия субъектом хозяйствования всех мер по предупреждению нарушения (размещены таблички о запрете курения, отсутствуют пепельницы, нарушителям запрета делаются замечания о недопущения курения и т. д.) и допущения такого нарушения третьими лицами (например, посетителями ресторана или работниками предприятий), такой субъект не освобождается от ответственности, так как основания для такого освобождения законодательством не предусмотрены.

Мы считаем такой вывод спорным. Указанный штраф по своей сути является административно-хозяйственной санкцией, которая может налагаться на хозсубъекта в случае, если он не докажет, что им были приняты все зависящие от него меры для недопущения нарушения (ст. 218 Хозяйственного кодекса Украины). Соответственно, если хозсубъект принял все меры по недопущению нарушения, то в случае совершения нарушения третьими лицами вина хозсубъекта отсутствует и штраф применяться не должен.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше