Темы статей
Выбрать темы

Заполняем раздел II Реестра выданных и полученных налоговых накладных

Редакция СД
Статья

Заполняем раздел II Реестра выданных и полученных налоговых накладных

 

В прошлом номере «СД» на с. 25 мы рассматривали порядок заполнения раздела I Реестра выданных и полученных налоговых накладных. В продолжение темы подробно проанализируем и порядок заполнения раздела II Реестра, а именно: какие операции подлежат отражению в этом разделе Реестра, какие документы будут основанием для их отражения, а также рассмотрим ряд ситуаций, имеющих свои особенности для записи в Реестр.

Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы-основания для заполнения раздела II Реестра

Основаниями для осуществления записей в разделе II Реестра являются следующие документы (см. пункт 1 раздела IV Порядка № 1340), полученные от поставщиков:

1) налоговые накладные (НН);

2) расчеты корректировки (РК) количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной);

3) таможенные декларации (ТД) на ввоз товаров;

4) товарные чеки или другие расчетные документы, которые удостоверяют факт уплаты НДС в связи с приобретением товаров/услуг;

5) первичные документы, составленные в соответствии с Законом о бухучете, подтверждающие факт получения товаров/услуг;

6) транспортные билеты, гостиничные счета или счета, которые выставляются плательщику налога за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, содержащие общую сумму платежа, сумму НДС и налоговый номер продавца (кроме тех, форма которых установлена международными стандартами);

7) кассовые чеки, которые содержат сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного НДС (с определением фискального номера и налогового номера поставщика), на общую сумму полученных товаров/услуг не более 200 гривень в день (без учета НДС);

8) бухгалтерская справка, которая составляется в случае (подпункт 2.4 раздела IV Порядка № 1340):

— корректировки в результате частичного использования товаров/услуг, необоротных активов в операциях сельскохозяйственного и перерабатывающего производства (стр. 16.2 декларации по НДС);

— корректировки по поставке сельскохозяйственной продукции или продукции собственного производства перерабатывающего предприятия в таможенном режиме экспорта (переносится из декларации с отметкой 0121/0122/0123 или из декларации с отметкой 0140);

— корректировки, проводимой в связи с перерасчетом доли использования товаров/услуг в облагаемых и не облагаемых налогом операциях за последний налоговый период календарного года (стр. 16.4 декларации по НДС);

— если в налоговый кредит (НК) включаются суммы НДС, уплаченные (начисленные) в стоимости товаров/услуг, необоротных активов, которые не были включены в состав НК при приобретении либо изготовлении таких товаров/услуг, необоротных активов и/или по которым были определены налоговые обязательства в соответствии с пунктом 198.5 НКУ, если такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности, в том числе при переводе непроизводственных необоротных активов в состав производственных необоротных активов.

При этом бухгалтерская справка должна соответствовать следующим требованиям:

1) она должна быть составлена согласно налоговым накладным, таможенным декларациям, другим документам, предусмотренным пунктом 201.11 НКУ (транспортные билеты, кассовые чеки и пр.), являющимся основанием для начисления сумм НДС, которые относятся в налоговый кредит, и содержать исчерпывающий перечень таких документов;

2) должны быть учтены требования пункта 198.6 НКУ (скорее всего, имеется в виду срок 365 дней с даты составления налоговой накладной, а по операциям, по которым применяется кассовый метод, — 60 дней с даты оплаты).

Документы, являющиеся основанием для заполнения раздела II Реестра, имеют следующие условные обозначения:

 

Условные обозначения документов

Обозначение

Разъяснение

ПНП

Налоговая накладная, составленная на бумажных носителях

ПНЕ

Электронная налоговая накладная

РКП

Расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), составленный на бумажных носителях

РКЕ

Электронный расчет корректировки количественных и стоимостных показателей
к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной)

МДП

Таможенная декларация, составленная на бумажных носителях

МДЕ

Электронная таможенная декларация

ЧК

Кассовый чек

ТК

Транспортный билет

ГР

Гостиничный счет

ПЗ

Счет за услуги связи

ПО

Услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета

ЗП

Заявление плательщика и копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом о бухучете, подтверждающих факт получения таких товаров/услуг согласно п. 201.10 НКУ

НП

Документ, который удостоверяет приобретение товаров/услуг на таможенной территории Украины у лиц, не зарегистрированных как плательщики НДС

БО

Документ бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерская справка

 

Операции для раздела II Реестра

Как видим, в разделе II Реестра отражаются не только налоговые накладные, но и другие документы, которые подтверждают право на налоговый кредит при покупке либо свидетельствуют о безНДСном приобретении либо корректировочных операциях.

Как следует из Порядка № 1340, в разделе II Реестра должны отражаться операции:

по приобретению (изготовлению, строительству, сооружению, созданию) на таможенной территории Украины товаров/услуг и необоротных активов;

по ввозу товаров, необоротных активов на таможенную территорию Украины (в том числе в связи с приобретением и/или ввозом таких активов в качестве взноса в уставный фонд и/или при передаче таких активов на баланс плательщика налога, уполномоченного вести учет результатов совместной деятельности);

с целью их дальнейшего использования:

— в облагаемых по основной и нулевой ставке операциях;

— в освобожденных от налогообложения операциях или операциях, не являющихся объектом налогообложения;

— не предназначенных для использования в хозяйственной деятельности;

— для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины.

То есть в разделе II Реестра отражаются не только облагаемые НДС операции по приобретению, но и операции по приобретению, освобожденные от НДС и не являющиеся объектом обложения НДС.

 

Порядок заполнения строк раздела II Реестра

Порядок заполнения раздела II Реестра для удобства восприятия приведем в табличной форме:

№ графы

Подпункт раздела IV Порядка № 1340

Название строки/Порядок ее заполнения

1

2

3

Графа 1

П.п. 2.1

«№ з/п»

Приводится порядковый номер записи.

Хоть в Порядке № 1340 прямых указаний на нумерацию записей в разделе II Реестра нет, на наш взгляд, такая нумерация может осуществляться по тем же правилам, что и в разделе I. То есть нумерация записей осуществляется удобным для плательщика налога способом:

— или с первого номера каждого отчетного налогового периода (ежемесячно, ежеквартально);

— или нарастающим итогом с начала года.

Порядковый номер записи переносится на документ, на основании которого производится запись

Графа 2

П.п. 2.2

«<…> дата отримання»

Указывается дата получения документа.

При отражении бухгалтерской справки в этой графе указывается дата ее составления

Графа 3

П.п. 2.3

«<…> дата складання»

Переносится дата НН или другого документа.

При отражении бухгалтерской справки в этой графе указывается дата составления НН, РК или другого документа, на основании которого составлена бухгалтерская справка

Графа 4

П.п. 2.3

«<…> порядковий номер (реєстраційний номер —
для митної декларації)»

Переносится номер НН или другого документа.

При отражении бухгалтерской справки в этой графе указывается номер НН, РК или другого документа, на основании которого составлена бухгалтерская справка.

Указываются исключительно числовые значения с учетом того, что НН, РК составлены филиалами (структурными подразделениями) и/или по видам деятельности, предусматривающей специальный режим налогообложения, имеют порядковый номер с учетом кода специального режима и/или числового кода филиала, указываемого через дробь (см. раздел 101.21 ЕБНЗ)

Графа 5

Пп. 2.4, 2.10

«<…> вид документа»

Приводится условное обозначение документа (см. выше).

К обозначению «БО» добавляется обозначение вида документа, на основании которого составлена бухгалтерская справка, т. е. документа, которым подтверждается операция по поставке (например, БОПНП — в случае отнесения в НК сумм налога на основании бумажной НН, БОПНЕ — на основании электронной НН и пр.).

Если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, к виду документа добавляется буква «У».

Если по НН или РК производится распределение НК, к виду документа добавляется буква «Р»

Графа 6

П.п. 2.5

«<…> найменування (П. I. Б. — для фізичної особи — підприємця)»

Указывается наименование юридического лица (Ф. И. О. физического лица — предпринимателя) — поставщика.

В случае приобретения товаров за пределами таможенной территории Украины и получения услуг от нерезидента на таможенной территории Украины в этой графе проставляются страна нерезидента и наименование (фамилия, имя, отчество /при наличии/ —
для физического лица) нерезидента

Графа 7

П.п. 2.6

«<…> індивідуальний податковий номер»

Указывается ИНН поставщика — плательщика НДС.

Применяются следующие условные ИНН:

200000000000  товары/услуги приобретены у нерезидента и не предназначаются для использования в хозяйственной деятельности либо приобретены с целью их использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины либо услуг, место поставки которых определяется в соответствии с п. 186.3 НКУ
(за пределами Украины);

300000000000  товары/услуги приобретены у нерезидента и предназначены для использования в налогооблагаемых операциях;

400000000000  товары/услуги приобретены у лица, не зарегистрированного плательщиком НДС.

При отражении бухгалтерской справки в этой графе указываются ИНН поставщика, составившего НН, РК или другой документ, на основании которого составлена бухгалтерская справка.

При получении услуг банка по расчетно-кассовому обслуживанию (РКО) в этой строке проставляется ноль («0») (см. раздел 101.21 ЕБНЗ)

Графа 8

П.п. 2.7

«Загальна сума, включаючи податок на додану вартість»

Отражается общая сумма (включая НДС)

Графы 9, 11, 13, 15

Пп. 2.4, 2.8

«Придбання (виготовлення, будівництво, спорудження), ввезення на митну територію України товарів <…> вартість без податку на додану вартість»

Указывается стоимость товаров/услуг и необоротных активов без НДС.

При внесении записей на основании РК такие записи осуществляются
с соответствующим знаком («+» или «-»).

При отражении бухгалтерской справки в графе 9 указывается сумма
со знаком «+», а в графах 11, 13, 15 — со знаком «-»

Графы 10, 12, 14, 16

Пп. 2.4, 2.9

«Придбання (виготовлення, будівництво, спорудження),
ввезення на митну територію України товарів <…> сума податку на додану вартість»

Приводится уплаченная (начисленная) сумма НДС по товарам/услугам и необоротным активам, определенная исходя из их стоимости, указанной в графах 9, 11, 13 и 15 (соответственно).

Сумма НДС, указанная в графах 12, 14 и 16, в налоговый кредит не включается.

В случае приобретения у плательщика НДС товаров/услуг и необоротных активов, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, а также приобретения у лица, не зарегистрированного плательщиком НДС, в графах 10, 12, 14 и 16 проставляется ноль («0»).

В случае выполнения записей на основании РК такие записи осуществляются с соответствующим знаком («+» или «-»).

При отражении бухгалтерской справки в графе 10 указываются суммы со знаком «+», а в графах 12, 14, 16 — со знаком «-»

 

Возвраты товаров, предоплат

Особенности НДС-учета при возвратах оговаривает специальная статья 192 НКУ, предусматривающая возможность проведения корректировки налогового кредита при возврате товара, предоплаты. Основанием для проведения корректировки является расчет корректировки (приложение 2 к налоговой накладной), который покупатель должен получить от поставщика и подписать. Данные такого РК отражаются в разделе II Реестра следующим образом:

в графе 1 проставляется номер записи РК, указанный номер переносится на РК;

в графе 2 указывается дата получения РК;

в графы 3 и 4 переносятся соответствующие реквизиты РК;

в графе 5 указывается вид документа — «РКП» (к налоговой накладной, составленной на бумажных носителях) или «РКЕ» (к налоговой накладной, составленной в электронном виде);

в графах 6 и 7 указываются соответственно наименование (Ф. И. О. предпринимателя) поставщика и его ИНН;

в графе 8 указывается общая сумма, включая НДС со знаком «-»;

в графе 9 указывается стоимость покупки без НДС со знаком «-»;

в графе 10 проставляется сумма НДС со знаком «-».

 

Чек на сумму до 240 грн.

Без получения налоговой накладной отнести НДС к налоговому кредиту можно на основании кассовых чеков, в которых указаны (подпункт «б» пункта 201.11 НКУ):

— сумма полученных товаров/услуг;

— общая сумма начисленного налога;

— фискальный номер;

— налоговый номер поставщика.

Суммы НДС по кассовому чеку могут быть отнесены в состав налогового кредита только при условии, что общая сумма полученных товаров (услуг) не превышает 200 грн. за день (без учета НДС). То есть предельная сумма НДС, которая может быть отнесена по кассовому чеку (кассовым чекам) в налоговый кредит, составляет не более 40 грн. за день.

В раздел II Реестра кассовый чек на сумму до 240 грн. за день вносится так:

в графе 1 указывается порядковый номер записи в Реестре, который переносится на чек;

в графе 2 — дата получения чека;

в графах 3 и 4 — дата выписки и номер чека;

в графе 5 — вид документа — «ЧК»;

в графах 6 и 7 — наименование (Ф. И. О. — для физлица-предпринимателя) и ИНН продавца;

в графе 8 — общая сумма покупки с учетом НДС;

в графах 9, 11, 13 или 15 (в зависимости от дальнейшего направления использования товаров/услуг) — сумма покупки без НДС;

в графах 10, 12, 14 или 16 соответственно отражается сумма НДС.

 

Если сумма чека более 240 грн.

Как указано в пункте 2.4 раздела IV Порядка № 1340, если общая сумма полученных товаров/услуг по кассовому чеку превышает 200 грн. (без учета НДС), плательщик не имеет права отнести в состав налогового кредита ни всю сумму НДС, уплаченную при приобретении товаров/услуг, ни ее часть. Аналогичные выводы содержатся и в письме ГНАУ от 22.04.2011 г. № 7680/6/16-1515-20.

Кассовый чек на сумму более 240 грн. (с НДС) в раздел II Реестра плательщик вносит так: в графе 5 проставляет обозначение «ЧК», в графе 8 приводит общую сумму покупки (с НДС) и заполняет графы 13 и 14 (т. е. как использование товаров/услуг в нехозяйственной деятельности).

 

Чеки с облагаемыми и необлагаемыми операциями

В разделе II Реестра кассовый чек, в котором одновременно отражены товары/услуги, облагаемые НДС по основной ставке и освобожденные или не являющиеся объектом обложения НДС, записываются одной строкой с учетом таких особенностей (см. также раздел 101.21 ЕБНЗ):

в графе 5 проставляется отметка «ЧК»;

в графе 8 указывается полная стоимость приобретенных товаров/услуг с НДС, указанных в кассовом чеке;

в соответствующей графе 9, 11, 13 или 15, в зависимости от того, с какой целью приобретены товары/услуги, указывается полная их стоимость без НДС;

в соответствующей графе 10, 12, 14 или 16 проставляется сумма НДС, указанная в кассовом чеке.

Остальные графы раздела заполняются без учета каких-либо особенностей.

 

Жалоба на поставщика

Если плательщик НДС, руководствуясь пунктом 201.10 НКУ, вместе с декларацией по НДС подает заявление с жалобой на поставщика с целью включения сумм НДС в состав налогового кредита, то в разделе II Реестра такая процедура отражается со следующими особенностями:

в графе 5 делается отметка «ЗП» (подпункт 2.4 раздела IV Порядка № 1340);

в графах 6 и 7 указываются реквизиты поставщика (наименование, индивидуальный налоговый номер), на которого подается жалоба. Другие графы заполняются без особенностей.

 

Транспортные билеты

Транспортный билет является одним из тех документов, которые могут заменить налоговую накладную (пункт 201.11 НКУ), и на его основании плательщик может отразить налоговый кредит. Главное, чтобы билет содержал общую сумму платежа, сумму НДС и ИНН продавца (кроме тех, форма которых установлена международными стандартами). Основанием для отражения налогового кредита по НДС плательщиками этого налога может служить также электронный авиабилет, содержащий те же реквизиты, при условии начисления по таким билетам налоговых обязательств (письмо ГНАУ от 29.04.2011 г. № 8248/6/16-1515-26).

В стоимость транспортного билета входит сбор на обязательное страхование от несчастных случаев на транспорте, который не включается в базу обложения НДС.

Как следует из консультации налоговиков, размещенной в разделе 101.21 ЕБНЗ, в отношении порядка отражения в разделе II Реестра налогов, сборов, входящих в цену товара/услуги, и не включаемых в базу обложения НДС на основании налоговых накладных, других документов (транспортных билетов, счетов и пр.), то, по их мнению, в Реестре суммы таких налогов и сборов не отражаются. Аргумент — неотражение сумм таких налогов/сборов в налоговой накладной. А как же быть с другим документом — самим транспортным билетом, ведь в нем приводится сумма страхового сбора?

Заметим, что ранее налоговики (см. консультацию в разделе 101.21 ЕБНЗ, которая на данный момент утратила силу, но, очевидно, такое их мнение сохранится) предлагали общую стоимость транспортного билета в разделе II Реестра разносить по двум строкам:

первую строку заполнять в обычном порядке исходя из налогооблагаемой части билета, при этом в графе 5 ставить отметку «ТК», в графе 9 указывать часть стоимости транспортного билета (без суммы страхового сбора), которая подлежит обложению НДС, в графе 10 — НДС от этой части;

— во второй строке в графе 5 ставить отметку ноль («0»), в графе 9 — сумму страховки, в графе 10 — также проставляется ноль («0»). При этом, на наш взгляд, в графах 2 — 7 указывать те же реквизиты, что и в предыдущей (первой) строке отражения в Реестре билета, в графе 8 — сумму страховки.

 

Покупки у неплательщиков НДС

При покупках товаров/услуг у неплательщиков НДС налоговой накладной у налогоплательщика не будет. Учет приобретенных товаров/услуг в таком случае ведется на основании документов, удостоверяющих их поставку (п. 1.4 разд. IV Порядка № 1340). Такими документами могут быть товарные накладные, акты предоставленных услуг, платежные документы и т. п.

В ситуации покупки товаров/услуг у неплательщика НДС раздел II Реестра заполняется следующим образом (см. также раздел 101.21 ЕБНЗ):

в графе 1 проставляется номер записи документа, удостоверяющего факт приобретения товара/услуги. Указанный номер записи переносится на документ;

в графе 2 указывается дата получения документа;

в графы 3 и 4 переносятся соответствующие реквизиты документа (дата составления и порядковый номер документа);

в графе 5 ставится отметка «НП» (подпункт 2.4 раздела IV Порядка № 1340);

в графе 6 указывается наименование (Ф. И. О. — для физлица-предпринимателя) поставщика;

в графе 7 отражается условный ИНН «400000000000» (подпункт 2.6 раздела IV Порядка № 1340);

в графе 8 указывается общая сумма покупки;

в графах 9, 11, 13 и 15 указывается стоимость товаров/услуг и основных средств без НДС;

в графах 10, 12, 14 и 16 проставляется ноль («0») (подпункт 2.9 раздела IV Порядка № 1340).

Отражать операции с неплательщиками НДС в разделе II Реестра нужно по правилу первого события, т. е. либо по дате списания средств со счета, либо по дате получения товаров/услуг. На это обращали внимание и налоговики (письмо ГНСУ от 25.10.2011 г. № 4261/6/15-3415-04). При этом налоговики указали, что если первым событием является предоплата товаров/услуг неплательщику НДС, то документом для отражения такой операции в Реестре будут служить счет или платежное поручение на перечисление средств.

 

Импорт товаров

Импортные операции отражаются в разделе II Реестра на основании надлежащим образом оформленных ТД (пункт 1 раздела IV Порядка № 1340). Это обусловлено тем, что при импорте налоговой накладной у предприятия не будет, а ее заменителем и документом, удостоверяющим право на налоговый кредит, является таможенная декларация (в том числе и временная — письмо ГНСУ от 29.01.2013 г. № 1387/6/15-3115, а также раздел 101.10 ЕБНЗ), оформленная в соответствии с требованиями законодательства и подтверждающая уплату налога.

Поэтому при отражении в разделе II Реестра операции по импорту товара нужно учесть следующие особенности (см. также раздел 101.21 ЕБНЗ):

в графе 1 проставляется номер записи, который переносится на ТД (временную ТД);

в графах 2 и 3 указывается дата получения и соответственно составления ТД (временной ТД);

в графе 4 указывается регистрационный номер ТД, а именно последние шесть знаков ее порядкового номера;

в графе 5 приводится обозначение «МДП» (если ТД составлена на бумажном носителе) или «МДЕ» (если ТД составлена в электронном виде);

в графе 6 проставляется страна нерезидента и наименование (Ф. И. О. /при наличии/ — для физлица) нерезидента;

в графе 7 указывается условный ИНН «300000000000», а если приобретаемые у нерезидента товары не предназначены для использования в хоздеятельности или приобретены с целью их использования в поставках услуг за пределами таможенной территории Украины либо услуг, место поставки которых определяется в соответствии с пунктом 186.3 НКУ за пределами Украины, — указывается ИНН «200000000000» (подпункт 2.6 раздела IV Порядка № 1340);

в графе 8 указывается общая сумма с учетом НДС;

в графах 9, 11, 13 и 15 указывается стоимость товаров и необоротных активов без НДС;

в графах 10, 12, 14 и 16 указывается уплаченная сумма НДС, определенная исходя из их стоимости, указанной в графах 9, 11, 13 и 15 (соответственно).

Операции по покупке товаров за пределами таможенной территории Украины и их поставка нерезиденту без фактического ввоза на таможенную территорию Украины не подлежат отражению в Реестре и декларации по НДС (см. раздел 101.21 ЕБНЗ).

 

«Необъектные» операции

Согласно подпункту 1.4 раздела III Порядка № 1340 учет операций по поставке товаров/услуг, которые не являются объектом обложения НДС в соответствии с требованиями статьи 196 НКУ, ведется на основании документов учета. В этом случае данные первичных документов отражаются у покупателя в разделе II Реестра, поскольку именно они удостоверяют факт необъектного приобретения товаров/услуг.

В ситуации покупки товаров/услуг, не являющихся объектом обложения НДС, раздел II Реестра заполняется следующим образом (см. также раздел 101.21 ЕБНЗ):

в графе 1 записывается порядковый номер, который соответствует порядковому номеру в реестре и проставляется в графе 4;

в графах 2 и 3 проставляются соответствующие даты получения и выписки документа;

в графе 5 — «БО»;

в графе 6 указывается наименование (Ф. И. О. — для физического лица) поставщика;

в графе 7 ставится ноль («0»);

в графе 8 указывается общая сумма покупки;

в графах 9, 11, 13 и 15 — стоимость приобретенных товаров/услуг в зависимости от их дальнейшего использования;

в графах 10, 12, 14 и 16 ставится ноль («0»).

 

Услуги банка по РКО

Несмотря на то что услуги банка по расчетно-кассовому обслуживанию не являются объектом обложения НДС (подпункт 196.1.5 НКУ) и на них налоговая накладная не выписывается, показывать в разделе II Реестра полученные услуги банка по РКО надо.

Согласно пункту 1 раздела IV Порядка № 1340 в разделе II Реестра отражаются документы, на основании которых осуществляется учет приобретения товаров/услуг. В отношении покупки услуги банка по РКО такими документами являются банковская выписка или акт предоставленных услуг (мемориальный ордер).

Если согласно договору оплата за РКО взимается банком по окончании месяца на основании акта предоставленных услуг (мемориального ордера), то такие услуги включаются в раздел II Реестра по такому акту (мемориальному ордеру). Если же единый акт не оформляется, а расходы на РКО отражаются на основании выписок, то в этом случае услуги РКО заносятся в раздел II Реестра по каждой выписке банка (письмо ГНСУ от 25.10.2011 г. № 4261/6/15-3415-04).

При этом в обоих случаях (также см. раздел 101.21 ЕБНЗ):

в графе 1 записывается порядковый номер, соответствующий порядковому номеру записи в Реестре, и проставляется в графе 4;

в графах 2 и 3 указываются соответственно даты получения и выписки документа (акта/мемориального ордера или банковской выписки);

в графе 5 Реестра проставляется «БО» (в названном выше письме налоговики предлагали указывать в этой графе «НП», однако еще тогда мы считали подобный вариант некорректным, поскольку большинство банков являются плательщиками НДС);

в графе 7 проставляется ноль («0»);

в графе 8 указывается общая сумма покупки;

в графах 9, 11, 13 и 15 указывается стоимость услуг (в зависимости от направления дальнейшего использования таких услуг);

в графах 10, 12, 14 и 16 соответственно проставляется ноль («0»).

Кроме того, отражению в декларации по НДС (см. раздел 101.21 ЕБНЗ) и соответственно в разделе II Реестра не подлежит плата банка за среднедневные остатки на текущих счетах плательщика НДС.

 

Услуги, полученные от нерезидента

Услуги с местом поставки на таможенной территории Украины. В соответствии с подпунктом «б» пункта 185.1 НКУ объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины согласно статье 186 НКУ. Согласно пунк-ту 180.2 НКУ лицом, ответственным за начисление и уплату НДС в бюджет в случае поставки услуг нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными плательщиками НДС, если место поставки услуг расположено на таможенной территории Украины, является получатель услуг.

Согласно подпункту 1.3 раздела IV Порядка № 1340 операции по получению услуг от нерезидента отражаются на основании налоговой накладной, налоговые обязательства по которой включены в налоговую декларацию предыдущего периода. То есть такая налоговая накладная отражается в Реестре дважды — сначала в разделе I Реестра в периоде возникновения налоговых обязательств, а в следующем периоде — в разделе II Реестра с учетом следующих особенностей:

в графе 1 проставляется номер записи налоговой накладной, который переносится на эту налоговую накладную;

в графе 2 указывается дата налоговой накладной;

в графы 3 и 4 переносятся соответствующие реквизиты налоговой накладной;

в графе 5 указывается вид документа — «ПНЕ14» (электронная налоговая накладная) или «ПНП14» (налоговая накладная, составленная на бумажных носителях);

в графе 6 указываются страна и наименование (Ф. И. О. /при наличии/ физлица) нерезидента;

в графе 7 указывается ИНН «300000000000». Если услуги, приобретенные у нерезидента, не предназначаются для использования в хоздеятельности или приобретены для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины либо для поставки услуг, место поставки которых определяется в соответствии с пунктом 186.3 НКУ, в данной графе приводится условный ИНН «200000000000» (подпункт 2.6 раздела IV Порядка № 1340).

Услуги с местом поставки за пределами таможенной территории Украины. По мнению налоговиков (см. раздел 101.21 ЕБНЗ), не подлежат отражению ни в Реестре, ни в декларации по НДС услуги, приобретаемые у нерезидента с местом поставки за пределами таможенной территории Украины.

Однако, по нашему мнению, такие необъектные услуги должны отражаться и в соответствующих графах раздела II Реестра, при этом в графе 5 фиксируется вид документа «БО».

 

Международные перевозки

Согласно подпункту «е» пунк-та 185.1 НКУ операции по поставке услуг по международным перевозкам грузов, пассажиров и багажа железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным транспортом выведены в самостоятельный объект налогообложения. При этом, как предусмотрено подпунктом «а» подпункта 195.1.3 НКУ, международные перевозки грузов, пассажиров и багажа железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным транспортом облагаются НДС по ставке 0 %.

Нулевая ставка НДС применяется ко всему маршруту международной перевозки, подтвержденному единым международным перевозочным документом (см. вопрос 6 раздела II ОНК № 610, а также письмо ГНСУ от 05.05.2012 г. № 12804/7/15-3417-05) — по ставке 0 % облагается весь маршрут (пролегающий как по территории Украины, так и за ее пределами — от пункта отправки до пункта назначения), при условии, что он осуществляется по единому международному перевозочному документу.

В раздел II Реестра данные «международоуслужной» налоговой накладной в графы 2 — 7 заносятся в обычном порядке. В графе 8 указывается общая сумма поставки. При этом в зависимости от дальнейшего использования приобретенных услуг их стоимость отражается соответственно в графах 9, 11, 13 или 15. В графах 10, 12, 14 и 16 ставится ноль («0»).

Если услуги международной перевозки осуществляет перевозчик-нерезидент, то такие «нулевые» правила налогообложения не работают и, как разъяснялось в ОНК № 610, «нулевые» налоговые обязательства со стоимости услуг международной перевозки в таком случае не возникают (т. е. международная перевозка, осуществляемая перевозчиком-нерезидентом, попросту «выпадает» из-под объекта налого-обложения). Поэтому начислять «нулевой» НДС с нерезидентских услуг международной перевозки и выписывать «нулевую» налоговую накладную, ориентируясь на правила из статьи 208 НКУ, получателю-резиденту (заказчику нерезидентской перевозки) в данном случае не нужно. А в Реестре заказчик такие операции отражает как покупки у неплательщика НДС.

Запись в разделе II Реестра приобретенных международных услуг от нерезидента в таком случае делается на основании документов, удостоверяющих их поставку (пункт 1.4 раздела IV Порядка № 1340):

в графе 5 ставится отметка «НП» (подпункт 2.4 раздела IV Порядка № 1340);

в графе 6 указываются страна и наименование (Ф. И. О. — для физлица-предпринимателя) поставщика;

в графе 7 отражается условный ИНН «400000000000» (подпункт 2.6 раздела IV Порядка № 1340);

в графе 8 указывается общая сумма покупки;

в графах 9, 11, 13 и 15 указывается стоимость товаров/услуг и основных средств без НДС;

в графах 10, 12, 14 и 16 проставляется ноль («0») (подпункт 2.9 раздела IV Порядка № 1340).

 

НН с разными ставками

Полученная налоговая накладная, в которой одновременно содержатся товары/услуги, облагаемые как по основной ставке, так и по ставке 0 % (составление такой накладной возможно согласно абзацу второму пункта 9 Порядка № 1379), по разъяснениям налоговиков (см. раздел 101.21 ЕБНЗ), отражается в разделе II Реестра одной строкой.

При этом в зависимости от дальнейшего использования приобретенных товаров/услуг их стоимость без НДС отражается в графах 9, 11, 13 и 15, а сумма НДС — соответственно в графах 10, 12, 14 и 16. Остальные графы заполняются в общем порядке.

 

Восстановление НК

Если в налоговый кредит включены суммы НДС, уплаченные (начисленные) в стоимости товаров/услуг, необоротных активов, которые не были включены в состав налогового кредита при их покупке или изготовлении
и/или по которым производилась условная поставка согласно пункту 198.5 НКУ (если такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться в облагаемых НДС операциях в пределах хозяйственной деятельности, в том числе при переводе непроизводственных необоротных активов в состав производственных), то основанием для заполнения раздела II Реестра будет бухгалтерская справка.

К бухгалтерской справке подпунктом 2.4 раздела IV Порядка № 1340 выдвигаются следующие требования:

— она должна быть составлена согласно налоговой накладной, таможенной декларации, другим документам, предусмотренным пунктом 201.11 НКУ (транспортные билеты, кассовые чеки и пр.), являющимся основанием для начисления сумм НДС, которые относятся в НК, и содержать исчерпывающий перечень таких документов;

— должны быть учтены нормы пункта 198.6 НКУ (похоже, что имеется в виду срок 365 дней с даты составления налоговой накладной, а по операциям, по которым применяется кассовый метод, — 60 дней с даты оплаты).

То есть Минфин фактически ограничил срок, в течение которого плательщик НДС может воспользоваться правом на налоговый кредит в случае изменения направления использования товаров/услуг (не облагаемые налогом операции на налогооблагаемые операции). На возможность восстановления налогового кредита налогоплательщиком только в течение 365 дней с даты составления налоговой накладной обращают внимание и налоговики (см. письмо ГНСУ от 27.03.2013 г. № 4692/6/15-3115). Однако такой подход вряд ли справедлив.

На наш взгляд, в пункте 198.6 НКУ речь идет об ограничении срока формирования налогового кредита в случае, когда плательщик НДС имел право на формирование налогового кредита, но «не захотел» им воспользоваться. А при изменении направления использования товаров/услуг ситуация другая: плательщик не имеет права на формирование налогового кредита в момент приобретения, а в момент использования товаров/услуг такое право возникает.

При восстановлении налогового кредита, руководствуясь подпунктом 2.4 раздела IV Порядка № 1340, заполнять раздел II Реестра нужно следующим образом:

в графе 1 указывается порядковый номер записи в Реестре, который переносится на бухгалтерскую справку;

в графе 2 — дата составления бухгалтерской справки;

в графах 3, 4, 6 и 7 — соответственно дата составления, порядковый номер налоговой накладной, наименование и ИНН составившего ее поставщика;

в графе 5 — вид документа «БО», к которому добавляются обозначения вида документа, которым подтверждается операция по поставке (БОПНП — в случае отнесения в НК сумм налога на основании бумажной налоговой накладной, БОПНЕ — на основании электронной налоговой накладной);

в графах 9 и 10 — суммы со знаком «плюс», а в графах 11, 12, 13, 14, 15 и 16 — со знаком «минус».

 

Если применяется кассовый метод учета НДС

Плательщик, который согласно требованиям НКУ применяет кассовый метод учета НДС, не может отразить в разделе II Реестра полученную налоговую накладную (от поставщика, который отразил налоговые обязательства по первому событию), если по ней не проведена оплата.

Если товар по такой налоговой накладной оплачивается разными датами, то она включается в раздел II Реестра на каждую дату списания денежных средств с банковского счета (выдачи из кассы) плательщика налога либо предоставления других видов компенсации. При этом:

в графе 1 проставляется номер записи налоговой накладной;

в графе 2 указывается дата получения налоговой накладной;

в графы 3, 4, 6 и 7 переносятся соответствующие реквизиты налоговой накладной;

в графе 5 указывается вид документа: «ПНЕ» (электронная налоговая накладная) или «ПНП» (налоговая накладная, составленная на бумажных носителях);

в графе 8 указывается списанная (выданная из кассы) сумма денежных средств в счет оплаты за поставленные товары/услуги;

в графе 10 проставляется сумма НДС исходя из стоимости, указанной в графе 9. В незаполняемых графах проставляется ноль («0»).

 

НН выписана в одном периоде, а зарегистрирована в ЕРНН в следующем

Налоговая накладная или расчет корректировки к налоговой накладной, зарегистрированные в ЕРНН в месяце, следующем за месяцем их выписки, могут отражаться покупателем как в периоде их выписки, так и в периоде получения. Это, в частности, следует из норм абзаца второго подпункта 2.2 раздела IV Порядка № 1340. При этом, как указано в данном абзаце, в графе 2 раздела II Реестра «дата отримання» указывается фактическая дата получения налоговой накладной (расчета корректировки к налоговой накладной) независимо от того, в каком отчетном периоде они будут отражены в составе налогового кредита (в отчетном периоде составления или в отчетном периоде получения).

 

Распределение НК

Плательщики, которые знают свой коэффициент распределения (ЧВ), исходя из норм пункта 2.10 раздела IV Порядка № 1340 должны распределять НДС по соответствующим графам раздела II Реестра сразу в момент получения налоговой накладной.

При этом раздел II Реестра будет заполнен с учетом следующих особенностей:

в графе 5 к буквенному обозначению налоговых накладных (чеков и пр.), по которым производится распределение, следует добавлять букву «Р» — например «ПНПР» (бумажная налоговая накладная, по которой произведено распределение суммы налогового кредита) или «ПНЕР» (электронная налоговая накладная, по которой произведено распределение суммы налогового кредита);

в графы 9 и 10 записывается сумма, соответствующая доле использования товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях;

в графы 11 и 12 записывается сумма, соответствующая доле использования в операциях, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налого-обложения.

Другими словами, в общем случае указанные налоговые накладные должны заноситься в раздел II Реестра уже с учетом распределения: при этом в графах 9 и 10 (покупки с целью осуществления облагаемых НДС поставок в рамках хозяйственной деятельности) указывается часть суммы операции, включающаяся в налоговый кредит, а в графах 11 и 12 (покупки с целью осуществления льготируемых и/или необлагаемых поставок) — часть, которая в него не попадает.

Те плательщики НДС, у которых ЧВ еще не рассчитан (которые не осуществляли необлагаемые поставки в предыдущем календарном году, а начали осуществлять их только в отчетном периоде, а также вновь созданные плательщики НДС), должны производить такое распределение в последний день отчетного (налогового) периода путем корректировки записей налоговых накладных, в соответствии с которыми приобретались такие товары/услуги.

То есть сперва налоговые накладные заносят в раздел II Реестра в общем порядке — как дающие право на налоговый кредит (заполняются графы 9 и 10 раздела II Реестра; в графе 5 проставляется вид документа «ПНП», «ПНЕ»). А уже последним днем отчетного периода такими плательщиками НДС выполняется одна (комплексная) «корректирующая» запись, уточняющая сумму ранее отраженного налогового кредита, соответственно с надлежащим уменьшением сумм (со знаком «-») в графах 9 и 10 раздела II Реестра (т. е. исключением их из налогового кредита) и одновременным их отражением (со знаком «+») в графах 11 и 12 раздела II Реестра; в графе 5 при этом приводится буквенное обозначение «ПНПР», «ПНЕР».

 

Перерасчет НК

Что касается перерасчета налогового кредита по итогам года, то он должен производиться на основании бухгалтерской справки. В этом случае раздел II Реестра заполняется так:

в графе 2 приводится дата последнего дня отчетного периода календарного года (таковым является декабрь или IV квартал года), т. е. и для месячных, и для квартальных плательщиков НДС — 31 декабря;

в графе 3 фиксируется дата составления бухгалтерской справки;

в графу 5 вписывается «БО»;

в графах 6 и 7 плательщик указывает свое наименование и ИНН;

в графе 10 приводится сумма корректировки НДС согласно приложению 7 к декларации по НДС со знаком «+» или «-».

В графах, которые не будут содержать показателей, необходимо поставить ноль («0»).


Документы консультации

НКУ  Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ОНК № 610 — Обобщающая налоговая консультация о порядке обложения налогом на добавленную стоимость транспортно-экспедиторской деятельности, утвержденная приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 610.

Порядок № 1340 — Порядок ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом Минфина от 17.12.2012 г. № 1340.

Порядок № 1379 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 01.11.2011 г. № 1379.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше