Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Юридическая поддержка. Что и как проверяет Госгорпромнадзор

Редакция СД
Собственное Дело Июль, 2013/№ 14
Печать
Статья

Что и как проверяет Госгорпромнадзор

 

Для проверяемых всегда актуально побольше знать о проверяющих. Есть такой госорган — Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины (далее — Госгорпромнадзор). Предпринимателей часто сбивает с толку его название, ведь на первый взгляд может показаться, что этот орган имеет отношение исключительно к горным или промышленным сферам. Это не совсем так.

В данной статье рассмотрим права Госгорпромнадзора, как и по каким вопросам он может проверять всех предпринимателей.

Анастасия ХМЕЛЕВИЧ, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 4448 — Закон Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 г. № 4448-VI.

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Положение № 826 — Положение об организации и осуществлении государственного горного надзора, государственного надзора (контроля) в сфере промышленной безопасности и охраны труда в системе Госгорпромнадзора Украины, утвержденное приказом МЧС от 11.08.2011 г. № 826.

Положение № 408 — Положение о Государственной службе горного надзора и промышленной безопасности Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 408/2011.

 

Права Госгорпромнадзора

Госгорпромнадзор является профильным госорганом в сфере контроля по вопросам охраны труда.

Права должностных лиц Госгорпромнадзора в части осуществления надзора в сфере охраны труда закреплены в статье 39 Закона об охране труда:

беспрепятственно посещать подконтрольные объекты и производства предпринимателей, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверки соблюдения законодательства по охране труда;

получать от предпринимателя письменные или устные пояснения, заключения экспертных обследований, аудиторских проверок, материалы и информацию об обеспечении охраны труда, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, причинах нарушений законодательства и принятых мерах по их устранению;

выдавать обязательные для исполнения предписания (распоряжения) об устранении нарушений и недостатков в сфере охраны труда;

запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, а также выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или прекращать действие выданных Госгорпромнадзором разрешений и лицензий до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работающих;

привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законодательства об охране труда;

— направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к ответственности в соответствии с законодательством

 

Обратите внимание! Госгорпромнадзор проверяет работодателей, в частности, предпринимателей, использующих наемный труд, на предмет «качества» охраны труда. Это значит, что предприниматель, не использующий труд наемных работников, в поле зрения этого органа может и не попасть.

Однако если у предпринимателя есть, например, лицензия на строительство либо грузоподъемная техника (например, краны), у него также могут проводиться проверки. Еще один пример: инспекторы Госгорпромнадзора проверяют аттракционы (такие, как качели и карусели), а надувные горки и батуты не входят в сферу их компетенции.

Вобщем, даже если у предпринимателя нет наемных работников, но есть любой потенциально опасный объект, то не стоит удивляться визитам
и/или проверкам инспекторов Госгорпромнадзора.

 

Особенности проведения проверок Госгорпромнадзора

Приведенные выше права инспекторов Госгорпромнадзора должны реализовываться не произвольно, а согласно установленному и закрепленному в нормативных актах порядку.

Нормативной основой проведения проверок органами Госгорпромнадзора являются: КЗоТ, Закон об охране труда, Закон № 877, Положение № 408, Положение № 826 (см. письмо Госгорпромнадзора от 18.05.2011 г. № 1/03-7.2-9/5/3450).

Обратите внимание! В соответствии с пунктом 2.2 Положения № 826 государственный надзор осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок:

физических лиц, использующих наемный труд;

— отдельных производственных объектов — производственных цехов и участков, машин и механизмов, промышленных участков, других обособленных производственных подразделений.

Плановая или внеплановая проверка должна осуществляться в присутствии самого предпринимателя.

При проведении проверок предприниматель должен предоставлять инспектору Госгорпромнадзора всю необходимую информацию, пояснения, справки, материалы по возникающим вопросам.

Далее поговорим о нюансах плановых и внеплановых проверок.

 

Плановые проверки

Плановые проверки осуществляются согласно графикам проведения проверок в соответствии с годовыми либо квартальными планами Госгорпромнадзора и его территориальных органов, их структурных подразделений, которые должны утверждаться до 1 декабря года, предшествующего плановому, либо до 25-го числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому (пункт 2.4 Положения № 826).

Обязательным условием проведения плановой проверки является предварительное уведомление предпринимателя о ее проведении (часть 4 статьи 5 Закона № 877). В случае проверки отдельных производственных объектов прямо в уведомлении указывается, какие именно объекты и в какие сроки будут проверяться.

Как указано в пункте 2.16 Положения № 826, уведомление осуществляется не менее чем за 10 дней до дня начала проверки путем либо направления заказного письма или телефонограммы, либо вручения уведомления лично предпринимателю. Аналогичное требование содержит часть 4 статьи 5 Закона № 877.

В случае неуведомления о плановой проверке в установленный срок предприниматель имеет право не допускать инспектора к ее проведению (пункт 2.16 Положения № 826).

При этом плановая проверка предусматривает всестороннюю проверку всех производственных объектов предпринимателя (пункт 2.7 Положения № 826).

 

Внеплановые проверки

Что касается внеплановых проверок, то основаниями для их проведения у предпринимателей могут стать (пункт 2.5 Положения № 826):

— предоставление предпринимателем письменного заявления в территориальный орган Госгорпромнадзора для осуществления мероприятий государственного надзора по его желанию;

— непредоставление предпринимателем в установленный срок документов обязательной отчетностисправка 1 без уважительных причин, а также письменных пояснений о причинах, препятствовавших предоставлению таких документов;

— выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных предпринимателем;

— проверки выполнения предпринимателем предписаний, распоряжений Госгорпромнадзора относительно устранения нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых мероприятий госнадзора;

обращения физических и юридических лиц о нарушении предпринимателем требований законодательства. Внеплановое мероприятие в этом случае осуществляется только при наличии согласия центрального аппарата Госгорпромнадзора Украины;

— наступление аварии, смерти пострадавшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания, связанного с деятельностью предпринимателя;

— в других случаях, предусмотренных законами Украины.

 

Как свидетельствует статистика, которую приводит Госгорпромнадзор на своем сайте (www.dnop.kiev.ua), чаще всего основанием для проведения внеплановых проверок становятся факты аварий и наступления несчастных случаев на производстве.

Несмотря на то что в статье 39 Закона об охране труда сказано о том, что проверяющие могут беспрепятственно посещать подконтрольные объекты, это вовсе не значит, что такие проверки могут быть несанкционированными. Ситуация, в которой инспектор в любое время суток, «увидев» основание считать предпринимателя подлежащим инспектированию, зашел к нему и в присутствии свидетелей или без таковых начал внеплановую проверку, недопустима.

Внеплановая проверка не может быть всесторонней (в отличие от плановой). Предмет внеплановой проверки ограничен исключительно теми вопросами, необходимость выяснения которых стала основанием для осуществления проверки (пункт 2.8 Положения № 826). Соответственно субъект хозяйствования может отказать проверяющим в предоставлении документов либо в обследовании помещений, а также в даче устных пояснений, если они не касаются вопросов, ставших предметом внеплановой проверки.

 

Мораторий на проверки Госгорпромнадзора

О моратории на проверки для большинства предпринимателей, который в настоящее время действует благодаря Закону № 4448, мы подробно писали в «СД», 2012, № 21, с. 18.

Напомним, что Законом № 4448 введен запрет на проведение плановых и внеплановых проверок, ревизий, осмотров и других мероприятий госнадзора в отношении предпринимателей, которые не являются плательщиками НДС и одновременно деятельность которых не отнесена к высокой степени риска.

Обратите внимание! Несмотря на недостаточную четкость законодательных предписаний, они все же позволяют сделать вывод, что предусмотренные указанным Законом ограничения на проведение проверок распространяются как на единоналожников, так и на общесистемщиков.

Также важно отметить, что данное ограничение распространяется в том числе и на проверки соблюдения законодательства в сфере охраны труда. По нашему мнению, мораторий касается как плановых, так и внеплановых проверок Госгорпромнадзора.

 

По результатам проверки…

По результатам проверки предпринимателя может быть:

1) оформлено предписание (акт) с выявленными нарушениями, на устранение которых может быть дано около месяца. По нарушениям должен быть составлен ответ с конкретными сроками и ответственными за устранение;

2) вынесено постановление о наложении штрафа за административное правонарушение;

3) издан приказ об аннулировании разрешения или лицензии Госгорпромнадзора;

4) подано представление работодателю о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности;

5) вынесено постановление прокурором о возбуждении уголовного дела относительно должностных лиц, материалы о совершении правонарушений которыми были ранее переданы проверяющими в органы прокуратуры.

Все эти документы могут быть обжалованы руководителю территориального органа инспекции, в вышестоящей организации и в суде в общем порядке согласно законодательству.

 

Выводы

1. Госгорпромнадзор является профильным госорганом в сфере контроля по вопросам охраны труда.

2. Если у предпринимателя есть наемные работники, то он становится автоматически подконтрольным Госгорпромнадзору на предмет «качества» охраны труда. А если у предпринимателя нет наемных работников, но есть любой потенциально опасный объект, то ему также не стоит удивляться визитам и/или проверкам инспекторов Госгорпромнадзора.

3. Госгорпромнадзор осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

4. Плановая или внеплановая проверка должна осуществляться в присутствии самого предпринимателя.

5. Законом № 4448 установлен мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок Госгорпромнадзора предпринимателей (единоналожников и общесистемщиков), которые одновременно:

— не являются плательщиками НДС;

— ведут деятельность, не отнесенную к высокой степени риска.


Справочная информация (справка)

1 Под документами обязательной отчетности понимаются исключительно уведомления об устранении указанных в ранее выписанном предписании (распоряжении) нарушений, а также другие документы, которые субъекты хозяйствования обязаны предоставлять органам Госгорпромнадзора в случаях, предусмотренных законодательством.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше