Темы статей
Выбрать темы

Шесть фишек летних площадок (кафе)

Редакция СД
Статья

Шесть фишек летних площадок (кафе)

 

Лето в разгаре, граждане все чаще предпочитают выпить чашечку кофе или пообедать на свежем воздухе, а не в помещении кафе. У предпринимателей, открывших летние площадки, много забот: как обустроить площадку покомфортнее, кого нанять на работу, какие документы нужно иметь на продукты и блюда, как быть с музыкой. Об этом и поговорим в данной статье.

Анна КАЛИНОВСКАЯ, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон № 4004 — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Закон о безопасности пищевых продуктов — Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР.

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Закон о милиции — Закон Украины «О милиции» от 20.12.90 г. № 565-XII.

Санитарные правила — Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цеха и предприятия, производящие мягкое мороженое (СанПин 42-123-5777-91), утвержденные приказом Минздрава СССР и Минторга СССР 19.03.91 г.

Санитарные нормы № 3077-84 — Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки, утвержденные приказом Минздрава СССР от 03.08.84 г. № 3077-84.

Санитарные нормы № 4396-87 — Санитарные нормы допустимой громкости звучания звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках, утвержденные приказом Минздрава СССР от 07.07.87 г. № 4396-87.

Порядок № 210 — Порядок разработки и утверждения технологической документации на фирменные блюда, кулинарные и мучные кондитерские изделия в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденный приказом Минэкономики от 25.09.2000 г. № 210.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Порядок № 244 — Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Минрегионразвития и ЖКХ от 21.10.2011 г. № 244.

 

1. Если летняя площадка работает допоздна: труд несовершеннолетних и женщин

Как правило, летние площадки работают допоздна, в выходные дни и по праздникам. При этом нередко официанты — это несовершеннолетние лица, а повара — женщины. В связи с этим предпринимателям необходимо учитывать соответствующие нормы трудового законодательства относительно максимальной продолжительности рабочего времени, оплаты труда и льгот.

Так, нужно помнить, что для совершеннолетних лиц нормальная продолжительность рабочей недели не может превышать 40 часов, в то время как для несовершеннолетних работодатель обязан ее сократить согласно статье 51 КЗоТ:

 


Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников:

— в возрасте от 16 до 18 лет — 36 часов в неделю;

— в возрасте от 15 до 16 лет (учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, которые работают в период каникул) — 24 часа в неделю.

Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половину максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной выше.


 

Если летняя площадка работает ночью, то стоит также учитывать, что продолжительность работы в это время сокращается на 1 час (статья 54 КЗоТ), а оплата производится в повышенном размере (статья 108 КЗоТ). При этом работа женщины на летней площадке в ночную смену:

— ограничивается и разрешается только как временная мера (статья 175 КЗоТ);

— а если она беременна или имеет ребенка до 3 лет — то и вовсе запрещена (статья 55 КЗоТ).

Беременных женщин также нельзя привлекать к работе в выходные дни (статья 176 КЗоТ). При этом с момента установления беременности женщины, работающие у плит, кондитерских печей, жарочных шкафов, должны переводиться по заключению врача на работу, не связанную с интенсивным тепловым воздействием и переноской тяжестей вручную (пункт 15.4 Санитарных правил).

Запрет на работу в ночное время и в выходные дни установлен и для:

несовершеннолетних (статья 192 КЗоТ);

— отцов, воспитывающих детей без матери, опекунов/попечителей и приемных родителей (статья 1861 КЗоТ).

Все указанные выше нарушения трудового законодательства могут «всплыть»:

— при проверке инспекции по труду;

— при проверке налоговой инспекции;

— если между предпринимателем и наемным работником произойдет конфликт по этому поводу и работник пожалуется в инспекцию по труду.

 

2. Документы на продукты питания и фирменные блюда

Любые пищевые продукты, продовольственное сырье и сопутствующие материалы должны поступать с документами, подтверждающими их качество и безопасность. В документах на товары, подлежащие обязательной сертификации, должны указываться регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия (пункт 18 Порядка № 833).

На закупаемые в сыром, замороженном или охлажденном виде продукты (мясо, рыбу, яйца, колбасу, морепродукты и т. п.), необходимые для приготовления блюд, следует иметь соответствующие ветеринарные документы, в частности (статья 5 Закона о безопасности пищевых продуктов):

— международный ветеринарный сертификат, ветеринарное свидетельство, ветеринарную карточку и справки, выданные государственными инспекторами ветмедицины (по пищевым продуктам, подконтрольным ветслужбе);

— экспертное заключение (ветеринарное), сертификат соответствия для потребления человеком — документы о пригодности для потребления человеком пищевых продуктов растительного или животного происхождения.

Также предприниматель вправе изготавливать фирменные блюда, утвердив технологическую документацию на них в соответствии с Порядком № 210 справка 1. Здесь, правда, надо учитывать такой нюанс. Если летняя площадка — автономное заведение ресторанного хозяйства, то на фирменные блюда у него должна быть своя техническая документация. Если же летняя площадка — это часть кафе или другого заведения ресторанного хозяйства, то отдельная техническая документация на фирменные блюда ей не нужна.

 

3. Громкая музыка на летней площадке (допустимые уровни шума)

Предприниматель может открыть летнюю площадку в жилом районе и использовать там музыкальное сопровождение. Одни летние площадки используют фоновую музыку, а в других в вечернее время выступают музыкальные ансамбли и проводятся дискотеки. При этом функционирование летней площадки не должно ухудшать условия проживания людей прилегающих жилых массивов.

В целях предупреждения и уменьшения вредного влияния шума на здоровье населения статьей 24 Закона № 4004 установлены соответствующие требования по соблюдению санитарно допустимых норм шумового фона.

Санитарными нормами № 3077-84 и № 4396-87 установлены допустимые уровни:

— шума, проникающего в помещения жилых и общественных зданий от внешних и внутренних источников;

— шума на территории жилой застройки;

— звука, создаваемого звуковоспроизводящими устройствами, вокально-инструментальными ансамблями, музыкальными группами и звукоусилительной аппаратурой.

Допустимые уровни шума и звука зависят от времени суток.

Руководствуясь Законом № 4004 и другими законами, органы местного самоуправления утверждают «местные» правила соблюдения тишины в населенных пунктах и общественных местах. Данные правила учитывают особенности отдельных территорий (курортные, лечебно-оздоровительные, рекреационные, заповедные и т. п.). Они устанавливают, в частности, запреты и ограничения на звучание музыки:

— которая воспроизводится через усилительную аппаратуру (выступление музыкальных ансамблей, солистов, музыкальное сопровождение с использованием музыкальных автоматов, звуко-воспроизводящей аппаратуры, «караоке» и т. п.);

в ночное время (с 22 до 8 часов) на открытых летних площадках. Запреты и ограничения на использование после 22 часов звуковой аппаратуры не распространяются, если уровень шума находится в допустимых пределах, установленных санитарными нормами;

— в остальное время суток (также на уровне, установленном санитарными нормами).

К объектам, в отношении которых принимаются меры по недопущению в течение суток превышения уровней шума, установленных санитарными нормами (защищенные объекты), статья 24 Закона № 4004 относит:

1) жилые дома и придомовые территории;

2) санаторно-курортные заведения, заведения культуры;

3) гостиницы и общежития;

4) заведения общественного питания, расположенные в пределах населенных пунктов;

5) парки, скверы, зоны отдыха, расположенные на территории микрорайонов и групп жилых домов.

Так, согласно Санитарным нормам № 4396-87 максимально допустимые уровни звука для открытых танцплощадок в садах, парках, базах и домах отдыха максимально допустимый уровень звука на расстоянии 2 м от источника звука не должен превышать 90 дБ.

Нарушение субъектом хозяйствования режима тишины влечет за собой наложение на его должностных лиц штрафа в размере от 255 до 510 грн. (статья 182 КУоАП). За те же нарушения, совершенные повторно в течение года, штраф может составить уже от 850 до 2550 грн. с конфискацией звуковоспроизводящей аппаратуры. Контроль за соблюдением тишины в общественных местах осуществляет милиция (пункт 26 статьи 10 Закона о милиции).

Кроме того, согласно пункту «е» статьи 46 Закона № 4004 за нарушение требований о соблюдении тишины и ограничений определенных видов деятельности, сопровождаемых повышенным шумом, на предпринимателя может быть наложен штраф в размере от 850 до 7650 грн. Применить такие санкции имеют право должностные лица санэпидемстанции (статья 47 Закона № 4004).

 

4. Благоустройство летней площадки (асфальт, тротуарная плитка в учете общесистемщика)

Начнем с того, что летние площадки бывают двух видов:

— автономные;

— как «продолжение» уже существующего заведения ресторанного хозяйства.

В любом из этих случаев для их обустройства может быть необходима площадка с одним из видов покрытия:

— бетонное;

— асфальтовое;

— из тротуарной плитки и т. п.

Это покрытие может быть уже обустроено. Тогда субъекту хозяйствования, вероятнее всего, потребуется заключить договор аренды твердого покрытия (асфальта, тротуарной плитки и т. п.) с владельцем и платить ему арендные платежи в оговоренные договором сроки. Против арендных платежей в расходах общесистемщика налоговики никогда не возражали. Они относятся к операционным расходам на основании подпункта 138.10.2 НКУ. В графе 10 Книги УДР арендные платежи отражаются в день уплаты денежных средств или подписания акта приема-передачи предоставленных услуг аренды (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ).

Теперь поговорим о том, как быть с расходами, если покрытие не обустроено, а общесистемщику необходимо его обустроить за свой счет. Здесь возможно два варианта.

Вариант 1: если летняя площадка представляет собой временное сооружение. Согласно части 2 статьи 28 Закона № 3038 временное сооружение торгового, бытового, социально-культурного или иного назначения для осуществления предпринимательской деятельности — это одноэтажное сооружение, изготовляемое из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенных техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливаемое временно, без обустройства фундамента.

При этом временные сооружения бывают (пункт 1.4 Порядка № 244):

передвижные — сооружение, не имеющее закрытого помещения для временного пребывания людей, в котором может быть размещено торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат, другие приспособления для сезонной розничной торговли и прочей предпринимательской деятельности;

стационарные — сооружение, имеющее закрытое помещение для временного пребывания людей, площадью до 30 кв. м по внешнему контуру.

Порядок № 244 предписывает необходимость оформления для временного сооружения паспорта привязки.

Согласно пункту 1.4 Порядка № 244 паспорт привязки — это комплект документов, в которых определены место установки временного сооружения на топографо-геодезической основе М 1:500, схема благоустройства прилегающей территории.

Паспорт привязки является основанием для размещения временного сооружения (пункт 2.1 Порядка № 244). Перед тем как начать его оформлять, субъект хозяйствования должен предварительно обратиться в соответствующий исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета, районной государственной администрации с соответствующим заявлением в произвольной форме о возможности размещения временного сооружения (пункт 2.2 Порядка № 244).

К указанному заявлению должны быть приложены:

— схема размещения временного сооружения;

— эскизы фасадов временного сооружения в цвете М 1:50 (для стационарных временных сооружений), которые изготавливает субъект хозяйствования, имеющий лицензию на выполнение проектных работ, или архитектор, имеющий соответствующий квалификационный сертификат;

схема благоустройства прилегающей территории, составленная заказчиком или субъектом предпринимательской деятельности, имеющим соответствующую лицензию, или архитектором, имеющим соответствующий квалификационный сертификат;

— технические условия относительно инженерного обеспечения (при наличии), полученные заказчиком у балансодержателя соответствующих инженерных сетей.

То есть без схемы благоустройства прилегающей территории паспорт привязки не выдадут. А в схеме (если это необходимо) указывается тип и расположение покрытия для будущей летней площадки. Поэтому, по нашему мнению, если у общесистемщика есть паспорт привязки со схемой благоустройства прилегающей территории, то проблем с отражением расходов на материалы и работы по обустройству покрытия (асфальтового или другого, указанного в схеме благоустройства) быть не должно.

 

Книга УДР при этом заполняется следующим образом:

Покупка материалов для обустройства покрытия (асфальт, тротуарная плитка
и/или др.), если материалы покупает сам предприниматель — собственник летней площадки

В графу 5 записывается стоимость приобретенных общесистемщиком материалов, которые получены и оплачены. При этом, если они:
получены, но не оплачены, покупатель не может отразить расходы, так как нет документа, подтверждающего факт уплаты средств;
оплачены, но не получены, покупатель снова не может отразить расходы, поскольку действует запрет из подпункта 139.1.3 НКУ.
Когда работы по обустройству покрытия выполнены (подписан акт выполненных работ со сторонней организацией или составлен материальный отчет, если покрытие обустраивалось наемными работниками предпринимателя), в графу 6 вносятся данные о покупной стоимости материалов, фактически использованных в обустройстве покрытия

Работы по обустройству покрытия (выполняет сторонняя организация)

В графу 10 вносится стоимость работ только после того, как они оплачены исполнителю и получены от него (подписан акт приема-передачи). То есть, кроме документа об оплате, нужно иметь подписанный акт приема-передачи выполненных работ.
При этом если общесистемщик не закупал материалы для обустройства покрытия, то они войдут в общую сумму акта выполненных работ, и вся сумма по акту (вместе со стоимостью материалов) отражается в графе 10 Книги УДР

 

Вариант 2: если летняя площадка не является временным сооружением. В этом случае обустройство покрытия в расходах отразить проблематично. Асфальтовое покрытие является основным средством и относится к категории сооружений. Следовательно, после его обустройства «за свой счет» включить его стоимость в расходы можно только через амортизацию.

По нашему мнению, амортизация должна включаться в расходы в виде амортизационных отчислений (подпункты 138.8.5, 138.10.2, 138.10.3 и 138.10.4 НКУ). Однако налоговики на протяжении многих лет настаивают на том, что общесистемщики не имеют права начислять амортизацию, а значит, не вправе отражать такие расходы.

Подавляющее большинство предпринимателей опасается включать в расходы стоимость основных средств через амортизацию, так как в противном случае не избежать судебных тяжб с налоговиками.

Лишь очень смелые предприниматели решают судиться, «выбивая» свое право на амортизацию.

Но в данном случае проще поступить иначе — заключая договор аренды земли, на котором будет располагаться летняя площадка, включить в него пункт об обязательном обустройстве покрытия (в договоре указать тип покрытия: асфальтовое, бетонное, тротуарная плитка и др.) за счет предпринимателя (арендатора земельного участка). Тогда, по нашему мнению, право на амортизацию, вытекающее из обязательств договора, легче будет отстоять (даже в суде), если проверяющие будут его оспаривать.

 

5. Алкоголесодержащий ассортимент (хмелесбор и лицензия)

Алкоголесодержащие кондитерские изделия. При реализации алкоголесодержащих кондитерских изделий объект обложения хмелесбором не возникает, поскольку согласно подпункту 1.3 пункта 16 подраздела 10 раздела ХХ НКУ таковым объектом является именно выручка от реализации алкогольных напитков. А в данном случае алкогольные напитки не продаются конечным потребителям в чистом виде, а, подвергшись соответствующей обработке, оказываются составляющими кулинарных блюд, что уже не может признаваться очередным этапом реализации алкогольного напитка. Более того, достаточно трудно себе представить, чтобы летние площадки, реализуя клиентам изделия с добавлением алкоголя, разбивали их стоимость, выделяя при этом отдельно выручку от продажи входящей в них алкогольной составляющей. Таким образом, поскольку никакой самостоятельной реализации алкоголя в данном случае не происходит, говорить о продаже алкогольных напитков со всеми «лицензионными» и «хмелесборными» последствиями неуместно.

Алкоголесодержащий коктейль. По нашему мнению, реализация таких коктейлей должна облагаться хмелесбором и лицензироваться. Логика данного соображения состоит в том, что алкоголесодержащий коктейль подпадает под определение алкогольного напитка, данное статьей 1 Закона № 481:

«алкогольными напитками считаются продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 % объемных единиц, относящиеся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 22 04, 22 05, 22 06, 22 08».

При этом, с точки зрения подпункта 4.17 ДСТУ 3297:95. «Ликеро-водочная промышленность. Термины и определения», алкоголесодержащим коктейлем является алкогольный напиток крепостью от 20 до 40 %, а значит, такие коктейли подпадают под обложение хмелесбором и лицензирование в любом случае (как алкогольные напитки). В свете данного соображения следует также заметить, что и суды считают алкоголесодержащий коктейль полноценным алкогольным напитком, а не «миксом», состоящим из алкогольной и «неалкогольной» частей (см. определение ВАСУ от 23.07.2008 г. № К-35761/06).

Объектом обложения хмелесбором является вся сумма выручки — товарооборота, полученного от реализации коктейлей, изготовленных с использованием алкогольных напитков (см. консультацию налоговиков из раздела 15.02 ЕБНЗ).

Касательно лицензирования в разделе 10.04 ЕБНЗ налоговики разъясняют, что для осуществления розничной торговли алкоголесодержащими коктейлями достаточно иметь лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками. Другими словами, при наличии на летней площадке лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками дополнительную лицензию на торговлю коктейлями получать не нужно.

Алкоголесодержащий кофе. По нашему мнению, продажа алкоголесодержащего кофе не должна лицензироваться и облагаться хмелесбором. Данное соображение справедливо ввиду того, что алкоголесодержащий кофе не упоминается в УКТ ВЭД под соответствующим кодом, а значит, его не следует считать алкогольным напитком. С таким выводом соглашаются также суды, отмечающие, что кофе, содержащий в соответствии с рецептурой (определенной в технологической карте) коньяк, не является алкогольным напитком, даже если его крепость составляет более 1,2 % (см. определение ВАСУ от 15.05.2012 г. № К-54188/09).

 

6. Торговый патент для летней площадки

Патентованию подлежит торговая деятельность за наличные денежные средства, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в пунктах продажи. При этом к пунктам продажи подпункт 14.1.211 НКУ относит и летние площадки.

Необходимость приобретения патента в данном случае будет зависеть от системы налогообложения, на которой работает предприниматель, месторасположения летней площадки и особенностей осуществления наличных расчетов.

Торговый патент будет необходим автономной летней площадке, если его владелец — предприниматель находится на общей системе налогообложения. Если при уже открывшемся кафе обустраивается летняя площадка, отдельный патент не нужен. Подтверждение этому находим и в консультации налоговиков, размещенной в разделе 120.03 ЕБНЗ.

Также торговый патент не нужен единоналожникам.


Справочная информация (справка)

1 Действие Порядка № 210 распространяется на предпринимателей (пункт 1 Порядка № 210).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше