Темы статей
Выбрать темы

На заметку

Редакция СД
Комментарий

На заметку

 

«Детям до 16…», или «Комендантский час» для несовершеннолетних

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о порядке пребывания детей в заведениях, в которых проводится деятельность в сфере развлечений, или заведениях общественного питания в ночное время» от 16.05. 2013 г. № 243-VII

 

Прежде всего заметим, что нормы этого Закона касаются всех заведений досуга и общественного питания.

В некоторых украинских городах (в частности, Симферополе, Житомире и Ялте) сессиями местных советов было принято решение об ограничении нахождения детей в возрасте до 16 лет в общественных местах и на улицах (т. е. вне собственного дома) без сопровождения родителей с 22:00 до 06:00.

Теперь же депутаты решили урегулировать этот вопрос на государственном уровне, издав соответствующий Закон № 243.

В отличие от своих местных аналогов, Закон № 243 предусматривает ограничения в части пребывания несовершеннолетних в указанное время лишь в заведениях в сфере развлечений и общественного питания.

Так, Закон об охране детства дополнен статьей 201, согласно которой дети в возрасте до 16 лет с 22:00 до 06:00 смогут находиться в развлекательных заведениях и заведениях общественного питания только в присутствии хотя бы одного из родителей или другого законного представителя ребенка или лица, которое сопровождает и несет за него персональную ответственность.

В свою очередь собственники и должностные лица таких заведений обязаны принять меры по недопущению несовершеннолетних без сопровождения взрослых в свое заведение в указанное время. Для этого собственники заведений (непосредственно или через уполномоченных лиц, которыми вполне смогут быть охранники или администраторы) смогут в период с 22:00 до 06:00 требовать у посетителей документы, подтверждающие достижение ими 16-летнего возраста (паспорт, водительское удостоверение и т. п.). Понятно, что в должностной инструкции такого уполномоченного сотрудника нужно будет прописать соответствующие полномочия.

При этом Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен новой статьей 1801, в которой установлена ответственность за нарушения указанных выше требований. Так, собственников/должностных лиц заведений, в которые впустили несовершеннолетнего без сопровождения родителей (ответственного лица), будут штрафовать в размере от 20 до 50 нмдг (340 до 850 грн.). Если в течение года нарушение повторится, штраф составит от 50 до 100 НМДГ (от 850 до 1700 грн.).

Этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования. На момент подготовки номера Закон еще не опубликован.

 

Предприниматели-работодатели будут облагать декретные ЕСВ «сверху» и «снизу»

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно назначения и индексации пенсии» от 14.05.2013 г. № 231-VII

 

Не так давно ВР Украины приняла Закон № 231-VII, обязывающий всех работодателей, в том числе и предпринимателей на любой системе налогообложения, облагать ЕСВ еще и пособие по беременности и родам, которое полностью выплачивается за счет Фонда «временной нетрудоспособности» (декретные).

Этот Закон уже подписан Президентом Украины, вступить в силу он должен с первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования. Следовательно, уже с 1 июля 2013 года будут действовать новые правила в отношении обложения декретных (подробнее их рассмотрим в следующем номере).

На наш взгляд, в вопросе, с какого момента облагать ЕСВ декретные, нужно ориентироваться на дату начала отпуска в связи с беременностью и родами, а не на месяцы, на которые он приходится. Например, если он начинается в июне и в этом же месяце работница предоставит листок нетрудоспособности, то облагать декретные не нужно. Также надеемся, что вскоре этот нюанс прояснят официальные разъяснения представителей Пенсионного фонда.

Что касается ставок ЕСВ, то они будут такими же, как и для обычных больничных:

33,2 % в части начислений «сверху»;

2 % в части удержаний «снизу».

Цель такого нововведения — включить период декретного отпуска работницы (в общем случае 126 календарных дней) в стаж для получения пенсии.

Заметим, что, несмотря на благие намерения такого нововведения, для предпринимателей-работодателей, имеющих в штате будущих мам, оно станет существенной «нагрузкой».

 

Постановка на налоговый учет предпринимателей и «независимых профессионалов»: своевременные коррективы

Приказ Минфина Украины от 27.03.2013 г. № 427

 

Минфин внес коррективы в Порядок учета плательщиков налогов и сборов. Наиболее весомые из них касаются налоговой регистрации предпринимателей (ФЛП) и «независимых профессионалов».

Так, доработана процедура постановки на учет предпринимателей в органах ГНС: она в любом случае проводится без участия предпринимателя. Упоминание о том, что предприниматель может по своему желанию подавать в органы ГНС заявление по ф. № 5-ОПП для постановки на учет, убрали. Объясняется это тем, что такая «инициативность» не вписывается в обновленную в прошлом году процедуру госрегистрации предпринимателей, согласно которой постановка на учет в налоговом органе происходит до выдачи выписки из Госрееста. Грубо говоря, госрегистрация происходит по принципу «2 в 1» (включает в том числе постановку на учет в контролирующих органах).

Кроме того, в Порядке учли изменения в Законе о восстановлении платежеспособности должника, согласно которым арбитражные управляющие должны осуществлять деятельность как «независимые профессионалы» (см. Закон № 4212-VI), тогда как ранее могли действовать, и по факту действовали, как предприниматели на едином налоге.

Миндоходов признает возможность быть одновременно «независимым профессионалом» (в частности, арбитражным управляющим, адвокатом) и предпринимателем. То есть сниматься с предпринимательской регистрации не обязательно. Важным условием при этом (для соблюдения тех же норм Закона о восстановлении платежеспособности должника) является то, что предпринимательская деятельность не должна быть связана с независимой профессиональной.

Соответствующие изменения видим и в Порядке. Если предприниматель одновременно осуществляет независимую профдеятельность, то он состоит на учете как предприниматель, но при этом с признаком «независимого профессионала». В таком случае физлицо подает заявление по ф. № 5-ОПП с пометкой «Изменения» и копию документа, подтверждающего его право на осуществление независимой профдеятельности.

 

Пенсия за выслугу лет: единоналожник-пенсионер не освобождается от уплаты ЕСВ «за себя»

Письмо ПФУ от 10.01.2013 г. № 28478/Д-4

 

ПФУ фактически продублировал свое прошлогоднее письмо от 28.02.2012 г. № 4691/03-20 и традиционно утверждает, что единоналожник, получающий пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц, должен уплачивать ЕСВ «за себя» на общих основаниях.

Объясняется это тем, что от уплаты ЕСВ «за себя» освобождаются единоналожники-пенсионеры по возрасту (часть 4 статьи 4 Закона о ЕСВ), среди которых ПФУ согласен видеть лишь лиц, вышедших на пенсию по достижению возраста 60 лет с учетом переходных норм для женщин (статья 26 Закона № 1058).

Такая позиция не совсем корректная (к числу освобожденных относятся и лица, вышедшие на пенсию по возрасту на льготных основаниях).

 

Когда в объявлении о вакансиях можно указать, что требуются только мужчины

Письмо Минсоцполитики от 21.03.2013 г. № 69/021/150-13

 

Пункт 3 статьи 11 Закона о занятости населения запрещает работодателям в объявлениях (рекламе) о вакансиях предлагать работу только женщинам или только мужчинам, за исключением специфической работы, которая может выполняться только лицами определенного пола. Нарушение этого требования чревато штрафом в 10-кратном размере минзарплаты по части 3 статьи 241 Закона о рекламе (на сегодня — 11470 грн.).

Конкретного перечня такой специфической работы в действующем законодательстве нет. В то же время оно содержит нормы, ограничивающие применение труда женщин в некоторых случаях. В частности, статья 174 КЗоТ и статья 10 Закона об охране труда запрещают применение труда женщин:

на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда (Перечень таких работ утвержден приказом Минздрава от 29.12.93 г. № 256);

на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию).

Запрещается также привлечение женщин к подъему и перемещению вещей, масса которых превышает предельные нормы, установленные для них приказом Минздрава от 10.12.93 г. № 241.

В письме упоминается также о недопустимости труда женщин в ночное время (статья 175 КЗоТ), за исключением тех отраслей, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что предложение работы конкретно лицам мужского пола возможно в объявлениях (рекламе) о подборе персонала на вакансии, предусмотренные Перечнем № 256, а также на вакансии, предусматривающие работу под землей (кроме выполнения нефизических работ или работ по санитарно-бытовому обслуживанию) или работу с подъемом тяжестей свыше установленных для женщин норм.

Что касается работ, которые могут выполняться исключительно лицами женского пола, то законодательство перечня таких работ не содержит. Поэтому в объявлениях (рекламе) о вакансиях лучше не указывать о приеме на какую-либо работу только женщин.

 

Согласование режима работы объектов сферы обслуживания с органами местного самоуправления: обязательно ли?

Письмо Госслужбы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства от 18.04.2013 г. № 3414

 

Полномочия органов сельских, поселковых, городских советов устанавливать по согласованию с собственниками удобный режим работы расположенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания (независимо от форм собственности) предусмотрены подукнтом 4 пункта «б» статьи 30 Закона о местном самоуправлении. В то же время согласно пункту 13 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров установление режима работы органами местного самоуправления возможно только для тех торговых объектов и заведений ресторанного хозяйства, которые относятся к коммунальной собственности.

Исходя из этих норм, Госпредпринимательства пришел к выводу о том, что согласование удобного режима работы предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания должно происходить путем обращения с просьбой о таком согласовании органов сельских, поселковых, городских советов к собственникам таких предприятий, учреждений, организаций, а не наоборот!

Принимая же во внимание тот факт, что законодательство не предоставляет органам местного самоуправления никаких разрешительных полномочий, а также с учетом того, что отношения по согласованию режима работы не подпадают под действие Закона о разрешительной системе, а само согласование не содержится в Перечне документов разрешительного характера, утвержденном Законом Украины от 19.05.2011 г. № 3392-VI, предприятия сферы обслуживания, не относящиеся к коммунальной собственности, имеют право устанавливать режим работы самостоятельно. При этом в предусмотренных законодательством случаях орган местного самоуправления обращается к таким субъектам с целью согласования установленного режима работы с обязательным соблюдением последними особенностей продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, осуществления различных видов торговли, работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства.

 

При отсутствии техвозможности отведения спецместа для курения в помещении его можно оборудовать на улице

Письмо Минздрава Украины от 11.04.2013 г. № 05.01-14-А-3344/3601-зв

 

Письмо касается оборудования спецмест для курения в помещениях предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. Имеются в виду обычные предприятия, не связанные с обслуживанием населения.

Следуя новым требованиям Закона о мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровье населения от 22.09.2005 г. № 2899-IV (далее — Закон № 2899), Минздрав отмечает, что собственники, уполномоченные ими лица или арендаторы соответствующих помещений (сооружений) обязаны отводить спецместа для курения. До 17.12.2012 г., напомним, практика шла по тому пути, что оборудование спецмест было делом добровольным, и руководитель был вправе установить полный запрет на курение по всему предприятию.

Сейчас имеем несколько иные требования законодательства. В этой связи Минздрав отмечает, что если отвести спецместа для курения в помещении невозможно, то как выход можно оборудовать место для курения за пределами помещения в любом небольшом сооружении (например, под навесом возле дома и т. д.). В таком месте нужно в обычном порядке разместить графический знак и текст «Місце для куріння. Куріння шкодить Вашому здоров’ю!».

Интересно, что Минздрав снял с себя ответственность за неприменение санкций в этом случае и предложил обратиться за разъяснениями в Минрегионстрой и Госинспекцию по защите прав потребителей.

В этой связи напомним, что с 17.12.2012 г. санкции за нарушение «антитабачного» законодательства предусмотрены абзацем 12 части 2 статьи 20 Закона № 2899 и составляют от 1 тыс. до 10 тыс. грн. Полномочиями по их применению наделены органы Госинспекции по защите прав потребителей, а широко практиковавшееся штрафование субъектов хозяйствования налоговиками по статье 17 Закона № 481/95 за необорудование спецмест для курения и неразмещение наглядной информации кануло в Лету.

 

«Ювелирные войны»— подробности: регистрироваться ювелирам в ГПСУ до утверждения Порядка регистрации или нет?

Проблема касается субъектов, которые занимаются, в частности:

— изготовлением и ремонтом ювелирных изделий и бытовых изделий из драгметаллов и драгоценных камней;

— торговлей (оптовой, розничной, комиссионной) драгметаллами, драгоценными камнями, изделиями из драгметаллов и драгоценных камней;

— обменом готовых ювелирных изделий и бытовых изделий из драгметаллов и драгоценных камней на лом драгметаллов;

— ломбардной деятельностью с драгметаллами и драгоценными камнями.

Напомним: Законом № 5463 был подкорректирован абзац 7 пункта 9 статьи 1 Закона о госрегулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними (далее — Закон № 637), согласно которому с 02.12.2012 г. субъекты хозяйствования, которые осуществляют операции с драгметаллами, драгкамнями, полудрагоценными камнями, подлежат обязательной регистрации в Государственной пробирной службе Украины (ГПСУ). Своего рода заменитель некогда отменного лицензирования «драгоценной» деятельности.

В этой связи посыпались вопросы от ювелиров: какие документы нужно подавать для регистрации, в какие сроки она проходит и не будут ли штрафовать за осуществление деятельности без регистрации согласно абзацу 4 пункта 4 статьи 22 Закона № 637 (от 20 до 100 НМДГ (340 — 1700 грн.))?

Следует отметить, что для урегулирования данного вопроса Минфин разработал проект приказа «Об утверждении Порядка учета, создания и ведения реестра субъектов хозяйствования, которые осуществляют операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», который размещен на официальном сайте ГНСУ (http://www.assay.gov.ua).

Соответствующий проект приказа Минфина от 08.04.2013 г. № 465 был подан на регистрацию в Минюст, однако возвращен без госрегистрации для доработки (мы об этом писали в прошлом номере «СД» на с. 3).

То есть пока этот документ по-прежнему пребывает в стадии разработки.

В то же время позиция ГПСУ такова, что регистрироваться нужно, не дожидаясь, когда данный документ будет зарегистрирован в Минюсте и обретет силу нормативно-правового акта. По мнению пробирщиков, Закон № 637 не ссылается на какие-либо дополнительные подзаконные акты, устанавливающие порядок ведения учета и регистрации ювелиров, и не содержит условий для регистрации (наличие форм и методов). Порядок разработан, так сказать, добровольно с целью унификации подходов к регистрации. Поэтому наличие или отсутствие утвержденного Порядка никак не влияет на обязанность субъектов хозяйствования регистрироваться. За нерегистрацию «ювелиры-нарушители» будут оштрафованы.

Как сообщает ГНСУ, зарегистрироваться можно по декларативному принципу в течение 1-2 дней.

Заметим, что позиция ГНСУ спорная, на что, в частности, обращают внимание профильные организации ювелиров. И если уж согласиться с тем, что регистрацию проходить нужно до утверждения Порядка, то в таком случае субъекту хозяйствования достаточно подать лишь заявление о внесении в реестр ювелиров.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше