Темы статей
Выбрать темы

Продажа товаров по почте: разбираемся с нюансами

Редакция СД
Статья

Продажа товаров по почте: разбираемся с нюансами

 

Продажа товаров через операторов почтовой связи — не новый, но получивший распространение среди предпринимателей вид деятельности. В связи с тем, что организация и учет такой формы розничной торговли вызывают много вопросов, поговорим о ней в данной статье.

Виктория ПЕТРУШИНА, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-ХII.

Постановление № 172 — постановление КМУ «О реализации отдельных положений Закона Украины «О защите прав потребителей» от 19.03.94 г. № 172.

Порядок № 1246 — Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246.

Правила № 206 — Правила продажи товаров по почте, утвержденные приказом Минэкономики и Минтранса Украины от 11.06.2008 г. № 206/699.

Правила предоставления почтовых услуг — Правила предоставления услуг почтовой связи, утвержденные постановлением КМУ от 05.03.2009 г. № 270.

Правила № 153 — Правила продажи товаров по почте, утвержденные приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины, Госкомсвязи от 17.03.99 г. № 153/48.

 

Что представляет собой продажа товаров по почте

Основным документом, регулирующим взаимоотношения сторон при купле-продаже товаров по почте, являются Правила № 206, которые распространяются на физлиц-предпринимателей.

Согласно пункту 1 Правил № 206 продажа товаров по почте — вид дистанционной торговли непродовольственными товарами по каталогам, объявлениям, другой рекламной информации с принятием заказа и доставкой их потребителю по почте.

Особенностью продажи товара по почте является то, что покупатель и продавец товара не встречаются. Между ними есть связующее звено — оператор почтовой связи (далее — почта). Однако договор купли-продажи товара заключают между собой покупатель и продавец. При этом почтовое отделение:

— собирает от покупателей заявки, если заказ товаров осуществляется по каталогу (если же заказ товара осуществляется через Интернет, то почта не собирает заявки покупателей);

— передает их продавцу (при заказе товаров по каталогам);

— доставляет товар покупателю;

не является стороной договора купли-продажи.

Между продавцом и покупателем заключается по сути договор купли-продажи на расстоянии, т. е. с помощью средств дистанционной связи (телекоммуникационные сети, почтовая связь, телевидение, Интернет).

Предприниматель в этом случае реализует товары по каталогам, проспектам, специальным перечням товаров, другим видам рекламной информации с использованием заявлений-заказов.

Потребителем может быть только физическое лицо, заказывающее и приобретающее товары для собственных бытовых нужд (пункт 2 Правил № 206).

Продавать по почте можно только непродовольственные товары. При этом перечень непродовольственных товаров для продажи по почте продавец определяет самостоятельно. Однако следует учитывать, что при такой форме торговли не могут продаваться товары, запрещенные к продаже в соответствии с Правилами предоставления почтовых услуг.

Так, согласно подпунктам 31, 32, 37, 38 Правил предоставления почтовых услуг в почтовых отправлениях не могут пересылаться, в частности:

— предметы, которые представляют угрозу жизни, здоровью людей, приводят к уничтожению или порче (повреждению) других почтовых отправлений или почтового оборудования;

— огнестрельное оружие всех видов и боеприпасов к нему (кроме неисправных частей ружей, которые отправляются магазинами охотничьих и рыболовных снаряжений, правлениями Общества охотников и рыболовов в адрес заводов-производителей или мастерских по ремонту ружей, а также этими заводами или мастерскими в адрес соответствующих магазинов и правления Общества охотников и рыболовов), холодное оружие и другие предметы, специально предназначенные для нападения и обороны (кастеты, стилеты, баллончики с жидкостью паралитического действия и т. п.), взрывчатые, легковоспламеняющиеся или другие опасные вещества, если иное не предусмотрено законодательством;

— наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, которые подлежат специальному контролю в соответствии с законодательством;

— токсические и радиоактивные вещества, ртуть, кислоты, ядовитые, едкие вещества;

— животные и ядовитые растения;

— национальная валюта (кроме нумизматических монет и их коллекций), иностранная валюта.

 

Кроме того, при продаже товаров по почте продавец должен учитывать и общие ограничения по отношению к почтовым отправлениям — по массе и габаритам, установленным подпунктами 14, 15 Правил предоставления почтовых услуг.

 

Организация продажи товаров по почте

В целом механизм продажи товаров по почте выглядит так:

— потребитель выбирает товар и делает заказ с помощью заявления-заказа;

— почта принимает от потребителя данное заявление-заказ и направляет его в адрес продавца;

— продавец передает заказанный товар почте, которая в свою очередь пересылает его почтовым отправлением в адрес получателя.

Кроме того, при продаже по почте технически сложных товаров или мебели, установка, подключение, пуск или сборка которых на дому у покупателя должны осуществляться соответствующими специалистами, еще одним участником соглашения выступает исполнитель работ по гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене товаров, который находится по месту проживания адресата (получателя) таких товаров и с которым продавец заключил соответствующий договор для выполнения данных работ.

А теперь подробнее поговорим об основных этапах продажи товаров по почте.

Этап 1. Заключение договора между продавцом и почтой.

Обязательства продавца по договору:

— продажа по почте товаров надлежащего качества и безопасности;

— осуществление обмена товаров;

— выполнение заявлений-заказов в определенные Правилами № 206 сроки (5 рабочих дней со дня получения заявления-заказа).

Обязательства почты по договору:

— прием от потребителей заявлений-заказов, если заказ товара производится по каталогам;

— пересылка полученных заявлений-заказов почтовыми отправлениями в адрес продавца;

— пересылка почтовых отправлений с заказанными товарами адресату (получателю) в соответствии с Правилами предоставления почтовых услуг.

Этап 2. Заполнение потребителем заявления-заказа. Потребитель, ознакомившись с предлагаемым товаром в каталоге, проспекте, специальном перечне товаров и т. п., для подтверждения своего выбора должен заполнить и направить по почте заявление-заказ в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у потребителя, второй — передается работнику почты для последующего отправления продавцу товара.

Бланк заявления-заказа выдается потребителю бесплатно, а саму его форму продавец разрабатывает самостоятельно (пункт 7 Правил № 206). За ее основу можно взять форму заявления-заказа, приведенную в приложении к пункту 8 утративших силу Правил № 153, а можно и установить свою.

Обратите внимание! Покупатель при отправлении почтой заявления-заказа в адрес продавца уже покупает товар (абзац шестой пункта 7 Правил № 206). Это значит, что именно с момента направления заявления-заказа договор купли-продажи между покупателем и продавцом товара по почте считается заключенным.

Впрочем, заявление-заказ на приобретение товара покупатель может направить продавцу не только через почту, но и другими способами, например, просто сообщить необходимую информацию по телефону или сделать заказ через Интернет. Гражданско-правовые последствия здесь будут такими же, как и при пересылке заявления-заказа по почте.

Этап 3. Пересылка почтой в адрес продавца полученных заявлений-заказов (почтовые отправления).

Этап 4. Выполнение продавцом заявлений-заказов. После получения от почты заявлений-заказов продавец должен их выполнить. Срок выполнения заказа он определяет самостоятельно, но такой срок не должен превышать 5 рабочих дней со дня получения заявления-заказа. Этот срок должен быть указан в каталоге, проспекте, специальном перечне товаров и т. п. (пункт 8 Правил № 206).

Выполнение заказа сводится к следующему (пункт 10 Правил № 206): продавец упаковывает заказанный товар как почтовое отправление, пломбирует его и передает для пересылки на почту в соответствии с Правилами предоставления почтовых услуг. Упаковку и опломбирование почтового отправления может также осуществлять почта за дополнительную плату.

Кроме товара, в почтовое отправление продавец должен также вложить:

— документ, подтверждающий отгрузку товара покупателю (расходную накладную или соответствующий акт);

— технический паспорт или другие заменяющие его документы с отметкой о дате продажи и наименованием продавца, заверенные штампом (печатью) и подписью продавца — при продаже товаров, на которые установлены гарантийные сроки.

Если продавец не может выполнить заказ в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления-заказа, то он должен направить потребителю уведомление с указанием причины невыполнения и возможного срока выполнения заказа. «Новый» срок не должен превышать 30 дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора. При отказе потребителя от повторного выполнения заказа продавец возвращает ему стоимость оплаченного товара и почтовые расходы (пункт 8 Правил № 206).

Если продавец не может выполнить договор из-за отсутствия заказанного товара, он должен:

— уведомить об этом потребителя;

— выяснить у потребителя возможность замены ранее заказанного товара на аналогичный;

— если потребитель согласен на аналог, отправить этот аналог.

Пересылка повторного заявления-заказа осуществляется за счет продавца (пункт 11 Правил № 206).

В договоре может быть предусмотрено стандартное условие замены товара, если:

— другой товар соответствует цели использования заказанного товара;

— другой товар имеет такое же или лучшее качество;

— его цена не превышает цену заказанного товара.

Этап 5. Получение покупателем товара на почте. Покупатель получает заказанный товар на почте. Порядок его выдачи определен Правилами предоставления почтовых услуг. Не полученные покупателями почтовые отправления почта возвращает продавцу по причине (пункт 13 Правил № 206):

— выбытия адресатов;

— неправильно указанного адреса;

— письменного отказа от получения почтового отправления;

— отсутствия адресата (получателя);

— окончания срока хранения, установленного Правилами предоставления почтовых услуг.

 

Как и когда переходит право собственности на товар потребителю

В соответствии со статьей 655 ГКУ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму.

При этом согласно статье 664 ГКУ обязательство продавца передать товар покупателю считается выполненным в момент:

1) вручения товара покупателю, если договором установлена обязанность продавца доставить товар;

2) передачи товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю по местонахождению товара.

В свою очередь, статьей 334 ГКУ установлено, что право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено договором или законом. Передачей же имущества считается вручение его приобретателю или перевозчику, организации связи и т. п. для отправки, пересылки приобретателю имущества, отчужденного без обязательства доставки.

Из изложенного следует: если договор предполагает доставку товаров покупателю (а в рассматриваемой ситуации продавец принимает на себя обязательства по доставке товара по почте), датой перехода права собственности на товар к покупателю будет дата непосредственного вручения такого товара покупателю, т. е. дата его фактического получения покупателем на почте. Об этом моменте будет свидетельствовать уведомление о вручении почтового отправления (заказа) адресату, полученное от почты. До этого момента товар все еще будет находиться в собственности продавца. Подтверждение тому находим и в пункте 29 Правил предоставления почтовых услуг, где сказано, что почтовые отправления, почтовые переводы до момента вручения их получателям являются собственностью отправителей.

 

Расчеты при продаже товаров по почте

Оплатить заказываемый по почте товар покупатель может в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек и т. п.) на условиях (пункт 12 Правил № 206):

1) предварительной оплаты — при предоставлении заявления-заказа в адрес продавца направляется почтовый перевод или оформляется платеж на бланке установленной формы. В этом случае почтовое отправление вручается адресату на почте или с доставкой на дом согласно условиям договора и заявлению-заказу покупателя;

2) последующей оплаты — оплата почтового отправления при получении его на почте. Сумма почтового перевода (платежа) включает оплату стоимости товара и плату за пересылку почтового отправления.

Независимо от того, на каких условиях покупатель осуществил оплату (наличный или безналичный расчет, предварительная или последующая оплата), для продавца такие расчеты являются безналичными (так как деньги поступают на его текущий счет). В связи с этим какие-либо кассовые или товарные чеки, подтверждающие факт продажи товара, в почтовое отправление продавцом не вкладываются. Документы, подтверждающие факт перечисления средств на счет продавца, покупателю выдает то учреждение, через которое он перечислял эти средства (почта, банк и т. п.).

 

Гарантийные обязательства для товаров, продаваемых по почте

Так, при выявлении в течение установленного гарантийного срока недостатков товара потребитель в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать от продавца:

— пропорционального уменьшения цены;

— бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок;

— возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества или некомплектный товар у потребителя и удовлетворить его требования на основании письменного заявления. Такое заявление вместе с товаром покупатель направляет продавцу по почте. О приеме заявления работник почты делает отметку и проставляет свою подпись и оттиск календарного штемпеля (печати) на обратной стороне расчетного документа о приеме оплаты услуги по продаже товаров по почте.

Почтовое отправление вместе с заявлением и актом, составленным почтой в соответствии с Правилами предоставления почтовых услуг, направляется продавцу для рассмотрения и удовлетворения требований покупателя.

При выявлении в течение гарантийного срока существенных недостатков приобретенного товара покупатель вправе требовать от продавца расторжения договора и возврата уплаченных денег либо замены на такой же или аналогичный товар.

Обратите внимание! При продаже товаров по почте, когда время оформления заявления-заказа (заключения договора купли-продажи) и время передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок эксплуатации исчисляется со дня вручения почтового отправления покупателю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке — со дня ее осуществления (пункт 20 Правил № 206).

 

Возврат товара, приобретенного по почте

Как и при обычной покупке, при покупке товара по почте покупатель имеет право расторгнуть договор на расстоянии в течение 14 дней с момента его заключения (т. е. с момента направления заявления-заказа) или с момента получения товара путем уведомления об этом продавца (пункт 15 Правил № 206).

Однако если покупатель распечатал, например, носитель компьютерного обеспечения, поставляемый запечатанным, то расторгнуть договор о такой покупке не представляется возможным, если иное не установлено договором (пункт 16 Правил № 206).

В то же время перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену, утвержден постановлением № 172. Он значительно шире, чем перечень, пре-дусмотренный в пункте 16 Правил № 206. При продаже товаров по почте мы рекомендуем не игнорировать перечень, утвержденный именно постановлением № 172.

Покупатель должен уведомить продавца о месте, где товар может быть ему возвращен. В договоре может быть предусмотрен возврат либо непосредственно продавцу, либо отправка почтовым отправлением. При этом любые расходы, связанные с возвратом товара, несет продавец (пункт 17 Правил № 206).

Продавец должен возвратить полученные от покупателя деньги без задержки не позднее 30 дней с момента уведомления его покупателем о расторжении договора (пункт 17 Правил № 206, часть четвертая статьи 9 Закона о защите прав потребителей).

Если этот срок пропущен, то потребитель вправе рассчитывать на неустойку в размере 1 % стоимости товара за каждый день задержки (пункт 19 Правил № 206).

 

Налоговый учет

Общесистемщики. Сначала поговорим о доходе общесистемщика при продаже товара по почте. Предприниматель отражает свой доход в момент получения денежных средств. Это означает, что при передаче товара на почту или подписании акта приема-передачи (расходной накладной) доход не возникает.

Теперь перейдем к расходам (см. таблицу).

 

Платеж

Основания для отражения в расходах

Дата записи в Книгу УДР

Графа Книги УДР

Закупочная стоимость товаров

Да. Такой платеж относится к операционным расходам, поскольку это себестоимость приобретенных и реализованных товаров согласно пункту 138.6 НКУ

После оплаты товара и получения его от поставщика (на последнюю из двух дат)

Графа 5

После получения дохода от продажи этого товара (на день получения оплаты за него):
— если товар продан полностью

Вся сумма закупочной стоимости товара — в графу 6

— если товар продан частично (например, продано 30 % товара)

Часть закупочной стоимости товара, соответствующая объему его продажи (исходя из примера — 30 %), — в графу 6

Доставка купленного товара на склад предпринимателя
(договор с перевозчиком)

Да. Такой платеж относится к операционным расходам, поскольку этот платеж включается в себестоимость приобретенных и реализованных товаров, о чем прямо сказано в пункте 138.6 НКУ

В Книге УДР расходы на доставку отражаются после оплаты за доставку товара и подписания акта приема-передачи предоставленных услуг доставки (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)

Графа 10

Расходы по пересылке товара (если по условиям договора они возлагаются на продавца и включаются в стоимость товара), в том числе в связи с выполнением гарантийных обязательств (плата за пересылку согласно установленным тарифам, стоимость упаковочных материалов и т. п.)

Да. Такой платеж относится в состав прочих расходов как расходы на сбыт на основании подпункта 138.10.3 НКУ*

В день уплаты денежных средств или подписания расходной накладной/акта предоставленных услуг (на последнюю из двух дат), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ)*

Графа 10*

* Причем этот порядок справедлив и в отношении ситуации, когда почта возвращает продавцу не полученные покупателями почтовые отправления по причине выбытия адресатов, неправильно указанного адреса, письменного отказа от получения почтового отправления, отсутствия адресата (получателя) или по окончании установленного Правилами предоставления почтовых услуг срока хранения почтового отправления, ведь указанные расходы непосредственно связаны деятельностью предпринимателя по продаже товаров, а значит, имеют хозяйственную направленность. Поэтому нет причин не включать их в «предпринимательские» расходы.

 

Единоналожники. Единоналожники групп 2 ведут, по сути, только учет доходов. Доходы отражаются в Книге УД по кассовому методу, т. е. на дату фактического проведения расчетов. Другими словами, если деньги получены — отражается доход. Если же товары переданы на почту и/или уже получены покупателем (подписана расходная накладная/акт приема-передачи), а оплата за них еще не поступила, то дохода у предпринимателя нет.

Единоналожники группы 3 (5) — плательщики НДС обязаны вести учет как доходов, так и расходов в Книге УДР. Учет доходов производится по кассовому методу, т. е. на дату фактического проведения расчетов. Единственный нюанс — предприниматели (плательщики НДС) записи в Книгу УДР вносят без НДС.

Расходы единоналожника никак не влияют на размер единого налога. Однако вести учет расходов единоналожники — плательщики НДС обязаны на основании подпункта 296.1.2 НКУ.

Расходы в Книге УДР единоналожники отражают по кассовому методу, т. е. по факту уплаты денег. Примерный перечень расходов у единоналожников такой же, как у общесистемщиков (см. таблицу на с. 27).

НДС. При продаже товаров по почте налоговые обязательства по НДС у продавца возникают на дату первого из событий (пункт 187.1 НКУ):

— либо на дату зачисления средств от покупателя на текущий счет,

— либо на дату отгрузки товара покупателю.

Если первое событие — получение оплаты вопросов не вызывает, продавец начисляет налоговые обязательства по НДС на дату получения такой оплаты.

Сложнее в ситуации с последующей оплатой. Ведь если первым событием является не получение предоплаты, то по правилу пункта 187.1 НКУ налоговые обязательства по НДС отражаются продавцом на дату отгрузки товара. А какую же дату в рассматриваемой ситуации считать датой отгрузки: дату передачи почтового отправления (товара) отделению связи для отправки покупателю или дату вручения почтой почтового отправления (товара) покупателю?

В принципе у предпринимателя, реализующего товары по почте, есть основания отражать налоговые обязательства по НДС на дату фактического получения покупателем заказанного товара. Аргумент в пользу этого — пункт 29 Правил предоставления почтовых услуг, согласно которому почтовые отправления до момента вручения их адресатам (получателям) являются собственностью отправителей.

Такой вариант, конечно, удобен для продавца. Тем более, что если вдруг товар не будет вручен адресату (например, в связи с его выбытием, неправильно указанным получателем адреса, письменным отказом от получения почтового отправления, отсутствием получателя), у продавца не будет необходимости осуществлять последующие корректировки ранее отраженных налоговых обязательств по НДС.

Однако здесь нельзя сбрасывать со счетов мнение сотрудников налоговой службы, которое отличается от вышеприведенной позиции. Так, еще во время действия Закона об НДС в письме от 07.03.2008 г. № 4501/7/16-1517-18 налоговики указывали, что датой отгрузки должна считаться дата, на которую приходится начало передачи товара от поставщика либо непосредственно покупателю, либо организации, которая будет осуществлять доставку покупателю этого товара любым способом (перевозка, пересылка и т. п.).

Подтверждением даты начала передачи (перемещения) товара является дата, указанная в документах на пересылку.

Отгрузка товара со склада поставщика сопровождается оформлением отгрузочных документов, поэтому, если следовать логике налоговиков, датой, на которую возникают налоговые обязательства по НДС у продавца, следует считать именно дату отгрузки, причем даже если по условиям договора право собственности на товар переходит к покупателю позже.

Спорить с налоговиками в этом вопросе довольно сложно, поскольку определения термина «отгрузка» ни один нормативный документ не содержит. Так что, если товар реализуется покупателю по почте на условиях последующей оплаты (наложенным платежом), налоговые обязательства по НДС продавцу безопаснее отразить на дату передачи товара отделению связи.

В момент возникновения налоговых обязательств продавец выписывает налоговую накладную в двух экземплярах (пункт 201.4 НКУ), оба из которых оставляет у себя. При этом в верхней левой части оригинала такой налоговой накладной в поле «Залишається у продавця (тип причини)» проставляются пометка «Х» и тип причины «02» («Постачання неплатнику податку»).

Налоговые накладные, выписанные неплательщикам НДС, не подлежат регистрации в Едином реестре налоговых накладных (пункт 4 Порядка № 1246).

Если же направленный по почте товар по каким-либо причинам не будет получен покупателем, продавцу нужно будет откорректировать ранее отраженные налоговые обязательства по НДС, выписав расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).


Выводы

1. Особенностью продажи товара по почте является то, что покупатель и продавец товара не встречаются. Между ними есть связующее звено — почта. Однако договор купли-продажи товара заключают между собой покупатель и продавец.

2. Датой перехода права собственности на товар к покупателю будет дата фактического получения товара покупателем на почте.

3. При покупке товара по почте покупатель имеет право вернуть товар в течение 14 дней с момента направления заявления-заказа или с момента получения товара.

4. При продаже товаров по почте налоговые обязательства по НДС у продавца возникают на дату первого из событий:

— либо на дату зачисления средств от покупателя на текущий счет,

— либо на дату отгрузки товара покупателю.

5. В случае последующей оплаты у предпринимателя, реализующего товары по почте, в принципе есть основания отражать налоговые обязательства по НДС на дату фактического получения покупателем заказанного товара. Но налоговики скорее всего будут возражать. Поэтому продавцу безопаснее отразить налоговые обязательства на дату передачи товара отделению связи.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше