Темы статей
Выбрать темы

Оформление денежных расчетов предпринимателя с простыми физлицами

Редакция СД
Статья

Оформление денежных расчетов предпринимателя с простыми физлицами

 

Предприниматели могут работать с физическими лицами – гражданами (не предпринимателями): закупать у них товары и сельхозпродукцию, брать в аренду недвижимость и транспортные средства, выплачивать им авторское вознаграждение, приобретать у них работы/услуги т. п. О нюансах заключения договоров с физлицами и их налогообложении мы подробно говорили в статье на с. 18 этого номера.

Однако при работе с физлицами есть еще одна важная проблема, которую также стоит рассмотреть подробно. Дело в том, что физлицо, в отличие от юрлиц и предпринимателей, не имеет полномочий выдавать расчетный документ для подтверждения расходов покупателя (чек, квитанцию, кассовый ордер).

Так какими же документами предприниматель может подтвердить свои расходы при работе с обычным физлицом? Подробнее об этом и поговорим в данной статье.

Анастасия ХМЕЛЕВИЧ, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Подтверждение расходов при их отражении в Книге УДР

Предприниматели на общей системе налогообложения и единоналожники группы 3 (5) имеют право включить сумму затрат на приобретение товаров/работ/услуг/произведений у физлиц (непредпринимателей) в расходы при наличии документов, подтверждающих уплату денежных средств. При этом включение в расходы означает их отражение в Книге учета доходов и расходов (далее – Книга УДР).

Так, общесистемщики делают запись о расходах в Книге УДР после оплаты и получения товара/работы/услуги/произведения от поставщика/исполнителя/автора. То есть в день уплаты денежных средств (но обязательно после подписания акта приема-передачи или расходной накладной), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ).

Единоналожники группы 3 (5) отражают расходы в Книге УДР по кассовому методу, т. е. по факту уплаты денег.

В любом случае факт оплаты (передачи денежных средств) должен быть подтвержден документально.

Расчеты с обычными физлицами, как правило, осуществляются наличными.

С одной стороны, понятно, что обычное физлицо не может выдать предпринимателю документ, подтверждающий факт передачи денежных средств в оплату за товары/работы/услуги/произведение. С другой стороны, единоналожникам группы 3 (5) и общесис­темщикам такой документ просто необходим для подтверждения записей в Книге УДР.

Как быть в такой ситуации? Давайте порассуждаем на эту тему и поищем варианты решения данной проблемы.

 

Прием-передача товара/работ/услуг/произведения происходит одновременно с их оплатой

Напомним, что при закупке сельхозпродукции необходимо составлять закупочный акт.

Его форма приведена в приложении 5 к пункту 2.1 Методических рекомендаций № 157. И хотя этот акт носит рекомендательный (необязательный) характер, его использование получило достаточно широкое распространение на практике.

Сама форма закупочного акта (см. с. 32) содержит такой реквизит: «Деньги получил и далее подпись и Ф. И. О. продавца. Деньги уплатил и далее подпись и Ф. И. О. покупателя». Этот реквизит дает покупателю-предпринимателю все основания для подтверждения не только факта получения сельхозпродукции, но и факта уплаты денежных средств за нее.

При закупках сельхозпродукции понятно, что факт приема-передачи товара и расчеты за него происходят одновременно, что и подтверждает форма акта.

По аналогии с закупочным актом, если, например, работы/услуги выполнены/представлены и в этот же момент покупатель-предприниматель их оплатил, а продавец-физлицо получил деньги, то предлагаем составлять акт приема-передачи, примерную форму которого приведем на рис. 1 ниже.

 

img 1 

Рис. 1. Акт приема-передачи предоставленных услуг с подтверждением факта оплаты за них

 

Как видим, такой акт подтверждает одновременно и факт приема-передачи предоставленных услуг, и факт их оплаты.

Аналогичный акт можно составлять и при приеме-передаче:

– выполненных работ;

– услуг аренды (недвижимости и транспортных средств);

– произведения по авторскому договору.

Также аналогичный акт предприниматель может оформлять и при купле-продаже товаров у простых физлиц, например на рынке.

Главное, чтобы дата приема-передачи (купли-продажи) и оплаты совпадали. Именно для этого в акте считаем необходимым добавлять такой реквизит: «Деньги получил и далее подпись и Ф. И. О. продавца/исполнителя/подрядчика/автора. Деньги уплатил и далее подпись и Ф. И. О. покупателя/заказчика/автора». И если у предпринимателя имеется печать, ее соответственно также необходимо поставить в акте.

 

Предоплата или последующая оплата за товары/работы/услуги/произведение

А как быть, если по условиям договора предпринимателя и физического лица (непредпринимателя) предусмотрена предоплата или последующая оплата за товары/работы/услуги/произведение? То есть когда не совпадают даты оплаты и приема-передачи товара/работ/услуг/произведения.

Ведь очевидно, что простое физлицо не может выдать ни чек РРО, ни корешок приходного кассового ордера, в общем, никакой общепринятый платежный документ, который выдают субъекты хозяйствования и который может подтвердить факт оплаты денежных средств предпринимателем. Да и расписка простого физлица в том, что он получил деньги от предпринимателя в оплату за товары/работы/услуги/произведение, подтверждающим документом являться не будет.

В такой ситуации предлагаем составлять акт приема-передачи денежных средств (пример см. на рис. 2). И, конечно, если у предпринимателя есть печать, ее также необходимо поставить в этом акте.

 

img 2 

приема-передачи денежных средств

по договору предоставленных услуг от «___» ____________ 20__ г.

Рис. 2. Акт приема-передачи денежных средств (если договором между физлицом (гражданином)
и предпринимателем предусмотрена предоплата или последующая оплата)

 

Обратите внимание! Мы считаем целесообразным в договоре (купли-продажи, аренды, предоставления услуг, выполнения работ, авторском) предусматривать:

– способ оплаты (предоплата, последующая оплата либо оплата в момент передачи товара/работ/услуг/произведения);

– возможность оформления расчетов актом приема-передачи денежных средств (при предоплате или последующей оплате).

Форму акта приема-передачи денежных средств можно сделать приложением к договору. И тогда таким актом предприниматель на законных основаниях сможет подтвердить свои расходы и тот факт, что расчеты с контрагентом (простым физлицом) действительно произведены. Потому что, во-первых, акт имеет все реквизиты первичного документа, а во-вторых, является приложением к договору.


Документы консультации

НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Методические рекомендации № 157 – Методические рекомендации по введению национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в сфере общественного питания и бытовых услуг, гармонизованных с международными стандартами, утвержденные приказом Минэкономики от 17.06.2003 г. № 157.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше