Темы статей
Выбрать темы

Почтовый ящик. Уплата эконалога, если в здании есть котел

Редакция СД
Ответы на вопросы

Уплата эконалога, если в здании есть котел

 

ВОПРОС. Предприниматель на общей системе для обогрева здания использует бытовой газовый котел. Нужно ли ему в этом случае уплачивать экологический налог?

 

ОТВЕТ. Итак, если у предпринимателя при осуществлении деятельности (на любой системе налогообложения) происходят выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в частности стационарными источниками загрязнения, то он должен уплачивать экологический налог (далее — эконалог) (пункт 240.1 НКУ).

Согласно подпункту 14.1.230 НКУ стационарный источник загрязнения — это предприятие, цех, агрегат, установка или другой неподвижный объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

Отопительный котел по своим характеристикам как раз и относиться к таким агрегатам, а следовательно, при его наличии предпринимателю придется уплачивать эконалог. Он определяется исходя из объекта налогообложения и ставок, приведенных в статье 243 НКУ (с 1 по 3 января 2013 года применяются ставки 2012 года, а с 4 января 2013 года — действующие ставки).

Согласно подпункту 242.1.1 НКУ объектом и базой налогообложения являются объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемые в атмосферный воздух стационарными источниками. Заметим, что под налогообложение эконалогом попадают только фактические выбросы стационарных источников загрязнения при их использовании (эксплуатации). Если речь идет о котле, то эконалог будет рассчитываться в период его фактической работы — отопительный сезон, исходя из объема загрязняющих веществ, которые образуются и выбрасываются в атмосферный воздух при сгорании топлива.

Расчет эконалога производят по формуле, приведенной в пункте 249.3 НКУ. Для этого нужно иметь данные о фактическом объеме выброса каждого загрязняющего вещества в тоннах. Источником таких сведений является разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником загрязнения.

Получение такого разрешения в зависимости от группы, к которой относится источник загрязняющих веществ, предусмотрено нормами статьи 11 Закона об атмосфере. Для классификации стационарных источников загрязнения существует три группы. Для объектов, которые относятся к первой группе, разрешение выдается Минприроды, а ко второй и третьей — местными органами. Описание характеристик для классификации объектов по группам и перечни документов, которые нужны для получения разрешения, можно найти в Инструкции № 108:

а) первая группа — объекты, которые взяты на государственный учет и имеют производства или технологическое оборудование, на которых должны внедряться наилучшие доступные технологии и методы управления. Для них необходимы документы, предусмотренные разделом 2 Инструкции № 108;

б) вторая группа — объекты, которые взяты на государственный учет и не имеют производств или технологического оборудования, на которых должны внедряться наилучшие доступные технологии и методы управления, — документы, предусмотренные разделом 2 (за исключением пунктов 2.11, 2.15) Инструкции № 108;

в) третья группа — объекты, которые не входят в первую и вторую группы, — документы, предусмотренные разделом 2 (за исключением подпунктов 2.3.1 — 2.3.5, 2.7.2, пунктов 2.8, 2.10, 2.11, 2.14 — 2.16) Инструкции № 108.

Отметим, что для подготовки всех необходимых документов стоит привлечь специальную организацию, которая занимается данными вопросами (в них обосновываются объемы выбросов, их виды и т. д.).

Однако, как следует из разъяснений налоговиков в Единой базе налоговых знаний, уплачивать эконалог нужно независимо от того, есть у субъекта разрешение или нет. Поэтому если предприниматель с начала использования котла не уплачивал эконалог, то ему придется уплатить его за прошлые периоды.

Вместе с тем у предпринимателя может возникнуть вопрос: можно ли рассчитать сумму эконалога, если нет разрешения, а значит, необходимых данных.

Помочь в этом случае может паспорт на отопительный прибор и газовый счетчик, где указывается количество сожженного газа за отчетный период. Но в этом случае в паспорте должна быть указана зависимость между расходом топлива и объемом выбрасываемых загрязняющих веществ, в ином случае он для расчетов не подойдет и все­таки придется получить разрешение.

Начислить сумму эконалога, подлежащую уплате, нужно в налоговой декларации — ее форма утверждена приказом № 1010. Отчетным периодом по эконалогу является квартал, причем декларация составляется отдельно за каждый квартал (без использования нарастающего итога). Подается она в течение 40 календарных дней после окончания отчетного квартала. Эконалог уплачивается в течение 10 календарных дней после предельного срока подачи декларации (статья 250 НКУ).

Декларация по эконалогу подается в налоговый орган по месту размещения стационарных источников загрязнения (пункт 250.2 НКУ). Соответственно сюда же перечисляются суммы эконалога.

При этом, если место размещения стационарного источника загрязнения или место размещения отходов находится в ведении одной налоговой, а предприниматель состоит на учете в другой, ему согласно пункту 250.8 НКУ придется составлять два экземпляра декларации по эконалогу:

— один (оригинал) — для налоговиков по месту нахождения объекта загрязнения;

— второй (копию) — для налоговиков по месту учета предпринимателя (т. е. по месту жительства).

Если предпринимателю нужно заплатить сумму эконалога за прошлые периоды, то ему необходимо будет доначислить их в текущей декларации за отчетный квартал и заплатить штраф в размере 5 % либо, не дожидаясь конца квартала, предоставить уточняющую декларацию и заплатить штраф в размере 3 %, а также при любом способе исправления придется начислить и пеню. Кроме того, предпринимателю придется уплатить и штрафные санкции за неподачу отчетности за прошлые периоды в размере 170 грн. за каждое непредоставление декларации (пункт 120.1 НКУ).


Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755­VI.

Закон об атмосфере — Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707­XII.

Инструкция № 108 — Инструкция об общих требованиях к оформлению документов, в которых обосновываются объемы выбросов, для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений, организаций и граждан­предпринимателей, утвержденная приказом Минприроды от 09.03.2006 г. № 108.

Приказ № 1010 — приказ ГНАУ «Об утверждении формы Налоговой декларации экологического налога» от 24.12.2010 г. № 1010.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше