На заметку
Размер букв в налоговой накладной имеет значение
Письмо ГНСУ от 15.01.2013 г. № 534/6/153115
Комментируемое письмо очень хорошо показывает, как налоговики любят сгущать краски вокруг вопроса с налоговыми накладными (далее — НН). Так, в частности, в этом письме ГНСУ напоминает, что в полях «Наименование продавца» и «Наименование покупателя» НН указывается название юрлица в том виде, в котором оно определено в уставных документах (этого требуют подпункты «в» и «д» пункта 201.1 НКУ). При этом, по мнению налоговиков, соответствие уставному наименованию распространяется и на размер букв наименования контрагента в НН (ТОВ «МАРІЯ» нельзя указывать в НН как ТОВ «Марія» и наоборот).
На практике же при составлении НН зачастую руководствуются Свидетельством плательщика НДС, подразумевая, что наименование в нем соответствует уставному. В большинстве случаев это так и есть. Однако при НДСрегистрации не всегда соблюдалась идентичность. Это связано с особенностями работы программы АРМа госрегистратора — она указывает все прописные (т. е. большие) буквы. Также и старые, и новые Требования к написанию наименований юрлица (приказ Минюста от 05.03.2012 г. № 369/5) предписывают указывать наименование в уставных документах и регистрационной карте именно прописными (т. е. большими) буквами украинского алфавита. Однако в уставах старого образца еще встречаются наименования, не соответствующие новым Требованиям и НДСсвидетельствам.
В этой связи комментируемое письмо вызывает еще больше вопросов: нужно ли требовать от контрагента копии уставных документов, заменять «неправильные» НН.
По нашему мнению, если даже разногласия будут решаться в судебном порядке, скорее всего, суд будет на стороне налогоплательщика, признав такое несоответствие незначительным недостатком. Да и тот же Госкомпредпринимательства в своем письме от 04.11.2009 г. № 13574 отмечал, что наименование юрлица, написанное большими буквами, является идентичным написанному большими и маленькими буквами, если каждая буква (символ, разделительный знак и др.) соответствуют друг другу.
Подача «квартальщиками» НДСдекларации по новой форме
Письмо ГНСУ от 15.02.2013 г. № 1849/5/153111
В данном письме ГНСУ отметила, что новая форма декларации по НДС вводится в действие для отчетности, представленной начиная с 01.04.2013 г. В ситуации с «месячниками» данная формулировка вопросов не вызывает, поскольку с учетом положений абзаца второго пункта 46.6 НКУ ими декларация по новой форме должна подаваться начиная с отчетности за март 2013 года (мы об этом уже говорили ранее. Также обратите внимание, что по новой форме подаются электронные копии записей в Реестре выданных и полученных НН за март // подробнее см. в «СД», 2013, № 5, с. 2). Что касается «квартальщиков», то такая формулировка говорит о том, что налоговики хотят получить от них декларацию по новой форме уже за І квартал 2013 года. Подтверждается это консультацией из раздела 130.25 ЕБНЗ.
Особенности подачи отчетности и уплаты эконалога в 2013 году
Письмо ГНСУ от 14.02.2013 г. № 3688/7/152117
При подаче отчета за I квартал 2013 года плательщики эконалога вновь столкнутся с «раздвоением» ставок. Данное обстоятельство связано со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.2012 г. № 5503VI (далее — Закон № 5503), которым проиндексированы ставки некоторых налогов и сборов.
Так вот, ГНСУ ожидаемо отмечает, что поскольку Закон № 5503 вступил в силу с 04.01.2013 г., то новые (повышенные) ставки эконалога следует применять именно с указанной даты.
По этой причине налоговая декларация по эконалогу за I квартал 2013 года подается с учетом некоторых особенностей:
— по каждому объекту налогообложения необходимо подать не одно, а два приложения (расчета) к декларации;
— в одном — рассчитать эконалог за период с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно по старым ставкам (но уже с применением 75 %й части), а в другом — за период с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительно по новым ставкам.
Декларации за II, III и IV кварталы 2013 года подаются уже с применением новых ставок эконалога, установленных Законом № 5503 (т. е. без «раздвоения»).
Электронная госрегистрация: запущен специальный сайт
Приказ Минюста от 04.01.2013 г. № 43/5
В конце прошлого года Государственная регистрационная служба запустила пилотную интернетпрограмму «Регистрационный портал» (адрес: rp.irc.gov.ua), с помощью которой можно сформировать и подать документы, необходимые для госрегистрации юрлица и физлицапредпринимателя в Едином госреестре.
С учетом данного нововведения Минюст подкорректировал Порядок подачи и оборота электронных документов госрегистратору (приказ Минюста от 19.08.2011 г. № 2010/5; далее — Порядок).
Работа с «Регистрационным порталом» организована следующим образом. В первую очередь лицу, желающему пройти электронную госрегистрацию, необходимо получить ЭЦП и зарегистрироваться на сайте.
В личном кабинете сайта создается заявление (регистрационная карточка), к которому прикрепляются документы, перечисленные в пункте 2.5 Порядка:
— документ, удостоверяющий внесение регистрационного сбора или сведения об оплате регистрационного сбора с использованием платежных систем через сеть Интернет (при этом возможность интернетоплаты будет доступна только с 25.05.2013 г.);
— экземпляр учредительных документов, заверенный ЭЦП учредителей (кроме случаев, когда юрлицо действует на основании модельного устава);
— если госрегистрация осуществляется через нотариуса: отсканированные с бумажных носителей регистрационная карточка на проведение госрегистрации, заполненная и подписанная заявителем, и экземпляр учредительных документов (кроме случаев, если юрлицо создается на основании модельного устава);
— другие документы — в случаях, предусмотренных Законом о госрегистрации;
— опись вложения (формируется автоматически).
После отправки заявления за ходом его рассмотрения можно следить с личного кабинета на сайте.
В течение 2 — 3 рабочих дней (в зависимости от того, кто проходит госрегистрацию — предприниматель или юрлицо) принимается решение о проведении госрегистрации.