Темы статей
Выбрать темы

Можно ли замену шин отразить в расходах общесистемщика

Редакция СД
Ответы на вопросы

Можно ли замену шин отразить в расходах общесистемщика

 

ВОПРОС. Предприниматель на общей системе использует в своей деятельности автомобиль. Как отразить в учете расходы по приобретению и замене шин на транспортном средстве?

 

ОТВЕТ. Замена шин на транспортном средстве может быть:

— сезонной;

— в связи с тем, что они прошли установленный нормами километраж;

— вследствие повреждения, не подлежащего ремонту (до достижения предельного пробега, установленного нормами).

Любая замена шин на автомобиле не относится к его реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения (пункт 3.19 Положения № 102). В то же время эти операции не включены и в перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию, — они не указаны в приложениях А, Б и В к Положению № 102. Однако данные перечни не являются исчерпывающими, а значит, при определенных обстоятельствах могут быть дополнены операциями по замене шин.

Так, сезонная замена шин, на наш взгляд, вполне может быть отнесена к техническому обслуживанию автомобиля как операция по поддержанию его работоспособности в изменившихся дорожных условиях (пункт 1.3 Положения № 102).

Что касается замены автошин, не связанной с подготовкой автомобиля к сезону, здесь нужно исходить из норм эксплуатационного пробега шин и порядка их корректировки в зависимости от условий эксплуатации, закрепленных в Нормах № 420 (пункт 3.20 Положения № 102).

После установки на автомобиль шины должны выработать определенный ресурс, установленный Нормами № 488. При этом фактический пробег шин достигает установленных норм (эти нормы определяются в километрах) — не обязательное и не единственное условие их замены. У шин и до достижения предельного пробега могут проявиться производственные или эксплуатационные дефекты, которые не подлежат ремонту или ремонт которых экономически нецелесообразен. При выявлении этих дефектов шины подлежат замене независимо от их пробега.

Если пробег шин достигает установленных норм, но при этом они находятся в удовлетворительном состоянии (т. е. нет неустранимых повреждений и остаточная высота протектора находится в пределах установленных норм), то такие шины допускается использовать до определенного уровня износа (пункты 3.2 и 7.2 Норм № 488).

Итак, по нашему мнению, замену старых шин, которые прошли установленный нормами километраж, также можно считать техническим обслуживанием транспортного средства (пункт 1.3 Положения № 102).

Техническое обслуживание транспортного средства можно относить к расходам на содержание основных средств (а такие платежи относятся к операционным расходам общесистемщиков согласно подпункту 138.10.2 НКУ) и отражать в Книге УДР так:

— стоимость шин — в графе 5 после оплаты и получения их от поставщика (на последнюю из двух дат);

— стоимость услуг по замене шин — в графе 10 в день уплаты денежных средств за эти услуги (но обязательно после подписания акта приема-передачи услуг), так как предоплату в расходы включать нельзя (подпункт 139.1.3 НКУ).

Если же возникает необходимость замены шин, не прошедших норму пробега вследствие их повреждения, то такая замена, с точки зрения сотрудников налогового ведомства, более подходит под текущий ремонт транспортного средства. Соответственно затраты на приобретение данных шин отражаются по ремонтным правилам.

С отражением ремонтных затрат у общесистемщиков могут быть проблемы. Налоговики не разрешают предпринимателям учитывать данные расходы, поскольку для их определения нужно оперировать бухгалтерскими понятиями «амортизация» и «балансовая стоимость основных средств».

И все же, по нашему мнению, такие расходы относятся к операционным и прямо указаны в подпунктах 138.8.5, 138.10.2 и 138.10.3 НКУ. Тогда если предприниматель не начисляет амортизацию (не боролся за нее в суде), он не сможет определить ту часть ремонтных расходов, которую можно учесть (10 % от балансовой стоимости всех основных средств на начало года). Поэтому расходы на ремонт основных средств лучше не отражать.

Тем же, кто отстоял свое право на амортизацию, можно поступать так:

— включать в расходы (графа 10 Книги УДР) стоимость шин, не превышающую 10 % от балансовой стоимости всех основных средств на начало года (в день уплаты денежных средств за ремонт);

— остальную стоимость ремонта в виде замены шин нужно отнести на балансовую стоимость отремонтированного основного средства (пункт 146.11 НКУ).

В заключение отметим следующее. В разделе 180.04 ЕБНЗ налоговики настаивают, что стоимость приобретения любых шин (во всяком случае, в данной консультации налоговики не делят шины на прошедшие и не прошедшие норму пробега, сезонную замену) не относится к расходам операционной деятельности общесистемщика, поэтому они не вправе учитывать такие расходы:

Согласно пункту 1 статьи 325 ГКУ субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица. Физические и юридические лица могут быть собственниками любого имущества, в том числе и недвижимого имущества коммерческого назначения, за исключением отдельных видов имущества, которые в соответствии с законом не могут им принадлежать.

ГКУ не устанавливает такого субъекта права частной собственности, как физическое лицо — предприниматель.

Статьей 177 НКУ определено, что объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, т. е. разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица — предпринимателя.

К перечню расходов физического лица — предпринимателя, непосредственно связанных с получением доходов, относятся документально подтвержденные расходы, которые включаются в расходы операционной деятельности согласно разделу ІІІ НКУ.

В соответствии с пунктом 138.1 НКУ расходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения, состоят из расходов операционной деятельности, которые определяются согласно пунктам 138.4, 138.6 — 138.9, 138.11, подпунктам 138.10.2 — 138.10.4 НКУ.

Нормами Положения № 102 определен порядок проведения технического обслуживания и ремонта дорожных транспортных средств, который распространяется на юридических и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт дорожных транспортных средств (за исключением троллейбусов, мопедов и мотоциклов), независимо от формы собственности.

Согласно пункту 1.3 части первой Положения № 102 техническое обслуживание — комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности либо исправности изделия во время использования по назначению, хранения и транспортировки.

Расходы на техническое обслуживание автомобиля относятся согласно пункту 138.1 НКУ к прочим расходам, однако не считаются расходами операционной деятельности.

Кроме того, подпунктом 139.1.5 НКУ предусмотрено, что не включаются в состав расходов, в частности, расходы на приобретение, изготовление, строительство, реконструкцию, модернизацию и другое улучшение основных средств и расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, а также с приобретением (изготовлением) нематериальных активов, подлежащих амортизации согласно статьям 144 — 148 НКУ, с учетом пунктов 146.11, 146.12, 148.5 НКУ.

Учитывая изложенное выше, физические лица — предприниматели на общей системе налогообложения не имеют права включать в состав расходов затраты, связанные с использованием транспортного средства (стоимость приобретения запасных частей, приобретения шин, технического обслуживания и т. п.).

Мы, со своей стороны, с таким утверждением налоговиков категорически не согласны, поскольку никаких законных оснований для подобных утверждений нет.


Документы консультации

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

НКУ  — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Положение № 102  — Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

Нормы № 420  — приказ Минтранса «Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин» от 08.12.97 г. № 420.

Нормы № 488 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранса от 20.05.2006 г. № 488.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше