Темы статей
Выбрать темы

Как организовать торговлю непродовольственными товарами (на примере торговли книгами)

Редакция СД
Статья

Как организовать торговлю непродовольственными товарами (на примере торговли книгами)

 

Хоть Украина по статистике не самая читающая страна в мире, наши предприниматели активно продают, а покупатели с удовольствием приобретают «бумажные» книги, даже несмотря на то, что в моду активно входят книги электронные.

О нюансах организации, договорных отношений, документооборота в книготорговле поговорим в сегодняшней статье.

Также данный материал будет полезен предпринимателям, торгующим любыми непродовольственными товарами.

Виктория ПЕТРУШИНА, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон об издательском деле — Закон Украины «Об издательском деле» от 05.06.97 г. № 318/97-ВР.

Закон о ВЭД — Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-XII.

Закон № 185 — Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

КВЭД-2010 — Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010, принятая приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 г. № 457.

Положение № 614 — Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

 

Торговля книгами строится на тех же принципах, что и торговля любыми непродовольственными товарами. В частности, она бывает оптовая и розничная, за наличные и по безналу, может осуществляться на общей системе или едином налоге.

 

Опт или розница

Код вида деятельности по КВЭД-2010. Начать бизнес по торговле книгами нужно, как и любой другой, с госрегистрации предпринимателя. Перед госрегистрацией предпринимателю надо определиться, как он будет торговать книгами: оптом или в розницу. От этого в дальнейшем будут зависеть многие организационные и учетные моменты, о которых мы будем говорить далее.

Согласно КВЭД-2010:

— для оптовой торговли книгами подойдет код 46.49 «Оптовая торговля прочими товарами хозяйственного назначения»;

— для розничной торговли — код  47.61 «Розничная торговля книгами в специализированных магазинах» (новыми книгами), а также код 47.79 «Розничная торговля бывшими в употреблении товарами в магазинах» (книгами в букинистических магазинах).

Опт или розница? Чтобы правильно определиться с кодом КВЭД, разберемся в тонкостях оптовой и розничной торговли.

В общепринятом понимании при оптовой торговле осуществляется продажа товара (в рассматриваемом случае книг) для его последующей перепродажи либо иного использования в своей предпринимательской деятельности, а при розничной — для продажи книг конечному пользователю для его личного потребления и домашнего использования.

Такое же понимание использовал законодатель для разграничения в ГКУ договора розничной купли-продажи (статья 698 ГКУ) и договора поставки (статья 712 ГКУ).

Так, согласно статье 698 ГКУ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товара, обязуется передать покупателю товар, обычно предназначающийся для личного, домашнего либо иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, а покупатель обязуется принять товар и оплатить его. Так, под целями, не связанными с личным использованием, традиционно понимают приобретение покупателем товаров для обеспечения деятельности предприятия либо физлица-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т. п.).

По договору поставки продавец, напротив, передает товар для использования в предпринимательской деятельности либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним либо иным подобным использованием (статья 712 ГКУ).

В дополнение норм ГКУ обратимся к ДСТУ 4303:2004 «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий». В нем приведены следующие определения:

оптовая торговля — вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров по договорам поставки партиями для дальнейшей их продажи конечному потребителю через розничную торговлю или для производственного потребления и предоставления связанных с этим услуг;

розничная торговля — вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров конечному потребителю и предоставление ему торговых услуг.

Итак, в зависимости от того, кому и как предприниматель собирается реализовывать книги (конечному потребителю или для дальнейшей перепродажи конечному потребителю), он может выбрать соответствующий код КВЭД. Понятно, что, как и в любой торговле, в книжной торговле могут быть варианты. Например, в книжном магазине или на книжном лотке вполне могут купить сразу 50 — 100 книг. И это уже может считаться мелкооптовой торговлей. Но если преобладает продажа конечному потребителю, то выбрать нужно «розничный» код КВЭД. Хотя если на момент госрегистрации предприниматель точно не знает, оптом или в розницу он будет торговать, можно выбрать оба кода КВЭД (оптовый и розничный) — это не запрещено законодательством.

 

Договорные отношения

Оптовая торговля. Как мы выяснили выше, при оптовой торговле книгами предприниматель закупает партию(и) книг с целью их дальнейшей перепродажи конечным потребителям либо более мелким оптовикам. По сложившейся практике в этом случае составляется договор поставки. Далее рассмотрим особенности такого договора в книготорговле.

Первая особенность связана с организацией доставки партии книг, если поставщик находится в одном городе, а предприниматель (покупатель) — в другом. В этом случае основанием для поставки книг может быть заказ-наряд, подписанный и скрепленный печатью (при ее наличии) предпринимателя, который является неотъемлемой частью договора поставки. Тогда поставка осуществляется:

— через предприятия доставки (экспедирование и пересылка книг до мест назначения в городах Украины может оплачиваться как поставщиком, так и покупателем)

либо

— самовывозом (предприниматель/его уполномоченное лицо «забирает» книжную продукцию со склада поставщика самостоятельно за свой счет при предъявлении паспорта и/или доверенности).

В случае несвоевременного вывоза предпринимателем готового к отправке заказа, как правило, заказ считается невостребованным и поставщик имеет право использовать его по своему усмотрению.

Вторая особенность договора поставки касается условий оплаты за отгруженные книги. Издатели или крупные оптовики, у которых предприниматель может закупать книги, сейчас, как правило, соглашаются на такие условия оплаты по договору поставки:

с отсрочкой платежа (по сложившейся в Украине практике такая отсрочка составляет 90 дней). Именно такая форма оплаты преобладает в Украине и заключается она в следующем: поставщик отгружает покупателю (предпринимателю) партию книг по договору поставки, а предприниматель производит оплату за отгруженную партию через, например, 90 календарных дней

либо

по предоплате.

При поставке на условиях отсрочки платежа отгрузка книг, указанных в заказе-наряде и имеющихся в наличии у поставщика, осуществляется в течение оговоренного в договоре количества дней с момента принятия заказа-наряда.

В случае поставки по предоплате книги отгружаются в течение оговоренного количества дней с момента поступления денежных средств на текущий счет поставщика.

В случае несвоевременного вывоза готового заказа покупателем, который оплачивает заказ на условиях отсрочки платежа, поставщик хранит готовый заказ в течение оговоренного в договоре количества дней. При этом покупатель оплачивает поставщику услуги по хранению. По истечение этого срока заказ считается невостребованным и поставщик имеет право использовать его по своему усмотрению.

Все указанные выше и другие условия поставки при оптовой книготорговле оговариваются в договоре поставки, образец которого приведен на с. 16 данного номера газеты.

Розничная торговля. Продажа книг конечным потребителям (розница) осуществляется без письменного заключения договора. При этом продавец должен наглядно информировать покупателя о ценах на книги.

Обратите внимание! Наглядная информация о цене — это не дополнительный бонус для покупателей книг, а установленная на законодательном уровне обязанность продавцов.

Перечень и вид обязательной информации, которую нужно предоставлять покупателям, приведены в статье 15 Закона о защите прав потребителей, а в пункте 6 части 1 этой статьи указаны в том числе и данные о цене товара. Так, в пункте 3 статьи 15 Закона о защите прав потребителей конкретизировано, что в обязанность продавца входит указание цены каждой единицы товара. При этом:

надписи о цене должны быть четкими и простыми;

— цена должна включать все налоги и неналоговые обязательные платежи, которые платит потребитель, покупая этот товар. Уточним, что отдельно отражать сумму налогов, включенных в цену, не нужно, Например, если книга продается с НДС, то цена должна его включать, но отдельно выделять такую сумму, как обычно это делают в накладных, нет необходимости;

цена на книги обозначается за единицу, т. е. за одну книгу.

Комиссия. Возможен еще один вариант договорных отношений в книготорговле — комиссия. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько правовых сделок от своего имени, но за счет комитента (часть 1 статьи 1011 ГКУ). В этом случае предприниматель (комиссионер):

— берет у комитента книги;

— отдает их на реализацию от своего имени, например, в магазины или другим реализаторам;

— по факту продажи книг получает вознаграждение от комитента.

Этот вариант договорных отношений чаще применяется при торговле книгами на экспорт и редко в книготорговле по Украине. Поэтому здесь мы о комиссии, как таковой, подробно говорить не будем. В одном из следующих номеров нашей газеты отдельно поговорим о комиссионной торговле в розницу по Украине. А в подразделе «Экспорт товара» на с. 13 обсудим организационные и налоговые нюансы комиссии при экспорте книг.

 

Выбор системы налогообложения

Выбор системы налогообложения для книготорговцев зависит от многих критериев: кому продавать, с наемными работниками или без них, предполагаемого годового объема дохода.

Далее рассмотрим основные принципы работы на едином налоге и общей системе, что поможет предпринимателям определиться с системой налогообложения.

Единый налог. Основные принципы работы на едином налоге для книготорговли приведем в табл. 1.

 

Таблица 1

Основные принципы работы на едином налоге

Показатели

Единоналожная группа

1

2

3

5

1

2

3

4

5

Годовой объем дохода

150 тыс. грн.

1 млн грн.

3 млн грн.

20 млн грн.

Наличие наемных работников

Без наемных работников

Не более 10 чел. одновременно

Не более 20 чел. одновременно

Без ограничений

Можно ли торговать книгами

Да, но только в розницу с торговых мест на рынках* непосредственно конечным потребителям. Оптовая торговля для группы 1 запрещена

Да, разрешена продажа книг конечным потребителям (розница), а также предпринимателям и юрлицам, независимо от их системы налогообложения (опт)

* Что касается торговли в книжных магазинах, расположенных на рынках, то здесь ситуация такая. Если предприниматель арендует определенное помещение под магазин на основании договора с рынком, то такой магазин можно считать торговым местом на рынке.
Если же для открытия магазина или другого торгового объекта предприниматель заключил договор не с рынком, а с органом местного самоуправления, то данный объект не рассматривается как торговое место на рынке. В таком случае предприниматель не может выбрать группу 1.

Ставка единого налога

Ставки утверждаются местными советами в расчете на календарный месяц в процентах
к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (пункты 293.1 и 293.2 НКУ). Например, в Харькове единый налог для книжной розницы в группе 2 составляет 230 грн. в месяц (в 2013 году)

— 3 % от суммы дохода при условии уплаты НДС*;
— 5 % от суммы дохода без отдельной уплаты НДС*

— 5 % от суммы дохода при условии уплаты НДС*;
— 7 % от суммы дохода без отдельной уплаты НДС*

Могут ли быть плательщиками НДС*?

Ни при каких условиях не могут быть плательщиками НДС

При выборе ставки единого налога 3 % от дохода

При выборе ставки единого налога 5 % от дохода

* Когда книготорговцы платят НДС, а когда применяют льготу по этому налогу, поговорим дальше.

 

Из приведенной таблицы делаем следующие выводы. Если предприниматель собирается торговать книгами самостоятельно без наемных работников на рынке, то он может выбрать группу 1.

С наемными работниками можно выбрать группу 2 как для оптовой, так и для розничной торговли книгами, что чаще всего на практике и встречается.

Преимущество единоналожных групп 1 и 2 — стабильная небольшая ставка единого налога.

У групп 3 и 5 есть свое преимущество, принцип которого такой: «есть доход, есть и единый налог, нет дохода — нет налога», но для книготорговли он вряд ли уместен, так как этот вид деятельности не носит, например, сезонный характер. Есть отдельные периоды спада торговли книгами (например, январь), но вряд ли это может быть существенным моментом при выборе единоналожной группы.

Выбирать группы 3 и 5 стоит тогда, когда предприниматель открывает крупный магазин или оптовый склад и необходимо сразу нанимать большое количество наемных работников (см. табл. 1 — разрешенное количество «наемников» зависит от единоналожной группы).

Обратите внимание! В течение года предприниматель может добровольно переходить из одной группы в другую, если соответствует критериям для желаемой группы. Также, если будут нарушены условия пребывания в группах 1 — 3 из-за превышения дохода, единоналожник будет обязан перейти в «старшую» группу или стать общесистемщиком (подробнее см. «СД», 2012, № 20, с. 36; № 17, с. 7; № 11, с. 10; № 9, с. 6). Учитывая это, начинать книжный бизнес стоит с самой «младшей» группы, которая возможна для конкретного предпринимателя, но даже в течение года ее можно менять на «старшую», если бизнес успешно растет и расширяется.

Стоит также отметить, что ежеквартально единоналожники уплачивают ЕСВ за себя. Сумма ЕСВ рассчитывается, как произведение минимальной зарплаты для соответствующего месяца и ставки ЕСВ 34,7 %. Далее необходимо сложить ЕСВ за каждый месяц квартала и сумму (за три месяца) уплатить до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Из единоналожных «плюсов» для книжной розницы, где торговля осуществляется в основном за наличные, можно выделить следующие: не нужно приобретать торговый патент и использовать РРО. Но! По требованию покупателя единоналожник должен предоставить расчетный документ произвольной формы, подтверждающий оплату за книги. Выдавать расчетный документ предпринимателя обязывает часть 11 статьи 8 Закона о защите прав потребителей. О самих расчетных документах поговорим чуть позже.

Здесь же заметим еще такой нюанс, который касается договора комиссии. Согласно пункту 292.4 НКУ для единоналожника-комиссионера доходом будет являться вся сумма выручки от продажи книг, а не только сумма вознаграждения. Если комиссионер-книготорговец выбирает группу 2, где сумма единого налога не зависит от дохода, то можно реализовывать книги и по договору комиссии. В группах 3 и 5 размер единого налога зависит от размера дохода. Очевидно, что платить единый налог с суммы выручки от продажи книг, а не только от суммы вознаграждения, невыгодно.

Общая система. Общесистемщики самостоятельно рассчитывают сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет. Для этого им нужно знать размер чистого дохода за каждый месяц года.

Чистый доход — это разница между выручкой, полученной от предпринимательской деятельности, и расходами, осуществленными в ходе такой деятельности. Однако состав расходов, которые можно учесть общесистемщикам при подсчете чистого дохода, ограничен. Сюда можно включить только те платежи, которые:

1) подтверждены документально;

2) связаны с хозяйственной деятельностью предпринимателя;

3) являются расходами операционной деятельности (подробнее см. «СД», 2013, № 2, с. 34).

Далее чистый доход умножается на 15 (17) %, и мы получаем сумму «предпринимательского» НДФЛ к уплате в бюджет.

Поскольку общесистемщик рассчитывает свой чистый доход как разницу между выручкой и расходами, то чем больше расходы и меньше доходы, тем меньше НДФЛ к уплате в бюджет.

Что касается возможности зарегистрироваться плательщиками НДС, то общесистемщики:

обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС, если объем налогооблагаемых поставок товаров/услуг за последние 12 календарных месяцев превышает 300 тыс. грн. (без НДС);

— могут быть плательщиками НДС на добровольных началах (если «львиная доля» клиентов — плательщики НДС, то предпринимателю выгоднее добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС, не дожидаясь превышения годового объема дохода 300 тыс. грн., чтобы не потерять таких клиентов).

Также общесистемщики должны уплачивать авансовые платежи по ЕСВ за себя (до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября) в размере 25 % годовой суммы ЕСВ. Годовая сумма ЕСВ рассчитывается так: сумма прошлогоднего чистого дохода (размер тот же, что и для расчета авансовых платежей по НДФЛ), умножается на ставку взноса 34,7 %. А до 10 февраля следующего года общесистемщики обязаны:

— произвести окончательный расчет сумм ЕСВ, подлежащих уплате по итогам отчетного года;

— в случае необходимости осуществить доплату ЕСВ. Подробнее об этом мы говорили в «СД», 2013, № 1, с. 32.

«Минус» общей системы для торговли книгами за наличные (опт и розница) — это необходимость применения РРО и приобретения торгового патента. Если же общесистемщик собирается торговать книгами только по безналу, то РРО ему не нужен.

Мы рассмотрели все видимые стороны налогообложения книготорговли, а выбор подходящей системы налогообложения оставляем за вами.

 

Документы на товар

Общие моменты. Документы на товар должны быть у каждого предпринимателя, независимо от избранной системы налогообложения.

Далее рассмотрим основные требования нормативно-правовых актов по данному вопросу.

Согласно пункту 177.10 НКУ предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы относительно происхождения товара. Данное требование распространяется только на общесистемщиков.

Теперь что касается единоналожников. В статье 44 НКУ речь идет о том, что субъекты хозяйствования (а единоналожники ими являются) обязаны вести учет доходов и расходов на основании первичных документов. Плательщикам налогов запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами.

Конечно, единоналожники (независимо от избранной группы) в своей декларации приводят только сумму дохода, а расходы вообще не отражают. Поэтому иметь документы, подтверждающие расходы (в частности, документы на товар), в связи с составлением данного отчета им не нужно.

Но есть другая отчетность, «благодаря» которой от единоналожника требуется подтверждать расходы. В форме № 1ДФ предприниматель обязан указать все средства, которые в течение квартала выплачивал гражданам или предпринимателям, в том числе за купленные у них товары, работы или услуги. А каждая из этих сумм, согласно пункту 44.1 НКУ, обязательно должна быть подтверждена первичным документом (например, выписка банка, квитанция, чек или документ произвольной формы о наличной оплате товаров, работ или услуг, если они приобретались у граждан либо у физлиц-предпринимателей).

Приходные документы. Закупать книги, как товар, предприниматели могут у:

1) издателя;

2) оптовика;

3) б/у книги в закрывающихся библиотеках;

4) б/у книги у населения.

Во всех этих случаях нужно позаботиться о приходных документах на книги.

В первых трех случаях это может быть обычная накладная. То есть книжная продукция передается предпринимателю-покупателю (его представителю) по накладной, в которой указывается количество, номенклатура и цена поставляемой книжной продукции.

Если предприниматель самостоятельно забирает товар, то юрлицо/другой предприниматель имеет право отгрузить ему товар на основании документа, удостоверяющего личность (паспорта), и выписки из Госреестра. Данных этих документов достаточно для того, чтобы предприятие/предприниматель могли заполнить свои первичные документы.

Когда товар забирает не сам предприниматель, а его наемный работник, нужны доверенность и документ, удостоверяющий личность работника. Доверенность, выданная предпринимателем, оформляется в зависимости от того, есть у него печать или ее нет:

— если печать есть, доверенность может выписываться на бланке типовой формы № М-2;

— если печати нет, доверенность оформляется в соответствии с требованиями ГКУ (статьи 244 и 245) с указанием в ней данных выписки из Госреестра.

Доверенности оформляются, когда купля-продажа (прием-передача) книжной продукции происходит между юрлицами и физлицами-предпринимателями. Если книги закупает конечный потребитель (гражданин), доверенность не оформляется.

Подтверждением факта оплаты за книги в этих случаях будет банковская выписка (при оплате по безналу) либо чек РРО/расчетная квитанция/расчетный документ произвольной формы (при наличных расчетах).

Предпринимателю, как покупателю товара у другого предпринимателя, нужно также помнить, что предприниматель (покупатель) не удерживает НДФЛ, если:

— единоналожник (продавец) предоставил копию выписки из Госреестра и/или Свидетельства плательщика единого налога;

— общесистемщик (продавец) предоставил копию выписки из Госреестра.

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ предприниматель (покупатель) должен показать в графах 3 и 3а сумму начисленного и выплаченного дохода другому предпринимателю, в графах 4 и 4а поставить прочерки, а в графе 5 указать признак дохода «157» (подробнее см. «СД», 2013, № 5, с. 18, 32).

В четвертом случае (при закупке б/у книг у населения) можно составить акт приема-передачи книг, в котором указать:

— названия всех переданных книг и их авторов, если они есть;

«Деньги получил и далее подпись и Ф. И. О. продавца. Деньги уплатил и далее подпись и Ф. И. О. покупателя» (для подтверждения факта уплаты денежных средств).

А закупка б/у книг у гражданина, как мы указали выше, потребует от предпринимателя составления и подачи формы № 1ДФ да еще и уплаты НДФЛ с суммы, уплаченной такому гражданину, о чем важно помнить. Подробнее об оформлении и налогообложении в случае, если предприниматель заключает договор с физлицом, см. «СД», 2013, № 5, с. 18, 32.

Если предприниматель зарегистрирован плательщиком НДС, то ему выгоднее делать закупки книг также у плательщиков НДС. Тогда вместе с приходными документами и документами об оплате у поставщика он просит налоговую накладную для подтверждения налогового кредита. Об НДС-нюансах книготорговли поговорим далее.

Расходные документы. Общесистемщики, которые торгуют книгами за наличные и/или по безналу (с помощью платежных карточек), обязаны применять РРО (статья 3 Закона об РРО). Причем даже в случае оптовой торговли книгами за наличные РРО применять нужно.

В случае торговли книгами через РРО, расходным документом являются чеки РРО.

Если общесистемщик торгует книгами только по безналу, то применять РРО ему не нужно. А расходным документом может быть расходная накладная, в которой указывается количество, номенклатура и цена отгруженной книжной продукции.

Что касается единоналожников, то согласно статье 9 Закона об РРО при продаже книг за наличные они имеют право не применять РРО. На практике налоговики нередко требуют от предпринимателей, не использующих РРО при продаже товаров, выдавать покупателям товарный чек по форме, требования к которой приведены в Положении № 614.

Однако данное требование налоговиков неправомерно, ведь если уж предприниматель имеет право не использовать РРО, то ему тем более нужно, выписывая товарный чек, соблюдать требования к внешнему виду чека РРО (а в Положении № 614, на которое ссылается ГНАУ, указаны именно требования к чеку РРО).

Но спорить с налоговиками решится не каждый, поэтому во избежание недоразумений лучше выписать товарный чек, форму которого мы приводили в «СД», 2012, № 15, с. 26. Кроме чека, можно выдавать квитанцию, свидетельствующую о принятии оплаты и передаче товара покупателю (его форму мы также приводили в «СД», 2012, № 15, с. 26). Эти формы документов можно выдавать всем покупателям независимо от их статуса: юрлицам, предпринимателям или гражданам.

Вместе с тем единоналожники, которые на законных основаниях не используют РРО, согласно пункту 3.15 Закона об РРО обязаны предоставлять покупателю по его требованию письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца к покупателю с целью выполнения требований Закона о защите прав потребителей. Данный документ составляется в произвольной форме. Желательно, чтобы он содержал следующие реквизиты:


— данные о субъекте предпринимательства (фамилия, идентификационный номер, номер свидетельства о госрегистрации субъекта предпринимательской деятельности, номер свидетельства об уплате единого налога);

— дату составления документа;

— наименование товара;

— единицу измерения или другую характеристику, существенную для товара;

— количество, цену за единицу, общую сумму покупки;

— подпись лица, составляющего документ


Предприниматели — плательщики НДС на каждую отгрузку или оплату книг клиентам (по первому из событий) должны составить налоговую накладную для начисления налоговых обязательств по НДС. Подробнее о том, как платят НДС книготорговцы в Украине, поговорим далее.

 

Быть или не быть книготорговцу плательщиком НДС

Согласно подпункту 197.1.25 НКУ освобождаются от налогообложения операции по поставке книг (кроме изданий эротического характера), учебников и учебных пособий отечественного производства, словарей украинско-иностранного или иностранно-украинского языка.

При этом в соответствии с пунктом 197.4 НКУ освобождение от налогообложения товаров, названных в подпункте 197.1.25 НКУ, распространяется на операции по их ввозу на таможенную территорию.

Операции по ввозу на таможенную территорию Украины и операции по поставке на таможенной территории Украины книг, учебников и учебных пособий от обложения НДС не освобождаются, если такие товары не имеют статуса товаров отечественного производства.

Для наглядности порядок обложения НДС книжной продукции представим в табл. 2.

 

Таблица 2

Обложение НДС книжной продукции

Наименование

Поставка на таможенной территории Украины (согласно подпункту 197.1.25 НКУ)

Импорт (согласно подпункту 197.1.25 и пункту 197.4 НКУ)

НО*

НК**

НО*

НК**

Отечественного производства***

книги

учебники и учебные пособия

словари украинско-иностранного или иностранно-украинского языка

издания эротического характера

+

+

+

+

Иностранного производства

книги

+

+

+

+

учебники и учебные пособия

+

+

+

+

словари украинско-иностранного или иностранно-украинского языка

издания эротического характера

+

+

+

+

* НО — налоговые обязательства по НДС.
** НК — налоговый кредит по НДС.
*** Определение термина «издание (книга) отечественного производства» действующим законодательством не предусмотрено. На практике издание (книга) может считаться отечественного производства, если его подготовка и выпуск осуществляется на территории Украины. По международному стандартному номеру книги (ISBN) — номеру, который на международном уровне идентифицирует любую книгу или брошюру определенного издателя, можно определить страну происхождения издания. О том, как это сделать, поговорим в подразделе «Маркировка книг» на с. 14. Свое мнение, что считать изданием (книгой) отечественного производства для целей обложения НДС, высказала ГНСУ в письме от 01.03.2013 г. № 1232/А/15-3114. На с. 2 данного номера можно ознакомится с нашим комментарием к этому письму.

 

Обращаем внимание общесистемщиков! Требования, выдвигаемые к обязательной регистрации плательщиками НДС, изложены в пункте 181.1 НКУ. В нем указано, что лицо, у которого общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих обложению НДС, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 тыс. грн. (без учета НДС), обязано зарегистрироваться плательщиком НДС в налоговом органе по своему месту жительства.

В разделе 130.02 ЕБНЗ налоговики указывают, что при определении общего объема налогооблагаемых операций отчетного периода для НДС-регистрации учитываются объемы операций, которые:

— подлежат налогообложению по основной ставке НДС (20 %);

— подлежат налогообложению по нулевой ставке НДС (0 %);

освобождены и временно освобождены от обложения НДС.

Как мы указывали выше, торговля книгами отечественного производства освобождена от обложения НДС. Однако в расчете «300-тысячного» критерия для обязательной НДС-регистрации общесистемщики должны учитывать объемы операций, которые освобождены от обложения НДС. Это значит, когда у общесистемщика объем поставок книжной продукции (в том числе отечественного производства) за последние 12 календарных месяцев превысит 300 тыс. грн. (без НДС), ему обязательно нужно зарегистрироваться плательщиком НДС.

При этом на освобожденные от НДС поставки налоговую накладную выписывать не нужно.

 

Экспорт товара

Согласно статье 5 Закона о ВЭД предприниматели имеют право заниматься внешнеэкономической деятельностью (далее — ВЭД) с учетом положений законодательства Украины.

Согласно статье 1 Закона о ВЭД под экспортом (экспортом товаров) следует понимать продажу товаров украинскими субъектами ВЭД иностранным субъектам хозяйственной деятельности (в том числе с оплатой в неденежной форме) с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины.

Предприниматели должны обратить внимание на то, что ряд товаров не разрешен для экспорта из Украины. Например, если речь идет о книгах, то их экспорт не должен нарушать права интеллектуальной собственности. Также не разрешен экспорт предметов (в частности книг), которые представляют собой национальное, историческое или культурное наследие украинского народа.

Посредничество при экспорте книг. Как правило, экспорт книг (например, в Россию) осуществляется через посредника, если посредник-комиссионер уже является субъектом ВЭД и сможет без труда осуществить все необходимые валютно-таможенные формальности. Тогда согласно заключенному ВЭД-договору комиссии на продажу комитент-резидент передает партию книг комиссионеру-резиденту для ее продажи нерезиденту — т. е. для экспорта за пределы таможенной территории Украины.

В целях контроля за поступлением в Украину валютной выручки для экспорта с постоплатой статьей 1 Закона № 185 установлен срок завершения экспортной операции (зачисления валюты на валютные счета резидентов) — не позднее 180 дней со дня таможенного оформления экспорта (выписки вывозной таможенной декларациии, далее — ТД). При нарушении этого срока начисляется пеня за каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы недополученной при экспорте выручки (статья 4 Закона № 185). В связи с этим экспортную операцию берет на контроль банк комиссионера (банк, в котором комиссионер открыл текущий валютный счет) и снимает ее с контроля после поступления на такой счет валютной выручки. По этой причине именно на комиссионера в данном случае возлагается и ответственность за нарушение сроков расчетов при исполнении договоров комиссии.

Посредничеству в ВЭД сопутствуют «свои» НДС-особенности. В случае экспорта товаров по договору комиссии право на получение бюджетного возмещения имеет комитент (а не комиссионер-посредник). Это отмечали и налоговики в разделах 130.09 и 130.12 ЕБНЗ.

В договоре комиссии лучше изначально прописывать его внешнеэкономическую направленность, т. е. то, что передаваемый комиссионеру товар будет в дальнейшем идти на экспорт. Это позволит комитенту оградить себя от каких-либо придирок со стороны контролирующих органов (на счет, скажем, необходимости начисления 20 % НДС при передаче товара комиссионеру) в период, когда передача товаров комиссионеру уже состоялась, а их экспорт — еще нет.

При этом комитенту в данном случае предстоит помнить о следующих правилах НДС-учета, установленных для экспортных операций:

— экспортные операции являются объектом обложения НДС (подпункт «г» пункта 185.1 НКУ);

— такие операции облагаются НДС по ставке 0 % (подпункт 195.1.1 НКУ);

— для применения нулевой ставки экспорт товаров должен быть подтвержден соответствующей «экспортной» ТД, оформленной согласно с требованиям таможенного законодательства (подпункт 195.1.1 НКУ);

— налоговые обязательства (по ставке 0 %) возникают на дату оформления ТД (подпункт «б» пункта 187.1 НКУ), т. е. правило первого события в данном случае не работает и предварительная оплата экспортируемых товаров на НДС-учет не влияет (никаких налоговых последствий за собой не влечет, пункт 187.11 НКУ).

Таким образом, лишь только на момент фактического вывоза товаров, подтвержденного ТД, у комитента возникнут налоговые обязательства по НДС по ставке 0 %. При этом в подтверждение возникающих «нулевых» налоговых обязательств по отгруженным на экспорт товарам комитент выписывает налоговую накладную с типом причины «07» (экспортные поставки), оба экземпляра которой оставляет у себя. В поле «Вид цивільно-правового договору» такой налоговой накладной комитент указывает: «Договір комісії» (консультация в разделе 130.12 ЕБНЗ).

Вдобавок нужно учитывать, что согласно пункту 200.8 НКУ при наличии экспортных операций (заполнении «экспортной» строки 2.1 НДС-декларации) к декларации должны прилагаться оригиналы «экспортных» ТД (экземпляры декларанта), о чем в заключительной части декларации проставляется соответствующая отметка. В связи с этим комиссионер должен передать комитенту оригинал «экспортной» ТД. Вместе с оригиналом комитенту от комиссионера лучше получить и ксерокопию ТД, заверенную надлежащим образом органом таможенной службы.

Если же предприниматель не планирует применять ВЭД-посредничество при поставке книг в Россию, то ему необходимо знать особенности таможенного оформления груза, порядок открытия валютного счета и НДС-нюансы.

Таможенное оформление экспорта. Порядок оформления экспорта любых товаров (в том числе книг) рассчитан на регулярную оптовую торговлю, а не на разовые поставки зарубежным покупателям. Общая схема таможенного оформления будет сложной для розничной торговли.

Предпринимателю нужно будет оформить:

— счет для покупателя (инвойс);

— письменный договор с покупателем (статья 6 Закона о ВЭД).

Далее предприниматель, как экспортер, должен посетить региональную таможню и предоставить необходимые документы.

Примерный перечень основных документов, подаваемых при оформлении груза, выглядит следующим образом:

— договор (заказ) с покупателем;

— оригинал перевода с иностранного языка счета, выписанного покупателю (инвойса);

— справка об отсутствии за пределами Украины валютных ценностей и имущества, которая выдается в налоговом органе по месту жительства предпринимателя;

— ксерокопия учетной карточки субъекта ВЭД;

— накладная на товар.

Экспортер товаров (предприниматель) должен оформить на таможне ТД.

При экспорте товара на таможне уплачиваются таможенные платежи.

Валютный счет. Расчеты в сфере ВЭД за продукцию должны проходить через валютный текущий счет предпринимателя, открытый именно на субъекта хозяйственной деятельности, а не на обычное физлицо. Его реквизиты предприниматель должен предоставить таможне, а кроме того, они должны фигурировать в счете (инвойсе), выставленном покупателю, который предоставляется при таможенном оформлении.

Поскольку покупатели рассчитываются с предпринимателем в валюте своих государств (иностранной валюте для Украины), то эти средства считаются валютной выручкой, а такая операция — валютной операцией.

В соответствии со статьей 1 Закона № 185 выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки ТД) экспортируемой продукции. В противном случае начисляется пеня в размере 0,3 % от недополученной выручки за каждый день просрочки ее получения (статья 4 Закона № 185). Причем банки обязаны контролировать расчеты по экспортным операциям своих клиентов.

То есть в упрощенном виде данную норму можно представить так: таможенный орган передает сведения банку из специального реестра о выписке ТД, а банк следит за тем, чтобы валютная выручка была вовремя зачислена.

Особенности НДС-учета для экспортных операций мы уже рассмотрели выше (когда говорили о ВЭД-посредничестве), здесь лишь кратко повторим их:

— экспортные операции облагаются НДС по ставке 0 % (подпункт 195.1.1 НКУ);

— для применения нулевой ставки экспорт товаров должен быть подтвержден соответствующей «экспортной» ТД, оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства (подпункт 195.1.1 НКУ);

— налоговые обязательства (по ставке 0 %) возникают на дату оформления ТД (подпункт «б» пункта 187.1 НКУ).

 

Маркировка книг

Книготорговцам также важно знать и нюансы маркировки книг. Обязательность проставления на книгах ISBN регулирует как международное, так и украинское законодательство. Наличие ISBN на книге говорит о легальности ее производства, а для книготорговца — что он торгует легальным товаром.

ISBN (англ. The International Standard Book Number, международный стандартный номер книги) — универсальный идентификационный код, который проставляется на книгах и брошюрах независимо от способа их изготовления, распространения, тиража и объема. ISBN сопровождает издания, начиная с момента их изготовления.

С точки зрения украинского законодательства международный стандартный номер книги (ISBN) — номер, который на международном уровне идентифицирует любую книгу или брошюру определенного издателя (Закон об издательском деле).

ISBN книгам присваивают национальные агентства в области международной стандартной нумерации книг. На Украине — это Книжная палата Украины, в России — Российская книжная палата, в Беларуси — Национальная книжная палата, в Казахстане — Национальная государственная книжная палата Республики Казахстан и т. д.

ISBN однозначно и безошибочно идентифицирует только одну книгу одного конкретного издателя, является неповторимым и используется только для этого издания. ISBN является ключом для поиска необходимых изданий, выпускаемых в мире, в автоматизированных системах на национальном и международном уровнях.

Другими словами, ISBN является обязательным элементом выходных данных книги. При этом ISBN — уникальный код, присваиваемый книге, по которому ее точно можно найти. Обратите внимание! Этот код у книг с одинаковым названием, но у, например, первого и второго издания, всегда будет отличаться.

Теперь поговорим о том, что представляют собой цифры в ISBN (по материалам официального сайта Книжной палаты Украины: http://www.ukrbook.net).

Международный стандартный номер книги состоит из аббревиатуры ISBN (независимо от языка издания) и тринадцати цифр. Для обозначения цифровой части ISBN применяются арабские цифры от 0 до 9. Цифровая часть ISBN состоит из пяти групп цифр, три из которых содержат разное количество цифровых знаков, отделяемых друг от друга дефисом или пробелом, а первая и последняя группы — фиксированную (постоянную). Цифровая часть отделяется от аббревиатуры ISBN пробелом. Пять групп цифр ISBN размещаются в следующей последовательности:

— префикс GS1(EAN·UCC) для книг;

идентификатор группы (страны), так идентификаторы Украины — 966 и 617;

— идентификатор издателя;

— порядковый идентификатор издания;

— контрольная цифра.

Например, ISBN 978-966-8602-34-4,

где 978 — префикс для книг;

966 — идентификатор Украины;

8602 — идентификатор издателя;

34 — порядковый идентификатор издания;

4 — контрольная цифра.

На основе ISBN строится штриховой код символики EAN-13 для книжного издания: 

img 1 

 

Неструктурированное проставление ISBN недопустимо. В таком случае ISBN как Международный стандартный номер книги считается недействительным.

Наличие штрихового кода на издании является обязательным.

Порядок предоставления ISBN в Украине регламентируется соответствующими инструктивно-методическими документами.

 

Выводы

Торговля книгами бывает оптовая и розничная, за наличные и по безналу, может осуществляться на общей системе или едином налоге.

Выбор системы налогообложения для книготорговцев зависит от многих критериев: кому продавать, с наемными работниками или без них, предполагаемого годового объема дохода.

Издатели или крупные оптовики, у которых предприниматель может закупать книги, сейчас, как правило, соглашаются на такие условия оплаты по договору поставки (оптовая торговля):

— с отсрочкой платежа (по сложившейся в Украине практике такая отсрочка составляет 90 дней)

либо

— предоплата.

Продажа книг конечным потребителям (розница) осуществляется без письменного заключения договора. При этом продавец должен наглядно информировать покупателя о ценах на книги.

Что касается документов на книги как на товар, то предпринимателю необходим стандартный набор документов:

— приходная накладная (или акт приема-передачи книг) и налоговая накладная от поставщика для плательщиков НДС;

— расчетные документы (чеки РРО, расчетные квитанции, банковские платежные документы).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше