Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Платежные терминалы: ответы на актуальные вопросы и инструкция по применению

Редакция СД
Собственное Дело Ноябрь, 2013/№ 21
Печать
Статья

Платежные терминалы: ответы на актуальные вопросы и инструкция по применению

Об установке платежных терминалов предпринимателям пришлось задуматься в конце прошлого года, когда были внесены изменения в Закон о платежных системах. Больше всего вопрос об их обязательном применении стал волновать единоналожников, ведь многие из них связывали наличие терминала с обязанностью осуществлять расчеты с применением РРО.

Так ли это на самом деле, когда без платежного терминала не обойтись, а в каких случаях его можно установить добровольно, мы расскажем в этой статье.

Ольга ДИДЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

ВОПРОС

ОТВЕТ (РАЗЪЯСНЕНИЕ)

1

2

Зачем нужен платежный терминал (далее — ПТ)?

ПТ — это специальные устройства, с помощью которых предприниматель может проводить безналичные расчеты в торговой сети (с покупателями). Проще говоря, ПТ дает возможность предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в сфере торговли или услуг, принимать к оплате не только наличные средства, но и электронные платежные средства (далее — ЭПС) (банковские платежные карточки, мобильные платежные инструменты и т. д.).

ПТ позволяют переводить средства со счета покупателя на счет торговца, формировать справочную информацию, печатать документы и т. д.

В большинстве случаев это дает возможность предпринимателям привлечь как можно больше клиентов.

В то же время его установка и обслуживание связаны с дополнительными хлопотами: необходимостью открыть текущий счет, оплачивать услуги банка за расчетно-кассовое обслуживание; дополнительными затратами на электроэнергию, Интернет и т. д.

Какие нормативные документы в настоящее время регулируют применение ПТ?

Главным нормативным документом, которым установлены требования к обязательному использованию ПТ, является Закон о платежных системах. Тем не менее правила и условия работы с ПТ под этот Закон до сих пор не разработаны, поэтому субъекты предпринимательства ориентируются на «старое» постановление № 878

Кому из предпринимателей нужно установить ПТ в обязательном порядке?

Итак, на сегодняшний день проводить расчеты с покупателями с помощью ЭПС обязаны те предприниматели, которые (пункт 1 постановления № 878)
осуществляют деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и используют РРО в соответствии с Законом об РРО.

При этом освобождаются от обязательного принятия ЭПС, в частности (пункт 2 постановления № 878):
— предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправочных станций); — субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек.

Собственно из этих требований пока и нужно исходить предпринимателям, оценивая обязанность по установке ПТ.

Пока можно говорить о том, что ПТ должен быть у предпринимателей на общей системе, применяющих РРО, если они не попадают под освобождение по площади (на наш взгляд, оно относится и к физлицам-торговцам) или по численности населения в месте осуществления деятельности.

Однако новые требования от Кабмина все же должны появиться в ближайшем будущем, и тогда предпринимателям придется вернуться к этому вопросу еще раз.

ПТ не обязаны применять субъекты хозяйствования, освобожденные от использования РРО. Поэтому предприниматели на едином налоге могут их не устанавливать (пункт 6 статьи 9 Закона об РРО и пункт 296.10 НКУ).

К такому мнению пришли и представители Миндоходов в письмах от 29.04.2013 г. № 2397/5/99-99-18-05-16, от 21.05.2013 г. № 3127/6/99-99-22-01-03-15/508. В них говорится, что действующим законодательством (под которым они понимают постановление № 878) не установлена обязанность использовать ЭПС для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) субъектами хозяйствования, не применяющими РРО

Какие ЭПС должны приниматься ПТ?

Важным моментом в использовании ПТ является предоставление возможности осуществлять расчеты с помощью ЭПС не менее трех платежных систем (VISA, MasterCard и т. д.). Одной из них должна быть многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины (например, прием карточек НСМЭП (Национальной системы массовых электронных платежей)). Заметим, что сейчас в Украине используются несколько платежных систем, с их перечнем можно ознакомиться на сайте НБУ bank.gov.ua

Каким должно быть количество ПТ?

Количество ПТ согласно постановлению № 878 должно составлять не менее чем 50 % количества РРО, а при использовании одного РРО должен быть один ПТ

Может ли единоналожник установить ПТ (по желанию) без применения РРО?

ПТ — это отдельное устройство, и для его работы не требуется подключения к РРО. Кроме того, законодательство не обязывает владельцев ПТ использовать их только с фискальным РРО. Поэтому при желании единоналожник может установить ПТ без применения РРО.

Вместе с тем, если единоналожнику удобно использовать нефискальный РРО, то он может обеспечить его работу вместе с терминалом

Будет ли считаться расчетным документом у единоналожника чек ПТ?

Нет, этот чек подтверждает только списание средств с ЭПС (счета) покупателя и сумму покупки. Такой документ содержит исключительно набор данных об этой операции и реквизиты платежной карточки.

Напомним, что предприниматель должен соблюдать требования пункта 11 статьи 8 Закона о защите прав потребителей, которые предусматривают, что при продаже товара продавец обязан выдать потребителю расчетный документ установленной формы, удостоверяющий факт покупки, с отметкой о дате продажи.

В качестве такого документа в рассматриваемой ситуации может служить товарный чек, который оформляется в произвольной форме и содержит надпись «Товарный чек».

ГНСУ в письме от 27.04.2011 г. № 7966/6/23-7015/515 указала, что товарный чек должен содержать те же реквизиты, что и фискальный кассовый чек: — наименование хозяйственной единицы; — адрес хозяйственной единицы; — общую сумму НДС по всем указанным в чеке товарам (для субъектов хозяйствования, зарегистрированных в качестве плательщиков НДС); — количество, стоимость приобретенных товаров; — стоимость единицы измерения товаров; — наименование товаров; — общую стоимость приобретенных товаров; — дату (день, месяц, год) проведения расчетной операции; — подпись лица, осуществляющего расчет.

Рекомендуем в товарном чеке (квитанции и т. п.) указывать, что оплата произведена через ПТ с указанием реквизитов «терминальной» квитанции (чека)

Как единоналожнику делать запись в Книге учета доходов (расходов): по дате зачисления денежных средств на его текущий счет или по дате проведения операции оплаты через ПТ, если деньги приходят на счет позже?

Доход единоналожника, в частности для групп 1 и 2, от видов деятельности, указанных в Свидетельстве, отражается в графе 2 Книги учета доходов (расходов). При ее заполнении единоналожники используют кассовый метод, т. е. ориентируются на дату поступления или расходования денежных средств.

Расчеты с помощью ЭПС через ПТ относятся к безналичным. Если осуществляются безналичные расчеты, то запись в Книге учета доходов (расходов) о поступлении выручки делается по дате поступления суммы на текущий счет.

Подтверждать какими-либо документами записи в графе 2 Книги учета доходов не требуется. Вместе с тем по безналичным поступлениям у предпринимателя всегда будет подтверждающий документ — это выписка банка.

Обратите внимание, что для визитов проверяющих лучше позаботиться о наличии банковских выписок, а также договора о расчетно-кассовом обслуживании с указанием порядка зачисления на текущий счет средств, списанных с помощью ПТ

Как отражаются доходы при оплате через ПТ, если при проведении расчетов на текущий счет продавца поступает не полная сумма оплаты, а за минусом комиссии банка?

По нашему мнению, в доход должна включится вся сумма выручки без вычета комиссии. Она взимаемается согласно условиям договора на обслуживание с банком и является ни чем иным, как расходами продавца товаров, поэтому не должна уменьшать доходы от продажи.

В квитанции (чеке) ПТ также отражается вся сумма покупки без уменьшения на комиссию банка. Соответственно, в данной сумме и должен признаваться доход продавца.

В выписке банка по данной операции указывается сумма фактически зачисленных на счет средств, а также сумма удержанной банком комиссии. Сложив обе суммы, получим размер выручки (дохода) за проданный товар.

Это касается и ситуации, когда банк списывает средства с карты покупателя и переводит их на счет продавца в рамках программ оплаты в рассрочку (частями). Например, стоимость товара 1000,00 грн. На основании договора о рассроченной оплате с карточки покупателя ежемесячно списывается 100,00 грн. и зачисляется на счет продавца. При этом, списывая средства, банк каждый месяц удерживает 2 % от суммы, т. е. зачисляет на счет предпринимателя 98,00 грн., однако в доходе он все равно должен отразить 100,00 грн.

В то же время представители Миндоходов в разделе 107.04 ЕБНЗ дали разъяснение со ссылкой на пункт 292.3 НКУ: если плательщик при осуществлении продажи товаров использует ПТ и оплачивает комиссионное вознаграждение эквайру, то его доходом является вся сумма, поступившая на расчетный счет.

Единоналожники могут сделать вывод, что должны включать в доходы только сумму средств, фактически поступившую на счет, т. е. за минусом комиссии. Однако мы не советуем так поступать.

Ведь вывод в консультации можно прочитать и так, что фактически продавцу поступила большая сумма, просто с нее тут же банк удержал свою комиссию и зачислил на счет уже разницу, расписав эти суммы в выписке

Какие документы нужно выдать покупателю, если применяется ПТ?

При проведении расчетов через ПТ предприниматель выдает покупателю два документа:
документ ПТ (квитанция (чек) терминала, слип); — расчетный документ (чек РРО, расчетная квитанция, товарный чек, квитанция об оплате и т. п.).

Теперь о том, какими могут быть документы ПТ.

Так, при операциях, которые осуществляются с применением ПТ, должны оформляться квитанции (чеки) ПТ.

Если предприниматель использует специальное механическое устройство для приема платежных карт, которое называется импринтер (хотя они уже практически исчезли из обихода), то в таких операциях оформляется слип (бумажный документ), форма которого определяется платежной системой.

В квитанции терминала (слипе) указывается такая информация (пункт 7.7 Положения № 223): идентификатор эквайра и торговца или другие реквизиты, которые дают возможность их идентифицировать; идентификатор платежного устройства; дата и время осуществления операции; сумма и валюта операции; сумма комиссионного вознаграждения; реквизиты специального платежного средства, которые допустимы правилами безопасности платежной системы; вид операции; код авторизации или другой код, который идентифицирует операцию в платежной системе

Каков порядок проведения операций с применением ПТ?

Операции с использованием ЭПС нужно проводить только в присутствии пользователя, т. е. покупателя. Исключение из этого правила составляют случаи, при которых проведение операций без присутствия его держателя либо согласовано с ним, либо предусмотрено правилами платежной системы для отдельных видов операций.

Торговец принимает от держателя ЭПС, далее в зависимости от установленных эмитентом правил платежной системы и/или условий использования ЭПС проводится процедура либо идентификации, либо авторизации.

Идентификация может проводиться двумя способами:

— путем введения ПИН-кода держателем ЭПС — в этом случае подпись на квитанции платежного терминала не ставится;

— без введения ПИН-кода — тогда держатель ЭПС (карточки) должен будет в дальнейшем поставить подпись на квитанции платежного терминала, которая сверяется с подписью на карточке.

Процедура авторизации заключается в получении разрешения банка на проведение операции с использованием ЭПС. В процессе авторизации торговец связывается через терминал с эквайром (банком, выпустившим карточку) и проверяет информацию об ЭПС и его держателе, во время которой сравниваются: — личные данные держателя ЭПС и данных стоп-листа (списка ЭПС, по которым запрещено проведение любых операций); — наличие средств на счете держателя ЭПС и их сумма, а также другая необходимая информация о держателе ЭПС.

В то же время условиями договора эквайринга может быть предусмотрено, что в пределах лимита авторизации, который указывается в договоре, субъект имеет право продать товар (услугу) покупателю без запроса об авторизации.

Далее распечатывается квитанция ПТ и проводится через РРО безналичная оплата указанной в ней суммы.

На заключительном этапе покупателю выдаются товар, кассовый чек и квитанция ПТ.

Если ПТ использует субъект хозяйствования, не применяющий РРО (например, предприниматель-единоналожник), то он должен выдать квитанцию ПТ, товар и по требованию покупателя — расчетный документ.

Процедура проведения расчетов с ЭПС между эквайром и торговцем зависит от того, является ли банк-эквайр одновременно банком-эмитентом карточки покупателя.

Если банк-эквайр не является банком-эмитентом карточки покупателя клиента, то с карточки клиента банк-эмитент списывает сумму платежа, которую перечисляет банку-эквайру (расчет между банками осуществляется через посредника — процессинговый центр). Далее банк-эквайр возмещает торговцу стоимость товаров (услуг), проданных с использованием карточки.

Если же банк-эквайр торговца является одновременно банком-эмитентом карточки покупателя, то списание средств с карточки клиента осуществляет сам банк-эквайр, который перечисляет соответствующую сумму на текущий счет торговца

Как проводится возврат денег при возврате покупателем приобретенного товара?

Предположим, что покупатель на основании Закона о защите прав потребителей возвращает товар, ранее оплаченный через ПТ. В этом случае торговец должен вернуть покупателю потраченные средства. Возврат денег можно осуществить 2 способами:

1) в безналичном виде (путем перевода средств на счет покупателя с использованием ЭПС);

2) наличностью через кассу (через РРО).

В первом варианте порядок расчетов будет зависеть от того, является ли банк-эквайр банком-эмитентом ЭПС (карточки). Если является, то торговец перечисляет сумму возврата на счет банка-эквайра, который возвращает эту сумму покупателю на его ЭПС. Возможен также вариант, когда банк-эквайр самостоятельно (согласно оформленным торговцем документам на возврат суммы) возвращает сумму покупателю на ЭПС, а торговец затем перечисляет сумму возврата на счет банка-эквайра.

Если эмитентом ЭПС является не банк-эквайр, то торговец перечисляет соответствующую сумму банку-эквайру, тот — банку-эмитенту, а последний — покупателю.

Если условия договора с банком не запрещают возвращать списанную ранее безналичную оплату наличными деньгами, то выдачу наличных при возврате товара как расчетную операцию необходимо проводить через РРО (пункт 1 статьи 3 Закона об РРО).

Заметим, что представители Миндоходов не одобряют наличные возвраты (разъяснения в разделе 109.02 ЕБНЗ). Они считают, что если оплата прошла через ПТ, то и вернуть деньги покупателю можно только путем зачисления средств на его карточку. При этом наличные из кассы РРО не выдаются, но операция возврата средств покупателю все равно регистрируется в РРО и соответственно отражается в КУРО в общем объеме средств, возвращенных при возврате товаров.

В то же время еще раз подчеркнем, что прямого запрета в законодательстве на наличные возвраты нет

Как учитывается автоматическая скидка (бонус) покупателю, рассчитывающемуся через ПТ?

Многие банки стимулируют как торговцев приобретать у них ПТ, так и покупателей оформлять у них ЭПС (карточки). Самый популярный способ — дать возможность покупателям получать скидки при расчетах карточкой в торговых точках, у которых ПТ этого же банка.

Схема такая. Устанавливая ПТ в торговой точке, банк обязывает продавца предоставлять скидку покупателям, являющимся клиентами данного банка.

В таком случае при расчете у покупателя с его карточного счета списывается вся сумма средств за приобретенные товары (работы, услуги). Тут же на его дополнительный бонусный карточный счет зачисляется сумма в виде процента от стоимости покупки.

Однако продавцу на текущий счет поступает сумма за минусом предоставленной скидки (бонуса). Соответственно, и в налоговом учете доходы предпринимателя на общей системе отражаются на сумму продажи товаров (работ, услуг) за минусом суммы предоставленной скидки (бонуса).

Продавец — плательщик единого налога в таком случае отражает доходы на дату поступления средств на его текущий счет в размере фактически поступивших средств, т. е. за минусом суммы предоставленной скидки (бонуса).

Что касается оформления расчетных документов, то в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона об РРО он обязан выдавать покупателю расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции. Ввиду того, что с основного счета покупателя в данном случае снимается полная сумма стоимости товаров (работ, услуг), то и в расчетном документе как общесистемщика (чеке РРО, расчетной квитанции), так и единоналожника (товарном чеке и т. п.), должны быть указаны: — полная стоимость продажи; — сумма предоставленной покупателю скидки (бонуса); — сумма, фактически взимаемая с покупателя за минусом скидки

Какая ответственность грозит предпринимателям на общей системе, если они должны были применять, но не применяют ПТ?

Так, нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в т. ч. превышение предельных сумм расчетов наличными деньгами, несоблюдение установленных законодательством требований относительно обеспечения возможности расчетов за товары (услуги) с использованием ЭПС может повлечь за собой наложение штрафа на физическое лицо — предпринимателя от 1700 грн. до 3400 грн (статья 16315 КУоАП). За повторное в течение года нарушение — админштраф от 8500 до 17000 грн.

Рассматривать дела по указанным административным правонарушениям и налагать административные взыскания имеют право руководители органов ГНС и их заместители (статья 2342 КУоАП).

Кроме того, согласно части 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей запрещается любым способом ограничивать потребителей в использовании электронных платежных средств, если в соответствии с законодательством продавец (исполнитель) обязан принимать их к уплате. За нарушение данной нормы установлена ответственность в виде штрафа в размере 8500 грн. (пункт 12 части 1 статьи 23 Закона о защите прав потребителей). Решение о привлечении к ответственности является компетенцией органов по защите прав потребителей

 

Документы консультации

КУоАП  Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о платежных системах — Закон Украины «О платежных системах и переводе денег в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Постановление № 878 — постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 г. № 878.

Положение № 223 — Положение о порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденное постановлением Правления НБУ от 30.04.2010 г. № 223.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц