Темы статей
Выбрать темы

Продаем товары через торговый автомат: что должен знать предприниматель

Редакция СД
Статья

Продаем товары через торговый автомат: что должен знать предприниматель

С каждым годом все больше предпринимателей проявляют интерес к использованию торговых автоматов. Это не удивительно, ведь такой способ реализации товаров дает возможность вести торговлю без оформления витрин, труда продавцов и т. д.

В то же время необычная форма торговли порождает множество вопросов относительно ее организации и особенностей отражения операций в налоговом учете.

В данной статье мы и поговорим о том, как предпринимателям организовать торговлю с помощью торговых автоматов, какие разрешительные документы ему понадобятся, а также рассмотрим важные нюансы в учете предпринимателей на общей системе и единоналожников.

Оксана ХМЕЛЕВСКАЯ, 
консультант газеты «Собственное Дело»

Какие разрешения нужны для установки торгового автомата

Согласно Правилам № 369 реализация товаров через торговые автоматы (далее — ТА)  это торговля через мелкорозничную торговую сеть. А для открытия и работы торговой точки предпринимателю, как правило, нужно получать разрешительные документы. Давайте посмотрим, какие разрешительные документы нужны для работы ТА.

Начнем с разрешений на установку. ТА могут размещаться в помещении или на улице. Если помещение принадлежит предпринимателю, то никаких разрешений не нужно, если же это чужая территория, то ему нужно заключить договор аренды площади под ТА с его собственником. Как правило, предпринимателям не нужно получать разрешение органов градостроительства и архитектуры, если ТА размещается на территории рынка и проектная документация допускает их размещение.

Теперь что касается ТА, расположенных вне помещений. Размещать пункты мелкорозничной торговой сети нужно согласно требованиям ЗКУ, законодательства о благоустройстве населенных пунктов, санитарном и эпидемическом благополучии населения, пожарной охране и т. д. (пункт 16 Правил № 369).

Разрешение органов, контролирующих вопросы благоустройства, градостроительства, архитектуры (уполномоченных департаментов местных органов власти). В данных вопросах нужно руководствоваться нормами специального Закона № 3038и разработанного в соответствии с ним Порядка № 244. Так, согласно пункту 1.4 Порядка № 244 ТА относятся к передвижным временным сооружениям, т. е. не имеющим закрытого помещения для временного пребывания людей. На такой тип сооружений Порядок № 244 предписывает оформлять паспорт привязки, который выдается бесплатно.

Согласно пункту 1.4 Порядка № 244 паспорт привязки — это комплект документов, в которых определены место установки временного сооружения на топографо-геодезической основе М 1:500, схема благоустройства прилегающей территории.

Перед тем как начать его оформлять, нужно предварительно обратиться в соответствующий исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета, районной государственной администрации с заявлением в произвольной форме о возможности размещения временного сооружения (пункт 2.2 Порядка № 244).

К указанному заявлению должны быть приложены:

— схема размещения временного сооружения;

— эскизы фасадов временного сооружения в цвете М 1:50 (для стационарных временных сооружений), которые изготавливает субъект хозяйствования, имеющий лицензию на выполнение проектных работ, или архитектор, имеющий соответствующий квалификационный сертификат;

— схема благоустройства прилегающей территории, составленная заказчиком или субъектом предпринимательской деятельности, имеющим соответствующую лицензию, или архитектором, имеющим соответствующий квалификационный сертификат;

— технические условия относительно инженерного обеспечения (при наличии), полученные заказчиком у балансодержателя соответствующих инженерных сетей.

Также, кроме получения паспорта привязки для временного сооружения, субъекту хозяйствования, вероятнее всего, потребуется заключить договор аренды твердого покрытия (асфальта, тротуарной плитки и т. п.) и/или договор аренды земельного участка, на котором он планирует разместить такое временное сооружение.

Санитарные разрешения. Ситуация с получением санитарных разрешений неоднозначная. С одной стороны, в Законе о санитарном благополучии прямо не сказано о том, что для установки и реализации товаров через ТА нужно получать разрешение СЭС.

В то же время при любых действиях с продовольственными товарами и некоторыми видами непродовольственных товаров необходимо соблюдать все установленные санитарные правила и нормы.

Пожарные разрешения. В настоящее время предприниматели могут открывать торговые точки на основании декларации соответствия материально-технической базы, а не специального разрешения. Это касается тех объектов, которые не относятся к категории взрыво-, пожароопасных и объектов с массовым пребыванием людей и не размещаются на территории (внутри) указанных объектов.

Организация торговли через торговые автоматы

Отдельные правила именно для торговли через ТА в отечественном законодательстве отсутствуют. Поэтому будем ориентироваться на общие нормативные документы: Правила № 369, Порядок № 833, Правила торговли продтоварами, Правила непродовольственной торговли и т. д.

Через мелкорозничную торговую сеть разрешается реализация продовольственных и непродовольственных товаров только несложного ассортимента. Кроме того, торговать продовольственными и непродовольственными товарами в одном мелкорозничном торговом пункте можно лишь при условии, что продовольственные товары фасованы, имеют герметичную (неповрежденную) упаковку и при этом соблюдается принцип товарного соседства (пункты 4, 6 Правил № 369).

 

Обратите внимание!

Торговля через ТА согласно КВЭД-2010 попадает под код 47.99, а не коды для отдельных видов розничной торговли.

Что запрещено продавать через ТА. В вопросе запрета торговли отдельными товарами ориентируемся на пункт 8 Правил № 369. В частности, запрет применительно к ТА наложен на:

— алкогольные напитки и табачные изделия;

— огнеопасные товары бытовой химии, пиротехнические игрушки, горюче-смазочные материалы;

— изделия, реализация которых запрещена законодательными актами;

 товары, которые не имеют сопроводительных документов и документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, наличие которых обусловлено нормативными актами.

Отметим, что этот список запрещенных товаров может быть исчерпывающим для единоналожников. Так как товаров, которыми они не могут торговать в розницу и которые при этом не вошли в приведенный выше список, по сути нет.

Информация, размещаемая с ТА. На видном месте мелкорозничной торговой точки предприниматель должен разместить свидетельство о государственной регистрации или выписку, свой адрес и телефон (пункт 20 Правил № 369).

Что касается Свидетельства плательщика единого налога, то, по нашему мнению, ни его оригинал, ни копию размещать возле автомата не нужно. Так, оригинал Свидетельства согласно пункту 3 Порядка № 1675 должен храниться у предпринимателя, а копии должны находиться на рабочем месте его работников или его самого. Однако ТА нельзя считать рабочим местом предпринимателя или его работников, поскольку он не требует чьего-то постоянного присутствия.

Кроме того, в других нормативных документах нет требования размещать оригинал или копии Свидетельства единоналожника на автоматическом средстве осуществления деятельности.

В то же время на ТА необходимо разместить информацию о ценах на продаваемый товар.

Как правильно оформить ценник на товар, реализуемый через ТА

1. Для продовольственных товаров:

— для весовых товаров — название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов;

— для товаров или напитков, которые продаются на разлив, — название товара или напитка, сорт, цена за единицу емкости или единицу веса;

— для штучных товаров и напитков в бутылках — название товара или напитка, вес или емкость, сорт, цена за штуку;

— для расфасованных товаров — название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов, вес единицы расфасовки, цена за единицу расфасовки.

2. Для непродовольственных товаров:

— для товаров, на которые цены установлены в зависимости от сортности, — название товара, сорт, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;

— для товаров, на которые цены по сор­там не установлены, — название товара, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;

— для мелких штучных товаров (парфюмерные, галантерейные и др.) — название товара, вес или емкость, цена за штуку или единицу упаковки.

Информация о ценах должна быть подписана лицом, ответственным за это, и скреплена печатью субъекта (при наличии) с проставлением даты подписания.

Что касается Книги отзывов и предложений, то, по нашему мнению, размещать ее на ТА нет необходимости. В то же время субъект должен завести такую Книгу и хранить ее у себя, а при необходимости предъявлять потребителям и проверяющим. И еще один момент: на ТА нужно разместить табличку, которая содержит информацию с адресами и телефонами органов, которые обеспечивают защиту прав потребителей.

Также пункт 26 Правил № 369 требует при размещении торговой точки на участках без твердого покрытия проводить необходимое благоустройство вдоль фасадов.

 

Обратите внимание!

Запрещается продажа пищевых продуктов и напитков с применением одноразовой посуды без емкостей для ее сбора и дальнейшей утилизации (пункт 27 Правил № 369). Это, в частности, касается автоматов по продаже кофе и чая, безалкогольных напитков на разлив.

Торговые автоматы с функциями РРО и без

Тот факт, что ТА принимают денежные средства, говорит о том, что они должны выполнять функции РРО, если используются в деятельности предпринимателей на общей системе. Единоналожники, как известно, не обязаны применять РРО.

Особенность ТА в том, что в отличие от обычных РРО, они не должны ежедневно печатать фискальные отчетные чеки (Z-отчеты) и хранить их в Книгах учета расчетных операций, но должны выполнять другие требования Закона об РРО. В частности, с недавнего времени обеспечить подачу в органы доходов и сборов по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, находящихся на контрольной ленте в памяти ТА или в памяти модемов, которые к ним присоединены.

Соответственно, предприниматели на общей системе могут использовать только те ТА, чье программное обеспечение позволит выполнить фискальные функции РРО. Такие ТА должны быть перечислены в Госреестре РРО.

Не так давно Госреестр РРО был обновлен и, к сожалению, на сегодняшний день ситуация по ТА следующая. Ни одна существующая модель (ее программное обеспечение) не отвечает новым требованиям Закона об РРО, поэтому новый ТА общесистемщику не удастся зарегистрировать в органе доходов и сборов.

Те же предприниматели, которые ранее зарегистрировали и используют ТА, если это технически возможно, должны обновить программное обеспечение (обратиться к производителям ТА) до 01.10.2013 г.

Отметим, что общесистемщик может продавать товары через ТА без фискального блока памяти, если «поставит рядом» кассира с обычным РРО, но это полностью лишит смысла использование ТА.

Что касается единоналожников, то они для реализации товаров могут использовать любую модель ТА, так как им не нужно, чтобы ТА выполнял все фискальные функции, и регистрировать его.

Когда нужно приобретать патент

Обязанность приобретать торговый патент закреплена только за предпринимателями на общей системе, в том числе владельцами ТА. Для единоналожников патент не нужен.

Согласно подпункту 267.4.6 НКУ торговый патент приобретается отдельно для каждой торговой точки. Но, если предприниматель устанавливает ТА в помещении своей торговой точки, для которой приобретен патент, то дополнительный патент для ТА ему не нужен.

В некоторых случаях общесистемщики могут быть освобождены от необходимости приобретения патента, если товары, которыми они торгуют через ТА, перечислены в пункте 267.1.2 НКУ.

 

Обратите внимание!

Через ТА довольно популярно продавать приготовленные кофе и чай. По сути, это безалкогольные напитки, при реализации которых патент не нужен. Но их основные компоненты согласно Закону о таможенном тарифе попадают не к напиткам, а в отдельную группу 09 «Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности» его раздела II «Продукты растительного происхождения». Поэтому для продажи кофе и чая через ТА без патента не обойтись.

Также статьей 267 НКУ предусмотрены случаи, когда субъект предпринимательства может получить льготный торговый патент. Его выгода заключается в незначительной плате по сравнению с обычным — 0,05 размера минзарплаты ежегодно (в 2013 году — 57 грн. в год).

Некоторые виды товаров, дающих право получить льготный торговый патент, и условия их реализации могут заинтересовать предпринимателей для продажи с помощью ТА.

Например, льготный торговый патент можно получить, если торговать исключительно товарами отечественного производства, такими как зубные паста и порошки, косметические салфетки, детские пеленки, бумага туалетная, мыло хозяйственное, тетради и некоторые другие товары (подпункт 267.2.2 НКУ).

Также льготный торговый патент можно получить для торговли исключительно некоторыми видами печатных изданий средств массовой информации отечественного производства (подпункт 267.2.3 НКУ).

При реализации этих товаров есть возможность продавать сопутствующую продукцию (независимо от страны происхождения): ручки, карандаши, инструменты для черчения, кисти, мастихины, мольберты, краски, лаки, растворители и закрепители для рисования и живописи, полотна, багеты, рамки и подрамники для картин, скоросшиватели, другие канцелярские приборы и конторские принадлежности, кроме изготовленных из драгоценных и полудрагоценных металлов.

Обратите внимание на одно из серьезных преимуществ работы на льготном патенте — возможность не применять РРО и расчетные книжки (пункт 8 статьи 9 Закона об РРО). Это означает, что, имея льготный торговый патент, общесистемщику совсем не обязательно работать с фискальным ТА.

Важные нюансы работы для единоналожников

Теперь остановимся на некоторых вопросах, которые при работе с ТА могут возникнуть у предпринимателей на едином налоге.

Как заполнять Книгу учета доходов (расходов). Книга учета доходов (расходов) единоналожников заполняется согласно нормам приказа № 1637. Согласно общему правилу записи о выручке должны вноситься в Книгу учета доходов (расходов) по итогам каждого дня, в котором получен доход.

Однако несмотря на это правило для отражения дохода, который единоналожник получает при торговле через ТА, есть специальные нормы пунктов 292.7 и 292.8 НКУ. Так, при продаже товаров через ТА за денежные средства датой получения дохода считается дата изъятия из него выручки. Документально она может подтверждаться ведомостью инкассации или банковской выпиской. Если ТА принимает за товары не денежные средства, а жетоны, карточки или другие заменители денежных знаков, то датой поступления выручки считается дата реализации таких заменителей (пункт 292.8 НКУ).

Таким образом, в данном случае нужно отражать доход согласно специальным нормам НКУ. С какой периодичностью нужно делать выемку денег из ТА, в НКУ не сказано, поэтому предпринимателю не обязательно заниматься этим ежедневно. В Книге учета доходов (расходов) изъятая выручка отразится в день инкассации.

Как указать место деятельности в Свидетельстве. Единоналожник в своем Свидетельстве должен указать место осуществления деятельности. Представители Миндоходов, как правило, настаивают на том, что это должен быть конкретный адрес. Если у предпринимателя несколько мест деятельности, в том числе торговых точек, то он должен указать адрес каждой из них.

Местоположением ТА будет адрес, где он размещается. Если он установлен в помещении, например в супермаркете, то адрес последнего, если на улице, то адрес нужно узнать из паспорта привязки.

Трудности с указанием местоположения могут возникнуть у тех единоналожников, которым принадлежит большое число ТА. В этом случае, на наш взгляд, целесообразно внести в Свидетельство формулировку «Торговля через ТА на территории Украины», хотя убедить в этом налоговиков может быть непросто.

Выводы

ТА согласно правилам торговли представляет собой объект мелкорозничной торговой сети, а согласно порядку благоустройства населенных пунктов — передвижное временное сооружение.

Для того, чтобы его разместить на улице, предпринимателю понадобится получить паспорт привязки от органов градостроительства и архитектуры. Также в некоторых случаях могут понадобиться разрешительные документы пожарного надзора и санэпидемстанции.

С помощью ТА можно продавать далеко не любые виды товаров. В частности, запрещено продавать алкогольные напитки и табачные изделия, опасные товары бытовой химии и некоторые другие.

Также существуют и другие требования для предпринимателей в зависимости от их системы налогообложения. Например, предприниматели на общей системе:

— должны иметь торговый патент для реализации товаров через ТА;

— могут использовать только те модели ТА (без отдельного РРО), у которых есть фискальный блок и они занесены в Госреестр РРО.

К сожалению, на сегодняшний день ни один новый ТА не может быть зарегистрирован в органе доходов и сборов. Общесистемщики, которые ранее зарегистрировали свои ТА и продолжают с ними работать, должны до 01.10.2013 г. обновить программное обеспечение.

В то же время единоналожники могут не применять РРО, поэтому они в своей деятельности могут использовать любые модели ТА.

Единоналожникам не обязательно ежедневно изымать из ТА выручку. При реализации товаров через ТА датой получения дохода считается дата изъятия из него выручки (пункт 292.7 НКУ), поэтому в Книге учета доходов (расходов) изъятая выручка отразится в день инкассации.

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о санитарном благополучии — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Закон о таможенном тарифе — Закон Украины «О таможенном тарифе Украины» от 05.04.2001 г. № 2371-III.

Приказ № 1637 — приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении форм книги учета доходов и книги учета доходов и расходов и порядков их ведения» от 15.12.2011 г. № 1637.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 г. № 833.

Порядок № 244 — Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.2011 г. № 244.

Госреестр РРО — Государственный реестр регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 18.09.2013 г. № 491.

Правила № 369 — Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369.

Правила непродовольственной торговли  Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 19.04.2007 г. № 104.

Правила торговли продтоварами — Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.

Порядок № 1675 — Порядок выдачи свидетельства плательщика единого налога, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 20.12.2011 г. № 1675.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше