Темы статей
Выбрать темы

Юридическая поддержка. Земельный налог у единоналожников: проблемы освобождения

Редакция СД
Статья

Земельный налог у единоналожников: проблемы освобождения

Освобождение от налога на землю предпринимателей-единоналожников не первый год приводит к конфликтным ситуациям с налоговыми органами. О том, какие сложности возникают с этим вопросом сейчас, мы расскажем в данной статье. 

Влада КАРПОВА,
консультант газеты «Собственное Дело»

Кто имеет право на льготу по налогу на землю

В соответствии с частью 4 пункта 297.1 НКУ плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по земельному налогу, кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются ими для осуществления хозяйственной деятельности. Ранее аналогичные нормы были предусмотрены в пункте 6 Указа № 746.

Между тем долгое время налоговики отстаивали позицию о том, что освобождение от налога на землю не распространяется на земельные участки, предоставленные плательщиками единого налога в аренду. Основывались они на том, что такие участки, дескать, не используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика (см. по этому поводу, например, письмо ГНСУ от 14.03.2012 г. № 7267/7/17-3217).

Независимые специалисты не соглашались с таким подходом, обращая внимание на то, что сдача имущества в аренду относится к одному из видов предпринимательской деятельности. Поэтому фискальные выводы налоговиков не соответствуют действующему законодательству.

Возражали налоговики и против освобождения от земельного налога земельных участков, оформленных на физическое лицо, а не на физическое лицо — предпринимателя (см. письмо ГНСУ от 06.03.2012 г. № 6535/7/17-3217). Абсурдность данной позиции состояла в том, что земельный участок в принципе невозможно оформить на физическое лицо — предпринимателя. На это неоднократно обращал внимание Минюст (см. пункт 3.1 письма Минюста от 11.01.2007 г. № 19-32/2, разъяснение Минюста от 14.01.2011 г.).

В итоге получалось, что предусмотренное НКУ освобождение от земельного налога физлиц-единоналожников вообще не работает.

Не согласные с таким положением дел физлица-единоналожники успешно отстаивали свои законные права в судебных инстанциях. Пренебречь сложившейся однозначной судебной практикой налоговики не смогли, и в результате они отступили.

Так увидела свет Обобщающая налоговая консультация относительно уплаты земельного налога собственниками нежилых помещений, плательщиками единого налога — физическими лицами — предпринимателями, утвержденная приказом ГНСУ от 23.11.2012 г. № 1051. В этом документе налоговики пришли, в частности, к следующим выводам:

1) если право собственности на земельный участок оформлено на физическое лицо (физическое лицо — предпринимателя) и земельный участок используется им для осуществления хозяйственной деятельности (магазин, СТО и т. п.), то такой предприниматель (плательщик единого налога) освобождается от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по земельному налогу с учетом подпункта 291.5.3 НКУ (т. е. такие лица не могут предоставлять в аренду земельные участки, общая площадь которых превышает 0,2 га, жилые помещения и/или их части, общая площадь которых превышает 100 кв. м, нежилые помещения (сооружения, здания) и/или их части, общая площадь которых превышает 300 кв. м);

2) в случае предоставления в аренду зданий, сооружений или их частей по договору аренды, одновременно с правом найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) нанимателю предоставляется право пользования земельным участком, на котором они находятся, а также участком, прилегающим к зданию или сооружению. Таким образом, если предпринимательская деятельность наймодателей осуществляется обязательно за счет сдачи в аренду имущества и земельного участка, то такое физическое лицо — предприниматель (собственник нежилого помещения) тоже освобождается от начисления (уплаты) и представления налоговой отчетности по земельному налогу.

Казалось бы, обе обозначенные проблемы решены и вопросов с уплатой налога на землю у физлиц-единоналожников возникать теперь не должно. Однако судебная практика свидетельствует об обратном. 

Проблема 1 — сторнирование ранее начисленного земельного налога

После обнародования вышеуказанной либеральной консультации некоторые физлица-единоналожники и по понятным причинам пожелали вернуть незаконно начисленные в предыдущих периодах суммы земельного налога. По этому поводу налоговики в консультации из раздела 112.05 ЕБНЗ отметили следующее.

 

ВОПРОС. Подлежат ли уменьшению суммы земельного налога, начисленные плательщикам ЕН — ФЛП органами ГНС или самостоятельно определенные такими плательщиками в налоговых декларациях по плате за землю, в связи с утверждением приказом ГНС Украины от 23.11.2012 г. № 1051 Обобщающей налоговой консультации по уплате земельного налога собственниками нежилых помещений — плательщиками ЕН — ФЛП?

 

ОТВЕТ. Если плательщик единого налога — физическое лицо — предприниматель не согласен с суммой денежного обязательства по земельному налогу, начисленному органом ГНС, то такой плательщик налогов имеет право на административное обжалование решения в течение 30 календарных дней, следующих за днем поступления налогового уведомления-решения или обжалования налогового уведомления-решения о начислении денежного обязательства в суде.

Если плательщик единого налога — физическое лицо — предприниматель самостоятельно определял денежное обязательство по земельному налогу в налоговой декларации по плате за землю, то такой плательщик налогов имеет право осуществить соответствующие уточнения сумм земельного налога или путем подачи уточняющей налоговой декларации по плате за землю, или путем отражения таких исправлений в составе налоговой декларации по плате за землю, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, за который производится исправление.

Итак, для сторнировки «старых» начислений земельного налога и его возврата физлицо-единоналожник должно:

1) обжаловать вынесенные налоговиками налоговые уведомления-решения в части уплаты земельного налога в административном или судебном порядке. Второй вариант представляется более перспективным (см. определения Житомирского апелляционного административного суда от 30.05.2013 г. по делу № 817/507/13-а, по делу № 817/338/13-а, Киевского апелляционного административного суда от 04.06.2013 г. по делу № 2а-10443/11/2670, Львовского апелляционного административного суда от 04.06.2013 г. по делу № 35068/10/9104, ВАдСУ от 25.06.2013 г. № К/9991/11261/12).

Если же налогоплательщик решит пойти по пути административного обжалования, то в соответствии с пунктом 56.3 НКУ (с учетом недавно созданного Миндоходов) ему следует направлять жалобу на решение:

— налоговой инспекции, на учете в которой он состоит, — в территориальные органы Миндоходов в АР Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, округах (которой административно подчинена указанная налоговая инспекция);

— территориальных органов Миндоходов в АР Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, округах — в Министерство доходов и сборов Украины.

Если жалоба будет направлена непосредственно в Миндоходов, минуя областной налоговый орган, ее возвратят (см. по этому поводу постановление Окружного административного суда г. Киева от 04.06.2013 г. по делу № 826/6605/13-а);

2) при самостоятельном (ошибочном) декларировании налога на землю —предоставить уточняющую налоговую декларацию. Здесь следует обратить внимание на такие моменты.

Во-первых, с учетом норм пунктов 50.1 и 102.1 НКУ подать уточненную декларацию возможно, если не прошло 1095 дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации.

По мнению налоговиков, изложенному в разделе 112.05 ЕБНЗсправка 1, применительно к земельному налогу уточняющий расчет для самостоятельного исправления ошибок в показателях ранее поданной налоговой декларации может быть представлен в течение 1095 дней, следующих за последним днем предельного срока представления такой налоговой декларации, а в случае, когда такие налоговые декларации были предоставлены позже, — за днем их фактического предоставления.

Поскольку отчетным налоговым периодом для уплаты налогового обязательства по плате за землю является календарный месяц, исправлению подлежат ошибки, которые допущены в тех налоговых периодах (месяцах), по которым не прошло 1095 дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (месячной). То есть 1095 дней отсчитываются от месячной декларации, а не от годовой.

Во-вторых, налоговики разрешают исправлять ошибки, допущенные в налоговой декларации по плате за землю за текущий год, в одной уточняющей налоговой декларации как за месяцы, срок уплаты налоговых обязательств по которым прошел, так и за месяцы, срок уплаты по которым не наступил (см. разъяснение в разделе 112.05 ЕБНЗ справка 2).

При этом, по их мнению (см. консультацию в разделе 112.05 ЕБНЗ), исходя из содержания формы налоговой декларации по плате за землю в случае представления новой отчетной налоговой декларации (уточняющей) налогоплательщик должен заполнить, в том числе, строку 6 декларации «Начислено земельного налога на 20__ год по данным ранее поданной декларации», строку 7 или 9 «Начислено к увеличению или уменьшению налогового обязательства по земельному налогу на 20__ год».

В-третьих, если физлицо-единоналожник задекларировало в налоговой декларации по плате за землю сумму налоговых обязательств, скажем, на 2013 год, оно обязано их уплачивать до предоставления уточняющей налоговой декларации. В противном случае к нему применят штраф и пеню за недоплату, о чем свидетельствует консультация из раздела 112.07 ЕБНЗ.

 

ВОПРОС. Начисляется ли пеня и применяются ли штрафные санкции за нарушение сроков уплаты налогового обязательства по плате за землю, если плательщик налога не уплатил налоговое обязательство, задекларированное в налоговой декларации по плате за землю, а погашение налогового долга произошло в результате подачи уточняющей декларации по уменьшению суммы ранее начисленных обязательств?

 

ОТВЕТ. Если налоговое обязательство по плате за землю, самостоятельно определенное в налоговой декларации по плате за землю, не уплачено в течение сроков, определенных Налоговым кодексом Украины (далее — НКУ), и плательщиком подана уточняющая декларация по плате за землю по уменьшению налоговых обязательств прошлых налоговых периодов (осуществляется погашение налогового долга), такой плательщик налогов привлекается к ответственности в виде штрафа, предусмотренного п. 126.1 ст. 126 НКУ, с учетом общего срока задержки уплаты суммы налогового долга.

Также после окончания установленных НКУ сроков погашение согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня согласно нормам ст. 129 НКУ.

По всей видимости, это разъяснение следует понимать так: физлицо-единоналожник обязано уплачивать земельный налог в сумме, определенной им в годовой декларации в установленные сроки до тех пор, пока на его лицевом счете не отразятся уточнения согласно предоставленной им уточняющей декларации. 

Проблема 2 — начисление земельного налога по объектам недвижимости  многоквартирном жилом доме

Налоговики, наверное, изменили бы себе, не придумав какой-нибудь новый повод для уплаты земельного налога физлицами-единоналожниками. Так и произошло. На этот раз объектом земельного налога выступили земельные участки, находящиеся под нежилыми помещениями, расположенными в многоквартирных жилых домах.

Напомним, что в соответствии с пунктом 287.8 НКУ собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет земельный налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной части придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Некоторые физлица-единоналожники об этой норме вообще не знают, поскольку считают, что от уплаты земельного налога они освобождены. Так и есть, однако налоговики придерживаются иной позиции.

В частности, в консультациях из раздела 112.01 ЕБНЗ были сделаны следующие выводы.

 

ВОПРОС. Является ли ФЛП — плательщик ЕН плательщиком земельного налога за земельные участки, расположенные под строениями (сооружениями), их частями или нежилыми помещениями в многоквартирных жилых домах, которые находятся в собственности такого лица и используются для осуществления хозяйственной деятельности, если правоустанавливающие документы на земельный участок не оформлены?

 

ОТВЕТ. Если земельный участок, на котором расположены строения (сооружения), их части или нежилые помещения в многоквартирных жилых домах, находящиеся в собственности физического лица (физического лица — предпринимателя — плательщика единого налога) и используемые для осуществления хозяйственной деятельности, не предоставлялся ему в установленном действующим законодательством порядка, то за такой земельный участок физическое лицо — предприниматель — плательщик единого налога уплачивает земельный налог на общих основаниях.

ВОПРОС. Является ли плательщиком земельного налога ФЛП — плательщик ЕН, которое приобрело строение, сооружение (их часть), нежилое помещение (их часть) в многоквартирном жилом доме, в случае предоставления их в аренду (при условии, что предоставление в аренду помещений является его основным видом деятельности или одним из видов деятельности) и если право собственности на такой земельный участок не оформлено?

 

ОТВЕТ. Таким образом, физическое лицо — предприниматель — плательщик единого налога, которое приобрело строение, сооружение (их часть), нежилое помещение (их часть) в многоквартирном жилом доме, но право собственности на такой земельный участок не оформило, уплачивает земельный налог на общих основаниях с учетом придомовой территории независимо от выбранного им вида хозяйственной деятельности.

Таким образом, налоговики предписывают уплачивать земельный налог собственникам здания, сооружения (их части), нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части) и за площадь под таким нежилым помещением (его частью) с учетом пропорциональной части придомовой территории независимо от оформления правоустанавливающих документов на земельные участки (см. «СД», 2013, № 4, с. 22).

Это вполне объяснимо, поскольку правоустанавливающий документ на земельный участок в данной ситуации оформить невозможно в принципе.

Как было отмечено в письмах Госкомзема от 26.05.2010 г. № 10046/17/4-10, Госархстройинспекции от 29.09.2011 г. № 40-17-3019, действующим законодательством предусмотрена возможность передачи в собственность или предоставления в пользование земельных участков под многоквартирными жилыми домами только объединению собственников дома или предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление этими домами.

Предоставить в аренду или в собственность земельный участок для обслуживания встроенного или пристроенного помещения в многоэтажном доме невозможно, поскольку невозможно создать объект земельных отношений — земельный участок, не нарушая единый комплекс недвижимого имущества, — выделить помещение дома как отдельное здание и предоставить ему отдельный адрес, необходимый для определения места расположения земельного участка как составляющей понятия «земельный участок».

Аналогичные выводы были сделаны и в письме Госземагентства от 03.04.2013 г. № 5601/17/11-13, в котором было обращено внимание также на то, что в соответствии с Инструкцией об установлении (восстановлении) границ земельных участков в натуре (на местности) и их закреплении межевыми знаками, утвержденной приказом Госкомзема от 18.05.2010 г. № 376, невозможно вынести (установить) границы земельного участка в натуре (на местности), который необходим для обслуживания встроенного помещения в нежилом многоэтажном здании, и закрепить их межевыми знаками, составить акт приема-передачи межевых знаков на хранение и акт определения границ земельного участка в натуре (на местности), которые в соответствии со статьей 15 Закона об аренде земли являются неотъемлемыми частями договора аренды земли.

В итоге имеем «патовую» ситуацию: оформить правоустанавливающие документы на земельный участок невозможно, но при несоблюдении этого условия платить земельный налог за объекты недвижимости физлицо-единоналожник обязано.

Понятно, что такое незаконное положение вещей устраивает далеко не всех физлиц-единоналожников, которые обжалуют доначисления по земельному налогу в суде.

Судебная практика свидетельствует о том, что подобные дела налогоплательщики выигрывают. К примеру, в постановлении Окружного административного суда г. Киева от 19.06.2013 г. по делу № 826/6015/13-а были сделаны следующие выводы:

 

«Ввиду того, что нежилое помещение неразрывно связано с землей под этим помещением, использование такого нежилого помещения для осуществления хозяйственной деятельности указывает и об аналогичном использовании земельного участка, поскольку иным способом истец землю не использует. С учетом того, что истец является плательщиком единого налога, суд согласился с обоснованностью доводов истца и пришел к выводу, что в данном случае истец согласно п.п. 297.1.4 п. 297.1 ст. 297 НКУ освобожден от начисления и уплаты земельного налога за землю под нежилым помещением, используемым им для осуществления хозяйственной деятельности.»

 Из самых «свежих» решений по этому вопросу можно привести также постановления Окружного административного суда г. Киева от 04.06.2013 г. по делу № 826/5189/13-а, от 25.06.2013 г. по делу № 826/7787/13-а.

Судебные вердикты однозначны: физлицо-единоналожник не должно уплачивать земельный налог в таких ситуациях.

Поэтому тем лицам, которые не желают соглашаться с незаконными притязаниями налоговиков, имеет смысл обжаловать вынесенные налоговиками налоговые уведомления-решения в судебных инстанциях. Шансы на успех здесь весьма велики!

 

Справочная информация (справка) 

1 Хотя эта консультация касалась юридических лиц, она может быть применена к предпринимателям, поскольку порядок предоставления деклараций для юридических лиц и физлиц-предпринимателей одинаков.

2 Эта консультация действовала до 04.01.2013 г., но ввиду отсутствия иных разъяснений может быть использована и сейчас.

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об аренде земли — Закон Украины «Об аренде земли» в редакции от 02.10.2003 г. № 1211-IV.

Указ № 746 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше