Темы статей
Выбрать темы

«Мобилизационные» коррективы законодательства: соцгарантии мобилизованным работникам и другие новации

Редакция СД
Комментарий

«Мобилизационные» коррективы законодательства: соцгарантии мобилизованным работникам и другие новации

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения проведения мобилизации» от 27.03.2014 г. № 1169-VII

Законотворцы «озадачились» социальными гарантиями в случае мобилизации граждан. До недавнего времени в случае мобилизации работник подлежит увольнению с работы. Теперь же за гражданами Украины, которые проходят военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не больше одного года, решили сохранять место работы (должность) и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчиненности и форм собственности. Такое требование закреплено в статье 119 КЗоТ и статье 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII (далее — Закон № 2232).

Тут стоит обратить внимание на такой момент — в вышеупомянутых нормах прямо сказано о том, что средний заработок сохраняется за работниками: «на підприємстві, в установі, організації, незалежно від підпорядкування та форм власності».

Формально это можно понять как то, что о гражданах, которые работают у физлиц-предпринимателей, попросту забыли. Тем не менее считаем, что изложенное выше в равной степени касается и работников предпринимателей.

Еще один важный вопрос: каков источник выплаты работнику среднего заработка? Заметим, что средняя зарплата военнообязанным за весь период сборов, а также резервистам за время выполнения обязанностей службы в военном резерве выплачивается работодателем с последующим возмещением этих расходов за счет бюджетных средств (часть 13 статьи 29
Закона № 2232).

По поводу мобилизованных (которые проходят военную службу по призыву во время мобилизации на особый период) такой прямой оговорки нет. Соответственно финансовая нагрузка ложится на работодателя (!), что по меньшей мере странно. Как представляется, источником финансирования все-таки должны быть бюджетные средства, поскольку речь не об инициативе работодателей, а о мероприятиях общегосударственного значения.

Идем далее. Указанной категории военнослужащих при демобилизации выплачивается единоразовая денежная помощь в размере, предусмотренном пунктом 2 статьи 15 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011-XII (исключение — лица, которые при увольнении с военной службы в мирное время не получили права на получение такой денежной помощи). Условия и порядок выплаты единоразовой денежной помощи военнослужащим, призванным на военную службу во время мобилизации на особый период, должен определить Кабмин.

Есть новости и для мобилизуемых физлиц-предпринимателей: госрегистрация их предпринимательской деятельности сохраняется на весь период мобилизации. В принципе, это и так было понятно. Больше вопросов с налогообложением. Например, с уплатой единого налога, поскольку сразу из статуса единоналожника «выскочить» без ликвидации невозможно. Очевидно, здесь все будет отдано на откуп налоговикам, которые дадут лояльные разъяснения на этот счет (подробнее в этом вопросе мы пытались разобраться в «СД», 2014, № 7, с. 42).

Среди «трудовых» новаций внимания заслуживают также изменения в статью 492 КЗоТ. Законодатели установили, что требования частей 1 — 3 этой статьи не распространяются на работников, которые увольняются в связи с изменениями в организации производства и труда, связанными с выполнением мероприятий во время мобилизации на особый период. Это значит, что в особых «мобилизационных» случаях можно не уведомлять работников об увольнении за ­ 2 месяца и можно не предлагать им работу на этом же предприятии. Не действует здесь и преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное законодательством.

В заключение кратко коснемся других новаций комментируемого Закона.

1. Военную службу по призыву во время мобилизации на особый период включили в перечень видов военной службы (часть 4 статьи 2 Закона № 2232).

2. Для граждан, призванных на военную службу во время мобилизации на особый период, началом прохождения военной службы считается день отправки в воинскую часть из военкомата. А для военнообязанных, которые проходят сборы, и резервистов во время мобилизации — день зачисления в списки личного состава воинской части (часть 1 статьи 24 Закона № 2232).

Комментируемый Закон действует с 01.04.2014 г.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше