«Антикризисный» Закон № 1166: разбираем подробнее
В прошлом номере «СД» (с. 2) мы писали об очередной волне изменений, которые произошли благодаря принятию Верховной Радой Закона Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.2014 г. № 1166-VII. Большинство его норм уже вступили в силу с 1 апреля 2014 года, некоторые же вступят с 1 июля. Подробнее обо всех налоговых новациях мы сейчас и поговорим.
НДС
Ставка НДС не только сохранилась на уровне 20 %, но и осталась таковой на постоянной основе (исчезло упоминание об изменении на 17 % в будущем) (изменения внесены в подпункт «а» пункта 193.1 и подпункт 194.1.1 НКУ, а в «Переходных положениях» подраздела 2 раздела ХХ НКУ исключен пункт 10, прежде откладывавший введение 17 %-го НДС с 01.01.2015 г. и теперь оказавшийся, по сути, уже не нужным).
Отдельная 7 %-я ставка для медизделий и лекарств
Существенные изменения произошли с поставками лекарственных средств и изделий медназначения. НДС-льгота для них отменена с 01.04.2014 г. (из текста исключен «лекарственный» подпункт 197.1.27 НКУ). Вместо этого для лекарств и медизделий введена своя отдельная «пониженная» ставка НДС в размере 7 %. В связи с этим пункт 193.1 НКУ дополнен новым подпунктом «в» с упоминанием об этой ставке. Упоминание о новоявленной «лекарственной» 7 %-й ставке также появилось и в статье 194 данного Кодекса. Поэтому с 01.04.2014 г. поставки лекарств и медизделий осуществляют с начислением 7 %-го НДС. Начисляют 7 %-й НДС в том числе и при продаже лекарств и медизделий, закупленных еще в период действия льготы.
К каким операциям применять ставку 7 %? Операции, к которым применяют ставку НДС 7 %, указаны в подпункте «в» пункта 193.1 НКУ, а именно:
— поставка лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными заведениями),
— а также поставка изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины.
Обратите внимание
Кабмин утверждает только перечень средств медицинского назначения. Сниженную ставку НДС применяют к лекарственным средствам автоматически. Главное, чтобы такие лекарства были внесены в соответствующий госреестр.
Изделия медицинского назначения. Понятно, что операции, для которых придумали ставку 7 %, это операции, которые ранее были освобождены от обложения НДС на основании подпункта 197.1.27 НКУ (эта норма исключена из данного Кодекса). Однако Перечень № 867 формально «не подходит» для применения ставки НДС 7 %. По сути, Кабмин должен утвердить новый перечень изделий медицинского назначения под новую норму НКУ. Однако пока этого не произошло налоговики официально дали «зеленый свет» для применения ставки НДС 7 % к изделиям, указанным в Перечне № 867. Об этом речь идет в письмах Миндоходов от 04.04.2014 г. № 7822/7/99-99-19-05-01-17 (далее — письмо № 7822) и от 04.04.2014 г. № 7860/7/99-99-19-04-02-17 (далее — письмо № 7860).
Вдобавок под отмеченные нововведения придется надлежащим образом приспособить РРО и перепрограммировать в них лекарства и медизделия из «льготных» в «облагаемые» (причем по ставке 7 %).
Импорт. Другой важный момент. Отмена НДС-льготы для лекарств и медизделий перевела в разряд облагаемых (!) и операции по их ввозу (импорту). Напомним, что раньше ввоз лекарственных средств и изделий медназначения на таможенную территорию Украины (как и внутриукраинские поставки) также льготировался. То есть «лекарственная» льгота из подпункта 197.1.27 НКУ работала также и при импорте (согласно пункту 197.4 данного Кодекса). Теперь же «облагаемость» операций закрыла путь к льготному импорту. Поэтому импорт лекарственных средств и изделий медназначения перестал быть льготным, а стал облагаемым. При этом возникает вопрос: по какой ставке — 7 % или 20 %? В письме № 7822 налоговики сразу сделали вывод: при ввозе лекарственных средств и изделий медицинского назначения на таможенную территорию Украины налогообложение осуществляется на общих основаниях по ставке 20 % в соответствии с подпунктом «а» статьи 193.1 НКУ.
Однако впоследствии Верховная Рада все-таки приняла Закон, который решает проблему налогообложения при импорте лекарственных средств и изделий медназначения: НДС 7 %, а не 20 %.
Экспорт. А вот экспорт лекарств и медизделий по-прежнему облагается НДС по ставке 0 %. Напомним, что в период действия НДС-льготы применять нулевую ставку к «лекарственному» экспорту велел пункт 195.2 НКУ.
Переходные операции и ставка 7 %. Учитывая богатый опыт обложения НДС переходных операций, можем утверждать: правила обложения НДС «фиксируем» на дату осуществления первого события.
Если первое событие (отгрузка лекарств либо получение оплаты за них) произошло до 01.04.2014 г., то заключительное событие не облагается НДС. Вся операция освобождается от налогообложения на основании подпункта 197.1.27 НКУ, действовавшего до 01.04.2014 г.
Если до 01.04.2014 г. была получена часть оплаты, то операция будет частично освобожденной от налогообложения (в части полученной оплаты).
Важно! Дата заключения договора не влияет на правила налогообложения.
Также обратите внимание, что приобретенные до 01.04.2014 г. лекарственные средства и изделия медицинского назначения теперь нужно продавать с применением ставки НДС 7 % независимо от того, что их приобрели в условиях действия льготного режима налогообложения. Об этом напомнили миндоходовцы в письме № 7860.
Налоговая накладная на лекарства. Миндоходовцы только недавно утвердили новую форму НН, а она уже устарела. В ней не предусмотрено место для новой ставки НДС 7 %. Порадовала оперативность налоговиков, которые в письме № 7860 разъяснили, как выйти из ситуации. Рекомендации следующие:
1) на операции по поставке лекарств составляется отдельная НН;
2) при формировании порядкового номера такой НН в поле, предназначенном для кода вида деятельности, после порядкового номера через дробь проставляется специальная отметка «7»;
3) объем поставки лекарств, подлежащий обложению НДС по ставке 7 %, указывается в НН в гр. 9 «Постачання на митній території України», поскольку ставка 7 % не является основной. Номенклатура лекарств указывается в соответствующих строках раздела I НН. Сумму НДС необходимо указать в разделе ІІІ НН в строке «Податок на додану вартість» в гр. 9 и перенести в гр. 12. В разделе ІV НН в гр. 9 и 12 указывается общая стоимость лекарств с НДС;
4) остальные поля НН заполняются в общем порядке.
Как видите, налоговики ввели специальный вид деятельности «7» для НН, составленных на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В данный момент в Порядке № 10 он не предусмотрен.
В самой НН операции по поставке лекарств рекомендовано отражать в гр. 9, предназначенной для операций, облагаемых на территории Украины налогом по ставке 0 %.
Реестр НН. В упомянутом ранее письме № 7860 налоговики внесли ясность и в порядок заполнения Реестра. Продавец отражает НН на поставку лекарств в разделе I Реестра с учетом следующих особенностей:
1) порядковый номер НН (гр. 3) должен содержать специальную отметку «7», проставляемую после порядкового номера через дробь;
2) в гр. 7 указывает общую стоимость поставленных лекарственных средств и изделий медицинского назначения с НДС;
3) в гр. 9 указывает сумму НДС, исчисленную в размере 7 % от базы налогообложения;
4) в гр. 10 указывает базу налогообложения — стоимость лекарственных средств и изделий медицинского назначения без НДС;
5) остальные поля раздела I Реестра заполняются в общем порядке.
Рекомендации налоговиков по заполнению раздела II Реестра покупателем сводятся к напоминанию об «особом» виде деятельности в номере НН (гр. 4), т. е. с отметкой «7», проставляемой после порядкового номера через дробь. Остальные графы они рекомендуют заполнять в «общем» порядке.
Действительно, все входные НН на приобретение товаров/услуг, которые предназначены для использования в операциях, облагаемых НДС по ставкам 20 %, 0 %, а теперь и 7 %, указывают вместе. Для этого предназначены гр. 9 и 10. Именно в них и нужно внести данные из НН на приобретение лекарств. В гр. 9 указываем базу налогообложения, а в гр. 10 — сумму НДС, начисленную по ставке 7 %.
Налоговый кредит. Аптекари получили право включать в налоговый кредит:
— суммы НДС, уплаченные при приобретении лекарств и медсредств, которые облагаются НДС по ставке 7 %;
— суммы НДС, уплаченные при приобретении других товаров/услуг, облагаемых по ставке 20 % (коммунальные услуги, канцтовары, мебель и т. п.). Раньше эти суммы аптекари включали в расходы (подпункт 139.1.6 НКУ), потому что права на налоговый кредит не имели.
Кроме того, в письме № 7860 налоговики признали, что плательщик НДС имеет право включить в налоговый кредит суммы НДС, уплаченные до 01.04.2014 г., если такие товары остались неиспользованными по состоянию на 01.04.2014 г. и будут в дальнейшем использоваться при осуществлении операций по поставке лекарств и медсредств. Основание для этого — абзац шестой пункта 198.5 НКУ.
Очевидно, что у плательщиков, торгующих лекарствами, может возникать отрицательное значение НДС. Налоговики с пониманием отнеслись к такой ситуации. Они признали, что такие плательщики имеют право получить бюджетное возмещение на общих основаниях (статья 200 НКУ).
Объемы необлагаемого импорта/экспорта — 150 евро
Здесь обратим внимание на два момента.
Во-первых, объемы необлагаемого ввоза/вывоза товаров увеличены со 100 до 150 евро. Так, в числе необлагаемых (не являющихся объектом обложения НДС) операций теперь ввоз на таможенную территорию Украины / вывоз за пределы таможенной территории Украины (независимо от выбранного таможенного режима) товаров, таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро. Раньше таможенная стоимость товаров для этих целей ограничивалась пределом в 100 евро (изменения внесены в подпункт 196.1.16 НКУ).
Во-вторых, с 300 до 150 евро, наоборот, снижены объемы необлагаемого импорта в рамках международных почтовых и экспресс-отправлений. Поэтому имейте в виду: отныне не объект НДС лишь ввоз на таможенную территорию товаров, суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро в адрес одного получателя (юрлица или физлица):
— в одной депеше от одного отправителя в международных почтовых отправлениях;
— в одном грузе экспресс-перевозчика от одного отправителя в международных экспресс-отправлениях (надлежащим образом подкорректирован подпункт 196.1.17 НКУ).
Очевидно, что в соответствие с такими изменениями в скором времени должны привести и нормы статьи 234 ТКУ (где для международных почтовых и экспресс-отправлений по-прежнему «необлагаемой» значится суммарная фактурная стоимость товаров «до 300 евро»).
В письме № 7822 миндоходовцы обратили внимание на то, что в ТКУ остались «старые» предельные размеры таможенной стоимости, определяющие необходимость уплаты таможенных платежей. В общем случае объектом обложения таможенной пошлиной являются товары стоимостью от 100 евро (статья 277 ТКУ).
А почтовые отправления будут облагаться таможенными платежами начиная с суммы 300 евро (ст. 234 ТКУ).
Чтобы не запутаться в хитросплетениях, Миндоходов письме № 7822 уточнило:
— таможенная стоимость больше 100 евро, но не больше 150 евро — пошлину платим, НДС не платим;
— таможенная стоимость больше 150 евро — платим и пошлину, и НДС.
Для товаров в международных почтовых и экспресс-отправлениях подход такой:
— если суммарная фактурная стоимость не превышает 300 евро (включительно) — таможенные платежи и НДС не уплачиваем;
— если превышает — НДС платим по ставке 20 %, пошлину — по ставкам Таможенного тарифа (для предприятия) или 10 % суммы превышения фактурной стоимости от 300 до 10000 евро (для граждан).
Пособие при рождении ребенка
С 1 июля 2014 года размер этого пособия будет изменен. В небольшом выигрыше останутся только мамы первого ребенка (теперь они будут получать пособие в течение трех лет, а не двух, как раньше). А вот финансовая поддержка семьям при рождении второго, третьего и каждого последующего ребенка будет меньше.
Напомним, сейчас и до вступления в силу соответствующих изменений из Закона № 1166 (до 01.07.2014 г.) размер пособия зависит от того, какой по счету ребенок рождается в семье, а также от прожиточного минимума (ПМ) на ребенка до 6 лет, действующего на день рождения ребенка.
С 01.07.2014 г. сумма пособия будет единой для всех случаев и зафиксирована на уровне 41280 грн. При этом единоразово пособие будет выплачиваться в размере 10320 грн., а затем ежемесячно в течение трех следующих лет по 860 грн.
Мотивация, очевидно, такова: все дети равны между собой и потому на каждого из них (1, 2, 3-го и т. д.) пособие должно быть одинаковым.
Наше мнение: законодатели не хотят понимать, что мамы, находясь, к примеру, в отпуске для ухода за вторым ребенком, на первого заработать не могут, и поэтому сумму пособия придется делить на двоих детей. А это как раз и ведет к неравноправию детей — единственный ребенок в семье будет обеспечен лучше, чем дети в многодетной семье. Фактически это «антидемографическая» позиция, и очень хочется надеяться, что законодатели одумаются и исправят ситуацию. Для сравнения см. размеры пособия до и после 01.07.2014 г. на с. 27 этого номера.
Важно
Порядок назначения пособия определяется на момент наступления страхового случая, т. е. на дату рождения ребенка.
На заметку. Обратиться за пособием нужно не позднее 12 календарных месяцев с даты восстановления трудоспособности — закрытия больничного по беременности и родам (часть 7 статьи 11 Закона № 2811). Если ребенок родился до 01.07.2014 г., а обращение за пособием приходится уже после этой даты, применяются старые правила выплаты!
Пособие по уходу за ребенком до 3 лет
Здесь семей с маленькими детьми ждет еще один «сюрприз». С 01.07.2014 г. выплата данного пособия отменяется.
Размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет невелик (в большинстве случаев — 130 грн.). И все же потеря даже этой суммы для многих семей неприятна.
Но опять же, семьи, в которых рождается первый ребенок, все равно останутся в плюсе. Компенсатором является то, что теперь они в течение трех лет будут получать пособие при рождении. При этом «новая» сумма пособия 41280 грн. перекроет «старую» сумму 30960 грн. вместе с пособием по уходу за ребенком до 3 лет.
Жаль, что подобного не скажешь о семьях, где рождается второй и последующий ребенок. Мало того, что они теряют в сумме самого пособия, так еще и лишаются пособия по уходу за ребенком до 3 лет.
Отправной точкой для решения вопроса «положено / не положено пособие» является дата ухода в отпуск для ухода за ребенком до 3 лет. Для работающего лица это подтверждается копией соответствующего приказа работодателя. Для предпринимателя — это дата обращения за пособием, но не ранее дня, следующего за днем окончания «декретного» больничного листа.
Наша позиция. При уходе в отпуск для ухода за ребенком до 3 лет (как правило, со следующего дня по окончании отпуска в связи с беременностью и родами — закрытия больничного) до 01.07.2014 г. работнице или другому лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, полагается пособие по старым правилам. В связи с этим и после 1 июля таким лицам выплата пособия должна продолжаться. Надеемся, что Минсоцполитики даст аналогичные разъяснения.
Предпринимателям, которые будут обращаться за пособием по уходу за ребенком до 3 лет на себя в июне, нужно будет иметь в виду один нюанс. Как мы уже сказали выше, критической точкой назначения пособия для них является именно дата обращения за пособием (но не ранее даты окончания декретного больничного). В случае, если больничный закончится до 01.07.2014 г., а обращение за пособием будет после этой даты, в пособии, скорее всего, откажут. Поэтому стоит поторопиться и обратиться за таким пособием сразу после окончания больничного, но до 01.07.2014 г.
Следующий нюанс. Сейчас, если работница выходит на работу в режиме полного рабочего времени из отпуска для ухода за ребенком до 3 лет до окончания такого отпуска (т. е. до дня исполнения ребенку 3 лет), работодатель должен уведомить об этом собес, назначивший пособие, в течение 5 дней после издания приказа о прекращении такого отпуска. Теперь по уходящим в отпуск для ухода за ребенком до 3 лет после 01.07.2014 г. уведомлять о выходе на работу собес не нужно будет. Ждем по этому поводу изменения в Порядок № 1751.
И наиболее важный для работодателей момент в связи с отменой такого пособия. Лица, находящиеся в отпуске для ухода за ребенком до 3 лет, и далее (после 01.07.2014 г.) остаются застрахованными лицами в системе общеобязательного государственного соцстрахования. Об этом сделаны соответствующие коррективы в пункте 13 части 1 статьи 4 Закона о ЕСВ. Так, в число плательщиков ЕСВ входят лица, которые ухаживают за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и в соответствии с законом получают пособие по уходу за ребенком до 3 лет и/или при рождении ребенка.
Соответственно с включением данного периода в страховой стаж проблем не возникнет, ведь согласно абзацу первому части 1 статьи 7 Закона № 2240 страховой стаж — это период (срок), в течение которого лицо подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, и за который ежемесячно уплачены им и работодателем или только им страховые взносы в сумме не меньше, чем минимальный страховой взнос, кроме случаев, предусмотренных абзацем вторым этой части.
А как раз в этом исключительном случае (абзац второй части 1 статьи 7 Закона № 2240) и сделана оговорка, что период отпуска для ухода за ребенком до 3 лет включается в страховой стаж как период, за который уплачены страховые взносы исходя из размера минимального страхового взноса.
Таким образом, отмена пособия по уходу за ребенком до 3 лет никоим образом не скажется на правах лиц, находящихся в таком отпуске: они остаются застрахованными в системе соцстрахования лицами, а время нахождения в таком отпуске включается в страховой стаж.
Прочие «социзменения»
Назначение пенсий. Пенсии теперь не будут пересчитываться в связи с увеличением средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы.
НДФЛ
Далее будем говорить только о тех доходах, налогообложение которых изменено Законом № 1166. При этом обратите внимание, что изменения в НКУ в части обложения НДФЛ вступят в силу с 1 июля 2014 года.
Большие пенсии. С суммы пенсии (включая индексацию) / пожизненного денежного содержания свыше 10000 грн. будет удерживаться НДФЛ по ставке 15 (17) %. Но лишь с суммы превышения над 10000 грн. Например, размер пенсии (вместе с суммой ее индексации) составляет 12000 грн., тогда 2000 грн. включаются в налогооблагаемый доход пенсионера и подлежат обложению НДФЛ по ставке 15 %.
Налоговым агентом по данным доходам назначены органы Пенсионного фонда Украины, которые и будут удерживать налог у источника выплаты.
Важно
Естественно, основная масса пенсионеров Украины получает пенсии ниже 10000 грн., поэтому они данное нововведение на себе не почувствуют — получат на руки всю сумму без обложения НДФЛ.
Проценты. Какой платеж признается процентами, разъясняет нам подпункт 14.1.206 НКУ. Здесь и банковские проценты (начисленные на текущий или депозитный счет), и проценты на ценные бумаги, и проценты по таким ГП-договорам, как финансовый лизинг, продажа товаров в рассрочку и т. п. Причем этот перечень является исчерпывающим, ведь согласно последнему абзацу подпункта 14.1.206 НКУ платежи по другим ГП-договорам независимо от того, установлены они в абсолютных (фиксированных) ценах или в процентах, не являются процентами.
До последних (комментируемых) изменений не облагались НДФЛ лишь так называемые банковские проценты, а также проценты на вклады членов кредитных союзов (КС). Их налогообложение по ставке 5 % (причем со всей суммы!) должно было стартовать с 1 января 2015 года (абзац шестой пункта 1 раздела XIX НКУ).
Однако благодаря Закону № 1166 это произойдет раньше — с 01.07.2014 г. и по иным правилам. С указанной даты проценты в сумме свыше 17 прожитминимумов на трудоспособное лицо (ПМТЛ) (т. е. свыше 20706 грн.) уже будут облагаться налогом. Соответственно в 2014 году проценты в пределах 20706 грн. вы получите без обложения НДФЛ (формально эти 20706 грн. должны полностью формироваться за счет процентов, полученных во втором полугодии 2014 года, поскольку в первом действует полное освобождение).
Обратите внимание
Закралась неточность. Старт обложения банковских процентов, а также процентов на вклады членов КС, как мы сказали выше, назначен на 01.07.2014 г. Абзац шестой пункта 1 раздела XIX НКУ, который «притормаживал» налогообложение банковских процентов до 2015 года, отменен уже с 1 апреля 2014 года. Как признается сам Минфин на своем официальном сайте, — это техническая ошибка (которая уже исправлена на законодательном уровне). Следовательно, эти проценты до 01.07.2014 г. не облагаются НДФЛ.
Важно: банки не будут удерживать налог независимо от суммы процентов (подпункт 170.4.1 НКУ). Они обязаны только уведомлять о таких доходах налоговиков через форму № 1ДФ. Платить налог физлицу придется самостоятельно на основании поданной по итогам года декларации. Благо, делать это нужно не всегда, а только если сумма процентов за 2014 год превысит 20706 грн. (новый подпункт «ж» пункта 176.1 НКУ).
Что касается ставки НДФЛ, то ее размер (15, 20, 25 %) зависит от суммы полученного за год дохода в виде процентов, дивидендов, роялти и инвестприбыли.
Нюанс. Проценты, начисленные на текущие «зарплатные» счета граждан, с 01.07.2014 г. также «шагают в ногу» с остальными процентами (сваливаются в «общую кучу» процентов, по которой и идет сравнение с 17 ПМТЛ, см. выше). Вне налогообложения остались лишь доходы (проценты) на счета физлиц, открытые исключительно для выплаты стипендий, пенсий, социальной помощи и прочих соцвыплат.
Что касается прочих (небанковских) процентов физлицам, то сейчас те проценты, которые указаны в абзацах пятом — восьмом пункта 167.2 НКУ, облагаются по ставке 5 %, а прочие — по ставке 15 (17) %. С 1 июля 2014 года налогообложение небанковских процентов также изменится. Теперь установлены единые правила для всех доходов в виде процентов: одинаковые ставки, общие льготы, единые правила перерасчета НДФЛ.
Для удобства порядок налогообложения НДФЛ сумм процентов, а также процентные «льготы» по НДФЛ представим в табл. 1 и 2 (на с. 16).
Таблица 1. Порядок налогообложения НДФЛ сумм процентов
Вид процентов | Правила налогообложения | |
до 01.07.2014 г. | с 01.07.2014 г. (облагается сумма превышения над 17 ПМТЛ) | |
На текущие и депозитные счета | — | 15, 20, 25 % плательщиком при перерасчете по итогам года |
Проценты или дисконтный доход по именным сберегательным (депозитным) сертификатам | ||
Проценты на вклад (депозит) члена КС в КС | — 15 % при выплате налоговым агентом2, 3; | |
Доход, выплачиваемый компанией, которая управляет активами ИСИ1 | 5 % налоговым агентом | |
Доход по ипотечным ценным бумагам1 | ||
Доход по долговым ценным бумагам (облигациям, казначейским обязательствам и т. п.) | ||
Доход по сертификатам ФОН1 | ||
Прочие проценты (например, проценты по займам) | 15 (17) % налоговым агентом | |
1 Речь идет только о доходах (процентах), начисленных на такие ценные бумаги. Если плательщик получает доход от операций с самими ценными бумагами путем их продажи, погашения, отчуждения другим способом, то такой доход облагается НДФЛ в порядке, установленном для инвестприбыли. 2 От обязанности удерживать НДФЛ у источника выплаты освобождены только банковские учреждения. |
Таблица 2. «Процентные» льготы по НДФЛ
Название льготы | Период действия |
1. Проценты в сумме, не превышающей 17 ПМТЛ в год (в 2014 году — 20706 грн.) (п.п. 164.2.8 НКУ) | С 01.07.2014 г. |
2. Проценты, начисленные на ценные бумаги, эмитированные Минфином, и на долговые обязательства НБУ (п.п. 165.1.2 НКУ) | Как до, так и после 01.07.2014 г. |
3. Проценты на счета, открытые исключительно для стипендий, пенсий, соцпомощи и соцвыплат (п.п. 165.1.41 НКУ)1 | |
1 До 01.07.2014 г. в этом списке были еще и зарплатные счета физлиц. Теперь льгота снята. |
Операции с инвестактивами. Непосредственно в пункте 170.2 НКУ, который регулирует правила обложения НДФЛ инвестдоходов, никаких изменений нет.
Однако изменение формулировок абзаца второго пункта 167.1 НКУ несколько настораживает. Согласно ему налогообложение пассивных доходов (в том числе и инвестприбыли), начисленных (выплаченных) в пользу физлиц в течение отчетного месяца, осуществляется налоговым агентом во время каждого начисления (выплаты) с применением ставки 15 %.
Отсюда налоговики могут сделать вывод, что при выплате, к примеру, участнику-физлицу расчета в связи с его выходом из общества или при проведении других операций с инвестактивами не через торговца ценными бумагами (ТЦБ) нужно удерживать НДФЛ. На наш взгляд, в порядке налогообложения инвестдоходов ничего (кроме перерасчета для прогрессивной ставки НДФЛ, о чем поговорим далее) не изменилось. В соответствии с подпунктом 170.2.1 НКУ для целей налогообложения инвестприбыли отчетным периодом является календарный год. При этом учет общего финрезультата таких операций ведется физлицом самостоятельно, отдельно от других доходов и расходов. Это говорит в пользу того, что абзац второй пункта 167.1 НКУ является общей нормой, определяющей правила налогообложения пассивных доходов. При этом нужно учитывать специальные нормы, прописанные в НКУ по каждому виду таких доходов. На данный момент удерживать НДФЛ у источника выплаты инвестдоходов обязаны только ТЦБ, что не избавляет физлицо от подачи годовой декларации.
Идем далее. Теперь при получении в отчетном году инвестдоходов плательщик должен провести перерасчет НДФЛ с целью применения ставок 15, 20 и 25 % (подробнее см. подраздел «Перерасчет НДФЛ» ниже).
И еще один момент. С 01.07.2014 г. нет оснований для применения 5 %-й ставки НДФЛ к некоторым операциям с инвестактивами, приведенным в пункте 167.2 НКУ. Это произошло в результате того, что Законом № 1166 исключены абзацы второй — девятый пункта 167.2 НКУ.
Дивиденды. Почти 3 года просуществовала ставка НДФЛ с дивидендов физлицам в размере 5 %. Но с 01.07.2014 г. будут действовать иные правила:
— налоговый агент при начислении (выплате) дивидендов физлицам удерживает НДФЛ по ставке 15 %. Причем такая ставка применяется вне зависимости от размера выплачиваемых дивидендов. Иные ставки (15, 20 или 25 %) сам налоговый агент к таким доходам не применяет;
— по итогам года физлицо обязано задекларировать доходы в виде дивидендов и пересчитать сумму НДФЛ с учетом шкалы ставок 15, 20 и 25 %.
Перерасчет НДФЛ. Сразу определим, что здесь мы будем говорить о перерасчете, который обязан делать сам плательщик в годовой декларации. К перерасчету НДФЛ, проводимому налоговым агентом (в том числе работодателем), это не имеет никакого отношения.
До сегодняшних изменений физлица в декларации делали «зарплатный» перерасчет НДФЛ (по доходам в виде зарплаты и выплат по ГП-договорам). Кроме того, отдельный (!) перерасчет с целью определения среднемесячного годового налогооблагаемого дохода проводится (так будет и дальше) по предпринимательским доходам граждан («предпринимательский» перерасчет).
Теперь добавился еще один, назовем его «пассивный», перерасчет. Он проводится по доходам, полученным плательщиком в виде дивидендов, процентов, роялти и инвестприбыли за отчетный год. Эти доходы суммируются, и к полученному результату применяется шкала ставок НДФЛ — 15, 20 и 25 %.
Сбор в Пенсионный фонд
Снова введен сбор в Пенсионный фонд в размере 0,5 % с валютных операций. Его будут уплачивать юридические и физические лица при покупке безналичной и/или наличной иностранной валюты. Объект обложения сбором — соответственно сумма операции по покупке иностранной валюты в наличной и/или безналичной форме.
Другие налоги
Акцизный налог. Закон № 1166 предусматривает существенное увеличение ставок акцизного налога. Это касается практически всех подакцизных товаров, ставки для которых определены пунктом 215.3 НКУ.
Экологический налог. Ставки экологического налога также подверглись определенным изменениям. Аналогично «транспортному» сбору ставки эконалога были увеличены на 8,3 %. Соответствующим изменениям подверглись статьи 243 — 248 НКУ. Такое увеличение не затронуло ставки утилизационного эконалога (статья 2461 НКУ). Однако Верховная Рада 08.04.2014 г. приняла Закон, которым вообще отменен такой вид эконалога.
Такое увеличение является абсолютно естественным, ввиду того, что индексация ставок эконалога в 2014 году еще не проводилась. Здесь следует отметить достаточно приятное обстоятельство: Закон № 1166 в этой части вступил в силу с 1 апреля 2014 года, т. е. фактически с начала ІІ квартала. Поэтому едва ли не впервые плательщики эконалога смогут избавиться от необходимости указывать в декларации сумму эконалога двумя строками, как это случалось ранее.
Эта уже привычная для плательщиков процедура была обусловлена тем, что индексация ставок обычно проводилась несвоевременно. Поэтому приходилось разбивать (как правило, І квартал) на два периода по двум разным (старой и новой) ставкам. В 2014 году этой особенности не будет — за І квартал вы будете отчитываться по старым ставкам, а за ІІ — уже по новым. Ведь отчетность по эконалогу составляется ежеквартально без нарастающего итога.
Плата за пользование недрами. Масштаб изменений в разделе ХІ НКУ сразу бросается в глаза при анализе соответствующих норм Закона № 1166. Действительно, именно этот раздел НКУ был едва ли не больше всех изменен и переписан. Однако значительная часть указанных изменений (в частности, в отношении платы за добычу полезных ископаемых) касается только небольшого количества предприятий.
Поэтому мы позволим себе обойти эти изменения и сосредоточиться только на тех, которые будут касаться многих. В частности, в круг плательщиков введены две новые категории:
1) собственники земли и землепользователи (кроме субъектов предпринимательства, которые в соответствии с законодательством относятся к фермерским хозяйствам), осуществляющие хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование (новый подпункт 263.1.5 НКУ).
Интересно! Выделение таких плательщиков в отдельную когорту говорит о том, что отныне ряды плательщиков платы за недра пополнят также субъекты хозяйствования, которые не должны получать специальное разрешение на пользование недрами.
Напоминаем, что такое разрешение для добычи воды получают субъекты хозяйствования в случае (пункт 8 Порядка № 615):
— геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки и добычи подземных питьевых и технических вод для обеспечения технологического процесса производства и для нужд сельского хозяйства (пункт 5);
— геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки и добычи подземных вод для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (кроме производства фасованной питьевой воды), при условии, что объем добычи подземных вод из водозаборов превышает 300 куб. м в сутки (пункт 6);
2) собственники земли и землепользователи (кроме субъектов предпринимательства, относящихся в соответствии с законодательством к фермерским хозяйствам) — граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые в границах предоставленных им земельных участков, размер которых превышает нормы, предусмотренные статьей 121 ЗКУ, добывают пресные подземные воды с применением электрических устройств в объеме более 13 куб. м на человека в месяц (по показаниям счетчиков) (новый подпункт 263.1.6 НКУ).
Важно
Обычные граждане раньше не считались плательщиками этого налога. Да и теперь не все так просто. Пока еще не известно, как налоговики будут определять, кто именно является плательщиком этого налога.
Дело в том, что точно не известно, как они будут устанавливать критерии для отнесения физических лиц к плательщикам этого налога, а именно:
— во-первых, как определить, что у лица есть скважина (спецразрешение на пользование такими недрами эти лица не получают);
— во-вторых, как определить, что за месяц такое лицо использует более 13 куб. м воды. Счетчики воды такие лица обычно не устанавливают;
— в-третьих, сколько человек и по какому принципу будут включаться в расчет среднемесячного потребления воды на одного человека.
Поэтому пока не будет содержательных разъяснений налоговиков, говорить что-то конкретное по этому вопросу очень сложно.
Можем сказать точно только одно: дополнение перечня плательщиков платы за недра лицами, использующими воду, не говорит о том, что количество плательщиков сразу возрастет в несколько раз. Дело в том, что для внесения платы за недра необходимо не только быть плательщиком этого налога, но и иметь объект обложения этим налогом.
Добытая пресная вода не всегда является объектом обложения платой за недра. Так, в соответствии с подпунктом 263.2.3 НКУ не являются объектом налогообложения пресные подземные воды местного значения, не включенные в государственный баланс запасов полезных ископаемых, добытые собственниками земли и землепользователями для собственного потребления, если их использование не предусматривает получение экономической выгоды из скважины общей глубиной до 20 м.
Таким образом, если вы добываете воду для собственных нужд (население — для бытовых нужд, а юрлица и физлица — предприниматели — для удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей своих работников) из скважины, глубина которой менее 20 м, то, несмотря на то, что вы попали в круг плательщиков платы за недра, фактически уплачивать этот налог вы не должны.
Итак, фактическое увеличение количества плательщиков платы за недра в то же время сразу не увеличит размер поступлений налога в бюджет.
Правила расчета. Масштабные изменения претерпели правила взимания этого налога:
1) ставка платы за недра при добыче подземной воды отныне определена в относительных показателях, а не, как было ранее, в абсолютных (ставки платы в абсолютных показателях канули в Лету). Поэтому рассчитывать плату за добычу воды субъекты хозяйствования должны по правилам, определенным в подпункте 263.7.1 НКУ, т. е. как плательщики, рассчитывающие размер налога по ставкам, определенным в относительных показателях;
2) физические лица — граждане будут уплачивать плату за недра при добыче воды по ставкам, определенным для уплаты сбора за спецводопользование (пункт 325.2 НКУ). Получается некоторая путаница: население, которое освобождено от уплаты сбора за спецводопользование, будет уплачивать (при соблюдении соответствующих условий) плату за недра по ставкам, установленным для водосбора. Как видим, бывает и такое!
3) из перечня объектов обложения платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых наконец исключен объем погашенных запасов полезных ископаемых;
4) размер платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых субъекты хозяйствования отныне рассчитывают исключительно по ставкам в относительных показателях и без ориентации на минимально допустимый размер такого налога в расчете на единицу добытых полезных ископаемых;
5) увеличены приблизительно на 9 % ставки платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Налог на недвижимое имущество. Изменения к этому местному налогу достаточно серьезно изменяют концепцию взимания налога на недвижимое имущество, поэтому обойти их стороной мы не можем.
В частности, из Закона № 1166 следует, что теперь базой обложения налогом на недвижимость будет не жилая, а общая площадь объекта недвижимого имущества (пункт 265.3 НКУ).
Важно
На физических лиц эти изменения пока еще никак не повлияют. Дело в том, что в 2014 году они уплачивают налоговые обязательства за прошлый год.
Подробнее о налоге на недвижимость для физических лиц читайте в «СД», 2014, № 4, с. 33.
Внесены изменения и в подпункт 265.4.2 НКУ. Теперь местным органам власти разрешено устанавливать дополнительные льготы по налогообложению объектов недвижимости, находящихся в собственности физических лиц. Это, так сказать, сладкая пилюля за фактическое расширение круга плательщиков налога на недвижимое имущество. Раньше право на такие льготы имели исключительно религиозные организации. Чем должны руководствоваться такие органы при определении приобретателя льгот, в НКУ не сказано.
Плата за землю. Изменения в сфере платы за землю сугубо технические.
Во-первых, проиндексированы на 8,3 % ставки земельного налога в пункте 275.1 НКУ, т. е. ставки для участков в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена (хотя, кажется, таких на сегодняшний день не осталось ни одного, если говорить о землях в пределах населенных пунктов). То есть речь идет о стандартной процедуре, которая не была проведена по состоянию на 1 января 2014 года. Если у вас в собственности есть такой земельный участок, то придется провести уточнение начисленных налоговых обязательств начиная с апреля.
Во-вторых, определено, что размер арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности для всех категорий земель, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения, не может быть меньше 3 % нормативной денежной оценки земли (подпункт 288.5.1 НКУ). Ранее минимальный предел арендной платы был определен отдельно для сельхозугодий (равнялся размеру земельного налога) и отдельно для других категорий земель (трехкратный размер земельного налога).
Если в вашем договоре аренды указана сумма, размер которой меньше этого предела, то органы местного самоуправления должны инициировать пересмотр ставок арендной платы. Субъект хозяйствования после такого пересмотра в свою очередь должен осуществить уточнение ранее начисленных обязательств.
Подробнее о нюансах исчисления платы за землю читайте «СД», 2014, № 3, с. 22.
Сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины. В исчислении этого сбора изменение одно, но достаточно радикальное. Заключается оно в том, что ставки радиочастотного сбора, определенные статье 320 НКУ, повышены сразу в два раза. В то же время, если вы пользуетесь полосой радиочастот до 30 МГц (15 х 2) в каждом регионе отдельно, то отныне имеете право на применение понижающего коэффициента 0,75.
Сбор за специальное использование воды. Что касается спецводосбора, то здесь все стандартно — ставки сбора проиндексированы на 8,6 (увеличены приблизительно на 8 %).
Действовать новые ставки начали с 1 апреля 2014 года. То есть аналогично ситуации с эконалогом плательщики спецводосбора будут освобождены от необходимости разбивать в декларации объемы потребленной воды на облагаемые по старым и новым ставкам. Вода, потребленная в І квартале, будет облагаться по старым ставкам, а та, которая будет потребляться начиная со ІІ квартала, — уже по новым. Хотя как в таком случае нужно будет подавать отчетность начиная с первого полугодия пока еще не совсем ясно. Ведь в отличие от эконалога, расчет по этому сбору составляется нарастающим итогом. Подождем соответствующих разъяснений. И ближе к дате подачи отчетности разберемся с этим вопросом подробнее.
Обратите внимание
При заполнении декларации по сбору за спецводопользование за I квартал 2014 года об упомянутых выше изменениях и проблемах, которые они вызывают, можно забыть. Такие новшества не влияют на расчет налоговых обязательств за этот период.
Сбор за первую регистрацию транспортного средства. В отличие от акцизного налога, ставки транспортного сбора выросли не так существенно. Закон № 1166 предлагает нам увеличение ставок сбора на 8,3 % — больше похоже на плановую ежегодную индексацию абсолютных ставок налога, предусмотренную подпунктом 2 пункта 4 раздела XIX НКУ, а не на «антикризисное» повышение. Такие изменения ставок внесены в статью 234 НКУ. Применять увеличенную ставку этого сбора субъекты хозяйствования будут при первой регистрации в Украине транспортных средств после 01.04.2014 г.
Во всем остальном порядок учета и подачи отчетности по сбору остается без изменений.
Материал подготовили:
Олеся Александрова, Екатерина Владимирская,
консультанты газеты «Собственное Дело»
Выводы
НДС
Операции по поставке лекарственных средств и изделий медназначения стали облагаться НДС по ставке 7 %. При импорте лекарств, по мнению налоговиков, нужно уплачивать НДС по ставке 20 %. Логики в таких требованиях нет. Формальные основания тоже вызывают большие сомнения. Планируется, что в ближайшее время парламентарии все-таки установят для импорта лекарств 7 %.
Соцпособия
С 1 июля 2014 года установлен новый размер помощи при рождении ребенка — 41280 грн. (независимо от того, какой по счету ребенок родился). Единовременно выплачивается 10320 грн., а затем ежемесячно — по 860 грн.
Пособие по уходу за ребенком до 3 лет с 01.07.2014 г. отменяется.
Лица, находящиеся в отпуске для ухода за ребенком до 3 лет, остаются застрахованными в системе соцстрахования. Этот период включается в страховой стаж.
НДФЛ
Изменения в НКУ в части НДФЛ вступят в силу с 01.07.2014 г.
Дивиденды будут облагаться налогом по ставке 15 % у источника выплаты с последующим «пассивным» перерасчетом. Считаем, что по начисленным (выплаченным) дивидендам до 01.07.2014 г. должна применяться ставка 5 % без дальнейшего перерасчета.
Проценты в пределах 17 ПМТЛ (в 2014 году — 20706 грн.) не облагаются НДФЛ.
По итогам года физлицо в декларации пересчитывает пассивные доходы (роялти, дивиденды, проценты и инвестприбыль) для применения шкалы ставок 15, 20 и 25 %.
С 01.07.2014 г. НДФЛ нужно будет уплачивать с больших пенсий (более 10000 грн.). Пенсии до 10000 грн. не пострадают.
Ввоз товаров
Увеличен со 100 до 150 евро размер таможенной стоимости товаров, операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины являются объектом обложения НДС.
Уменьшена с 300 до 150 евро таможенная стоимость товаров, операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях являются объектом обложения НДС. Но это изменение фактически «простаивает», потому что не изменился ТКУ.
Другие налоги и сборы:
— введен сбор в Пенсионный фонд в размере 0,5 % с операций покупки наличной и/или безналичной иностранной валюты;
— увеличены ставки акцизного и экологического налогов, платы за землю, «водного», «транспортного» и «радиочастотного» сборов;
— расширен круг плательщиков, уплачивающих плату за пользование недрами;
— расширен объект обложения налогом на недвижимое имущество.
Документы консультации
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.
ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.
Таможенный тариф — Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 19.09.2013 г. № 584-VII.
Закон № 1166 — Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.2014 г. № 1166-VII.
Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.
Закон № 2240 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-ІІІ.
Закон № 2811 — Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-XII.
Перечень № 867 — Перечень изделий медицинского назначения, операции по поставке которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 08.08.2011 г. № 867.
Порядок № 10 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Миндоходов от 14.01.2014 г. № 10.
Порядок № 1751 — Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1751.
Порядок № 615 — Порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами, утвержденный постановлением КМУ от 30.05.2011 г. № 615.