Темы статей
Выбрать темы

Возвращение ТТН для грузоперевозок: когда, зачем и как

Редакция СД
Статья

Возвращение ТТН для грузоперевозок: когда, зачем и как

В конце прошлого года многие предприниматели вздохнули с облегчением, узнав, что ТТН вместе с путевым листом стали достоянием истории. И вот прошло не так много времени, а ТТН уже возвращается.

Что за этим последует? «Воскрешение» путевых листов? Запрет на «безТТНные» расходы и налоговый кредит по НДС? Необходимость иметь ТТН при перевозках? Тогда какова ее форма, как правильно ее заполнять, когда иметь, кому предъявлять и что грозит за ее отсутствие?

Об этих и других коррективах, связанных с «транспортными» документами, сейчас и поговорим.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО,

консультант газеты «Собственное Дело»

img 1С какого числа возвращается ТТН

С 14.01.2014 г. приказ № 983 вступил в силу. А значит, с этой даты:

1) появилась новая типовая форма ТТН (форма № 1-ТН, ее бланк содержится в приложении 7 к Правилам перевозки грузов). Мы приведем ее в конце статьи вместе с образцом заполнения (см. с. 13 — 14);

2) упоминание о ТТН вернулось в Правила перевозки грузов. В итоге, ТТН снова стала основным документом, который необходимо оформлять при перевозке грузов автомобильным транспортом.

Напоминаем, что с 10.12.2013 г. по 13.01.2014 г. не существовало типовой формы ТТН (поскольку утратил силу приказ № 488/346, а приказ № 983 еще не вступил в силу). Поэтому в этот период предприниматели могли:

— вообще не использовать ТТН при перевозах (рискованный вариант);

— составлять ее в произвольной форме (по своему усмотрению);

— использовать старую форму ТТН, действовавшую до 12.12.2013 г. (самый безопасный вариант действий).

Путевых листов не будет

Что касается путевых листов, то о них можно смело забыть. Упоминания о них не осталось ни в одном нормативно-правовом акте (ни в Правилах перевозки грузов, ни в Законе о дорожном движении, ни в КУоАП, ни в ПДД).

А это дает основания полагать, что с путевыми листами мы попрощались уже окончательно (как с «грузовыми», так и с «легковыми»). По крайней мере, в ближайшем будущем ожидать их возвращения не стоит.

Вместе с тем у некоторых общесистемщиков упразднение путевого листа вызвало недоумение: как списывать на расходы топливо, а точнее — каким документом подтвердить его расход. На наш взгляд, для этих целей подойдет любой документ, разработанный предпринимателем. За основу можно взять все тот же старый путевой лист*. Причем для профилактики каких бы то ни было недоразумений с налоговиками следует официально «ввести в оборот» разработанный документ, т. е. издать приказ (с подписью предпринимателя) о применении в хоздеятельности «доморощенного» путевого листа.

* Рассчитывая расход топлива и ГСМ, следует быть внимательными и не превышать нормы, установленные приказом № 43.

Когда нужна ТТН

Есть несколько случаев, в которых водитель, перевозящий грузы, должен иметь при себе ТТН. Все они упомянуты в различных нормативно-правовых актах: пункт 1 Перечня № 207, статья 48 Закона об автотранспорте, Инструкция № 154, Инструкция № 281/171/578/155, Инструкция № 153 и Инструкция № 176.

Для удобства приводим их на рис. 1.

 

img 2

Рис. 1. Когда необходима ТТН

 

Обратите внимание

При договорных перевозках используется исключительно стандартная ТТН, т. е. составленная согласно новой типовой форме № 1-ТН. Заменять ее каким-либо иным документом или видоизменять по своему усмотрению нельзя!

При перевозках для личных нужд (без договоров на перевозку) можно использовать модифицированный бланк ТТН (т. е. упростить его по своему усмотрению), либо заменить ТТН любым документом, подтверждающим право собственности на товар (например, накладной на отпуск товара, закупочным актом, чеком и т. п.). Однако это не касается особых товаров, для которых установлены специальные бланки ТТН (спирт, алкоголь, нефть и т. д.).

img 3Наказание за отсутствие ТТН (или другого документа на товар)

Статьей 60 Закона об автотранспорте установлен штраф в размере 170 грн. за перевозку товаров без ТТН или другого документа, подтверждающего право собственности на товар. Такой штраф налагается* на предпринимателя, водитель которого находился за рулем без товарных документов.

* Право проверять документы на товар и штрафовать за их отсутствие дано работникам Укртрансинспекции (при проведении рейдовых или комплексных проверок), а не представителям ГАИ (пункт 15 Порядка № 1567). При этом составляется акт о нарушении, который рассматривается в течение двух месяцев. В результате – оформляется постановление о применении административно-хозяйственного штрафа (на его основании уплачивается штраф). Постановление можно обжаловать в течение 10 дней.

Да и вообще, разъезжать с грузом, не имея ни единого документа на товар, весьма опасно (особенно если этот груз большой и дорогой). Ведь в любом случае у водителя должна быть хоть какая-то «бумага», с помощью которой можно было бы убедиться, что он перевозит товары на законном основании. Иначе им могут заинтересоваться еще и правоохранительные органы.

img 4Расходы и ТТН

Если у предпринимателя есть ТТН — все в порядке. Проблем у него не возникнет. Поэтому сейчас мы поговорим лишь о тех ситуациях, когда ТТН у предпринимателя не оказалось.

Итак, чем чревато отсутствие ТТН на дороге, мы уже выяснили. Теперь давайте представим, что предпринимателю все же удалось благополучно миновать ГАИ и доставить товар на склад, не имея при этом ТТН. Есть ли для него еще какие-то «сюрпризы»?

Тут все зависит от системы налогообложения. Если предприниматель — единоналожник (и к тому же неплательщик НДС*), то, прибыв на склад, он может забыть о волнениях и тревогах и смело работать дальше, позабыв о ТТН.

* Единоналожники — плательщики НДС могут столкнуться с некоторыми проблемами, но вероятность этого невелика (подробнее см. раздел «Налоговый кредит по НДС и ТТН»).

А вот общесистемщикам придется сложнее. Дело в том, что налоговики с давних пор не скрывали свою любовь к ТТН и поэтому старались всеми правдами и неправдами подвязать ее к налоговому законодательству. В частности, они запрещали включать в расходы стоимость товаров, доставленных без ТТН (что вообще абсурдно), и расходы на их доставку.

К счастью, в прошлом году ситуация немного изменилась в лучшую сторону. Так, в письме от 19.09.2013 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128 Миндоходов пришло к выводу, что:

1) расходы на покупку товара учесть можно, даже в случае отсутствия ТТН:

«<…> при наличии документов, подтверждающих фактическое получение товара и его использование в собственной хозяйственной деятельности, непредставление такого документа, как товарно-транспортная накладная, не может быть единственным основанием для непризнания расходов по приобретению товарно-материальных ценностей.»

2) а вот расходы на перевозку товара без ТТН учесть нельзя (имеется в виду оплата услуг перевозчика). Хотя, на наш взгляд, предприниматель имеет на это полное право, ведь никакие бухгалтерско-налоговые документы не требуют обязательного наличия ТТН для отражения расходов (ни Закон о бухучете, ни Положение № 88, ни НКУ). Поэтому если у предпринимателя есть другие первичные документы, подтверждающие получение услуг по перевозке товара (например, акт выполненных работ, акт предоставленных транспортных услуг, накладные и т. п.), он имеет право на расходы по таким услугам.

И суды в этом вопросе на стороне налогоплательщиков (см. определение ВАСУ от 19.03.2012 г. № К-12207/09). Так, ВАСУ определил, что расходы могут считаться неподтвержденными только при полном отсутствии расчетных, платежных или других документов, содержащих сведения о хозоперации. И поэтому отсутствие ТТН при наличии других документов, подтверждающих факт перевозки товара, не может служить основанием для непризнания расходов.

Обратите внимание

Если доставка товаров осуществлялась своими силами, то расходы можно учесть без сомнений. Ведь перевозку товаров для собственных нужд разрешено осуществлять без ТТН, на основании любого документа, подтверждающего право собственности на товар (пункт 1 Перечня № 207).

К тому же, опираясь на консультацию в ВНСУ (2012, № 20 (688), с. 30), можно предположить, что с этим не станут спорить и налоговики.

img 5Налоговый кредит по НДС и ТТН

Продолжаем рассматривать случаи отсутствия ТТН. Итак, предприниматели — плательщики НДС могут столкнуться с тем, что налоговики на местах будут «косо» смотреть на формирование налогового кредита (НК) по НДС, связанного с оплатой услуг перевозчика. Может дойти и до того, что при отсутствии ТТН они попытаются исключить из НК суммы, уплаченные перевозчику (по аналогии с расходами). Поэтому безопаснее всего, конечно же, заиметь ТТН.

Если же оформить ТТН все-таки не получилось, в спорах с проверяющими ссылайтесь на письмо Миндоходов от 19.09.2013 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128, в котором главное налоговое ведомство:

— во-первых, признало, что отсутствие ТТН никак не влияет на право сформировать НК по НДС. Ведь ТТН нет в перечне документов, определяющих право на формирование НК по НДС;

— во-вторых, не разделяет НК, уплаченный при покупке товаров, и НК, уплаченный при их транспортировке. Поэтому признать НК без ТТН можно в обеих этих операциях (на основании налоговых накладных или заменяющих их документов — пункт 201.11 НКУ).

img 6Пример заполнения ТТН

Новый бланк ТТН несколько отличается от привычной формы — теперь он стал гораздо меньше. В частности, из него исчезла информация о таксировке перевозки (заполнялась автоперевозчиком).

По всей видимости, перевозчики смогут рассчитывать стоимость своих услуг в документе произвольной формы (можно разработать его самостоятельно и вести на компьютере, автоматизировав расчет).

Что касается общих правил заполнения ТТН, то они не изменились. А вот конкретики по-прежнему нет (к сожалению, до сих пор нет инструкции, которая бы подробно описывала заполнение ТТН). По­этому пока что остается ориентироваться лишь на ранее действовавшие правила. Что же касается ответов на основные вопросы, волнующие предпринимателей при заполнении ТТН, то их мы рассмотрим в следующей статье на с. 16.

Образец заполненения новой ТТН приведен на рис. 2 (с. 13 — 14).

Выводы

Путевые листы окончательно отменили с 10.12.2013 г. Поэтому на сегодняшний день ТТН является единственным документом, который нужно оформлять при грузоперевозках. Обойтись без ТТН можно, но только если выполняются четыре условия:

1) предприниматель везет груз на своем автомобиле;

2) груз перевозится для нужд собственной хоздеятельности (т. е. не по заказу третьих лиц);

3) есть документ, подтверждающий право собственности на груз;

4) предприниматель не перевозит спирт, алкогольные напитки, нефть, высокооктановые кислородсодержащие добавки, хлебобулочные и молочные изделия (так как на эти товары ТТН оформляется в любом случае и по специальным формам).

В общем, ТТН нужна, если есть договор на перевозку. За отсутствие ТТН применяется штраф в размере 170 грн. Кроме того, без нее налоговики не разрешают учесть расходы на перевозку товара (и зачастую — НК по НДС в связи с перевозкой).

С 10.12.2013 г. по 13.01.2014 г. не было типовой формы ТТН, поэтому ее можно было составлять в произвольном виде. Новая форма ТТН для грузоперевозок (форма № 1-ТН) действует с 14.01.2014 г. Изготавливать ее самостоятельно (распечатывать) можно, а вот видоизменять по своему усмотрению нельзя.

 

img 7
img 8 

Рис. 2. Образец заполнения новой ТТН

 

* Если смотреть на бланк ТТН формально, то здесь следует указать количество мест, т. е. «20» (мешков цемента). Но если рассуждать логически, то в этой графе следует указать количество отгруженного товара (в нашем случае – 1000 кг). Ведь далее идут данные о цене за 1 кг и общей стоимости. Кроме того, информация о количестве мест уже указана в шапке ТТН, а значит, нет смысла ее дублировать еще и в таблице (в то время как данные о количестве отгруженного товара указать вообще больше негде). Это наталкивает на мысль о том, что в новый бланк ТТН вкралась ошибка, а именно: вместо «количество» (как в старом бланке) ошибочно указано «количество мест». Подробнее об этом см. с. 19 этого номера. — Примеч. ред.

** Чтобы придать ТТН хоть какую-то логику, не нарушив при этом формальные требования бланка, можно заполнить ее так, как показано в варианте 2. В качестве единиц измерения попробуем указать мешки. Тогда количество мест будет равно количеству мешков, а цена за единицу – цене за мешок. В принципе, запрета на такое заполнение ТТН нет, поэтому если предпринимателю удобно, можно заполнять ее и так. — Примеч. ред.

 

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о дорожном движении — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Перечень № 207  Перечень документов, необходимых для осуществления перевозок груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 25.02.2009 г. № 207.

Порядок № 1567 — Порядок осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08.11.2006 г. № 1567.

Приказ № 43 — приказ Министерства транспорта Украины «Об утверждении Норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 10.02.98 г. № 43.

Приказ № 983 — приказ Министерства инфраструктуры Украины «Об утверждении Изменений к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине» от 05.12.2013 г. № 983.

Приказ № 488/346 — приказ Министерства транспорта, Министрерства статистики «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» от 29.12.95 г. № 488/346 (утратил силу с 10.12.2013 г.).

Правила перевозки грузов — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. № 363.

Правила дорожного движения (ПДД) — Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 10.10.2001 г. № 1306.

Инструкция № 153 — Инструкция о порядке заполнения, использования специализированной товарно-транспортной накладной на отпуск хлебобулочных изделий, утвержденная приказом Министерства аграрной политики Украины от 06.06.2001 г. № 153.

Инструкция № 154 — Инструкция об использовании форм товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородосодержащих добавок и алкогольных напитков, утвержденная приказом Министерства транспорта и связи Украины от 28.04.2005 г. № 154.

Инструкция № 281/171/578/155 — Инструкция о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и в организациях Украины от 20.05.2008 г. № 281/171/578/155.

Инструкция № 176 — Инструкция о порядке заполнения, использования специализированной формы товарной накладной на перевозку молочного сырья, утвержденная приказом Министерства аграрной политики Украины от 01.07.2002 г. № 176.

Инструкция № 228/253 — Инструкция о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы от 07.08.96 г. № 228/253 (утратила силу с 03.11.2006 г.).

Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше