Темы статей
Выбрать темы

Как заполнить ТТН: важные акценты

Редакция СД
Статья

Как заполнить ТТН: важные акценты

Несмотря на то что обновленная форма ТТН выглядит гораздо проще своей предшественницы, у предпринимателей возникло множество вопросов, связанных с ее заполнением. Об этом свидетельствует активное обсуждение ТТН на форумах и других Интернет-ресурсах.

Ответы на наиболее распространенные вопросы по заполнению ТТН мы приводим в данной статье.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО,

консультант газеты «Собственное Дело»

Кто должен выписывать ТТН?

Заказчик транспортных услуг (пункт 11.4 Правил перевозки грузов). При этом чаще всего ТТН выписывает грузоотправитель, поскольку именно он владеет полной информацией о товаре, которую следует указать в ТТН.

Впрочем, по общему правилу ТТН оформляет тот, кто заказывает перевозку.

 

Можно ли распечатать бланк ТТН самостоятельно?

Да, можно. Ведь ТТН не является бланком строгого учета. Однако следует помнить, что вносить какие-либо изменения в типовую форму № 1-ТН предприниматель не вправе (поскольку новая форма № 1-ТН зарегистрирована в Минюсте — приказ № 983).

 

Сколько экземпляров ТТН нужно выписывать?

ТТН выписывается в количестве, не меньше 4 экземпляров (но можно и больше, к примеру, если экспедитор и перевозчик — не одно лицо, и экспедитору тоже нужна ТТН).

Все экземпляры ТТН заверяются подписью предпринимателя (а если есть печать — и печатью).

Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя. Второй, третий и четвертый — передаются водителю (экспедитору), который после приема груза подписывает эти экземпляры ТТН. Доставив товар, водитель передает второй экземпляр ТТН грузополучателю.

Третий и четвертый экземпляры ТТН, удостоверенные подписью грузополучателя, остаются у перевозчика.

При этом на основании третьего экземпляра ТТН перевозчик выписывает заказчику счет за предоставленные транспортные услуги. Вместе со счетом третий экземпляр ТТН возвращается заказчику.

 

Если грузоотправитель, грузополучатель и заказчик перевозки — одно и то же лицо, сколько экземпляров ТТН нужно?

В любом случае нужно оформлять не менее 4 экземпляров ТТН.

 

Предприниматель сам забирает товар у поставщика. Нужно ли выписывать ТТН?

Необязательно, поскольку доставка товара осуществляется собственными силами в рамках своей хоздеятельности (не под заказ).

Проще говоря, раз нет договора перевозки, значит ТТН необязательна (достаточно иметь при себе документ, подтверждающий право собственности на товар).

 

Предприниматель самостоятельно доставляет товар покупателям. Нужна ли ТТН?

В таком случае ТТН лучше оформить, особенно если покупатели отдельно оплачивают товар и отдельно — его доставку. Наличие ТТН позволит им смело включать в расходы стоимость транспортировки товара и спокойно отражать НК по НДС.

Предприниматель заказал доставку товара у перевозчика. При этом одна машина развозит товар в несколько торговых точек предпринимателя (разные адреса в пределах города). Достаточно ли одной ТТН?

Нет, для каждой торговой точки нужно выписать отдельную ТТН.

В нынешней форме ТТН указываются адрес грузополучателя и место разгрузки товара. А поскольку адреса у торговых точек разные (хоть они и принадлежат одному и тому же предпринимателю), для каждой точки нужно оформить отдельную ТТН (по 4 экземпляра).

 

Предприниматель заказал доставку товара у перевозчика. При этом товар перевозится за несколько раз (по тому же адресу). Достаточно ли одной ТТН?

В данной ситуации можно оформить несколько ТТН, а можно ограничиться и одной (если товар — однородный, перевозится на одно и то же расстояние и при этом обеспечивается целостность груза).

Это разрешено Инструкцией № 228/253. И хотя сейчас она не действует (утратила силу еще в 2006 году), вместо нее никакого другого документа по заполнению ТТН не утвердили, поэтому на практике ею все еще руководствуются.

Итак, в данном случае одна ТТН составляется на весь объем груза, перевезенного автомобилем. При этом оформление промежуточных поездок проводится с выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную поездку. Порядок оформления талона устанавливается по договоренности между грузо­отправителем и грузополучателем. Реквизиты талона должны включать сведения, определяющие количество перевезенного груза, время работы автомобиля и его простоя за каждую поездку, а также другие показатели, необходимые для последующего их занесения в ТТН.

 

У предпринимателя есть грузовые автомобили, которые развозят свой товар по городу. Раньше он выписывал им форму № 2-ТН. А перевозчикам, которые перевозили его товар в другие области, выписывал форму № 1-ТН. Как быть теперь — всем выписывать форму № 1-ТН?

Форма  2-ТН — это путевой лист. В настоящий момент он отменен, поэтому выписывать его больше не нужно. Вместо него дайте водителям своих грузовых автомобилей любой документ на товар (накладную, чек, какую-то упрощенную ТТН или иной документ, подтверждающий право собственности на товар). Этого будет достаточно.

А вот перевозчикам следует, как и раньше, выписывать ТТН (форма № 1-ТН), но уже по новой форме (приложение 7 к Правилам перевозки грузов).

 

У предпринимателя одна спецмашина: мусоровоз. По какому документу ему теперь выезжать: ТТН или путевому листу?

Путевой лист окончательно отменили, поэтому его составлять не нужно. Что касается ТТН, то все зависит от того, чей мусор везет предприниматель:

1) если он покупает мусор у других лиц и затем вывозит его для дальнейшей продажи, утилизации или использования в собственной хоздеятельности, ТТН не нужна. При перевозке достаточно иметь любой другой документ, подтверждающий право на мусор (накладную, договор купли-продажи и т. п.);

2) если же предприниматель вывозит мусор для других лиц по договору с ними, то, в принципе, это может быть расценено как предоставление услуг перевозки. А значит, лучше все-таки составить ТТН.

Есть ли изменения в перевозках контейнеров? Раньше счета выписывались на основании CMR. А теперь еще и форму № 1-ТН к ней нужно прилагать?

При осуществлении международных перево­зок вместо ТТН (форма № 1-ТН) используется международная ТТН — CMR. Никаких изменений с этой формой не произошло, поэтому ее можно спокойно использовать и в дальнейшем (не прилагая к ней ТТН).

Что же касается контейнеров, курсирующих по Украине, то для них выписывается обычная ТТН (форма № 1-ТН). Кстати, делать это обязан заказчик транспортных услуг. А перевозчик лишь выписывает счет за свои услуги на основании ТТН, полученной от заказчика (пункт 14.4 Правил перевозки грузов).

Впрочем, если заказчик привык применять CMR даже для внутриукраинских перевозок, то требовать от него ТТН не стоит. Такой вариант — лишь для самых заядлых перестраховщиков. На практике даже налоговики при проверках не обращают на это особого внимания, ведь CMR — это разновидность ТТН.

 

Предприниматель пользуется услугами перевозчиков, но они не забирают продукцию с его склада. Он сам везет на своем авто продукцию к ним на склад, а они уже перевозят ее по межгороду. Нужны ли ТТН на перевозку по городу и по межгороду?

В данном случае для перевозки по городу ТТН не нужна. И это потому, что по городу предприниматель самостоятельно везет свой собственный товар. А значит, достаточно иметь лишь документы, подтверждающие право собственности на такой товар (это может быть документ произвольной формы, к примеру, накладная).

А вот для перевозок по межгороду ТТН оформлять нужно, поскольку эти перевозки осуществляются под заказ.

 

Специальная форма ТТН: № 1-ТТН (нефтепродукт) остается действующей или ее тоже отменили?

Специальные формы ТТН никто не отменял и не менял. Они остаются действующими.

Что делать, если в разделе ТТН «Відомості про вантаж» не помещаются все наименования?

В таком случае нужно приложить к ТТН документ произвольной формы с указанием сведений о грузе (графы 1 — 9 ТТН). Это может быть накладная на отпуск товара или другой документ.

К примеру, Госкомстат в письме от 14.12.2007 г. № 05/2-8/100 посоветовал прилагать к ТТН надлежащим образом оформленную специализированную форму товарной накладной (сертификат или другую форму первичного учета), которая применяется для оформления операций по передаче товарно-материальных ценностей.

При этом графы 3, 4, 5 и 6 раздела «Відомості про вантаж» в ТТН не заполняются. В свободных строках граф указываются названия специализированных форм, номера и даты их выписки. При этом ТТН без приложенной товарной накладной считается недействительной.

 

Что нужно писать в графе «Транспортні послуги, які надаються автомобільним перевізником»?

В Правилах перевозки грузов ничего не сказано по этому поводу.

Но если обратиться к Инструкции № 228/253 (пункт 3.5.2), то можно понять, что под транспортными услугами понимается «упаковывание, связывание груза, укрывание брезентом и т. п.». То есть этот реквизит, скорее всего, предназначен для автоперевозчиков (чтобы они могли указать дополнительные услуги, связанные с транспортировкой грузов).

Стало быть, заказчик (грузоотправитель) может его не заполнять. Но для тех заказчиков, которые желают подстраховаться, рекомендуем указывать «транспортировка груза», «экспедирование груза», «погрузочно-разгрузочные работы» и т. п.

 

Что указывать в графе «Супровідні документи на вантаж»?

В данной графе нужно указывать название документа, номер и дату его составления.

При этом под сопроводительными документами, скорее всего, понимаются те, о которых идет речь в пункте 11.1 Правил перевозки грузов:

«В зависимости от вида груза и его специфических свойств к основным документам (ТТН) прилагаются другие (ветеринарные, санитарные и качественные — сертификаты, свидетельства, справки, паспорта и т. п.), что определяется правилами перевозок указанных грузов.»

Кроме того, здесь можно указать реквизиты налоговой накладной (если предприниматель — плательщик НДС). В принципе, если есть необходимость указать здесь другой документ, это вполне допустимо.

 

Как заполнить реквизит «Переадресування вантажу» ТТН?

Этот реквизит можно оставить пустым. Он предназначен для заполнения в процессе перевозки, если возникнет необходимость изменить грузополучателя.

После окончания перевозки в нем следует поставить прочерк (можно это сделать и сразу, если переадресация не планируется).

 

Что указывать в графе «Кількість місць» раздела ТТН «Відомості про вантаж»?

Если смотреть на бланк ТТН формально, то здесь следует указать количество мест груза (например, количество мешков, ящиков, бочек, контейнеров и т. п.).

Но, не исключено, что, при изменении бланка ТТН в этот реквизит вкралась ошибка. Дело в том, что в старой ТТН на его месте справедливо стоял реквизит «количество», подразумевающий количество отгруженного товара.

И, судя по логике бланка, до сих пор здесь нужно указывать именно его, поскольку дальше идет цена за единицу и общая стоимость отгруженного товара.

Что же касается количества мест груза, то в старой ТТН оно указывалось после вида упаковки, а из новой ТТН этот столбец вообще исчез. Однако информация о количестве мест груза в новой ТТН все же осталась — в шапке бланка. А значит дублировать ее еще и в разделе «Сведения о грузе» особого смысла нет.

Совершенно другая ситуация с количеством отгруженного товара. Так, если его не указать в данном реквизите, больше его указывать вообще негде. Поэтому мы склоняемся к тому, чтобы указывать его именно здесь.

Впрочем, можно поступить и иначе:

— в графе «Единица измерения» товара указывать упаковку (мешок, контейнер, бочка и т. п.),

— в графе «Количество мест» — количество упаковок (т. е. количество мест),

— соответственно, в графе «Цена за единицу» придется поставить цену за одну упаковку товара.

Тогда все будет логично. Если предпринимателю это покажется удобным, можно заполнить ТТН и так (при этом как вариант — количество товара в одной упаковке можно указать в графе «Наименование груза», ну а можно и вообще не указывать).

 

Как заполнить реквизит «Вид перевезень»?

В действующем законодательстве нет ответа на этот вопрос. Поэтому остается обратиться лишь к отмененной Инструкции  228/253, в подпункте 3.5.5 которой сказано следующее:

«в строке «Вид перевозок» — записывается наименование вида перевозок (по сдельному тарифу, по почасовому тарифу, по покилометровому тарифу, централизованные перевозки и т. п.).»

В ТТН теперь указываются суммы НДС. Будут ли налоговики считать НДС, указанный в новой форме ТТН, налоговым обязательством? И если возникает разница между отправленным и принятым весом продукции, то будет меняться и сумма НДС?

Конечно же нет.

Налоговое обязательство возникает у перевозчика в связи с оказанием услуг перевозки. И основание для этого — не ТТН, а налоговая накладная и акт предоставления транспортных услуг (статья 187 и пункт 201.10 НКУ).

У самого же заказчика транспортных услуг возникнет только право на налоговый кредит по перевозке. Опять же, основание для этого — налоговая накладная (ее выдаст перевозчик), а не ТТН.

Теперь об отношениях между покупателем и продавцом. Налоговая накладная по НДС выписывается в момент отгрузки товара (или оплаты, если она произошла ранее). Поэтому указанная в ней сумма НДС будет совпадать с суммой НДС из ТТН.

Вес товара после его доставки указывается только в одном разделе ТТН — в сведениях о погрузке/разгрузке. Но там сумма НДС вообще не фигурирует. Поэтому естественная усушка (утряска) товара не приведет к необходимости НДС-корректировок.

 

Можно ли заполнять ТТН частично от руки (шапку печатным способом, а сведения о грузе — вписать от руки)?

Скорее всего, можно.

По крайней мере, на сегодняшний день вообще нет никакого нормативно-правового акта с конкретными требованиями к заполнению ТТН. А значит, предприниматели могут заполнять ее по своему усмотрению.

Если же обратиться к «общему» законодательству, которое определяет требования к любым первичным документам, то там сказано следующее (пункт 2.10 Положения № 88):

«2.10. Записи в первичных документах, учетных регистрах должны осуществляться только в темном цвете чернилами, пастой шариковых ручек, с помощью пишущих машинок, принтеров, средств механизации и другими средствами, которые бы обеспечили сохранность этих записей в течение установленного срока хранения документов и предотвратили внесение несанкционированных и незаметных исправлений.»

Итог: печатно-рукописный вариант заполнения первичной документации не запрещен. Главное — чтобы не было исправлений и записи были читабельными, как минимум, в течение трех лет.

Список документов, использованных в статье, см. на с. 15 этого номера.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше