Темы статей
Выбрать темы

Специальный документ участника соцстрахования: понадобится ли он предпринимателям в 2014 году

Редакция СД
Статья

Специальный документ участника соцстрахования: понадобится ли он предпринимателям в 2014 году

С 01.01.2014 г. заработали некоторые из «замороженных» с 2011 года норм Закона о ЕСВ. В их перечень вошло и обязательное наличие у лица, застрахованного в системе обязательного соцстрахования, специального удостоверения, порядок и форму которого должен был утвердить Кабмин (пункт 8 части 1 статьи 1, статья 22 Закона о ЕСВ). В этой связи у многих работодателей и «одиноких» (без наемных работников) предпринимателей возникли вопросы: кому именно, когда и куда бежать за таким удостоверением, зачем оно нужно и что грозит, если его вовремя не получить. С этими вопросами сейчас и разберемся.

 

Ольга ДИДЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Полное название нового специального документа — удостоверение застрахованного лица в системе общеобязательного государственного социального страхования.

Что же оно из себя представляет и какие функции будет выполнять? По задумке законодателей удостоверение будет выпускаться в виде электронной смарт-карты с визуальными персонифицированными признаками. Номер удостоверения такой же, как и у учетной карточки застрахованного лица в Государственном реестре или ИНН. Он не изменяется в течение всей жизни.

Основные функции удостоверения:

— обеспечить документирование, хранение и использование индивидуальной информации о приобретенных застрахованным лицом правах в сфере соцстрахования;

— хранить другую информацию для защиты прав застрахованных лиц на получение средств и услуг (пособий, путевок и т. д.).

Как не трудно догадаться, законодательство дает возможность застрахованному лицу считать с электронного устройства информацию о том, появилось ли у него право на пенсию, пособия и другие социальные гарантии и в каком размере.

Но многим еще далеко до пенсии, а участие в страховании по временной потере трудоспособности или от несчастного случая для предпринимателей дело добровольное, и в него вовлечены далеко не все. Поэтому возникает вопрос: всегда ли нужно получать удостоверение?

Из статьи 22 Закона о ЕСВ следует, что такое удостоверение должно быть у всех застрахованных лиц. Таким образом, его нужно будет иметь и самому предпринимателю «за себя», и всем его наемным работникам. Причем работодатели должны требовать удостоверение при приеме на работу. И самое интересное — именно они должны получать этот документ для своих работников в органах Пенсионного фонда.

В то же время на сегодняшний день Кабмин еще не утвердил форму удостоверения и не разработал механизм его выдачи застрахованным лицам. Как же быть в такой ситуации? Логично, что надо опираться на действующие нормативные документы, тем более, что до 01.01.2014 г. и сейчас существует «бумажный» аналог удостоверения. Это страховое свидетельство, образец которого установлен Порядком № 1306. Работники получают его у своих работодателей, которых свидетельствами обеспечивает Пенсионный фонд.

Механизм такой. Работодатель обращается в свое отделение Пенсионного фонда и получает специальные анкеты (их образцы). Заполненные анкеты застрахованных лиц передаются в Пенсионный фонд, а впоследствии работодатель получает свидетельства вместе с сопроводительной ведомостью и раздает их работникам.

Напомним, что о страховых свидетельствах работников активно заговорили в 2011 году, когда изменился порядок получения средств на выплату соцстраховских пособий. Работодателям пришлось заполнять и подавать в фонд заявление-расчет, в графе 3 которого нужно указывать номер страхового свидетельства.

Однако, учитывая некоторые «технические» сложности с его получением, Фонд «временной нетрудоспособности» пошел навстречу работодателям и застрахованным лицам. Он учел, что номер страхового свидетельства совпадает с ИНН, и разрешил указывать его, даже, если у работника нет свидетельства (письмо Фонда «временной нетрудоспособности» от 01.03.2011 г. № 01-16-345). Для лиц, которые по религиозным убеждениям отказались от ИНН, указывают серию и номер паспорта.

Этот шаг вполне разумный, так как право на социальные пособия обусловлено уплатой ЕСВ за работников, а не наличием свидетельства. Свидетельство — это только вспомогательный информационный элемент.

Как видим, на сегодняшний день ситуация следующая: получать действующие страховые свидетельства необходимости нет. А новые удостоверения — электронные смарт-карты, пока существуют только на бумаге.

В заключение отметим еще один интересный и очень важный момент: законодатели задумались о том, чтобы еще раз «отсрочить» внедрение смарт-удостоверений. Об этом говорит появившийся совсем недавно законопроект № 3266, которым предлагается перенести с 01.01.2014 г. на 01.01.2015 г. срок вступления в силу положений Закона о ЕСВ по внедрению удостоверения застрахованного лица. Также рассматривается возможность обеспечивать им поэтапно разные группы в зависимости от возраста или наличия «бумажного» свидетельства.

Так что пока насчет получения новых удостоверений застрахованного лица можно не беспокоиться.

Документы консультации

Закон о ЕСВ  Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Порядок № 1306  Порядок выдачи свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании, утвержденный постановлением КМУ от 22.08.2000 г. № 1306.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше