Темы статей
Выбрать темы

Штрафы за «забывчивость», или Чем аукнется неподанная декларация о доходах

Редакция СД
Статья

Штрафы за «забывчивость», или Чем аукнется неподанная декларация о доходах

На с. 17 этого номера мы рассказали о том, как отбиться от штрафов предпринимателям, которые не отчитывались перед ПФУ на протяжении нескольких лет. Но на этом вопросы обычно не заканчиваются, ведь неизменной спутницей неподанного «пенсионного отчета» является неподанная декларации о доходах.

Поэтому сейчас мы разберемся с тем, какие штрафы грозят предпринимателю в случае просрочки с декларацией о доходах, и можно ли их избежать.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО,

консультант газеты «Собственное Дело»

Список возможных штрафов

Сразу отметим, что штрафы за неподачу декларации о доходах невелики. Тем не менее нередко налоговики спекулируют на неосведомленности предпринимателей в этом вопросе и налагают на них необоснованно высокие штрафы. Поэтому, чтобы не попасть впросак, лучше вооружиться необходимыми знаниями для того, чтобы отбиться от незаконных посягательств инспекторов. В этом мы вам сейчас и поможем.

Итак, в отечественном законодательстве можно найти лишь два штрафа за неподачу декларации о доходах (рис. 1).

 

 

img 1

Рис. 1. Штрафы за неподачу декларации о доходах

 

* Здесь мы не рассматриваем штрафы за неуплату предпринимательского НДФЛ (который рассчитывается в декларации о доходах). Сейчас говорим только о самом факте неподачи отчета.

 

Итак, за неподачу декларации о доходах к предпринимателю теоретически могут применить сразу два штрафа: административный и налоговый (суммарно 306 грн.). Но это худший вариант развития событий, и работает он далеко не всегда.

О том, как минимизировать эти штрафы, сейчас и поговорим.

 

Админштраф: один за все… нарушения

С 2005 года админштраф за неподачу декларации о доходах установлен в размере от 51 до 136 грн. И он не изменялся.

А вот правила предоставления декларации о доходах менялись. Так, до 01.01.2011 г. предприниматели-общесистемщики обязаны были подавать декларацию о доходах не только в конце года, но и каждый квартал (пункт 4 статьи 14 Декрета № 13-92). Соответственно даже за один год могло накопиться четыре неподанных декларации, а за несколько лет — и того больше.

Но как же налагается админштраф по статье 1641 КУоАП: за каждый неподанный отчет отдельно или один раз за все просроченные отчеты?

Важно

Админштраф не умножается на количество неподанных деклараций!

Даже если предприниматель не подавал декларации о доходах в течение нескольких лет, к нему может быть применен только один админштраф.

Почему так? Дело в том, что непредставление деклараций о доходах — это одно длящееся правонарушение, а не несколько отдельных (такой вывод сделал Минюст в письме от 17.07.2007 г. № 22-14-493). А значит, и штраф за данное нарушение налагается только один раз.

Есть еще одна хорошая новость для предпринимателей. Админштраф по статье 1641 КУоАП применяется только в течение двух месяцев с того дня, когда налоговики выяснили, что предприниматель не подал декларацию о доходах. После истечения этого срока возможность оштрафовать предпринимателя исчезает.

Таким образом, действия предпринимателя в случае угрозы админштрафа можно представить на рис. 2.

 

img 2 

Рис. 2. Как действовать, если инспектор уведомил об админштрафе

 

Итак, с админштрафом разобрались. Теперь перейдем к налоговому штрафу за неподачу декларации о доходах.

 

Налоговый штраф до 2011 года: полная амнистия

До 2011 года предприниматели обязаны были подавать декларацию о доходах не только раз в год, но еще и каждый квартал (пункт 4 статьи 14 Декрета № 13-92).

Тем не менее даже если они такую декларацию не подавали (неважно — квартальную или годовую), налоговый штраф к ним все равно не применяли. А это означает, что на сегодняшний день нет оснований штрафовать предпринимателей за факт неподачи старой декларации.

Почему так? Для наглядности объясним это с помощью рис. 3 на с. 24.

 

img 3

Рис. 3. Отсутствие налогового штрафа за неподачу декларации о доходах до 01.01.2011 г.

 

К счастью, в данном вопросе налоговики не придумывают небылиц, а соглашаются не штрафовать предпринимателей по НКУ. Соответствующее разъяснение из «ЗIР» Миндоходов (раздел 104.14) приведено в конце статьи (см. с. 27). Но это касается только деклараций, которые не были поданы до 01.01.2011 г.

Обратите внимание

Последняя декларация, за неподачу которой «не светит» налоговый штраф, — это декларация о доходах за III квартал 2010 года. Предельный срок ее предоставления (09.11.2010 г.) наступил до 01.01.2011 г.

А вот декларация о доходах за 2010 год теоретически под амнистию уже не подпадает. Поскольку предельный срок ее предоставления (09.02.2011 г.) наступил после 01.01.2011 г.

Комариный укус (налоговый штраф с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г.)

С 01.01.2011 г. обязанность предпринимателей подавать декларацию о доходах установлена пунктом 177.5 НКУ. При этом декларация подается раз в год.

Правда, в самом начале работы на общей системе нужно дополнительно подать и квартальную декларацию о доходах, но это единоразово (по итогам первого квартала работы на общей системе)*.

* Здесь есть одно исключение: если предприниматель стал общесистемщиком в IV квартале, он может не подавать квартальную декларацию о доходах за IV квартал. Ему достаточно подать лишь годовую декларацию.

За неподачу каждой декларации предусмотрен налоговый штраф в размере 170 грн. (подпункт 120.1 НКУ). Однако в разделе ХХ НКУ есть смягчающая норма (пункт 7 подраздела 10):

«7. Штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение.»

 

img 4

Рис. 4. В каких случаях применяется налоговый штраф в размере 1 грн.

 

И все же, несмотря на прямую норму НКУ, налоговики намерены штрафовать предпринимателей «по полной». При этом они считают, что 1-гривневый штраф применяется только для ошибок, связанных с исчислением налоговых обязательств (т. е. не имеют отношения к подаче/неподаче отчетов) — письмо ГНАУ от 21.03.2011 г. № 7781/7/16-1517-16.

Разумеется, такая абсурдная трактовка налоговиками норм НКУ не выдерживает никакой критики. В данной ситуации утешает лишь два момента:

1) налоговики, скорее всего, вообще не будут штрафовать предпринимателей в случае неподачи декларации о доходах за 2010 год. Такой вывод можно сделать из консультации «ЗIР» Миндоходов (раздел 104.14), размещенной на с. 27 этого номера;

2) предприниматель имеет все шансы отбиться от 170-гривневого штрафа (в суде или в высшем органе Миндоходов). При этом в иске (или жалобе) можно ссылаться на:

письмо Минюста от 11.01.2011 г. № 18222-0-26-10-20, в котором он авторитетно заявляет, что 1-гривневый штраф применяется к любым налоговым нарушениям, допущенным в период с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г. Текст упомянутого письма приведен на с. 28 этого номера;

— положительные решения суда по данному вопросу (к примеру, постановление Киевского окружного админсуда от 08.09.2011 г. № 2а-3719/11/1070);

Обобщающую налоговую консультацию № 1046 (вопрос 9), в которой сами налоговики согласились с тем, что «штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение»;

— консультацию, размещенную в разделе 104.14 «ЗIР» Миндоходов, о том, что к физлицам-предпринимателям, как и к другим субъектам хозяйствования, тоже применяется 1-гривневый штраф:

ВОПРОС. Распространяется ли размер штрафной санкции 1 гривня за нарушение норм налогового законодательства на ФЛП в 2011 году?

 

ОТВЕТ. В соответствии с пунктом 7 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение.

При этом ограничения, касающиеся круга плательщиков налогов, которые подпадают под действие указанного пункта НКУ, не предусмотрены.

Таким образом, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года в размере 1 гривни распространяются и на физических лиц — предпринимателей.

Штрафоопасная зона (налоговый штраф с 01.07.2011 г.)

С 01.07.2011 г. в случае неподачи декларации о доходах никаких поблажек для нарушителей больше не предусмотрено. А значит, за каждую неподанную декларацию налоговый штраф составит 170 грн.

Обратите внимание

Срока давности по неподанным декларациям нет. Поэтому за неподачу декларации о доходах налоговики смогут оштрафовать предпринимателя даже спустя много лет.

Дело в том, что срок давности применяется только к налоговым обязательствам, а не к отчетам. Проще говоря, если налоговое обязательство было рассчитано неправильно, но с этого момента прошло уже более трех лет, налоговики за ошибку не оштрафуют (пункт 102.1 НКУ). А вот за неподанную декларацию оштрафовать могут вполне.

Важно

Неподанная декларация о доходах дает возможность налоговикам не соблюдать сроки давности (подпункт 102.2.1 НКУ). То есть они смогут когда угодно оштрафовать предпринимателя за НДФЛ-ошибки того периода, который остался «не закрыт» декларацией о доходах.

Стоит ли «светиться» с неподанной декларацией

В том случае, когда налоговики обнаружили факт неподачи декларации при проверке, само собой, предпринимателю деваться некуда — нужно подать отчеты и решить вопрос с уплатой штрафов.

А что делать тем, до кого проверка еще не дошла? Стоит ли подать декларацию и «напроситься» при этом на штраф или лучше вообще «не светиться» со старыми запоздавшими декларациями?

На наш взгляд, идти в налоговую со старыми декларациями о доходах смысла нет. Ведь штраф за неподачу декларации — величина постоянная и со временем не увеличивается*. А значит, пока можно подождать (и не давать налоговикам лишний повод к штрафам и проверкам НДФЛ за прошлые годы).

* А при наличии инфляции его «стоимость» еще и уменьшается.

При этом отчитываться за текущий период нужно, ведь каждая неподанная декларация — это плюс 170 грн. штрафа к уже имеющимся неподанным отчетам.

Вместе с тем вопрос о неподанных декларациях может всплыть при снятии предпринимателя с госрегистрации. Тогда и нужно будет его решить (уплатить штрафы). Возможно, налоговики в такой ситуации не будут слишком мелочными в поиске ошибок и начислении штрафов. Если же надежда не оправдается и штрафов насчитали больше, чем нужно, можно обратиться в вышестоящий контролирующий орган с жалобой или сразу в суд. Подробнее об этом читайте в «СД», 2013, № 24, с. 17 и 2014, № 2, с. 34.

 

О применении штрафных санкций за нарушение сроков подачи декларации о доходах за отчетные периоды до 2011 года

ВОПРОС. Применяются ли штрафные санкции к ФЛП за нарушение сроков подачи деклараций о доходах, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за отчетные налоговые периоды до 2011 года?

 

ОТВЕТ. <…> Статьей 58 Конституции определено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения.

Суть обратного действия нормативно-правовых актов во времени заключается в том, что их юридическая обязательность распространяется на правоотношения, возникшие до вступления этих нормативно-правовых актов в силу.

Начиная с 01.01.2011 г. полномочия, основания и способ действий контролирующих органов и их должностных лиц, права, обязанности и ответственность плательщиков налогов определены Налоговым кодексом Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-IV, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ).

В соответствии с п. 113.3 ст. 113 НКУ штрафные (финансовые) санкции (штрафы) за нарушение норм законов по вопросам налогообложения или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, применяются в порядке и размерах, установленных НКУ и другими законами Украины.

Применение за нарушение норм законов по вопросам налогообложения или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, штрафных (финансовых) санкций (штрафов), не предусмотренных НКУ и другими законами Украины, не разрешается.

Следовательно, контролирующий орган <… > обеспечивает <…> контроль за соблюдением норм законов по вопросам налогообложения, действовавших до 01.01.2011 г., а штрафные (финансовые) санкции (штрафы) за нарушение норм таких законов применяются в порядке и размерах, установленных НКУ и другими законами Украины, действовавшими на момент применения санкций.

Учитывая предписания ст. 58 Конституции, а также Решение Конституционного Суда Украины от 09.02.99 № 1-рп/99, если событие, факт не квалифицировались как правонарушение налоговым законодательством, действовавшим до 01.01.2011 г., а в новом законодательном акте такое событие, факт определяются как правонарушение, за совершение которого предусмотрено применение юридической ответственности, то в таком случае юридическая ответственность не применяется.

Таким образом, поскольку нормы Закона Украины от 21 декабря 2010 года № 2181-ІІІ «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», который до 2011 года определял порядок начисления штрафных санкций, применяемых к плательщикам налогов контролирующими органами, не предусматривали ответственность физических лиц — предпринимателей за нарушение сроков подачи деклараций о доходах, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, то штрафные санкции, предусмотренные ст. 120 НКУ, не применяются к физическим лицам — предпринимателям за нарушение сроков подачи такой отчетности за отчетные налоговые периоды до 2011 года.

О применении штрафных санкций в размере 1 грн. за нарушения налогового законодательства, допущенные с 1 января по 30 июня 2011 года

Письмо Министерства юстиции Украины от 11.01.2011 г. № 18222-0-26-10-20

 

Министерство юстиции на письмо ГНА Украины от 27 декабря 2010 года № 17197/5/10-1016/5097 о применении штрафных санкций за нарушение налогового законодательства и применении Налогового кодекса Украины к правоотношениям, которые возникли до 31 декабря 2010 года и продолжают действовать после вступления его в силу, в пределах компетенции сообщает.

При решении затронутых вопросов следует учитывать следующее.

Согласно пункту 7 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины установлено, что штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение.

Таким образом, по нашему мнению, штрафные санкции в размере не более 1 гривни устанавливаются за нарушение налогового законодательства, совершенное плательщиком налогов с 1 января по 30 июня 2011 года.

Вместе с этим пунктом 1 раздела XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса Украины установлено, что этот Кодекс вступил в силу с 1 января 2011 года, кроме отдельных положений этого Кодекса, определенных данным пунктом.

В то же время в соответствии со статьей 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

<…>

При этом сообщаем, что статьей 147 Конституции Украины установлено, что Конституционный Суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине.

Конституционный Суд Украины решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.

Выводы

Непредоставление декларации о доходах чревато двумя штрафами:

1) админштрафом по статье 1641 КУоАП. Штраф в размере 51 — 136 грн. налагается один раз за все неподанные декларации;

2) налоговым штрафом по НКУ. Размер штрафа зависит от того, за какой период не была подана декларация. Итак, если декларация не подавалась, но ее следовало подать:

— до 01.01.2011 г. — штраф 0 грн.;

— с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г. — 1 грн. за каждую пропущенную декларацию;

— с 01.07.2011 г. по сегодняшний день — 170 грн. за каждый неподанный отчет.

Срока давности по налоговому штрафу нет, поэтому налоговики могут наказать предпринимателя спустя любое количество лет. Вместе с тем сумма штрафа остается постоянной и с течением времени не увеличивается.

Документы консультации

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 2181 — Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (утратил силу).

Декрет № 13-92 — Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92 (утратил силу).

Обобщающая налоговая консультация № 1046  Обобщающая налоговая консультация по вопросам обеспечения единого подхода к применению штрафных санкций за нарушения норм Налогового кодекса Украины, утвержденная приказом ГНСУ от 22.11.2012 г. № 1046/478.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше