Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Проверки органов Госпотребинспекции: почему не действует мораторий

ХМЕЛЕВСКАЯ ОКСАНА
Собственное Дело Июль, 2014/№ 13
Печать
Ситуация. Предприниматель — единоналожник группы 2 торгует лампами и осветительными приборами. Он считает, что относится к субъектам, которые попадают под мораторий на плановые проверки органов Госпотребинспекции (защиты прав потребителей) согласно Закону № 4448. Однако недавно представители этого органа заявили, что имеют право прийти с такой проверкой. Так ли это на самом деле, с чем связано такое неприятное исключение? Ответ на этот вопрос найдете в данной статье.

Круг проверок органов Госпотребинспекции

Органы Госпотребинспекции следят за соблюдением правил торговли, в том числе контролируют качество и безопасность товаров, продаваемых предпринимателями.

Причем для этих целей они могут проводить проверки в рамках различных законодательных актов.

Самые распространенные — это проверки соблюдения норм Закона о защите прав потребителей, с которыми предпринимателя могут посетить в порядке, установленном Законом № 877. Реже — проверки в рамках Закона о рыночном надзоре (см. «СД», 2013, № 11, с. 40).

В первом случае проверяющие, как правило, смотрят на наличие информации о товаре (сроке годности, составе и т. п.), документов о его происхождении, сертификатов, соблюдение продавцом правил торговли, замены и возврата годного и некачественного товара и т. д.

Во втором — на соблюдение технических регламентов для отдельных товаров и Закона о безопасности продукции.

Обратите внимание

Рыночный надзор осуществляют различные госорганы, в зависимости от группы непищевой продукции (Перечень № 573).

Госпотребинспекция проверяет наибольшее количество непищевых товаров: холодильное, электрическое и электронное оборудование, лампы бытовые, текстильные изделия, водонагревательные котлы, моющие средства, игрушки и некоторые другие товары.

Основными мероприятиями рыночного надзора являются (статья 22 Закона о рыночном надзоре):

— проверки характеристик продукции (в том числе отбор образцов и их экспертиза);

— ограничительные (корректировочные) меры (ограничение, запрет представления продукции на рынке, изъятие продукции из оборота, отзыв продукции).

Теперь перейдем к главному вопросу: на все ли указанные нами проверки распространяется мораторий?

 

Когда действует мораторий на проверки Госпотребинспекции

Итак, органам государственного надзора (контроля) запрещается осуществлять в отношении некоторых предпринимателей мероприятия государственного надзора (контроля), кроме проверок исключений (часть 3 статьи 3 Закона № 4448).

Под освобождение попали предприниматели, не зарегистрированные в качестве плательщиков НДС, в частности, единоналожники группы 2, если их деятельность не отнесена к высокой степени риска в соответствии с Законом № 877 (часть 1 статьи 2 Закона № 4448).

Виды проверок — исключений, с которыми имеют право приходить проверяющие к любым предпринимателям, четко перечислены в статье 3 Закона № 4448. В частности, у органов по защите прав потребителей есть право на осуществление внеплановых проверок по жалобам потребителей.

На первый взгляд, после такой информации единоналожник может расслабиться и вздохнуть с облегчением, но не все так просто. Далее объясним почему.

Мораторий относится только к тем плановым проверкам, регулярность которых установлена статьей 5 специального проверочного Закона № 877. Этой же статьей предусмотрено и распределение субъектов по критериям риска вида деятельности, которые должны утверждаться Кабмином по представлению профильного органа контроля. Именно по ним судят, попадает ли предприниматель — неплательщик НДС под проверочный мораторий, а если нет, то по ним определяют периодичность плановых проверок.

Для проверок органами Госпотребинспекции субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность по производству, выпуску и реализации продукции (выполнению работ, предоставлению услуг), такие критерии установлены постановлением № 1164. В соответствии с этим нормативным документом торговля осветительным оборудованием и электрическими лампами входит в перечень видов деятельности с незначительной степенью риска.

Но! Это относится только к одной части контроля Госпотребинспекции — проверкам выполнения норм Закона о защите прав потребителей.

В свою очередь, плановые проверки, предусмотренные Законом о рыночном надзоре, не «подчиняются» большинству правил статьи 5 Закона № 877. Это касается и распределения по критериям, утвержденным во исполнение этого Закона.

Закон о рыночном надзоре ориентируется на свои собственные критерии риска для распределения предпринимателей на категории в зависимости от вида реализуемой продукции. Так, согласно пункту 4 Перечня № 38 товарами повышенной степени риска являются:

— электрические осветительные лампочки;

— светильники для люминесцентных ламп (за исключением бытовых);

— прямые и малогабаритные люминесцентные лампы;

— разрядные лампы высокой интенсивности, в частности натриевые лампы высокого или низкого давления и металлогалогеновые лампы;

— другое осветительное оборудование.

Очевидно, что так законодатели вывели часть проверок Госпотребинспекции из-под моратория. Ведь в Законе № 4448 речь идет об освобождении от проверок согласно критериям, разработанным именно в соответствии с Законом № 877, а Закон о рыночном надзоре ими «пренебрегает» и, более того, отнес ряд товаров к представляющим повышенный риск для потребителей.

Таким образом, если в ассортименте товаров предпринимателя есть перечисленные выше товары, то им не избежать плановых проверок органов Госпотребинспекции согласно Закону о рыночном надзоре. В этом случае мораторий не действует. Периодичность этих проверок определяют секторальные планы контролирующих органов (статья 24 Закона о рыночном надзоре).

Отметим, что, кроме Закона о безопасности продукции, Госпотребинспекцию у торговцев лампами и осветительными приборами в первую очередь будет интересовать соблюдение Техрегламента потребления электроэнегии № 1144 и Техрегламента ограничения опасных веществ № 1057.

Обратите внимание

Во время любого вида рыночного надзора проверяются характеристики только того вида продукции, который является предметом проверки, а не всей продукции, которую производит или продает предприниматель (часть 4 статьи 23 Закона о рыночном надзоре).

Документами, при наличии которых проводятся проверки, являются приказ и удостоверение (направление) на проведение проверки, которые выдаются и оформляются в соответствии с Законом № 877.

Выводы

Проверки органов Госпотребинспекции могут проводиться в рамках Закона о защите прав потребителей или Закона о рыночном надзоре.

В каждом из случаев ориентируются на разные критерии риска: в первом — на вид деятельности, во втором — на вид продукции или товаров.

Для предпринимателей — неплательщиков НДС, которые не занимаются деятельностью с высоким риском согласно критериям, действует мораторий на плановые проверки. Однако фактически законодательство оградило от него проверки Госпотребинспекцией товаров в рамках Закона о рыночном надзоре.

Документы консультации

Закон о рыночном надзоре — Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» от 02.12.2010 г. № 2735-VI.

Закон о безопасности продукции — Закон Украины «Об общей безопасности непищевой продукции» от 02.12.2010 г. № 2736-VI.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (конт­роля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 4448 — Закон Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 г. № 4448-VI.

Перечень № 38 — Перечень видов непищевой продукции, которая относится к повышенной степени риска, утвержденный приказом Госпотребинспекции от 23.02.2012 г. № 38.

Перечень № 573 — Перечень органов государственного рыночного надзора и сфер их ответственности, утвержденный постановлением КМУ от 01.06.2011 г. № 573.

Постановление № 1164 — постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством, выпуском и реализацией продукции (выполнением работ, предоставлением услуг), и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля)» от 27.12.2008 г. № 1164.

Техрегламент потребления электроэнергии № 1144  Технический регламент этикетировки ламп бытового использования относительно эффективности потребления электроэнергии, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2008 г. № 1144.

Техрегламент ограничения опасных веществ № 1057 — Технический регламент ограничения использования некоторых опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании, утвержденный постановлением КМУ от 03.12.2008 г. № 1057.

Теги Проверки
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц