Темы статей
Выбрать темы

Юридическая поддержка. Встречная сверка — странный предмет: вроде проверка, а вроде бы нет

Статья

Встречная сверка — странный предмет: вроде проверка, а вроде бы нет

По задумке встречная сверка — это сравнение учетных данных контрагентов. Но для «сверяемых» это порой настоящее испытание. Во-первых, налоговики зачастую требуют предоставить для сверки огромное количество «первички» (естественно, копии стоит изготовить за счет налогоплательщика). Во-вторых, если их требование не выполнить — грозят «нагрянуть» с внеплановым визитом.

Обоснованы ли такие требования? Вся правда о встречных сверках в одной консультации.

Кто? Что? Где? Как?

Для начала нам очень пригодится определение встречной сверки, оно приведено в пункте 73.5 НКУ:

«Встречной сверкой считается сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, которое осуществляется контролирующими органами с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете налогоплательщика.»

Отметим главное: встречная сверка не является проверкой как таковой.

Основное отличие заключается в том, что цель встречной сверки — это получение налоговой информации, а не проверка правильности отражения хозопераций в вашем учете. Отсюда разница в порядке проведения встречной сверки и составлении итоговых документов (подробности — далее).

Встречная сверка проводится в порядке, определенном постановлением № 1232, также проверяющие должны руководствоваться Метод­рекомендациями № 236.

Кто же попадает «под удар»? Встречные сверки проводятся (пункт 2 Порядка № 1232), если:

— в ходе проверки вашего контрагента у налоговиков возникли сомнения относительно факта осуществления хозопераций с другим субъектом хозяйствования (с вами);

— существуют расхождения задекларированных показателей налогового кредита и налоговых обязательств в декларациях по НДС.

По идее, встречная сверка должна проводиться налоговыми органами самостоятельно (пункт 3 Порядка № 1232). И если предприниматель находится на учете в том же органе ГНС, что и контр­агент, которого проверяют, или в пределах одного населенного пункта, то так и происходит.

Если же у налоговиков отсутствует запрашиваемая информация, то он направляет запрос предпринимателю (пункт 4 Порядка № 1232).

Важно

Перед началом плановой проверки у проверяющих обязательно должны быть приказ начальника контролирующего органа о начале проверки, письменное уведомление о дате начала проверки и т. д. При встречной сверке подобные документы не оформляют.

И поступил запрос…

Запрос о предоставлении информации и ее документальном подтверждении предпринимателю направляют по его адресу или вручают лично.

Зачастую в запросе налоговики указывают довольно широкий перечень первичных документов, которые они хотят видеть. В списке может быть и внутренняя документация, документы на объекты недвижимости, лицензии, информация о госрегистрации, открытых счетах, наемных работниках и т. д. Такая информация не касается взаимоотношений предпринимателя с контрагентами, поэтому исполнять такие требования не обязательно.

Дело в том, что из самого определения встречной сверки следует, что запрашиваться должна исключительно та информация, которая напрямую касается той или иной операции, факт осуществления которой между субъектами хозяйствования нужно подтвердить либо опровергнуть. Следовательно, запрашивать могут документы, связанные с проверяемым контрагентом, из-за которого проводится встречка, а не вообще все документы подряд. Заметьте: копии должны быть подписаны руководителем и скреплены печатью (при наличии).

Обратите внимание

В общем случае информацию, указанную в запросе налогового органа, нужно предоставить в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (пункт 6 Порядка № 1232).

Если же потребовали слишком много не относящихся к делу документов, стоит в письменном виде объяснить, что такая информация не связана с указанным контрагентом и выходит за рамки пункта 73.5 НКУ. В письме попросите налоговиков указать норму НКУ, которая «отвечает» за предоставление такой информации по запросу, или уточнить перечень предоставляемых документов.

Дополнительно можно сослаться на часть 8 статьи 19 ХКУ, согласно которой запрещается требовать от субъектов хозяйствования представления статистической информации и других данных, не предусмотренных законом или с нарушением порядка, установленного законом.

Возможные реакции на запрос налоговиков представим на с. 36:

 

img 1

Нас сверили! Что теперь?

Получив от предпринимателя запрашиваемую информацию и ее документальное подтверждение, проводится непосредственно встречная сверка (пункт 6 Порядка № 1232). Результаты сверки оформляют справкой.

Так должно быть в идеале, но на практике есть и другие варианты развития событий.

Например, налогоплательщика не нашли по месту жительства или он не предоставил запрашиваемые документы. В этом случае налоговики составляют Акт о невозможности проведения встречных проверок. При этом, по их мнению, такой Акт подтверждает нарушение законодательства. Это надуманные утверждения. В частности, ВАдСУ рассудил так: акты о невозможности проведения встречных сверок не является тем самым, что и результаты проведенных встречных сверок. Поэтому невозможность проведения встречных сверок не может считаться доказательством совершения определенным плательщиком налога нарушений налогового законодательства (постановление ВАдСУ от 27.02.2014 г. № К/800/41631/13).

Более того, Акт о невозможности проведения встречных сверок не влечет для предпринимателя каких-либо правовых последствий (постановление ВАдСУ от 23.01.2014 г. № К/800/29958/13).

Еще один вариант «неправильного» развития событий: по результатам встречной сверки составили уведомление-решение (начислили штрафные санкции). Это нарушение. Встречная сверка не является налоговой проверкой, соответственно по ее результатам налоговики не имеют права составлять уведомления-решения. В этом случае нужно смело обращаться в суд. Благо, суды в этом вопросе на стороне предпринимателей (например, определение ВАдСУ от 11.12.2013 г. № К/800/20111/13).

И еще одно. Расхождения в учете, выявленные в результате встречной сверки, не являются основанием для корректировки суммы налогового кредита покупателя. В частности, к такому выводу пришел ВАдСУ в определении от 05.02.2014 г. № К/800/42567/13. Так, покупатель не может нести ответственность ни за неуплату налогов продавцами, ни за возможную недостоверность сведений о них. Если контр­агент не выполнил своего обязательства по уплате налога в бюджет, это влечет ответственность и негативные последствия именно в отношении этого лица. Указанное обстоятельство не является основанием для лишения плательщика налога права на возмещение НДС в случае, если последний выполнил все предусмотренные законом условия относительно получения такого возмещения и имеет все документальные подтверждения размера своего налогового кредита.

 

Не так страшна встречная сверка, как ее малюют

Многие задаются вопросом: если проигнорировать запрос налоговиков, то внеплановая проверка неизбежна? Такая угроза, действительно, исходит от пункта 78.1 НКУ. Но тут нужно разграничивать две ситуации:

— отказ в предоставлении запрашиваемой информации (к примеру, если запрос оформлен с нарушениями);

— непредоставление документов (игнорирование запроса).

По нашему мнению, отказ не является основанием для проведения такой проверки. Аргумент: отказ предоставить сведения в ходе встречной сверки не указан в качестве оснований для внеплановой проверки, которые перечислены в пункте 78.1 НКУ.

Другое дело, если не предоставить информацию и документы по запросу. Налоговики могут расценить это как «выявленный в ходе проверки других налогоплательщиков факт, свидетельствующий о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства» (подпункт 78.1.1 НКУ). В этом случае вам направят запрос с требованием предоставить пояснения и их документальные подтверждения в течение 10 рабочих дней и уже отсутствие ответа на такой запрос будет основанием для проведения внеплановой проверки.

Вероятны в этом случае и штрафные санкции. Поскольку встречная сверка является составляющей налогового контроля, то за непредставление запрашиваемой информации может грозить штраф по пункту 121.1 НКУ в размере 510 грн. (при повторном нарушении в течение года — 1020 грн.).

Важно

Информация, полученная в ходе встречных сверок, в последующем используется при проведении плановой или внеплановой проверки (пункт 5.2 Методрекомендаций № 236). Иными словами, все, что вы предоставите или разъясните в рамках встречной сверки, будет использовано, если в будущем налоговики нагрянут с проверкой.

Держим руку на пульсе

ВРУ получила для ознакомления законопроект № 4382. Он направлен на сокращение количества налоговых проверок, в частности, путем упразднения документальных невыездных проверок и встречных сверок.

Радует, что хотя бы некоторые законодатели действительно думают о налогоплательщиках. Осталось только дождаться, чтобы этот законопроект стал законом.

Выводы

Встречная сверка — это не проверка. Ее цель — получить информацию о хозоперации, а не проверить правильность ее отражения в учете предпринимателя.

Для проведения встречной сверки налоговики оформляют запрос о предоставлении информации и ее документального подтверждения.

Запрашиваемая информация должна касаться только взаимоотношений с контрагентом. Запрос, оформленный с нарушениями или содержащий перечень документов, который не касается предмета встречной сверки, считается необоснованным. На такой запрос можно дать аргументированный письменный отказ.

Результаты встречной сверки оформляются справкой. По итогам встречной сверки налоговики не имеют права выписывать налоговые уведомления-решения (начислять штрафы) и лишать предпринимателя налогового кредита по НДС.

Если же информацию не предоставить на правильно оформленный запрос, то возможен штраф.

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VІ.

ХКУ  Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Законопроект № 4382 — проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно упорядочения проведения контролирующими органами налоговых проверок и встречных сверок)» от 07.03.2014 г. № 4382.

Методрекомендации № 236 — Методические рекомендации по организации и проведению органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденные приказом ГНАУ от 22.04.2011 г. № 236.

Порядок № 1232 / постановление № 1232  постановление КМУ «Об утверждении Порядка проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок» от 27.12.2010 г. № 1232.

Порядок № 1245  Порядок периодического представления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1245.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше