Темы статей
Выбрать темы

Если ваш поставщик — интернет-магазин: какие нужны документы на товар

Статья

Если ваш поставщик — интернет-магазин: какие нужны документы на товар

Интернет-торговля уверенно завоевывает все новые и новые рынки, а сфера ее деятельности затронула уже и оптовую торговлю: многие предприниматели закупают товар в интернет-магазинах и не только украинских, но и зарубежных.

В этой связи у наших читателей стали возникать вопросы:

— можно ли закупать товар в интернет-магазине для его дальнейшей перепродажи и какие документы на товар нужны в данном случае;

— есть ли какие-то особенности при покупке товара в зарубежном интернет-магазине?

Давайте разбираться.

Людмила БАЛА,

консультант газеты «Собственное Дело»

Интернет-закупки разрешены

Наше законодательство не запрещает предпринимателю покупать товар в интернет-магазине для перепродажи. По сути, такие закупки ничем не отличаются от закупок на рынке, на складе, в другом магазине и т. п., ведь интернет-­магазин, как и любой другой пункт продажи товаров, кому-то принадлежит. Его владельцем может быть либо предприниматель, либо юрлицо. Поэтому, покупая товар через Интернет, главное выяснить, с кем вы сотрудничаете: с предпринимателем или юрлицом, а процедура купли-продажи — стандартная.

Но не секрет, что встречаются и такие интернет-магазины, владельцы которых не хотят официально сотрудничать. Они могут работать только «по-черному», так как не имеют ни госрегистрации, ни постоянного адреса.

Справедливости ради стоит отметить, что в нелегальных интернет-магазинах цены на товар могут быть гораздо привлекательнее, чем у конкурентов. Поэтому может возникнуть соблазн приобрести этот товар «как для себя» (т. е. в качестве гражданина), а затем перепродать его в своем магазине. Теоретически это возможно. Такое право дает предпринимателю статья 320 ГКУ:

«Собственник имеет право использовать свое имущество для осуществления предпринимательской деятельности…»

Однако в таком случае предприниматель не сможет включить в расходы покупную стоимость такого товара (что, в принципе, неважно для единоналожников).

И все же даже единоналожникам нужно иметь хоть какой-то документ, подтверждающий право собственности на товар (подробнее см. табл на с. 21). О том, как выйти из ситуации, когда у предпринимателя нет никаких документов на товар, мы подробно писали в «СД», 2013, № 4, с. 10.

 

Документы на интернет-товар

Краткий перечень необходимых документов приведем в таблице.

Документы на товар, купленный в интернет-магазине

Зачем нужны документы

Документы

общая система

единый налог

1. Для подтверждения расходов на покупку товара

Платежный документ (платежное поручение, чек, квитанция, акт закупки и т. п.).

ТТН или другой документ, подтверждающий фактическое получение товара

Не ведет учет расходов, поэтому нет необходимости подтверждать их документально (кроме плательщиков НДС)

Пояснения: платежный документ (платежное поручение, чек, квитанция, акт закупки и т. п.) дает предпринимателю право включить в расходы стоимость приобретенных товаров.

Кроме того, если товар доставлен сторонней организацией, налоговики требуют наличия ТТН или другого документа, подтверждающего фактическое получение товара (письмо Миндоходов от 19.09.2013 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128)

2. Для неудержания НДФЛ с продавца

На сегодняшний день все регистрационные данные о продавце-предпринимателе можно найти на сайте http://irc.gov.ua (подробнее см. «СД», 2014, № 11, с. 39). Поэтому достаточно обзавестись распечатками с этого сайта о данных контрагента. Однако проверяющие на местах часто еще «по старинке» требуют бумажные копии выписки/извлечения из ЕГР продавца-предпринимателя (на наш взгляд, это требование уже необоснованно). Тем, кто не хочет спорить с проверяющими, придется просить копии этих документов у продавца.

Если продавец — юрлицо, этот факт подтвердит договор купли-продажи и/или платежный документ. Для проверяющих такие документы будут свидетельством того, что вы не должны были удерживать с такого контрагента НДФЛ (поскольку он не физлицо).

Если продавец — обычный гражданин, не предприниматель, НДФЛ с него удерживать нужно. Следует также заполнять форму № 1ДФ. Для этого потребуется Ф. И. О. и ИНН продавца-гражданина, а также договор на покупку

3. Для составления и подачи отчета по форме № 1ДФ

Выписка банка, квитанция, чек или документ произвольной формы о наличной оплате товаров, если они приобретались у граждан либо у физлиц-предпринимателей.

Если продавец — обычный гражданин, нужно знать его Ф. И. О. и ИНН.

Договор купли-продажи с юрлицом, накладная на товар, расчетный документ — эти документы подтвердят тот факт, что товары приобретались у юрлица, а значит, форму № 1ДФ заполнять не нужно

Пояснения: в форме № 1ДФ предприниматель обязан указать все доходы, которые он в течение квартала выплачивал гражданам или предпринимателям, в том числе за купленные у них товары. А каждая из этих сумм согласно пункту 44.1 НКУ обязательно должна быть подтверждена первичным документом (например, выпиской банка, квитанцией, чеком или документом произвольной формы о наличной оплате товаров, если они приобретались у граждан либо у физлиц-предпринимателей)

4. Для получения права на налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная, а в некоторых случаях — кассовый чек, транспортный билет или ГТД

5. Для подтверждения права собственности на товар

Договор купли-продажи, акт закупки, накладная, чек, платежное поручение и т. п.

 

«Икра заморская», или О заграничных закупках

Покупая товар в зарубежном интернет-магазине, предприниматель осуществляет внешне­экономическую деятельность (далее — ВЭД). Поэтому до того, как он совершит первую покупку (экспорт), ему нужно стать на учет в таможенных органах (аккредитоваться).

Для этого следует посетить таможню по месту своей регистрации и подать пакет документов:

1) заполненную карточку учета лица, осуществляющего операции с товарами, — 2 шт. (приложение 1 к Порядку № 634);

2) электронную копию карточки учета;

3) оригинал и заверенную копию справки о взятии на учет налогоплательщика (пункт 6 Порядка № 634).

Если все пройдет гладко, то старания предпринимателя увенчаются получением карточки аккредитации. Только после этого можно покупать товар в иностранном интернет-магазине.

Что же касается документов на товар, то они, конечно же, должны быть. О том, какие документы это будут, можно заранее договориться с продавцом при переписке. Впрочем, в любом случае, доставка товара будет оформлена документально. Например:

при почтовой пересылке документом на товар может быть таможенная декларация CN 22 или 23 международного образца;

— при ввозе товара через таможенную территорию Украины — ГТД.

При импорте товаров придется уплачивать таможенную пошлину и НДС. Но если стоимость товара в посылке меньше 150 евро, НДС можно не уплачивать (подпункт 196.1.17 НКУ).

И все же, если предприниматель не намерен покупать товары в зарубежных интернет- магазинах постоянно, ему нет смысла связываться с таможней и ее формальностями. Гораздо удобнее время от времени получать посылки из-за рубежа, адресованные гражданину (на свое имя* или имя близкого родственника, который в дальнейшем сможет подарить вам товар).

* Если вы решили приобрести товар в зарубежном интернет-магазине один раз, то можно оформить посылку на свое имя. Если же такие закупки будут происходить не единожды, лучше оформляйте на родственников. Это убережет вас от подозрений со стороны налоговиков в том, что вы занимаетесь ВЭД без аккредитации на таможне.

Обратите внимание

Если посылка адресована гражданину и ее стоимость не превышает 150 евро, за нее не придется платить ни НДС, ни импортную пошлину (пункт 6 статьи 374 ТКУ).

Лучше всего оформлять посылки на имя близких родственников (муж, жена, родители, дети). Забегая вперед, скажем, что это позволит вам не уплачивать НДФЛ. Но давайте по  порядку.

Итак, после того, как посылка пришла, можно оформлять письменный договор дарения товара. Этот документ подтвердит ваше право собственности на товар. При этом крайне важно, чтобы в таком договоре и даритель (родственник), и сам одариваемый (предприниматель) выступали гражданами (т. е. не было упоминания о предпринимательском статусе вообще). У такого варианта несколько преимуществ и лишь один недостаток (рис. 1).

 

img 1

Рис. 1. Преимущества и недостаток оформления договора дарения

 

Теперь о том, как рассчитаться с иностранным интернет-магазином. Покажем это на рис. 2.

 

img 2

Рис. 2. Платим заграничному интернет-магазину

 

Заметьте: точно такой же порядок расчетов можно применять и для расчетов с украинскими интернет-магазинами*.

* Включая запрет для единоналожников на проведение расчетов через электронные платежные системы («WebMoney», «PayPal» и др.).

Выводы

Украинское законодательство не запрещает предпринимателю покупать товар в интернет-магазине для перепродажи. Но на такой товар обязательно должны быть документы (договоры купли-продажи, платежные поручения, ТТН и т. п.).

Если никаких документов нет, выходом в таком случае может стать договор дарения товара. Заметьте, что такой договор лучше всего заключать:

1) между гражданами (т. е. и даритель, и одариваемый — обычные физлица, никаких предпринимательских данных в договоре быть не должно);

2) с дарителем — близким родственником (мужем, женой, родителями, детьми).

При этом физлицо имеет право перепродать товар, полученный в подарок, в рамках своей предпринимательской деятельности.

Что касается закупок в иностранных интернет-магазинах, то предприниматель может их осуществлять только после того, как пройдет аккредитацию на таможне. Без аккредитации можно купить товар только на имя гражданина (а не предпринимателя).

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV.

Порядок № 634  Порядок учета лиц, которые осуществляют операции с товарами, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 30.05.2012 г. № 634.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше