Темы статей
Выбрать темы

Два предпринимателя под одной крышей. Часть 4 — рассчитываемся с клиентами в общем кафе

Статья

Два предпринимателя под одной крышей. Часть 4 — рассчитываемся с клиентами в общем кафе

В прошлом номере «СД» мы рассказывали о нюансах открытия одного кафе сразу двумя предпринимателями и обещали обязательно объяснить, как правильно в таком кафе рассчитываться: как выписать чек, оформить на работу официантов, нужно ли применять РРО и т. д. Кроме того, важно не забыть о специфических отчетах, поэтому о них напомним тоже.

Итак, выполняем обещание.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО,

консультант газеты «Собственное Дело»

Оформляем работников-официантов

Двух предпринимателей в кафе связывают общие клиенты, которые могут одновременно заказать продукцию обоих предпринимателей. Клиентов обслуживают официанты. Естественно, что для удобства клиентов официанты будут выписывать им один счет за весь заказ и получать по нему всю оплату, в том числе выручку единоналожника.

Для того чтобы эти действия были правомерными, предпринимателям необходимо правильно оформить работников-официантов.

Мы предложим вам два способа, как это сделать. В каждом из них есть свои достоинства и недостатки (рис. 1 и 2). Поэтому, какой из способов предпочесть, — выбирать вам.

 

img 1

Рис. 1. Способ № 1: официанты-совместители

 

img 2

Рис. 2. Способ № 2: продажа блюд по доверенности

 

Теперь разберемся подробнее. Итак, способ № 1: официанты-совместители. В данном случае официанты будут работать сразу у обоих предпринимателей. Каждый из них должен:

— заключить с официантом трудовой договор и зарегистрировать его в Центре занятости (Минсоцполитики);

— сделать запись в трудовой книжке работника о приеме на работу;

— платить официантам зарплату, оплачивать больничные и отпуска;

— подавать отчетность за наемных работников.

При этом отношения с клиентами кафе строятся довольно просто: официант выписывает клиенту счет, получает от него оплату, а затем распределяет ее между единоналожником и обще­системщиком в соответствии с заказом.

Теперь поговорим о способе № 2: продажа блюд по доверенности. Как вы уже поняли, в этом случае официант работает только в баре (у общесистемщика). Тем не менее, поскольку общесистемщик имеет право продавать блюда единоналожника, его работники могут предлагать клиентам кафе не только выпивку, но и еду.

При этом модель отношений между предпринимателями и клиентами такова (рис. 3):

 

img 3

Рис. 3. Отношения поручения

 

Как же правильно оформить поручение на продажу блюд: нужно ли заключать договор поручения или достаточно одной доверенности?

Спешим успокоить предпринимателей. В данном случае можно ограничиться одной только доверенностью. Ведь согласно части 3 статьи 237 и статье 244 ГКУ отношения поручения могут возникать на основании доверенности. А значит, предпринимателям необязательно заключать сам договор поручения.

Обратите внимание

Доверенность, выданная единоналожником, будет действительна при наличии его подписи, а печать необязательна, если ее у предпринимателя вообще нет.

Необязательно также заверять доверенность у нотариуса (кроме случаев перепоручения).

Несколько слов хотелось бы сказать о недостатке данного способа, а именно о том, что налоговики могут посчитать выручку, полученную для единоналожника, выручкой предпринимателя-общесистемщика. Какие есть доводы против такого утверждения?

Во-первых, это мнение самого Миндоходов. Так, в «ЗІР» Миндоходов (раздел 104.04) размещена консультация, в которой сказано, что транзитные средства не включаются в доход предпринимателя. Правда, в этой консультации речь шла о договоре транспортного экспедирования. Но договор поручения по своей сути ничем не отличается от договора экспедирования. Ведь продажа товара осуществляется:

1) от имени единоналожника (меню с блюдами должно быть подписано единоналожником);

2) и за его счет (блюда готовит сам единоналожник за свой счет).

Это, кстати, подтверждается и статьей 1000 ГКУ.

Во-вторых, полученные «транзитом» средства не принадлежат общесистемщику, а являются собственностью единоналожника и должны быть переданы ему. Ведь продажа блюд происходит от лица единоналожника, а значит, и оплата, полученная официантом, является собственностью единоналожника.

И наконец, в-третьих, «транзитные» средства не увеличивают экономические выгоды общесистемщика (ведь эти деньги будут переданы собственнику), а значит, не являются доходом общесистемщика по определению.

 

«Официант, счет, пожалуйста!»

Итак, официантов мы оформили. Теперь нужно разобраться с тем, как рассчитываться с клиентами. Сам механизм расчетов вы, наверное, уже поняли из рис. 1 и 2. Но о нюансах стоит сказать подробнее.

Независимо от того, как оформлены официанты (совместители или работники общесистемщика), важно, чтобы продукция единоналожника и общесистемщика продавалась отдельно.

Для этого следует:

1) составить два отдельных меню (одно, подписанное единоналожником, второе — предпринимателем на общей системе);

2) в счете указывать стоимость продукции, разбивая ее по двум предпринимателям. Сам счет может иметь произвольную форму, никаких законодательных требований к нему нет, так как это не расчетный и не налоговый документ, а просто внутренний документ предпринимателя, необходимый ему для своего учета и для обслуживания клиентов. К примеру, он может выглядеть так, как показано на рис. 4 и 5 (см. с. 22).

 

img 4 

Рис. 4. Образец чека в случае, если официант работает только у общесистемщика

 

img 5 

Рис. 4. Образец чека в случае, если официант работает только у общесистемщика

 

По такому счету удобно отследить сумму, которую нужно передать единоналожнику, и сумму, которую следует провести через РРО и отразить в Книге УДР предпринимателю на общей системе.

Обратите внимание

Оплата за продукцию единоналожника не проводится через РРО. Ведь эта продукция продается от имени единоналожника, а единоналожники не обязаны применять РРО (об этом см. далее).

Если клиент, оплатив по счету, потребует расчетный документ, то:

предприниматель на общей системе выдаст ему чек РРО (в принципе, обязан его выдавать даже без просьбы клиента);

единоналожник может выписать документ произвольной формы, хотя налоговики настаивают на том, что он должен содержать такие же реквизиты, как и чек РРО.

Не исключено, что в данной ситуации у единоналожника может возникнуть вопрос: можно ли распечатать свой чек через РРО, зарегистрированный на общесистемщика? Предупреждаем, что так поступать нельзя ни в коем случае, поскольку подобные действия чреваты штрафами*.

* К примеру, если в течение дня единоналожник заберет свою выручку, то у предпринимателя на общей системе будет расхождение между фактически имеющейся наличностью и прошедшей через РРО. Обнаружив этот факт при проверке, налоговики смогут оштрафовать предпринимателя: за первое такое нарушение — на 1 грн., за повторное нарушение — на 100 % расхождения, за третье нарушение — в пятикратном размере (500 %) (пункт 1 статьи 17 Закона об РРО).

Итак, с единоналожниками все просто: получил выручку, подсчитал общую ее сумму в конце дня, записал в Книгу УД — и будь спокоен.

А вот у общесистемщиков может возникнуть вопрос: как быть с РРО, если предприниматель бывает в кафе не каждый день? Как провести выручку через РРО?

Если общесистемщик не всегда присутствует в кафе, то можно ввести должность кассира (старшего официанта и т. п.), который и будет проводить расчеты через РРО и выдавать чеки. В таком случае следует действовать так, как показано на рис. 6.

 

img 6 

Рис. 6. Как оприходовать выручку, если общесистемщик отсутствует в кафе

РРО в общем кафе

Единоналожник может не использовать РРО при торговле любыми товарами* и при работе в любой группе упрощенцев (пункт 6 статьи 9 Закона об РРО). С этим соглашаются и налоговики.

* Разумеется, товарами, которыми можно торговать в рамках упрощенной системы налогообложения.

А вот предпринимателю на общей системе налогообложения без РРО не обойтись. Поэтому ему нужно:

1) приобрести РРО (модификация которого включена в Госреестр РРО);

2) зарегистрировать РРО в органе Миндоходов;

3) выполнить его персонализацию в ЦСО;

4) опломбировать РРО;

5) перевести РРО в фискальный режим работы (пункт 1 статьи 2 Порядка № 417).

Однако некоторые налоговики отказываются регистрировать РРО, если в одном помещении с предпринимателем-общесистемщиком работает единоналожник. Нужно отметить, что такой отказ безоснователен, поскольку ни Закон об РРО, ни Порядок № 417 (пункт 8 статьи 2) не содержат подобных ограничений.

Кроме того, и сам единоналожник при желании может зарегистрировать РРО и использовать его. Запрета на это в действующем законодательстве нет. Поэтому наличие в кафе второго предпринимателя (независимо от системы налогообложения) — не повод для отказа в регистрации РРО при условии, что у предпринимателя на общей системе есть собственный документ на часть помещения кафе (пункт 4 статьи 2 Порядка № 417)**.

** О том, как разделить помещение кафе между двумя предпринимателями и оформить каждому из них документ на помещение, мы писали в «СД», 2014, № 9, с. 29, 33.

Допустим, РРО зарегистрировали. Далее при проведении расчетов с клиентами обязательно нужно печатать чек РРО. Но возникает вопрос: какую сумму необходимо проводить через РРО — оплату за весь заказ (с учетом продукции единоналожника) или только ту часть оплаты, которую предприниматель получил за свою продукцию?

Обратите внимание

Через РРО нужно проводить только часть выручки (за продукцию, проданную предпринимателем на общей системе). Средства, причитающиеся единоналожнику, нужно просто отдать ему и через РРО не проводить.

Платежные терминалы в кафе

Все предприниматели, которые:

1) обязаны применять РРО

2) и работают в населенных пунктах с численностью населения свыше 25 тыс. человек, должны иметь платежные терминалы (пункт 1 постановления № 878).

С 01.01.2012 г. за невыполнение указанной обязанности органы по защите прав потребителей могут наказать предпринимателя штрафом от 17 до 170 грн. (статья 155 КУоАП).

Обратите внимание

Единоналожников не касается требование иметь платежные терминалы, поскольку они не обязаны применять РРО.

Особенные отчеты предпринимателей

Отчет по хмелесбору. Данный отчет подается в случае торговли алкогольными напитками, столовым вином или пивом, в том числе безалкогольным (см. письмо ГНАУ от 16.03.2010 г. № 2607/6/21-0215).

Обратите внимание

Чтобы не делать двойную работу (не составлять два отчета по хмелесбору), нужно продажу всего алкоголя, вин и пива поручить одному предпринимателю (на общей системе). Единоналожнику же, несмотря на то, что НКУ разрешает ему продавать пиво и столовые вина, лучше с такими товарами не связываться, чтобы не подавать отчет по хмелесбору.

Отчет по хмелесбору составляется ежемесячно и подается в Миндоходов в течение 20 календарных дней после окончания месяца. Форма отчета утверждена приказом № 671.

На уплату хмелесбора дается 30 календарных дней после окончания отчетного месяца (пункт 2 Порядка № 587).

Отчетность по РРО. Предприниматель, у которого есть РРО (т. е. общесистемщик), обязан ежедневно отправлять налоговикам информацию о проводимых через РРО расчетах. Передается она в электронной форме по проводным или беспроводным каналам связи, прямо из РРО (пункт 7 статьи 3 Закона об РРО).

Обратите внимание

Если предприниматель отправляет данные о расчетах в электронном виде, он не обязан подавать отчет об РРО по форме № ЗВР-1 (пункт 7 статьи 3

Закона об РРО). Но при этом он не освобождается от обязанности ежедневно распечатывать фискальные отчетные чеки и хранить их.

НДС-регистрация

Единоналожник имеет право не быть плательщиком НДС в течение всего периода работы на упрощенной системе.

А вот предприниматель на общей системе обязан зарегистрироваться плательщиком НДС, если его совокупная выручка за 12 календарных месяцев (или за более короткий срок) превысит 300 тыс. грн. (пункт 181.1 НКУ).

Выводы

Два предпринимателя в одном кафе могут оформить работников-официантов так:

— способ № 1: как работников обоих предпринимателей (у одного — по основному месту работы, а у другого — по совместительству);

— способ № 2: как работников общесистемщика. При этом единоналожник может выписать общесистемщику доверенность на продажу своих блюд.

Таким образом, официанты смогут принимать все заказы: и на алкоголь, и на блюда.

Что касается оплаты по счету, то предприниматели делят ее между собой согласно заказу. При этом общесистемщик обязан провести свою выручку через РРО и записать в свою Книгу УДР. А вот единононаложнику достаточно всего лишь отразить ее в своей Книге УД, так как он имеет право работать без РРО.

Еще одна обязанность общесистемщика связана с торговлей алкоголем: он должен ежемесячно уплачивать хмелесбор и отчитываться по нему.

Единоналожник может смело работать без НДС. А вот общесистемщику следует быть осторожным. Ведь если его выручка за последние 12 календарных месяцев (или за более короткий срок) превысит 300 тыс. грн., ему придется зарегистрироваться в качестве плательщика НДС.

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КУоАП Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Постановление № 878  постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 г. № 878.

Порядок № 587 — Порядок взимания сбора и использования средств на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденный постановлением КМУ от 15.07.2005 г. № 587 (в редакции постановления КМУ от 02.04.2012 г. № 285).

Порядок № 417  Порядок регистрации и использования регистраторов расчетных операций, которые используются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Миндоходов от 28.08.2013 г. № 417.

Приказ № 671 — приказ ГНАУ «Об утверждении формы Расчета суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства и Порядка расчета суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 01.12.2009 г. № 671.

Теги
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше