Темы статей
Выбрать темы

Многоликий Янус, или О том, под какими масками прячут разрешение на размещение объекта торговли (услуг)

Редакция СД
Статья

Многоликий Янус, или О том, под какими масками прячут разрешение на размещение объекта торговли (услуг)

Такой документ, как разрешение на размещение объекта торговли (услуг), давно отменен. Однако на практике местные органы власти неустанно его реанимируют, тем самым пытаясь пополнить областную казну (разумеется, процедура выдачи разрешения отнюдь не бесплатная). И, нужно сказать, им удается воскрешать старое разрешение, каждый раз придумывая для него все новые и новые названия (например, декларация соответствия, карточка учета объекта торговли, согласование режима работы и т. п.).

Вероятно, они надеются за обилием названий-масок спрятать от предпринимателей саму суть. А суть в том, что разрешение-то отменено, а значит, оформлять все эти документы вовсе необязательно.

Людмила БАЛА,

консультант газеты «Собственное Дело»

Разрешение на размещение объекта торговли (услуг)

Данное разрешение получать уже не нужно. Оно окончательно упразднено с 2012 года.

Откровенно говоря, с самого начала местные органы власти навязывали предпринимателям это разрешение не совсем законно. Мотивировали это тем, что законодательством установлен сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг, а значит, такое разрешение получать нужно. Вместе с тем мало кто готов был идти на принцип и спорить с местной властью, поэтому разрешение оформляли.

Однако в 2011 году многое изменилось:

— во-первых, НКУ отменил данный сбор;

— во-вторых, с 17.02.2011 г. местные органы власти лишились полномочий выдавать разрешение на размещение объектов торговли (услуг) — пункт 10 статьи 10 Закона № 2807.

Разумеется, в свете таких событий разрешение на размещение объекта торговли должно было кануть в Лету. Но не тут-то было!

 

Декларация соответствия

На практике вместо указанного разрешения органы местного самоуправления стали требовать от предпринимателей декларацию соответствия материально-технической базы требованиям законодательства для размещения объекта торговли и бытовых услуг.

И снова же, это их требование было неправомерным. На это неоднократно обращал внимание Госкомпредпринимательства в своих письмах от 17.02.2011 г. б/н, от 30.03.2011 г. № 3019, от 18.04.2013 г. № 3414 (текст см. в конце публикации).

Более того с 01.01.2012 г. установлен четкий Перечень документов разрешительного характера — он приведен в Законе № 3392. Ни декларации, ни упомянутого разрешения там нет. А в статье 1 Закона № 3392 определено следующее:

«Запрещается требовать от субъектов хозяйствования получения документов разрешительного характера, необходимость получения которых не предусмотрена законом и которые не внесены в Перечень, утвержденный настоящим Законом.

Необходимость получения документов разрешительного характера, установленная законами, возникает исключительно после внесения таких документов в Перечень, кроме случаев, предусмотренных частью четвертой этой статьи.»

Итак, у предпринимателей появился еще один аргумент «за» то, что местные органы власти не вправе требовать от них указанные документы.

 

Карточка учета объекта торговли

Но, к сожалению, органы самоуправления на местах никак не хотят с этим смириться. Порой они требуют декларацию так сказать «в лоб», ссылаясь на Закон о разрешительной системе. Но бывает, что действуют и более изощ­ренно. Например, издают различного рода распоряжения местного уровня (распоряжение о формировании городского электронного реестра объектов бизнеса или распоряжение о ведении учета нежилых помещений, в которых размещаются объекты торговли, или др.). На этом основании они требуют от предпринимателей предоставить информацию об объектах торговли. А получив эту информацию, формируют и выдают «Карточку учета объекта торговли».

Зачастую с ними заодно выступают и налоговики. Так, они отказываются регистрировать РРО или выдавать патенты тем, у кого нет декларации, или разрешения, или карточки (хотя в последнее время такие случаи встречаются все реже).

Поэтому если предпринимателю спорить недосуг (а любые судебные тяжбы растягиваются на довольно длительный срок), придется посетить Разрешительный центр и сдать туда декларацию соответствия материально-технической базы требованиям законодательства для размещения объекта торговли и бытовых услуг.

 

Согласование режима работы

Этот документ — еще одна вариация от местных органов власти на тему «Чем бы заменить разрешение на размещение объекта торговли?». Итак, декларации и карточки оказалось мало. В некоторых областях местные власти требуют согласовывать режим работы, и в частности, это касается заведений общепита. То есть вместо разрешения на размещение якобы нужно оформить согласование режима работы. Хотя порой его требуют и наряду с упомянутым разрешением.

Сразу отметим: никаких законодательных оснований для выдачи этого документа у местных органов власти нет. С этим согласен и Госкомпредпринимательства (письмо от 18.04.2013 г. № 3414 — текст см. в конце пуб­ликации).

Во-первых, предприниматель имеет право самостоятельно устанавливать режим работы.

Во-вторых, если и согласовывать режим работы кафе, то делать это должен не предприниматель, а сами органы местной власти. Именно они должны обращаться к предпринимателю для согласования. Такой вывод следует из подпункта 4 пункта «б» статьи 30 Закона о местном самоуправлении.

И наконец, такой документ, как «согласование установления режима работы предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания», не указан в Перечне разрешительных документов из Закона № 3392. А значит, местные органы власти не вправе заставлять предпринимателей оформлять этот документ. Более того, сама процедура такого согласования действующим законодательством не предусмотрена.

 

Подытожим

Таким образом, у предпринимателя есть право не брать разрешение на торговлю под любым его названием-маской, будь-то:

— декларация соответствия материально- тех­ни­ческой базы требованиям законодательства для размещения объекта торговли и бытовых услуг;

— карточка учета объекта торговли;

— согласование режима работы

— или по старинке — разрешение на размещение объекта торговли (услуг).

Однако местные органы власти с этим категорически не согласны. Поэтому отстаивать свое право приходится не иначе как через суд.
К сожалению, такова действительность. Тот, кто не хочет судиться, послушно оформляет разрешение.

Впрочем, далеко не всегда дело доходит до суда. Так, многие проверяющие «сдаются», видя, что предприниматель осведомлен о том, что разрешение на размещение объекта торговли уже отменено.

Если же проверяющие попадутся упорные и попытаются оштрафовать предпринимателя за работу без пресловутого разрешения, тогда нужно быть готовым к судебному разбирательству. Аргументы для иска можно взять из письма Госкомпредпринимательства от 18.04.2013 г. № 3414. Приводим его текст:

 

 

Письмо Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 18.04.2013 г. № 3414

<…>

Согласно подпункту 4 пункта «б» статьи 30 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (далее — Закон о местном самоуправлении) к делегированным полномочиям органов сельских, поселковых, городских советов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи отнесено установление по согласованию с собственниками удобного режима работы расположенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности.

В то же время пунктом 13 Порядка (имеется в виду Порядок осуществления торговой деятельности, утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833. — Примеч. ред.) определено, что режим работы торгового объекта и заведения ресторанного хозяйства, принадлежащих к коммунальной собственности, устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

Учитывая то, что Закон о местном самоуправлении имеет более высокую юридическую силу, именно органы сельских, поселковых, городских советов должны согласовывать с собственниками предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности удобный режим работы, а не наоборот. Кроме того, данная норма не предоставляет местной власти никаких разрешительных полномочий.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон о разрешительной системе) разрешительная система в сфере хозяйственной деятельности — совокупность урегулированных законодательством отношений, возникающих между разрешительными органами, государственными администраторами и субъектами хозяйствования в связи с выдачей документов разрешительного характера, переоформлением, выдачей дубликатов, аннулированием документов разрешительного характера.

Исходя из определения разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности отношения между органами сельских, поселковых, городских советов относительно согласования режима работы расположенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания с субъектом хозяйствования (собственником таких объектов) не подпадают под действие Закона о разрешительной системе, поскольку такие отношения не могут быть связаны с получением каких-либо документов разрешительного характера.

Кроме того, следует отметить, что согласование установления режима работы предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания в Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, утвержденном Законом Украины от 19.05.2011 № 3392-VI, отсутствует.

Одновременно сообщаем, что процедура такого согласования действующим законодательством не предусмотрена.

В то же время требования некоторых должностных лиц сельских, поселковых, городских советов относительно необходимости получения субъектом хозяйствования от таких органов указанных согласований ограничивают права такого субъекта хозяйствования и противоречат общим принципам хозяйствования, которые определены в статье 6 Хозяйственного кодекса Украины, в части запрета незаконного вмешательства, в частности, органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения.

Согласно части второй статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Согласно статье 31 Хозяйственного кодекса Украины дискриминацией субъектов хозяйствования органами власти признается, в частности, установление запретов или ограничений в отношении отдельных субъектов хозяйствования или групп предпринимателей. Дискриминация субъектов хозяйствования не допускается.

На основании изложенного считаем: режим работы предприятий, учреждений, организаций сферы обслуживания субъекты хозяйствования (собственники) устанавливают самостоятельно, а в вышеупомянутых случаях, предусмотренных законодательством, орган местного самоуправления обращается к такому субъекту с целью согласования установленного режима работы с обязательным соблюдением последними особенностей продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, осуществления различных видов торговли, работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства.

 

О необходимости получения разрешения на размещение объектов торговли

 

Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг ранее взимался в соответствии с нормами налогового законодательства, в частности Закона Украины «О сис­теме налогообложения» и Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 № 56-93 «О местных налогах и сборах», в связи с чем местными органами власти была введена выдача разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг.

Однако со вступлением в силу 05.10.2006 части первой статьи 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон о разрешительной системе) правовых оснований на оформление и выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг (и подобных ему) нет, поскольку необходимость получения такого документа не предусмотрена ни одним законом Украины.

Верховной Радой Украины 02.12.2010 принят Налоговый кодекс Украины, подпунктом 1 пункта 2 раздела «Заключительные положения» которого предусмотрено, что с 01.01.2011 утратили силу, в частности, Закон Украины «О системе налогообложения» и Декрет Кабинета Министров Украины от 20.05.93 № 56-93 «О местных налогах и сборах».

Тем самым сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг отменен.

Кроме того, Законом Украины от 17.02.2011 № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности» внесены изменения в Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов», положениями которого отменены полномочия сельских, поселковых и городских советов в сфере благоустройства населенных пунктов в части предоставления разрешения на размещение на территории объектов благоустройства зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения.

 

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 2807 — Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV.

Закон № 3392  Закон Украины «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» от 19.05.2011 г. № 3392-VI.

Закон о разрешительной системе  Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон о местном самоуправлении — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше