Темы статей
Выбрать темы

Два предпринимателя под одной крышей. Часть 1 — оформляем помещение

Редакция СД
Статья

Два предпринимателя под одной крышей. Часть 1 — оформляем помещение

Бывают случаи, когда двум (или нескольким) предпринимателям выгодно работать в одном месте. К примеру, в одном кафе единоналожник продает «кухню», а общесистемщик заведует баром, или в одном СТО единоналожник ремонтирует автомобили, а общесистемщик торгует ГСМ, или просто два предпринимателя работают в одном офисе.

При этом возникают вопросы: допустимо ли это, законно ли, и если да, то как такую деятельность правильно организовать. Отвечаем!

Виталина МИРОШНИЧЕНКО,

консультант газеты «Собственное Дело»

Почему не подходит договор о совместной деятельности

Когда мы говорим о совместной работе нескольких предпринимателей, то первое, что приходит на ум, — это договор о совместной деятельности без создания юридического лица. Гипотетически предприниматели могут работать вместе и пользоваться имуществом друг друга на основании такого договора. Но когда дело доходит до практики, то возникает ряд проблем.

Во-первых, кто-то из участников совместной деятельности должен уплачивать налог на прибыль, так как совместная деятельность облагается данным налогом (подпункт 153.14.3 и пункт 44.2 НКУ). Кроме того, нужно подавать в налоговую специальный отчет — декларацию о совместной деятельности. А для этого придется вести бухгалтерский и налоговый учет, чем предприниматели вообще не занимаются. Получается, что хотя бы один из участников должен быть юрлицом — плательщиком налога на прибыль.

Во-вторых, договор о совместной деятельности нужно зарегистрировать у налоговиков. Об этом свидетельствует бланк декларации о совместной деятельности. В нем есть особый реквизит — номер договора о совместной деятельности, присвоенный налоговиками (приказ № 810). А раз так, то «тихонько» работать на основании такого договора, не уплачивая при этом налог на прибыль, никак не получится.

Стало быть, нужно искать другие пути выхода из ситуации.

Нужно же что-то делать…

Предприниматели, которые работают в одном помещении, нередко могут услышать советы в духе: «работайте как есть, не нужно заморачиваться», «если вы не перейдете дорогу крупной «шишке», о вас вообще никто не узнает». Доля правды в этом, конечно, есть, но в большинстве случаев применимость данных советов вызывает большие сомнения.

В принципе, вариант «ничего_не_делания» может подойти лишь весьма узкой категории предпринимателей — тем, кто работает без конкретного помещения (например, интернет- магазины). Если два предпринимателя с небольшим оборотом сидят в одном офисе и ведут свои интернет-магазины (как правило, на едином налоге), то они вполне могут оставаться незамеченными долгое время.

Но едва ли это подойдет тем, у кого торговая площадь на виду (те же кафе, бары, парикмахерские, СТО, пункты продажи ГСМ и пр.). Им пускать все на самотек нельзя, ведь при любой проверке вся «схема» легко может всплыть на поверхность.

Поэтому первое, чем стоит заняться, — оформить право на использование помещения. Такое право должно быть у каждого предпринимателя. Кроме того, оно как воздух необходимо при оформлении лицензий и других разрешительных документов (к примеру, лицензии на продажу алкогольных напитков, лицензии на медпрактику, разрешения на работу от органов СЭС, в частности, для салонов красоты и др.).

Существует три варианта законно разделить одно помещение между несколькими предпринимателями (см. рис. 1).

 

img 1

Рис. 1. Как законно разделить помещение

В каждом из предложенных вариантов есть ряд нюансов. Рассмотрим их отдельно.

 

Превращение «предприниматель → наемный работник»

Этот вариант хорош тем, что не нужно ничего делать с документами на помещение. Если один из предпринимателей законно владеет помещением (на правах собственности или арендует его), то все в порядке. Второй предприниматель* может подписать с ним трудовой договор и стать его наемным работником. При этом:

— наемным работником должен быть тот, у кого нет договора аренды помещения;

— трудовой договор должен иметь только письменную форму (часть 6 статьи 24 КЗоТ);

трудовой договор нужно зарегистрировать в центре занятости по месту регистрации предпринимателя-работодателя (статья 241 КЗоТ).

* Или предприниматели, если их несколько.

Таким образом, все «предприниматели- работники» будут законно находиться в одном помещении.

Но главный недостаток здесь в другом:

1) за наемных работников придется уплачивать ЕСВ (34,7 % от грязной зарплаты);

2) с их зарплаты придется удерживать НДФЛ и ЕСВ и перечислять в бюджет;

3) возникнет необходимость отчитываться перед налоговиками по форме № 1ДФ и форме № Д4 (отчет по ЕСВ).

Бремя дополнительных платежей «за работников» может быть немалой суммой. И ляжет оно на плечи предпринимателя-работодателя. Кроме того, «сверхурочные» обязанности по отчетности за работников его тоже едва ли порадуют.

Что же касается самих работников, то если они решат не сниматься с госрегистрации, им по-прежнему придется уплачивать за себя как за предпринимателя ЕСВ и единый налог, либо ЕСВ и НДФЛ (в зависимости от системы налогообложения).

И все же пространство для маневров остается даже в такой ситуации.

Полезно знать!

Зарплату «наемному работнику» можно установить минимальную. К тому же, для того, чтобы законно находиться в помещении, ему вовсе необязательно работать на полную ставку — можно справляться со своими обязанностями и за пару часов в день, работая на четверть ставки (т. е. приблизительно за 326 грн.).

При этом, чтобы минимизировать предпринимательские платежи, «предприниматель — наемный работник» может либо сняться с госрегистрации, либо перейти на общую систему налого­обложения и бездействовать (отсутствие дохода даст возможность не уплачивать НДФЛ и ЕСВ за себя).

Однако этот вариант не устроит тех предпринимателей, которые работают на разных системах налогообложения в силу законодательных запретов. К примеру, единоналожник содержит кафе, а общесистемщик продает в этом кафе алкоголь, так как единоналожникам запрещено торговать алкоголем. Им стоит обратить внимание на другие варианты действий.

 

Как оформить аренду (субаренду)

Если помещение принадлежит одному из предпринимателей на правах собственности, то нет ничего проще, чем заключить договор аренды с другим предпринимателем*. При этом сдать в аренду можно часть помещения (не все!), иначе сам собственник потеряет право работать в нем.

* Вариант со сдачей в аренду оборудования в помещении (например, торговые витрины и т. п.) ничего не даст. Ведь даже если второй предприниматель возьмет оборудование в аренду, то документ на пользование помещением у него так и не появится.

В некоторых налоговых ставят ограничения по площади, сдаваемой в аренду, но это абсолютно неправомерно. Нигде нет запрета на то, чтобы сдавать в аренду собственное помещение или его часть любой площади. Единственное, что нужно учитывать: единоналожник группы 1 вообще не имеет права сдавать в аренду недвижимость, а единоналожник группы 2 может сдавать ее только единоналожнику (пункт 291.4 НКУ).

Если же ни один из предпринимателей не владеет помещением, ситуация меняется. По всей видимости, один из них помещение арендует. Как же может второй законно там «прописаться»? Для этого можно воспользоваться механизмом субаренды.

В данном случае предприниматель-арендатор, который собирается сдавать в субаренду часть помещения, обязан:

шаг 1: получить разрешение от собственника (арендодателя) на сдачу части помещения в субаренду (статья 774 ГКУ);

шаг 2: добавить новый вид деятельности «Надання в оренду й експлуатацію власного чи орендованого нерухомого майна» (код 68.20 по КВЭД 2010) в регистрационную карточку (у госрегистратора)* и в данные о единоналожнике (у налоговиков)**;

шаг 3: заключить договор субаренды.

* Подробнее о том, как внести новый вид деятельности или изменить существующий, мы писали в «СД», 2013, № 21, с. 22.

** Это касается только единоналожников групп 1 и 2. Заявление о внесении изменений подается не позже 20-го числа месяца, следующего за месяцем внесения изменений (пункт 298.5 НКУ).

Обратите внимание

Договор аренды недвижимости (или ее части), заключенный на срок 3 года и более, обязательно должен быть заверен у нотариуса (статья 793 ГКУ).

Кроме того, арендатор должен зарегистрировать право пользования недвижимостью по такому договору (статья 794 ГКУ). Сделать это можно у нотариуса, одновременно с заверением договора.

Но указанных обязанностей можно избежать. Для этого следует заключать краткосрочные договоры аренды (суб­аренды) на срок до 3 лет. По окончании срока действия договора его можно будет свободно продлить по желанию сторон.

Хотелось бы обратить внимание, что если предприниматель, который будет сдавать часть помещения в субаренду, является плательщиком НДС, то у него возникнут налоговые обязательства по НДС исходя из размера арендной платы.

Если же он неплательщик НДС, а второй предприниматель (будущий арендатор части помещения) — плательщик НДС, то арендатор не получит права на налоговый кредит.

 

Совместная аренда: ничего сложного

Если у обоих предпринимателей нет собственной недвижимости, они могут ее арендовать. Причем никаких существенных ограничений в этом отношении украинское законодательство не устанавливает.

Так, оба предпринимателя вполне законно могут арендовать у собственника одно и то же помещение. В таком случае заключается договор аренды, в котором в роли арендатора одного помещения будут выступать сразу два предпринимателя. В этом случае арендую плату арендаторы будут вносить в порядке, определенном в договоре (например, пополам).

Есть еще вариант: каждый предприниматель отдельно от своего имени заключает с собственником помещения договор аренды определенной части помещения. Соответственно каждый из них вносит плату арендодателю отдельно и имеет собственный документ на помещение.

Никаких ограничений по заключению подобных договоров действующее законодательство не предусматривает. Более того, сейчас в Украине, как и в Европе, набирает обороты так называемый «коворкинг». По сути, это совместная аренда многими предпринимателями рабочего места в офисе. Арендовать такое место можно как почасово, так и посуточно. За определенную плату вам предоставят всю необходимую для труда и отдыха мебель, компьютеры, подключенные к высокоскоростному Интернету, оргтехнику, кулер с водой, кофемашину и т. п.

Правда, данный формат применим далеко не ко всем видам деятельности. В основном он удобен дизайнерам, переводчикам, фрилансерам, программистам и другим предпринимателям, которые могут работать на дому. Но как видим, идея здесь та же: рабочее место и часть помещения арендуют сразу несколько человек у одного и того же собственника.

Преимущество «арендного» варианта в том, что предпринимателям нужно всего лишь заключить два договора аренды (или если они уже работают, то расторгнуть существующий договор по согласию сторон и заключить два новых договора). Больше ничего делать не придется: ни добавлять новый вид деятельности (как в случае с субарендой), ни осуществлять дополнительные платежи (как в случае с наемными работниками).

Таким образом, при согласии арендодателя совместная аренда помещения — наиболее удобный вариант.

Выводы

Два предпринимателя могут законно работать в одном помещении. Но для этого нужно действовать по одному из следующих сценариев:

1. Один предприниматель берет к себе второго в качестве наемного работника (заключает трудовой договор).

2. Один предприниматель сдает второму в аренду (субаренду) часть помещения.

3. Каждый из предпринимателей заключает с собственником помещения отдельный договор аренды. Предметом договора является часть помещения (можно указать количество кв. м или еще как-то обозначить часть помещения).

4. Оба предпринимателя одновременно берут в аренду одно и то же помещение. При этом в договоре аренды в качестве арендатора выступают сразу два предпринимателя.

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КЗоТ  Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

КВЭД 2010  Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010, утвержденная приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. № 457.

Приказ № 810 — приказ Миндоходов «Об утверждении формы Налоговой декларации о результатах совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица и Порядка ведения учета результатов совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица» от 16.12.2013 г. № 810.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше