Темы статей
Выбрать темы

Два предпринимателя под одной крышей. Часть 2 — разрешительные документы для кафе и магазина

Редакция СД
Статья

Два предпринимателя под одной крышей. Часть 2 — разрешительные документы для кафе и магазина

На с. 29 мы рассказали о том, как двум предпринимателям оформить одно помещение на двоих. Теперь же давайте разберемся с тем, какие разрешительные документы понадобятся предпринимателям для совместной работы в одном помещении.

Изучаем на примерах общего кафе и общего магазина.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО,

консультант газеты «Собственное Дело»

Общее кафе

Наверное, самый популярный случай совместной работы предпринимателей — это кафе на двоих. При этом единоналожник в таком кафе, как правило, продает блюда (т. е. содержит кухню), а общесистемщик — алкоголь (т. е. содержит бар). Какие документы нужны предпринимателям для такой деятельности? Приводим их в табл. 1 на с. 34.

 

Разрешительные и другие документы для кафе Таблица 1

Документ

Предприниматель

единоналожник

(ведет кухню в кафе)

общесистемщик

(ведет бар в кафе)

1

2

3

Патент

Единоналожникам патент не нужен. Они освобождены от уплаты сбора за некоторые виды предпринимательской деятельности (подпункт 5 пункта 297.1 НКУ)

Поскольку торговля будет осуществляться за наличные (либо с помощью банковских карт), нужно уплачивать сбор за осуществление торговой деятельности. А для этого необходимо приобрести торговый патент (подпункты 14.1.211, 14.1.246, 267.1.1 и 267.4.1 НКУ)

Лицензия

Единоналожнику лицензия не нужна, поскольку он будет заниматься только кухней.

Но даже если бы он продавал алкоголь, разрешенный единоналожникам (пиво и столовые вина — населению), лицензия для этого все равно бы не потребовалась, потому что:

1) пиво не является алкогольным напитком в понимании Закона № 481;

2) на розничную торговлю столовыми винами лицензия не нужна (часть 11 статьи 15 Закона № 481)

Поскольку предприниматель собирается продавать населению алкогольные напитки, ему нужна лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками.

Стоимость лицензии — 8000 грн. на каждый РРО. Срок лицензии — 1 год.

По этой лицензии предприниматель может продавать населению любые алкогольные напитки, в том числе сидр и перри (без дополнительной лицензии на них).

Обратите внимание: обязательное условие для получения алкогольной лицензии — площадь торгового зала должна быть не меньше 20 кв. м (статья 1 Закона № 481)!

Это нужно учитывать при распределении кафе между предпринимателями. То есть имеет смысл разделить кафе так: кухня и некоторые подсобные помещения — единоналожнику, а зал кафе и другие подсобные помещения — предпринимателю на общей системе, причем зал кафе должен занимать не менее 20 кв. м

Разрешение от пожарных (декларация)

Разрешение от пожарных сейчас заменено декларацией соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности.

К счастью, декларация подается не всегда. Так, если собственник кафе уже оформил на него декларацию, предприниматели-арендаторы могут ее не оформлять (пункт 1 Порядка № 440).

Однако есть случаи, когда подать декларацию в Госпожнадзор (или госадминистратору) все-таки придется:

1) если собственник кафе (арендодатель) не оформил декларацию;

2) если собственником является один из предпринимателей, и он декларацию еще не оформлял. В таком случае достаточно, чтобы декларацию оформил лишь один из предпринимателей — собственник кафе. Второму же достаточно заключить договор аренды части кафе и можно не подавать пожарную декларацию;

3) если изменяется назначение здания (например, собственник оформлял декларацию на это здание как на магазин одежды, а предприниматели-арендаторы решили переоборудовать его в кафе) — пункт 1 статьи 57 КГЗУ.

Обратите внимание: субъект хозяйствования с высокой степенью приемлемого риска вместе с декларацией подает положительное заключение по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения. Степень риска от осуществления хозяйственной деятельности оценивается по критериям, установленным постановлением № 306. Как правило, кафе относятся к субъектам с незначительной степени риска

Разрешение от СЭС (эксплуатационное разрешение для мощностей (объектов) по производству, переработке или реализации пищевых продуктов)

В СЭС нужно получать эксплуатационное разрешение не в каждом случае открытия кафе, а только, если:

построенный (реконструированный) объект по производству, переработке или реализации пищевых продуктов вводится в эксплуатацию;
изменяется вид хозяйственной деятельности предпринимателя; — аннулируется эксплуатационное разрешение, полученное ранее.

Плата за получения такого разрешения — 200 грн. (пункт 7 Порядка № 712). Срок действия разрешения не ограничен.

Для его получения нужно обратиться к главному государственному санитарному врачу соответствующей территории. Ему следует предоставить заявление установленной формы и пакет документов:

1) копию документа, подтверждающего приемку в эксплуатацию законченного строительством объекта;

2) перечень пищевых продуктов, которые производятся, перерабатываются или реализуются, за подписью заявителя;

3) протоколы исследований пищевых продуктов, проведенных аккредитованными лабораториями.

Все эти документы (и заявление) можно отправить заказным письмом. Но в таком случае подпись предпринимателя должна быть заверена нотариально.

За работу без СЭС-разрешения предусмотрен штраф в размере от 340 до 1700 грн. (статья 164 КУоАП)

Примечание. За всеми разрешительными документами можно обращаться в Единый разрешительный центр, который в г. Харьков расположен по адресу: Красношкольная набережная, 26.

С перечнем необходимых разрешительных документов можно ознакомиться на сайте http://www.dozvil.kh.ua/dokumenti_za_vidami_diyalnosti.htm.

Реестр мест хранения алкоголя и табака

Единоналожника это не касается

Если предприниматель хранит алкогольные напитки в подсобном помещении самого кафе (т. е. по тому же адресу, что и кафе), то ему не нужно ничего вносить в Госреестр: ни кафе, ни подсобные склады (статья 15 Закона № 481).

Если же склады расположены по другому адресу, их обязательно нужно внести в Госреестр мест хранения алкоголя и табака. Для этого необходимо подать специальное заявление в региональный Департамент контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий по месту нахождения склада (статья 15 Закона № 481, пункт 2.1 Порядка № 251)

Акцизные марки

Единоналожника это не касается

Акцизные марки — это забота производителей и импортеров алкогольных напитков (пункт 226.1 НКУ). Поэтому собственник кафе их покупать не должен.

Единственное, что нужно делать, — так это проверять наличие акцизных марок на алкогольной продукции, которая находится в кафе и на складе.

Несмотря на то что недавно в стенах ВРУ прозвучало намерение отказаться от бумажных акцизных марок и перейти на электронные, на практике до этого дело пока не дошло. И, вероятно, в ближайшее время подобных изменений ожидать не стоит

Книга отзывов и предложений

Должна быть у каждого предпринимателя

Должна быть у каждого предпринимателя

Уголок потребителя

Уголок потребителя должен находиться на видном месте (пункт 10 Порядка № 833 и пункт 3.12 Правил № 219) и содержать:

1) информацию о наименовании собственника или уполномоченного им органа;

2) Книгу отзывов и предложений;

3) адреса и телефоны органов, обеспечивающих защиту прав потребителей;

4) информацию о расположении мест для курящих и вреде курения (пункт 3.10 Правил № 219).

Согласно пункту 10 Порядка № 833 предприниматель (его сотрудник) по требованию посетителя должен предоставить Порядок № 833, Закон о защите прав потребителей, санитарные нормы, ветеринарные документы, правила продажи отдельных видов товаров. Причем размещать их именно в Уголке потребителя не обязательно

Книга УДР

Единоналожник обязан лично вести Книгу УДР, заполняя в ней информацию о доходах (полученной выручке) по итогам дня.

Работники единоналожника Книгу УДР вести не обязаны (и не вправе)

Предприниматель обязан лично вести Книгу УДР, отражая в ней доход (полученные деньги) и расходы (потраченные деньги) общей суммой по итогам дня.

При этом расходы должны быть подтверждены документально.

Работники предпринимателя Книгу не ведут

 

Итак, мы разобрались с теми документами, о которых четко известно следующее: они обязательно должны быть у предпринимателя.

Но есть еще и ряд спорных документов. С одной стороны, действующее законодательство не требует их наличия. А с другой — органы власти на местах всеми правдами и неправдами заставляют предпринимателей эти документы оформлять. Поэтому у предпринимателей есть два пути:

— либо согласиться с местной властью и оформить эти документы,

— либо совершенно законно работать без таких документов, но быть готовым к тому, чтобы отстаивать свою правоту в суде.

Подробно об этом мы писали в статье «Многоликий Янус» на с. 25 этого номера. Вкратце приведем спорные документы в табл. 2.

 

Разрешительные документы для кафе (спорные) Таблица 2

Документ

Предприниматель

единоналожник

(ведет кухню в кафе)

общесистемщик

(ведет бар в кафе)

Разрешение на размещение объекта торговли (услуг)

Разрешение давно отменено. Поэтому его можно не оформлять. Правда, в таком случае лучше заранее приготовиться к суду для того, чтобы:

1) отстоять свое право работы без разрешения;

2) отбиться от возможных штрафов (от милиции) за работу без разрешения.

Подробнее об этом см. статью «Многоликий Янус» на с. 25 этого номера.

Что же касается налоговиков, то с ними у единоналожника проблем не будет, поскольку ему не нужен РРО и патент

Предпринимателю на общей системе налогообложения нужно использовать РРО и иметь патент. Сначала попробуйте их получить без данного разрешения. Вполне возможно, что налоговиков устроит договор аренды здания, и разрешение они не потребуют.

Если так и будет, то разрешение на размещение объекта торговли можно не оформлять (но при этом нужно быть «на чеку» на случай суда — см. совет единоналожнику).

Если же с налоговиками возникли проблемы или предприниматель не намерен связываться с судом, тогда стоит оформить разрешение на размещение объекта торговли (услуг)

Декларация соответствия материально-технической базы требованиям законодательства для размещения объекта торговли и бытовых услуг

То же самое, что и для разрешения на размещение объекта торговли (услуг).

Если предприниматель решит подать декларацию, то ему понадобится документ на помещение для кафе. О том, как его оформить каждому из двух предпринимателей, работающих в одном кафе, мы рассказывали в первой части статьи на с. 29

Согласование режима работы

То же самое, что и для: — разрешения на размещение объекта торговли (услуг); — декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства для размещения объекта торговли и бытовых услуг.

Подробнее об этом см. статью «Многоликий Янус» на с. 25 этого номера

 

Подробнее о нюансах открытия кафе мы писали в «СД», 2013, № 6, с. 21.

 

Общий магазин

Довольно часто встречается ситуация, когда в одном магазине работают несколько предпринимателей — каждый в своем отделе. Разрешительные документы в таком случае оформляются так же, как и для кафе, но с небольшими нюансами (см. табл. 3 на с. 38).

 

Разрешительные и другие документы для магазина Таблица 3

Документ

Предприниматель

единоналожник

общесистемщик

Разрешение от СЭС

Для торговли непродовольственными товарами каждый из предпринимателей обязан получить заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы действующих объектов или вместо него подать госадминистратору декларацию соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства.

Если же предприниматели намерены продавать продукты питания, нужно, как и для кафе, получить эксплуатационное разрешение операторам мощностей (объектов), которые осуществляют в Украине деятельность по производству и/или обороту пищевых продуктов, подконтрольных санитарной службе

Патент

Единоналожникам патент не нужен. Они освобождены от уплаты сбора за некоторые виды предпринимательской деятельности (подпункт 5 пункта 297.1 НКУ)

Поскольку торговля будет осуществляться за наличные (либо с помощью банковских карт), нужно уплачивать сбор за осуществление торговой деятельности. А для этого необходимо приобрести торговый патент (подпункты 14.1.211, 14.1.246, 267.1.1 и 267.4.1 НКУ)

Лицензия

Зависит от того, какими товарами будет торговать единоналожник. Товары, продажа которых лицензируется, указаны в статье 9 Закона о лицензировании.

Но в большинстве случаев лицензия не понадобится

Лицензия может пригодиться для торговли алкогольными и табачными изделиями, а также пестицидами, агрохимикатами, оружием, пиротехническими средствами и другими товарами, указанными в статье 9 Закона о лицензировании

 

Вот, собственно, и все документы, с которых начинается работа предпринимателей-торговцев. Но на этом мы не прощаемся. В следующем номере читайте о документах, необходимых для совместной работы двух предпринимателей на СТО.

Также в следующем номере мы расскажем о том, как двум предпринимателям, работающим в одном кафе, организовать расчеты с покупателями: в частности, как выписать чек в кафе при одновременном заказе блюд и алкоголя, как оформить работников-официантов, нужно ли использовать РРО и т. п.

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КГЗУ — Кодекс гражданской защиты Украины от 02.10.2012 г. № 5403-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон № 481  Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Постановление № 306 — постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере техногенной и пожарной безопасности» от 29.02.2013 г. № 306.

Порядок № 440 — Порядок подачи и регистрации декларации соответствия материально- технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности, утвержденный постановлением КМУ от 05.06.2013 г. № 440.

Порядок № 712 — Порядок выдачи эксплуатационного разрешения для мощностей (объектов) по производству, переработке или реализации пищевых продуктов, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2007 г. № 712.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Порядок № 251 — Порядок ведения Единого государственного реестра мест хранения, утвержденный приказом ГНАУ от 28.05.2002 г. № 251.

Правила № 219 — Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Минэкономразвития от 24.07.2002 г. № 219.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше