Темы статей
Выбрать темы

Ясно, как в тумане: взаимоотношения с бюджетом предпринимателей в зоне АТО

Хмелевская Оксана, консультант газеты «Собственное Дело»

Ситуация. Предприниматель на едином налоге (группа 3) проживает на территории проведения антитеррористической операции (АТО). В связи с боевыми действиями он свернул деятельность, не ведет ее и не собирается возобновлять.

Также у него числится двое работников, которые не появляются на работе. Как быть с уплатой налогов, отчетностью, выплатой зарплаты?

Что делать, если отчитываться и платить налоги невозможно?

Вы знаете, что в общем случае приостановка деятельности не освобождает предпринимателя от обязанности платить налоги («СД», 2014, № 7, с. 9). Но как быть, если она произошла не по воле налогоплательщика, а из-за форс-мажора, вызванного проведением антитеррористической операции (далее — АТО)?

Главное отличие такой вынужденной бездеятельности от обычной паузы состоит в том, что у предпринимателя может не быть средств на уплату налогов, затруднено физическое перемещение по населенному пункту и за его пределы, может отсутствовать или нерегулярно подаваться электричество, Интернет, не работать почта и т. д.

К сожалению, законодатели не сильно торопились, поэтому конкретных норм для налогоплательщиков зоны проведения АТО до сих пор нет. Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Некоторые сдвиги в этом направлении недавно появились, но, к сожалению, пока только в виде законопроектов. В случае принятия они как раз и утрясут многие моменты. В частности, от уплаты налогов, ЕСВ и штрафных санкций в зоне проведения АТО предлагается освободить предпринимателей в законопроектах № 4295а от 17.07.2014 г. и № 4295а-1 от 18.07.2014 г., вносящих изменения в НКУ.

Но пока ими руководствоваться предприниматели не могут, статус законов они не получили. Как же им быть, неужели людей, попавших в беду, поставят в один ряд со злостными неплательщиками? Нет, пока ГФС Украины вошла в положение жителей зоны проведения АТО и ищет способы «освободить» их от налогов на основании действующих положений НКУ.

Налогоплательщики могут воспользоваться письмами Миндоходов от 01.07.2014 г. № 915472/7/99-99— 25-01-17 и от 07.07.2014 г. № 16042/7/99-99-19-03-02-17 и разъяснениями в «ЗІР» ГФСУ. Кроме того, полезная информация есть на сайте ГФСУ в специальном разделе «Інформація для Сходу України» (http://sfs.gov.ua/baneryi/informatsiya-dlya-shodu-ukraini).

Начнем с подачи отчетности. Прежде всего отметим: предпринимателей из «горячих точек» ГФСУ перевела в налоговые органы на территориях, где не проводятся военные действия. Так, согласно приказу № 381 выполнение функциональных обязанностей налоговиков возложено в пределах компетенции по обслуживанию налогоплательщиков из:

— г. Донецка — на контролеров Мариупольской ОГНИ и Октябрьской ОГНИ г. Мариуполя;

— г. Луганска и некоторых районов Луганской области — на налоговиков Старобельской ОГНИ.

Заметим: эти переводы не окончательны, ГФСУ периодически обновляет список ГНИ-заместителей на своем сайте.

Но эта информация актуальна для тех, кто смог переехать из «горячей точки» в том числе, прихватив с собой все, что нужно для подачи электронной отчетности. А что же делать менее удачливым налогоплательщикам?

Для них ГФСУ предложила такой вариант — продлить срок предоставления на основании подпункта 102.6.4 НКУ — в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.

Для этого предпринимателю нужно:

1) обратиться в Торгово-промышленную палату Украины (далее — ТПП) и получить там документальное подтверждение того, что на его территории велись боевые действия (оно не бесплатное, но для подтверждения форс-мажора из-за АТО цена снижена, на сайте ТПП указана стоимость — 240,00 грн. (http://www.ucci.org.ua/ru/fmconfirm.html));

2) в течение 30 календарных дней, следующих за днем окончания обстоятельств непреодолимой силы, подать в налоговый орган заявление в произвольной форме. В нем следует четко и кратко обосновать продление предельных сроков и сослаться на заключение, полученное от ТПП.

Требования к содержанию заявления изложены в пункте 8 Порядка № 1044.

Если «добро» от налоговиков получено, то штрафы в течение сроков продления подачи деклараций применяться не будут (пункт 102.6 НКУ). Если же на момент подачи заявления уже начислили штрафы за несвоевременную подачу отчетности, то их можно будет признать безнадежными и списать на основании подпункта 101.2.4 НКУ. Для этого опять же нужно подать соответствующее заявление налоговикам.

Таким образом, предприниматель может попытаться пойти по этому алгоритму, но после того, как мирная жизнь в его населенном пункте наладится. В противном случае ничего не остается, кроме как ждать окончания проведения АТО, тем более, что, как уже говорилось, возможно, эти вопросы будут урегулированы принятыми законами.

Также добавим: если предприниматель переехал в экстренном порядке и не смог захватить с собой программное обеспечение для подачи отчетности через Интернет и наложения ЭЦП (личный ключ), то ему просто-напросто нужно обратиться в Аккредитованный центр сертификации ключей Информационно-справочного департамента (http://www.acskidd.gov.ua). В нем его проинструктируют, как заблокировать старый личный ключ и создать новый. Ведь, несмотря на то, что идет АТО, обязанность подавать отчетность остается. Но если деятельность не ведется, в отчетности будут прочерки и не будут начислены налоговые обязательства.

Теперь перейдем к уплате налогов. Тем, кто декларацию подал вовремя, но не может заплатить из-за отсутствия деятельности и средств рассчитанные налоги или установленную сумму авансовых платежей (к примеру, единоналожники группы 2), представители ГФСУ предлагают отсрочку (рассрочку) уплаты налоговых обязательств (статья 100 НКУ). Для этого нужно:

1. Получить в ТПП заключение о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, о котором уже упоминалось выше.

2. Подать в налоговый орган заявление по форме приложения 1 к Порядку № 574, а также экономическое обоснование, которое состоит из:

— перечня обстоятельств, свидетельствующих об угрозе возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования этих обстоятельств;

— анализа финансового состояния;

— графика погашения отсроченных сумм;

— расчетов прогнозных доходов плательщика, которые гарантируют выполнение графика погашения.

После этого нужно дождаться решения о предоставлении (отказе в предоставлении) отсрочки, которое налоговики примут в течение 30 дней. При положительном решении с вами заключат договор о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга) (форма его приведена в приложении 4 к Порядку № 574).

При этом отсрочку предоставляют отдельно по каждому налогу, сбору, штрафной (финансовой) санкции, пене. С даты подписания до­говора и до окончания его действия пеня и штрафы на отсроченные денежные обязательства (налоговый долг) не начисляются.

В то же время предпринимателю придется заплатить проценты за каждый календарный день пользования отсрочкой (пункт 1.6 раздела I Порядка № 574).

Опять же это руководство хорошо для тех, кто не имеет средств, но может добраться до ТПП, в частности выехал из зоны АТО. А как же быть тем, кто попал в более сложные обстоятельства и не в состоянии этого сделать?

Четкого ответа на этот вопрос пока нет, но, судя по всему, штрафные санкции за неуплату к ним применяться не будут. Спишут ли им в мирное время налоговый долг, пока не ясно, но надеемся, что этот момент прояснится после того, как примут законы, необходимые пострадавшим предпринимателям.

Кстати, полезным в данном случае для предпринимателей в зоне проведения АТО будет материал о минимизации налоговых платежей при приостановке деятельности («СД», 2014, № 7, с. 9).

Также добавим, что, к сожалению, в отношении ЕСВ ни рассрочка долга, ни его списание на сегодняшний день не предусмотрены. Об этом говорится и в разъяснении ГФСУ в «ЗІР».

 

Как быть с исчезнувшими работниками

Множество вопросов возникает у предпринимателей, у которых на момент проведения АТО в штате числятся работники.

Очевидно, что у них нет возможности выходить на работу (деятельность не ведется), к тому же многие из них могли переехать в другую местность. Как известно, КЗоТ разрешает увольнять работников за беспричинный невыход на работу. А действует ли это правило в данном случае?

Ответ на этот вопрос дан в письме Минсоцполитики от 08.07.2014 г. № 7302/3/14-14/13. В нем сказано, что работники, которые не выходят на работу в связи с тем, что уехали из районов проведения АТО, а также работники, которые остаются в таких районах, но не имеют возможности выходить на работу в связи с опасностью для их жизни и здоровья, не могут быть уволены за прогул на основании пункта 4 части 1 статьи 40 КЗоТ.

Чтобы как-то оформить невыход на работу, «трудовое» Министерство рекомендует работодателям предоставлять работникам по их просьбе оплачиваемые отпуска и отпуска без сохранения зарплаты — как предоставляемые в обязательном порядке, так и те, которые предоставляются по соглашению сторон. Напоминаем, что порядок предоставления отпусков «за свой счет» определен статьями 25 и 26 Закона об отпусках.

Вместе с тем, как подтвердить невозможность работы и нужно ли вообще это делать? Об этом Минсоцполитики не рассказало.

По нашему мнению, в данной ситуации доказательства не нужны, работник вправе определять наличие «угрозы» на свое усмотрение, т. е. позже он может изложить причину неявки в объяснительной записке. Так, если у него есть малейшие подозрения, что выход на работу в районе проведения АТО будет сопряжен с риском для его жизни и здоровья, он может принять решение не выходить и даже покинуть населенный пункт. После того, как такой риск исчезнет, он должен выйти на работу и предъявить работодателю объяснительную, изложив в ней, в частности, причины своего отсутствия.

Что же делать работодателю? Так, если работник не появлялся в рабочий день, то в табеле учета рабочего времени проставляется отметка «НЗ» (неявка по невыясненным причинам). В нашей ситуации он, конечно же, будет заполняться тогда, когда в населенном пункте наступит мирное время. После того как работник вый­дет на работу и предоставит объяснительную, у работодателя есть два варианта:

1) поверить работнику и издать распоряжение о признании причин неявки уважительными и внести изменения в табель учета рабочего времени, проставив в дни отсутствия работника отметки «І» (прочие причины неявок);

2) не поверить и уволить работника за прогул на основании пункта 4 части 1 статьи 40 КЗоТ. Дни отсутствия при этом тоже не оплачиваются. Но предупреждаем: в этом случае работник, который незаслуженно пострадал, сможет обратиться в суд с требованием о восстановлении на работе.

В данной ситуации возникает еще вопрос: как долго работник может не выходить на работу? Срок невыхода на работу по указанным обстоятельствам ничем не ограничен. Все зависит от длительности АТО и, что еще важнее, — существования угрозы жизни и здоровью. Как мы уже говорили, такую угрозу работник должен оценивать на свое усмотрение. При этом, пока она существует, работник вправе не выходить на работу.

Нужно ли оплачивать время отсутствия работника, в частности по правилам простоя — не ниже 2/3 его тарифной ставки? Нет, в письме Минсоцполитики Украины от 11.08.14 г. № 8946/0/14-14/13 сказано следующее: если работник не может выйти на работу на предприятии, которое находится в зоне АТО, это нельзя считать простоем. Поэтому в данном случае не работает и статья 113 КЗоТ, т. е. работодатель не должен оплачивать такому работнику время его отсутствия про «простойным» правилам.

Поскольку других правил оплаты нет, то предпринимателю вообще не придется оплачивать период прогулов из-за военного периода, а соответственно, платить за работников ЕСВ, НДФЛ и военный сбор.

В то же время Федерация профсоюзов Украины (ФПСУ) полагает, что Минсоцполитики рассмотрело проблему не до конца. По мнению ФПСУ, в такой ситуации есть все основания для того, чтобы работодатель объявил о простое (http://www.fpsu.org.ua/napryamki-diyalnosti/pravovij-zakhist/5616-pro-zakhist-prav-pratsivnikiv-pid-chas-prostoyu-na-pidpriemstvakh-shcho-roztashovani-v-rajonakh-provedennya-ato).

Дело в том, что простой — это приостановление работы, вызванное не только отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, но и неотвратимой силой или другими обстоятельствами (статья 34 КЗоТ). Именно такими неотвратимыми (непреодолимыми) обстоятельствами является ведение боевых действий в зоне АТО: эти события не зависят от воли работников и приводят к приостановке работы на предприятии ради сохранения жизни и здоровья работников.

Тем не менее это только рекомендации, руководствоваться ими предприниматели не обязаны.

Учтите: сам по себе невыход одного или нескольких сотрудников на работу еще не означает автоматическое введение простоя у предпринимателя в зоне АТО.

Еще раз подчеркнем, что компромиссный выход — предоставить работникам отпуск. Работник может уйти в ежегодный отпуск, отпуск «за свой счет» по согласию сторон (статья 26 Закона об отпусках) или по определенной причине (статья 25 Закона об отпусках).

Обратите внимание

Обратите внимание! Пока еще в статье 25 Закона об отпусках нет обстоятельства для предоставления работнику неоплачиваемого отпуска, связанного с проведением военных действий, угрожающих жизни работника. Но это только пока. Минсоцполитики сообщает о проекте Закона Украины «О внесении изменения в статью 25 Закона Украины «Об отпусках». Если эта законодательная инициатива дойдет до победного конца, то работникам можно будет предоставлять отпуск «за свой счет» на весь период проведения АТО.

Выводы

Предприниматель, находящийся в зоне АТО, который из-за угрозы жизни и здоровью или отсутствия денежных средств не может подавать отчетность или платить налоги, сможет без санкций урегулировать вопросы после того, как военные действия в его населенном пункте закончатся. Ему простят штрафы за неподачу отчетности, а возможно, и спишут налоговый долг.

Если предприниматель из зоны АТО может установить связь с ГНИ без угрозы жизни и здоровью, но у него нет средств на уплату налогов, то он может рассрочить уплату налоговых обязательств (штрафных санкций).

В любом случае предприниматель должен получить в ТПП специальную справку, стоимость которой на сегодняшний день составляет 240,00 грн., и предоставить ее в налоговый орган для продления срока сдачи отчетности или рассрочки уплаты налогового долга.

Других поблажек на сегодняшний день на законодательном уровне не предусмотрено, хотя НКУ допускает и списание налогового долга при форс-мажорных обстоятельствах. Надеемся, что более четкие правки появятся в ближайшее время после внесения соответствующих изменений в законодательство.

Если у предпринимателя числятся работники, которые из-за военных действий не смогли выходить на работу, то уволить их за прогулы он не имеет права (если их жизни угрожала опасность). Однако и время отсутствия по правилам простоя не по вине работника не оплатят. В то же время Минсоцполитики рекомендует в таких случаях оформлять отпуск «за свой счет». Кстати, урегулировать это правило также должны изменения в Законе об отпусках.

Документы консультации

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Приказ № 381 — приказ Миндоходов «Об установлении простоя в работе территориальных органов Миндоходов» от 08.07.2014 г. № 381.

Порядок № 1044 — Порядок применения норм пунктов 102.6 — 102.7 статьи 102 Налогового кодекса Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1044.

Порядок № 574 — Порядок рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) плательщиков налогов, утвержденный приказом Миндоходов от 10.10.2013 г. № 574.

Теги АТО бюджет
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше