Темы статей
Выбрать темы

Передача инфраструктуры: налоговые последствия

Редакция СБ
Статья

Передача инфраструктуры:

налоговые последствия

Дмитрий Чечель, экономист-аналитик

 

В «Строительной бухгалтерии», 2009, № 5 на с. 20 — 23 мы уже рассмотрели некоторые проблемы, свойственные процедурам передачи застройщиками объектов коммуникаций новостроек на балансы эксплуатирующих организаций. Тогда акцент был сделан на юридических нюансах соответствующих операций. Теперь обратим внимание на налоговые аспекты.

Достаточно часто застройщики стремятся воспользоваться в схемах передачи тех или иных инфраструктурных объектов льготами, предусмотренными налоговым законодательством. Проанализируем определенные особенности соответствующих норм.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

 

Если застройщик не смог оформить передачу объектов социальной инфраструктуры (котельные, коллекторы, водопроводы) иным образом, чем безвозмездная передача, то ему грозит опасность понесения существенных потерь фискального характера.

Обычно налоговики, рассматривая акт передачи объекта, указывают, что застройщик не получил от организации, на баланс которой была осуществлена соответствующая передача объекта, никакой компенсации. А следовательно, по их мнению, в результате такой операции не был получен

доход, поэтому она не связана с хозяйственной деятельностью. Такой вывод дает основания, прежде всего, для того, чтобы поставить под сомнение отнесение соответствующих сумм в валовые расходы и налоговый кредит. Кроме того, если не будут найдены основания для применения специальных льготных положений Закона об НДС, застройщику грозит доначисление налоговых обязательств по НДС по операции безвозмездной передачи объекта. Иногда налоговики настаивают и на отражении валового дохода у застройщика по операции безвозмездной передачи объекта.

Вообще говоря, мы не видим в факте безвозмездной передачи объекта безоговорочного аргумента в пользу того, что эта операция не связана с хозяйственной деятельностью. Беспристрастный взгляд на обстоятельства позволяет допустить, что передача инфраструктурных объектов не может рассматриваться как отдельная операция. Ее нельзя искусственно вырывать из общего хозяйственного контекста: эта операция не является автономной, она связана с сооружением целой новостройки. И если возведение самой новостройки для застройщика связано с хозяйственной деятельностью (т. е. новостройка предназначена для получения застройщиком тем или иным способом дохода), то и передача инфраструктурных элементов новостройки также связана с хозяйственной деятельностью. Ведь когда передача таких элементов предусмотрена в технических условиях, проектной документации или других обязательных к выполнению документах, застройщик вынужден соблюдать эти правила и безвозмездно предоставляет соответствующие объекты ради получения дохода от основного объекта. Понятно, что для застройщика расходы на сооружение элементов, передаваемых на баланс эксплуатирующих организаций, являются расходами, непосредственно связанными со строительством главного объекта.

Кстати, приведенная выше аргументация не является для налоговиков уж слишком чужой. ГНАУ в

письме от 26.12.2005 г. № 9498/х/15-0314 демонстрировала возможность использования подобных выводов относительно операций безвозмездной передачи квартир.

Однако такие несложные выводы, к сожалению, не всегда воспринимаются всеми представителями контролирующих органов. Поэтому рассмотрим некоторые вопросы, которые могут позволить в известной мере уменьшить налоговое давление на застройщика.

Прежде всего отметим, что даже если передачу каких-либо коммуникационных элементов новостройки признать операцией по безвозмездной передаче актива, застройщик не должен отражать валовые доходы.

Закон о налоге на прибыль не предусматривает ничего подобного. Иногда это признает и ГНАУ. Скажем, в ее письме от 29.04.2005 г. № 197/2/15-1110 было указано следующее:

«

Поскольку операция по бесплатной передаче жилого дома в коммунальную собственность территориальной громады не предусматривает получения дохода плательщиком налога, а следовательно, не связана с осуществлением хозяйственной деятельности, то такой плательщик валовые доходы и валовые расходы в связи с такой передачей не отражает».

Если операция интерпретируется как безвозмездная передача имущества, то по

общим правилам Закона о налоге на прибыль отражение валового дохода должен выполнить не застройщик, передающий объект, а сторона, которая этот объект получает. Кроме того, получатель, принявший объект и не понесший соответствующих расходов на его приобретение, утрачивает возможность начислять налоговую амортизацию.

Относительно эксплуатационных и коммунальных предприятий, получающих инфраструктурные объекты,

Закон о налоге на прибыль в п.п. 4.2.15 содержит специальную льготу, что позволяет не отражать валовой доход по соответствующим операциям:

«4.2.

Не включаются в состав валового дохода: <…>

4.2.15. Стоимость основных фондов, безвозмездно полученных плательщиком налога с целью осуществления их эксплуатации в случаях, предусмотренных законодательством:

если такие основные фонды получены по решению органов центральной исполнительной власти;

при получении

специализированными эксплуатирующими предприятиями объектов энергоснабжения, газо- и теплообеспечения, водоснабжения, канализационных сетей в соответствии с решениями местных органов исполнительной власти и исполнительных органов советов, принятыми в рамках их полномочий;

при получении предприятиями

коммунальной собственности объектов социальной инфраструктуры, указанных в подпункте 5.4.9 пункта 5.4 статьи 5 настоящего Закона*, находящихся на балансе других предприятий и содержащихся за их счет.

* Этот пункт среди

объектов социальной инфраструктуры содержит, например, объекты «многоквартирного жилищного фонда, включая общежития, одноквартирного жилищного фонда в сельской местности и объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на балансе юридических лиц, по которым плательщиком налога принято документально оформленное решение о передаче на баланс местных советов». — Примеч. авт.

Основные фонды, получаемые в случаях, предусмотренных этим подпунктом, принимаются на баланс по

рыночной (оценочной) стоимости и с целью налогообложения не подлежат амортизации».

Что касается вопроса начисления НДС, то застройщики, как правило, стараются воспользоваться

п.п. 3.2.9 Закона об НДС, согласно которому не являются объектом налогообложения операции по:

«

безвозмездной передаче в государственную собственность или коммунальную собственность территориальных общин сел, поселков, городов или в их совместную собственность объектов всех форм собственности, находящихся на балансе одного плательщика налога и передаваемых на баланс другого плательщика налога, если такие операции осуществляются по решениям Кабинета Министров Украины, центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принятым в рамках их полномочий.

Это положение распространяется на:

операции по безвозмездной передаче объектов с баланса плательщика налога, имущество которого находится в государственной или коммунальной собственности, на баланс другого юридического лица, имущество которого находится соответственно в государственной или коммунальной собственности;

операции по безвозмездной передаче неприватизированных объектов жилищного фонда (включая места общего пользования и придомовые здания и сооружения), а также

объектов социальной инфраструктуры (в том числе объектов их незавершенного строительства) с баланса плательщика налога на баланс юридического лица, имущество которого находится в государственной или коммунальной собственности, или непосредственно на баланс соответствующего местного совета.

Для целей этого подпункта под

объектами социальной инфраструктуры следует понимать:

<...>

объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сети снабжения электроэнергией, газом, теплом, водой и водоотведения; здания и сооружения, предназначенные для их обслуживания (котельные, бойлерные, канализационные и водопроводные сооружения, коллекторы и их оборудование); <…>».

Анализируя приведенные положения, специалисты ГНАУ в

письме от 14.01.2004 г. № 455/7/15-1117, направленном Киевской городской администрации, выделили следующие принципиальные моменты:

«<…> для пользования указанной льготой предприятию (плательщику налога на добавленную стоимость), которое безвозмездно передает объекты социальной сферы, незавершенного строительства и другие объекты, необходимо выполнить следующие требования названного Закона, а именно:

1) иметь соответствующее решение, выданное Кабинетом Министров Украины или центральным либо местным органом исполнительной власти, или органом местного самоуправления;

2) сторона, принимающая объекты права (основные фонды), должна находиться в государственной или коммунальной собственности и быть зарегистрированной в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;

3) переданные объекты права должны быть оприходованы принимающей стороной и учитываться в установленном порядке.

Таким образом, при выполнении плательщиком

всех без исключения перечисленных выше требований указанного Закона операции по безвозмездной передаче объектов социальной сферы, незавершенного строительства и др. в коммунальную собственность территориальной общины г. Киева не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость».

Отметим, что и

письмо ГНАУ от 29.04.05 г. №197/2/15-1110, и письмо ГНАУ от 14.01.2004 г. № 455/7/15-1117 предостерегают предприятия от начисления налогового кредита по операциям, по которым плательщик налога воспользовался льготой по п.п. 3.2.9 Закона об НДС.

Действительно, если операцию передачи объекта застройщик планирует вывести из-под обложения НДС, он не может отнести в налоговый кредит сумму «входного» НДС по расходам, имеющим отношение к соответствующему объекту.

Таким образом, главбуху целесообразно заранее, желательно еще в начале строительства, выяснить вопрос о том, намеревается ли и может ли руководство компании воспользоваться льготой

п.п. 3.2.9 Закона об НДС. Если ответ положительный, то главбуху нужно с самого начала строительства выполнять расчет пропорционального распределения сумм НДС, чтобы не допустить отражения в составе налогового кредита сумм, относящихся к объекту, который будет использован в операции, не являющейся объектом налогообложения. Если с начала строительства такие суммы не выделялись, главбуху нужно будет выполнить соответствующие расчеты и сторнировать суммы «входного» НДС, когда передача будет фактически осуществлена.

Понятно также, что в случае толкования операции как не относящейся к хозяйственной деятельности застройщик не может отражать в составе валовых расходов суммы, касающиеся возведения объектов, передаваемых эксплуатационникам безвозмездно.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше