Темы статей
Выбрать темы

Как управляющим ФФС рассчитать коэффициент платежеспособности: объяснение Госфинуслуг

Редакция СБ
Письмо от 12.03.2009 г. № 3446/07-6

Как управляющим ФФС рассчитать коэффициент платежеспособности: объяснение Госфинуслуг

 

Письмо Госфинуслуг Украины от 12.03.2009 г. № 3446/07-6

 

Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины (далее — Госфинуслуг) рассмотрела <...> обращение <...> и сообщает.

С целью уменьшения рисков по управлению имуществом доверителей и во исполнение требований

пункта 3.12 Лицензионных условий осуществления деятельности по привлечению средств учредителей управления имуществом для финансирования объекта строительства и/или осуществления операций с недвижимостью, утвержденных распоряжением Госфинуслуг Украины от 24.06.2004 г. № 1225, лицензиат должен обеспечивать получение чистой прибыли в таком размере, чтобы сформировать резервный фонд в размере 25 процентов от размера уставного капитала лицензиата в течение пяти лет с момента начала деятельности по привлечению средств учредителей.

Размер ежегодных отчислений в резервный фонд предусматривается учредительными документами, но не может быть меньше пяти процентов суммы прибыли общества

в соответствии со статьей 87 Хозяйственного кодекса Украины.

В бухгалтерском учете в строке 340 в соответствии с

Положением (стандартом) бухгалтерского учета № 2 «Баланс», утвержденным приказом Минфина Украины от 31.03.99 г. № 87, отражается остаток (кредитовое сальдо счета 43) — неиспользованного резервного капитала, а именно приводится сумма резервов, созданных в соответствии с действующим законодательством или учредительными документами за счет нераспределенной прибыли предприятий.

Кроме того, финансовые учреждения формируют резервы для покрытия рисков невозврата основного долга по кредитам, гарантиям, поручительствам, приобретенным ценным бумагам, другим видам задолженности, признанным нестандартными в соответствии с методикой, утвержденной

распоряжением Госфинуслуг Украины от 04.06.2004 г. № 912.

Эта Методика устанавливает порядок формирования небанковскими финансовыми учреждениями резерва для покрытия рисков невозврата основного долга (далее — резерв) по кредитам, гарантиям, поручительствам, приобретенным ценным бумагам, другим видам задолженности с целью повышения надежности и стабильности финансовых учреждений, сохранения реальной стоимости финансовых активов и защиты интересов клиентов небанковских финансовых учреждений.

В бухгалтерском учете в строке 162 в форме № 1 «Баланс» отражается остаток (кредитовое сальдо счета 38 «Резерв сомнительных долгов») для покрытия рисков.

По кредиту счета 38 «Резерв сомнительных долгов» отражается создание резерва сомнительных долгов в корреспонденции со счетами учета расходов, по дебету — списание сомнительной задолженности в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности или уменьшение начисленных резервов в корреспонденции со счетом учета доходов.

Поэтому

для расчета коэффициента платежеспособности, отражающего способность лицензиата своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам, вытекающим из операций денежного характера, и проч., должны браться во внимание показатели собственного капитала, резервного фонда и резерва сомнительных долгов лицензиата по отношению к имуществу, находящемуся в его управлении и учитывающемуся на отдельном балансе.

В связи с принятием

Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию финансовых механизмов осуществления инвестиций в строительство жилья» от 18.12.2008 г. № 692-VI Госфинуслуг будут внесены соответствующие изменения в нормативную базу по деятельности финансовых учреждений управляющих ФФС и ФОН.

 

Председатель В. Суслов

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Сначала обратим внимание читателей на последний абзац письма, где работники Госфинуслуг упоминают об изменениях, внесенных в действующее законодательство

Законом от 18.12.2008 г. № 692-VI1 (комментарии к данному Закону см. в газете «Строительная бухгалтерия», 2009, № 7, с. 28 — 38).

1 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию финансовых механизмов осуществления инвестиций в строительство жилья» от 18.12.2008 г. № 692-VI.

Напомним, что одно из упомянутых изменений состояло в том, что парламентарии запретили устанавливать какие-либо ограничения на объемы привлечения средств управляющими ФФС.

Как следует из письма,

коэффициент платежеспособности имеет своей целью отразить «способность лицензиата своевременно и в полном объеме рассчитаться по своим обязательствам». Этот показатель определяется как соотношение суммы собственного капитала, «резервного и страхового фондов» и суммы активов, взвешенных по степени риска. Согласно Лицензионным условиям2, коэффициент платежеспособности должен поддерживаться на уровне не ниже 0,08.

2 Лицензионные условия осуществления деятельности по привлечению средств учредителей управления имуществом для финансирования объектов строительства и/или осуществления операций с недвижимостью, утвержденные распоряжением Госфинуслуг от 24.06.2004 г. № 1225.

Вообще говоря, механизм расчета этого показателя настолько необычен, что сразу непросто сделать однозначный вывод о том, устанавливает коэффициент платежеспособности ограничение на привлечение средств управляющим ФФС или нет.

На наш взгляд, установление лицензионных параметров этого коэффициента управляющим ФФС

по существу является ничем иным, как ограничением на объемы привлечения финансовых ресурсов. Ведь чем больше активов привлечет и разместит по объектам управляющий, тем ниже будет значение этого коэффициента. Поэтому с момента вступления в силу Закона от 18.12.2008 г. № 692-VI регуляторный контроль за соблюдением коэффициента платежеспособности должен быть прекращен. Впрочем, мы допускаем, что у чиновников Госфинуслуг на этот счет может быть и иная точка зрения.

Что касается алгоритма расчета коэффициента платежеспособности, то Госфинуслуг, по сути, подтвердил свою неортодоксальную позицию, ранее высказанную в письме

от 03.11.2008 г. № 1181/07-3 (текст данного письма и комментарий к нему см. в газете «Строительная бухгалтерия», 2009, № 1, с. 5 — 7).

Пожалуй, самым необычным моментом разъяснений Госфинуслуг является положение о том, что при расчете коэффициента платежеспособности под «

страховым фондом» понимается не что иное, как резерв сомнительных долгов, сформированный по кредиту счета 38.

Какую смысловую нагрузку несет сумма собственного капитала, резервного капитала (который уже входит в сумму собственного капитала) и резерва сомнительных долгов, нам понять трудно. Как, впрочем, и большинству управляющих ФФС.

Будем надеяться, что изменения нормативной базы, обещанные в рассматриваемом письме, не заставят себя долго ждать, и прояснят вопросы, связанные с расчетом, толкованием и контролем коэффициента платежеспособности.

 

Сергей Шемет

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше