Темы статей
Выбрать темы

Верховная Рада: курс на легализацию ДБН

Редакция СБ
Статья

Верховная Рада: курс на легализацию ДБН

Григорий Козаков, консультант

 

17 марта 2009 года постановлением Верховной Рады № 1133-VI в первом чтении был принят за основу проект Закона «О строительных нормах» (далее — Законопроект № 2587).

 

Цели

Депутаты, инициировавшие принятие данного

Законопроекта № 2587, признают тот факт, что в настоящее время статус строительных норм не является четко определенным, а работы в этой области регулируются не прямо, а опосредованно через отдельные положения различных законов: Закона Украины «О стандартизации» от 17.05.2001 г. № 2408-III, Закона Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. № 2406-III, Закона Украины «Об основах градостроительства» от 16.11.92 г. № 2780-XII, Закона Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV.

 

Классификация

Законопроект № 2587

разделяет строительные нормы на три уровня: государственные, отраслевые и территориальные. Субъектами нормирования выступают соответственно Минрегионстрой как центральный орган, отраслевые министерства и ведомства, госадминистрации.

Министерства, ведомства и госадминистрации могут составлять отраслевые и территориальные нормы лишь тогда, когда по какому-либо вопросу отсутствуют государственные нормы или когда есть необходимость

конкретизации тех или иных государственных норм.

В любом случае отраслевые и территориальные нормы подлежат

согласованию с центральным органом исполнительной власти, компетентным в строительных вопросах.

С нашей точки зрения, существенным недостатком

Законопроекта № 2587 является то, что он совершенно игнорирует базовый уровень строительного нормотворчества — внутрифирменное нормирование.

 

Процедуры

Что касается процедур принятия норм, то

Законопроект № 2587 отдает эти вопросы на откуп исполнительной власти:

«

Порядок разработки, согласования, утверждения, внесения изменений в строительные нормы и признания их утратившими силу устанавливается Кабинетом Министров Украины».

Впрочем, некоторые процедурные параметры законодатели собираются зафиксировать на уровне закона:

«

Утвержденные государственные строительные нормы, изменения к ним вступают в силу не ранее чем через 90 дней со дня их опубликования в официальном издании центрального органа исполнительной власти по вопросам строительства и архитектуры».

Также

Законопроект № 2587 предусматривает обязательную регистрацию всех строительных норм. Однако такая регистрация, по замыслу авторов данного Законопроекта, должна проводиться не Минюстом, а Минрегионстроем.

В этом смысле весьма красноречиво выглядит мнение экспертов Верховной Рады, высказавших следующее замечание к законопроекту:

«

Поскольку согласно ст. 117 Конституции Украины нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти подлежат регистрации в порядке, установленном законом, то в связи с этим считаем неприемлемой норму законопроекта, согласно которой государственные строительные нормы не подлежат регистрации в Министерстве юстиции Украины. Это объясняется тем, что строительным нормам свойственен нормативный характер, в связи с чем они наравне с другими нормативными актами должны подлежать государственной регистрации в органах юстиции.

В законопроекте целесообразно было бы предусмотреть возможность участия общественности и других лиц, непосредственно осуществляющих деятельность в сфере строительства, и их объединений в разработке строительных норм

».

Неприятие экспертов вызвало также следующее положение

Законопроекта № 2587:

«

Закупка работ по нормированию в строительстве за государственные средства осуществляется без проведения торгов (конкурсов, тендеров)».

В заключении Главного экспертного управления парламента говорится, что «

поданные документы не содержат достаточных обоснований целесообразности полного неприменения конкурсных принципов при закупке работ по нормированию в строительстве за государственные средства».

Нам остается лишь надеяться на то, что Комитет Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики, который будет дорабатывать законопроект ко второму чтению, не проигнорирует рациональные суждения, высказанные экспертами.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше