О разрешениях на выполнение строительных работ
Письмо Министерства регионального развития и строительства Украины от 08.07.2009 г. № 22/9-4131
В соответствии со
статьей 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.Согласно положениям
статьи 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» исключительно законами устанавливается необходимость получения документа разрешительного характера и разрешительный орган, уполномоченный выдавать документ разрешительного характера.В соответствии со
статьей 281 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» для получения разрешения на выполнение подготовительных работ заказчик или уполномоченное им лицо подает в соответствующую инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля письменное заявление с определенными законом приложениями.Для получения
разрешения на выполнение строительных работ заказчик и подрядчик подают документы, перечень которых определен статьей 29 Закона Украины «О планировании и застройке территорий». Указанный перечень является исключительным.Получение любых других разрешений, в том числе ордеров на нарушение благоустройства, ни одним нормативным актом не предусмотрено. В случае наличия такой позиции в положениях органов местной исполнительной власти, местного самоуправления, в соответствии с
пунктом 7 статьи 11 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» органы местного самоуправления в течение шести месяцев со дня вступления в силу изменений в соответствующие законы должны были привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с требованиями этого Закона и соответствующих законов.Согласно
статье 27 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» нарушение благоустройства осуществляется на основании разрешения на выполнение подготовительных и строительных работ.Учитывая изложенное,
разрешения на подготовительные работы и выполнение строительных работ предоставляются соответствующими инспекциями государственного архитектурно-строительного контролю. Требования органов местной исполнительной власти и органов местного самоуправления о получении любых других разрешений, в том числе ордеров на нарушение благоустройства, являются безосновательными.
Заместитель министра Д. Исаенко
КОММЕНТАРИЙ
Вопрос, которому посвящено данное
письмо, возникает с завидной периодичностью: имеет ли право тот или иной орган (чаще всего на его месте оказываются именно органы местного самоуправления) требовать от субъекта хозяйствования получить определенный разрешительный документ?Проблема связана с недостаточно четким урегулированием различных разрешительных процедур и массивностью перечня разрешительных актов в отечественном законодательстве при отсутствии единой практики их выдачи. Можно вспомнить хотя бы продолжающийся уже не первый год спор о наличии у органов местного самоуправления полномочий выдавать разрешения на размещение объектов торговли. ГНАУ в этом споре настаивает на необходимости получения субъектами хозяйствования таких разрешений (см.
письма ГНАУ от 06.07.2007 г. № 13508/7/15-0717, от 22.04.2008 г. № 4888/5/15-0716, № 8374/7/15-0717, от 27.02.2008 г. № 3778/7/15-0417); Госкомпредпринимательства соответственно указывает на незаконность подобных требований (см. письма Госкомпредпринимательства от 29.08.2008 г. № 7426, от 03.10.2008 г. № 8461).Теперь аналогичный вопрос возник в связи с разрешениями, в том числе ордером на нарушение благоустройства для выполнения строительных (подготовительных) работ в пределах земельного участка, отведенного под строительство объектов градостроительства, требования о получении которых предъявляют органы местного самоуправления.
Минрегионстрой абсолютно оправданно данный вопрос решил рассмотреть в свете
Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV, согласно которому на уровне закона должны быть предусмотрены (ч. 1 ст. 4):— необходимость получения разрешительного документа;
— платность или бесплатность выдачи разрешения;
— срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче документа разрешительного характера;
— исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче и аннулирования документа разрешительного характера;
— возможность приобретения субъектом хозяйствования права на проведение определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности по декларативному принципу.
В отношении
разрешений местных советов на проведение строительных работ, нарушающих благоустройство, перечисленные выше условия не соблюдены, из чего Минрегионстрой делает вывод о неправомерности предъявления требований к субъектам хозяйствования о получении указанных разрешений.
Григорий Зубко