Темы статей
Выбрать темы

А нужна ли справка: комментарий к письму Минрегионстроя

Редакция СБ
Комментарий

А нужна ли справка: комментарий к письму Минрегинстроя

Григорий Козаков, консультант

 

В прошлом номере нашей газеты1 мы уже комментировали новый Перечень объектов, для утверждения проекта строительства которых комплексное заключение государственной экспертизы не является обязательным, утвержденный приказом Минрегионстроя Украины от 08.04.2009 г. № 145 и вступивший в силу 22 июня 2009 года.

Вскоре после опубликования данного материала вышло письмо Минрегионстроя от 09.07.2009 г. № 9/11-10012, которым данный орган внес некоторые уточнения относительно процедуры прохождения комплексной государственной экспертизы, что и повлекло необходимость в подготовке комментария к данному письму.

 

1 «Государственная комплексная инвестиционная экспертиза проектов»// «Строительная бухгалтерия», 2009, № 14, с. 37 — 39.

2 Текст письма опубликован на с. 7 данного номера газеты «Строительная бухгалтерия».

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

Закон об архитектурной деятельности

— Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV.

Закон об ответственности за правонарушения в градостроительстве

— Закон Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» от 14.10.94 г. № 208/94-ВР.

Закон о телекоммуникациях

— Закон Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.2003 г. № 1280-IV.

Государственный классификатор зданий и сооружений

— Государственный классификатор зданий и сооружений ДК 018-2000, утвержденный приказом Госстандарта Украины от 17.08.2000 г.

Порядок № 1269

— постановление КМУ «О порядке утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их государственной экспертизы» от 31.10.2007 г. № 1269.

Приказ № 145

— приказ Минрегионстроя Украины «Об утверждении Перечня объектов, для утверждения проектов строительства которых комплексное заключение государственной экспертизы не является обязательным» от 08.04.2009 г. № 145.

Перечень

— Перечень объектов, для утверждения проектов строительства которых комплексное заключение государственной экспертизы не является обязательным, утвержденный приказом Минрегионстроя Украины от 08.04.2009 г. № 145.

Письмо № 1001

— письмо Минрегионстроя Украины от 09.07.2009 г. № 9/11-1001.

 

Сначала напомним некоторые факты о сути проекта строительства.

Проект

— документация для строительства объектов архитектуры, состоящая из чертежей, графических и текстовых материалов, инженерных и сметных расчетов, определяющих градостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные, технические и технологические решения, стоимостные показатели конкретного объекта архитектуры, и отвечающая требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил (ст. 1 Закона об архитектурной деятельности).

В

п. 2 Порядка № 1269 указано, что под проектами строительства (далее — проекты) следует понимать проектную документацию, разработанную для нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта домов, сооружений, технического переоснащения объектов производственного назначения на таких стадиях проектирования: «эскизный проект», «технико-экономические обоснования», «технико-экономический расчет», «проект», «рабочий проект», «рабочая документация». При двух- и трехстадийном проектировании утверждается «проект» или «рабочий проект», а проектная документация, разработанная на предыдущей стадии проектирования, одобряется.

Напомним, что сначала разрабатывается проектная документация до стадии, на которой она должна пройти экспертизу. На этой стадии (это «проект» или «рабочий проект») такая проектная документация предоставляется для получения комплексного заключения государственной экспертизы, а на основании комплексной экспертизы застройщик уже утверждает проект (

ст. 7 Закона об архитектурной деятельности). Важным нюансом при этом является то, что проектная документация подлежит комплексной экспертизе до ее утверждения (ст. 7 Закона об архитектурной деятельности, п. 11.1 Типовых региональных правил застройки, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 10.12.2001 г. № 219).

Программы и проекты

(за исключением проектов, для утверждения которых комплексное заключение государственной экспертизы необязательно) утверждаются (переутверждаются) на основании положительного комплексного заключения Укргосстройэкспертизы Минрегионстроя или ее местного подразделения. (п. 5 Порядка № 1269).

Стоимость

проведения комплексной государственной экспертизы программ в полном объеме определяется в размере, не превышающем 10 % стоимости разработки программы (п. 11 Порядка № 1269).

Общий срок проведения комплексной государственной экспертизы

не должен превышать 45 календарных дней, из них 40 дней — подготовка заключений по отдельным направлениям (прочность, надежность, долговечность домов и сооружений, архитектурные требования, санитарное и эпидемическое благополучие населения, охрана труда и охрана окружающей природной среды (по объектам, представляющим повышенную экологическую опасность), энергосбережение, пожарная и техногенная безопасность и т. п.). В отдельных случаях, предусмотренных Законом Украины «Об экологической экспертизе» от 09.02.95 г. № 45/95-ВР, общий срок проведения комплексной государственной экспертизы устанавливается до 120 календарных дней (п. 12 Порядка № 1269).

Теперь перейдем непосредственно к комментарию письма Минрегионстроя от

09.07.2009 г. № 9/11-1001 (текст письма опубликован на с. 7 данного номера газеты).

В комментируемом письме Минрегионстрой внес уточнение относительно процедуры проведения комплексной государственной экспертизы (далее —

госэкспертиза).

Так, Минрегионстрой еще раз акцентирует внимание на том, что:

1) по приведенным в перечне проектам строительства, получение комплексного заключения по которым не обязательно, тем не менее, обязательно проведение государственной экологической экспертизы, государственной экспертизе по вопросам санитарного и эпидемического благополучия населения, охраны труда, энергосбережения и энергоэффективности, пожарной техногенной, ядерной и радиационной безопасности в случаях,

специально предусмотренных действующим законодательством3;

3 На практике это не вызывает каких-либо затруднений. Взять, к примеру, экологическую экспертизу. В соответствии с Законом Украины «Об экологической экспертизе» от 09.02.95 г. № 45/95-ВР такую экспертизу обязаны проходить определенные государственные программы и проекты, проекты генеральных планов населенных пунктов, проекты вредных производств и т. п. Все это масштабные проекты, которые не имеют отношения к перечню проектов, установленному приказом № 145, разве что какой-либо проект строительства дорожного комплекса в составе государственной программы может подпадать под необходимость экологической экспертизы. Что касается обычных требований к проекту в области экологии, пожарной безопасности, санитарным нормам и т. п., то они учитываются проектной организацией, имеющей соответствующие лицензии, поскольку любое строительство, в том числе индивидуальное, осуществляется по проекту.

2) если же строительство финансируется за счет бюджетных средств, то по таким возводимым объектам производится экспертиза сметной документации;

3) в случае возникновения «расхождений в отношении применения Перечня» Минрегионстрой будет рассматривать эти вопросы в течение 10 дней.

В принципе эти тезисы не новы:

письмо № 1001 лишь продублировало нормы п. 2, п. 3 приказа № 145, которым, собственно, и был утвержден новый Перечень.

Интересен тот факт, что Минрегионстрой, дав некую свободу участникам строительства (

а ими, как известно, являются заказчик, проектировщик, генподрядчик, субподрядчик(и)) самостоятельно определять, каким является их строящийся объект, а именно: подпадает он под новый Перечень или нет, соответственно нужно проходить госэкспертизу или нет, — тем самым обезоружил этих участников строительства... Ведь справку о том, что проект строительства по их объекту действительно не требует проведения госэкспертизы, получать не нужно. Об этом, собственно, четко указано в письме № 1001: «Принадлежность конкретного объекта к Перечню устанавливается непосредственно участниками строительства без подтверждения какой-либо справкой». В то же время ответственность4 за соблюдение законодательства по вопросам осуществления государственной экспертизы возложена на заказчика вместе с проектировщиком.

4 В этих случаях предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций согласно ст. 96, ст. 961 КоАП, а также ст. 1 Закона об ответственности за правонарушения в градостроительстве.

В этом отношении Минрегионстрой погорячился, конечно. Что же получается, что застройщик самостоятельно определяет для себя, стоит ему проходить госэкспертизу или нет? С одной стороны, как бы все ясно: есть новый

Перечень, на него и нужно ориентироваться. Но этот Перечень, увы, выписан не идеально, т. е. при желании его нормы можно обойти... И тому есть веские причины: временной период прохождения госэкспертизы продолжительностью в 45 дней, а в отдельных случаях — 120 дней. Как видим, срок немалый, ведь приступать к строительству можно только после утверждения проектной документации, а утверждать проекты можно только после получения положительного заключения госэкспертизы. Вдобавок к этому еще и финансовые расходы, связанные с оплатой услуг по проведению комплексной государственной экспертизы проектов, что составляет до 10 % стоимости разработанного проекта.

Для примера приведем цитату из

п. 12 р. 3 «Вспомогательные сооружения, инженерная инфраструктура, благоустройство» Перечня, а именно:

«12. Строительство объектов сотовой связи, которые по типовым техническим решениям делятся на:

объекты, строящиеся в существующих приспособленных, встроенно-пристроенных помещениях и помещениях контейнерного типа с установкой оборудования связи, с использованием легких трубостоек для крепления антенно-фидерных устройств (далее — АПФ),

установленных на существующих зданиях, производственных сооружениях, металлических и кирпичных трубах;

то же, с установкой на существующих зданиях малогабаритных (до 30 м)

мачт («щогла» на укр. яз.) облегченной конструкции для крепления АПФ;

наземные мачты с оттяжками и

башни («башти» на укр. яз.) для крепления АПФ с установкой оборудования связи в существующих приспособленных, встроенно-пристроенных помещениях и помещениях контейнерного типа».

Со вторым абзацем данного пункта все, казалось бы, ясно: если объекты мобильной связи устанавливаются на уже существующих зданиях и строениях, то проекты строительства по таким объектам не нужно подвергать госкэкспертизе. Но читаем абзац третий, в котором речь идет о высотном ограничении объекта мобильной связи, называемом «щогла», — без госэкспертизы можно устанавливать малогабаритные «щогли» размером до 30 м. В четвертом абзаце применяется уже формулировка «башти», однако в данном случае никакого ограничения в отношении высоты такого объекта здесь не указано.

В действующем законодательстве отсутствуют определения таких терминов, как «щогла» и «башта».

Так, в

ст. 1 Закона о телекоммуникациях5 в отношении сооружений телекоммуникаций приведено следующее определение: «...споруди електрозв'язку — будівлі, вежі 6, антени, що використовуються для організації електрозв'язку...». Как видим, здесь уже наряду со строениями и антеннами фигурирует термин «вежа», но, заметим, что слова «щогла» и «башта» здесь отсутствуют, причем отсутствуют во всем тексте Закона о телекоммуникациях. Данный Закон, скорее всего, относит подобные объекты в группу «інші технічні засоби телекомунікацій» (ст. 10 Закона о телекоммуникациях).

5 Согласно ст. 1 Закона о телекоммуникации

башня («вежа» — укр. яз.), используемая для организации и предоставления услуг мобильной связи, представляет собой сооружение электросвязи. В свою очередь, под электросвязью (телекоммуникацией) Закон понимает передачу, излучение и (или) принятие знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по радио, в проводных, оптических или других электромагнитных системах. В качестве такого сооружения башня является составляющей телекоммуникационной сети, т. е. комплекса технических средств и сооружений, предназначенных для маршрутизации, коммутации, передачи и (или) принятия знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по радио, в проводных, оптических или других электромагнитных системах между конечным оборудованием.

6 Термины в переводе с украинского языка на русский язык:

вежа (укр. яз.) — башня (рус. яз.),

щогла (укр. яз.) — мачта (рус. яз.),

башта (укр. яз.) — башня (рус. яз.).

В

Государственном классификаторе зданий и сооружений в разделе 2 «Інженерні споруди» имеются такие объекты телекоммуникаций, как:

«телекомунікаційні лінії та щогли» (код — 2213, 2224);

«споруди телекомунікацій інші» (код — 2213.9);

«споруди місцевих електричних та телекомунікаційних мереж інші» (код — 2224.9).

То есть в

Государственном классификаторе зданий и сооружений вообще отсутствуют такие объекты, как «вежа» и «башта», а «щогла» встречается во всем перечне зданий и сооружений только один раз в виде исключения из класса зданий и сооружений «Вокзали, аеровокзали, будівлі засобів зв'язку та пов'язані з ними будівлі» (код — 1241). То есть Государственный классификатор зданий и сооружений не разграничивает понятия «вежа»,«башта» и «щогла» и относит их к единому классу «споруди телекомунікацій інші» (код — 2213.9).

Таким образом, при желании при подготовке проектной документации по строительству инженерного сооружения мобильной связи такой объект можно классифицировать вообще как «вежа» и, руководствуясь

Перечнем, не проводить госэкспертизу по данному проекту строительства, так как нормы данного Перечня не содержат термина «вежа». Следовательно, в зависимости от конечного результата данное инженерное сооружение можно классифицировать по Перечню и как «щогла», и как «башта», проекты строительства по которым либо подлежат госэкспертизе, либо ей не подлежат.

Налицо отсутствие четко выписанных норм и трактовок терминов в действующем законодательстве, что, в свою очередь, порождает коллизию и неоднозначность в применении тех или иных норм правового поля.

Все это может привести к тому, что заказчик, самостоятельно определив для себя, что проект строительства по его объекту не подлежит госэкспертизе, при проверке его инспекцией ГАСК может оказаться в ситуации, когда инспектор по результатам проверки наложит на него

штраф(ы):

в размере

170 грн. — 850 грн. — на граждан; 850 грн. — 1700 грн. — на должностных лиц согласно ст. 96 КоАП;

в размере

425 грн. — 850 грн. — на должностных лиц согласно ст. 961 КоАП7;

7 Подробно об административных правонарушениях см. в статье «Административная ответственность за нарушения в строительной сфере»// «Строительная бухгалтерия», 2009, № 9, с. 25 — 26.

и/или

в размере от

5 % стоимости объектов до 30 % стоимости разработанной рабочей документации, притом вполне законно, применив нормы ст. 1 Закона об ответственности за правонарушения в градостроительстве (какие штрафы установлены ст. 1 Закона об ответственности за правонарушения в градостроительстве, см. ниже в информационном блоке).

Конечно, в таких случаях мы бы рекомендовали заказчику строительства подобных объектов, по которым возможно разночтение норм

Перечня, заручиться письменным ответом из Минрегионстроя по данному вопросу. По крайней мере, об этом прямо указано в п. 3 приказа № 145, о чем продублировано в комментируемом письме № 1001. В таком случае у заказчика будет иметься своего рода «гарант» в виде письма-ответа из Министерства о том, что его действия согласованы с Минрегионстроем.

Если же все же у субъекта строительства отсутствует подобная справка, но возникло некое разногласие с инспекторами ГАСК в отношении трактовки норм

Перечня, то попробовать избежать штрафных санкций можно, обратившись с иском в хозяйственный суд, руководствуясь при этом нормой ст. 4 Закона об ответственности за правонарушения в градостроительстве, с целью оспорить решение инспекции ГАСК в суде. То есть доказывать свою точку зрения в отношении правомерного применения норм Перечня заказчику придется уже через суд, а это — дополнительные временные и финансовые затраты...

 

Какие штрафы установлены ст. 1 Закона об ответственности за правонарушения в градостроительстве

<...>

Статья 1. Ответственность за правонарушения в сфере градостроительства

Предприятия, их объединения, учреждения и организации (далее — предприятия), независимо от форм собственности, которые осуществляют проектирование, работы по строительству, реконструкции, реставрации и капитальному ремонту (далее — строительные работы), изготавливают строительные материалы, изделия и конструкции, а также которые являются заказчиками в строительстве или совмещают функции заказчика и подрядчика, несут ответственность в виде штрафа за следующие правонарушения:

проведение строительных работ без разрешения на их выполнение или без утвержденной проектной документации — в размере пятидесяти процентов стоимости этих работ;

передача проектной организацией заказчику рабочей документации для строительства, не отвечающей государственным стандартам, нормам и правилам, выходным данным на проектирование объектов архитектуры, которые предоставлены в установленном порядке, и утвержденному проекту, — в размере тридцати процентов стоимости разработанной рабочей документации;

производство, реализация или применение в строительстве строительных материалов, изделий и конструкций, не отвечающих государственным стандартам, нормам и правилам или проектным решениям, а также подлежащих обязательной сертификации, но не прошедших ее, — в размере двадцати пяти процентов стоимости реализованной продукции;

выполнение строительных работ, не отвечающих государственным стандартам, нормам и правилам или проектным решениям, — в размере десяти процентов стоимости выполненных работ;

прием в эксплуатацию объектов, построенных с нарушением законодательства, а также местных правил застройки населенных пунктов или проектных решений, — в размере пяти процентов стоимости соответствующих объектов;

осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности в строительстве, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, без получения в установленном порядке лицензии — в размере платы за выдачу лицензий на соответствующий вид хозяйственной деятельности в строительстве;

уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение предписаний инспекций государственного архитектурно-строительного контроля — в размере пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

передача проектной организацией заказчику рабочей документации для реконструкции, реставрации, капитального ремонта объекта архитектуры, в которой предусмотрено внесение изменений с нарушением требований архитектурно-технического паспорта указанного объекта, — в размере двадцати пяти процентов стоимости разработанной рабочей документации;

эксплуатация или использование домов или сооружений после окончания строительства без приемки их государственными приемными (техническими) комиссиями — в размере десяти процентов стоимости выполненных работ;

утверждение градостроительной документации с нарушением установленных государственных стандартов, норм и правил, выходных данных на проектирование — в размере двадцати пяти процентов стоимости разработанной градостроительной документации;

несоблюдение региональных или местных правил застройки при планировании и застройке населенных пунктов, режима использования и застройки земель, на которых предусмотрена перспективная градостроительная деятельность, — в размере двадцати пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

проведение подготовительных работ без разрешения на выполнение подготовительных работ или без разрешения на выполнение строительных работ, или без соответствующей утвержденной проектной документации — в размере пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Уплата штрафов не освобождает предприятие от устранения допущенных нарушений и возмещения убытков, причиненных в результате нарушений, предусмотренных данным Законом.

<...>

В завершение данной публикации скажем несколько слов о последнем абзаце

письма № 1001. Комментируемым письмом Минрегионстрой уведомляет субъектов строительства о том, что с 22 июня 2009 года — момента вступления в силу нового Перечня, письмо от 08.02.2007 г. № 7/8-125 утратило свою силу. Данное письмо вышло в свет в 2007 году в дополнение к существующему ранее старому Перечню8, который на период своего действия касался только социальной и дорожной инфраструктуры. Подробно о сути данного письма читайте в статье «Государственная комплексная инвестиционная экспертиза проектов»//«Строительная бухгалтерия», 2009, № 14, с. 37 — 39.

8 Имеется в виду Перечень проектов строительства объектов производственного назначения, для утверждения которых заключение комплексной государственной экспертизы необязателен, утвержденный постановлением КМУ от 31.10.2007 г. № 1269. Он утратил силу с 29 мая 2009 года.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше