Охрана на строительной площадке
Ольга Кожушко, консультант
Современные условия ведения бизнеса диктуют необходимость серьезного отношения к охранным мероприятиям на предприятии. Подрядчик, осуществляя строительные работы и неся ответственность за сохранность имущества на строительной площадке, просто обязан принять соответствующие меры по проведению охранных мероприятий. В противном случае потери и непредвиденные расходы, понесенные в процессе строительства, рискуют перекрыть прибыль от строительного контракта.
В данной статье мы рассмотрим основные учетные аспекты проведения подрядчиком охранных мероприятий на строительном объекте.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.
Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.
Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.
Закон о патентовании — Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.
Лицензионные условия № 145 — Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг, связанных с охраной государственной и другой собственности, предоставления услуг по охране граждан, утвержденные приказом Госкомпредпринимательства, МВД Украины от 14.12.2004 г. № 145/1501.
Организация службы охраны
Охрану предприятия может осуществлять как
внутренняя (штатная) охрана, так и наемная (когда функциями охраны занимается специализированная охранная фирма).Предприятие, решившее создать свое охранное подразделение, которое выполняло бы охранные функции, должно четко определить состав и численность такого подразделения, внести соответствующие поправки в штатное расписание, разработать должностные инструкции для сотрудников*.
* Порядок организации службы охраны на строительном предприятии путем привлечения специализированного предприятия охраны, читайте в следующем номере газеты «Строительная бухгалтерия». —
Примеч. ред.Одним из первых вопросов, которые возникают у подрядчика, — это необходимость лицензирования данной деятельности. Так, согласно
ст. 9 Закона о лицензировании охранная деятельность подлежит лицензированию. Субъект хозяйствования должен осуществлять такую деятельность в соответствии с лицензионными условиями.Такими лицензионными условиями для хозяйствующих единиц, занимающихся охранной деятельностью, являются
Лицензионные условия № 145.В них под
охранной деятельностью понимается деятельность по предоставлению услуг, связанных с охраной имущества юридических и физических лиц и обеспечением личной безопасности физических лиц на основании гражданско-правовых соглашений (п.п. 1.3.3 Лицензионных условий № 145).К
субъектам охранной деятельности относятся зарегистрированные в установленном действующим законодательством Украины порядке юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, которые осуществляют хозяйственную деятельность, кроме органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физические лица — предприниматели, которые получили лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг, связанных с охраной государственной и другой собственности, по предоставлению услуг по охране граждан (п.п. 1.3.4 Лицензионных условий № 145).Таким образом,
получать лицензию необходимо только тем предприятиям и предпринимателям, которые предоставляют охранные услуги другим хозяйствующим субъектам . То есть предприятиям, которые охраняют собственное имущество и не предоставляют охранные услуги «на сторону», получать лицензию не надо. По сути, подрядчик на строительной площадке охраняет собственные строительные материалы и оборудование. В случае когда заказчик строительства передает подрядчику строительные материалы для использования их в строительстве, ответственность и риски по порче такого имущества также переходят подрядчику. Как видим, охрана строительной площадки подрядчиком вполне попадает в разряд охраны собственного имущества.Бухгалтерский учет.
Как следует из п. 7 П(С)БУ 16 «Расходы» в бухгалтерском учете расходы на охранную службу отражаются на счетах расходов в зависимости от их назначения (на себестоимость продукции, административные расходы или общепроизводственные расходы и т. п.) в том отчетном периоде, в котором они были понесены. То есть в случае охраны офиса фирмы или склада отнесение расходов к той или другой категории затрат очевидно. Чего не скажешь в отношении охранных мероприятий на строительном объекте. Учитывая тот факт, что такие расходы напрямую относятся к конкретному строительному контракту, их нельзя отнести к расходам производственного назначения, а соответственно и невозможно включить в состав прямых затрат с отнесением на себестоимость.Расходы подрядчика на содержание противопожарной и сторожевой охраны строительных площадок, производственных помещений и офисов аппарата управления выделенных производственных подразделений относятся к составу затрат на организацию работ на строительных площадках и
включаются в состав общепроизводственных затрат строительной организации (п. 12 р. 2 Методических рекомендаций по формированию себестоимости строительно-монтажных работ, утвержденных приказом Госкомстроя от 16.02.2004 г. № 30).Налоговый учет.
В ситуации с охраной строительной площадки расходы на охрану предприятия можно включить в валовые на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, так как охраняемые активы напрямую связаны с хозяйственной деятельностью предприятия.Заметим, что в ситуации, когда предприятие самостоятельно охраняет свое имущество, оно может воспользоваться и техническими средствами защиты. Далее мы остановимся подробнее на особенностях учета расходов на их приобретение и установку.
Учет технических средств охраны
Предприятие может использовать в охране своего имущества технические средства охраны (далее — ТСО).
К ТСО относятся:
— системы охранной и пожарной сигнализации;
— системы ограничения доступа;
— системы телевизионного наблюдения;
— комплексы на базе ЭВМ, включающие перечисленные выше системы.
Рассмотрим, как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете указанные выше системы охраны.
Бухгалтерский учет.
Ни у кого нет сомнений, что ТСО относятся к основным средствам (далее — ОС), так как ожидаемый срок их полезного использования больше года или операционного цикла, если он больше года. Затруднение здесь вызывает возможность отнесения ТСО к самостоятельному объекту ОС. Так, в большинстве своем ТСО не отделимы от здания, в которое они вмонтированы, а потому и являются его частью. Для разрешения данного вопроса обратимся к первоисточнику, а именно к П(С)БУ 7 «Основные средства».Согласно
п.п. 4 П(С)БУ 7 объект ОС — это:— законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;
— конструктивно отдельный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
— отдельный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или различного назначения, который имеет для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;
— другой актив, который соответствует определению основных средств, или часть такого актива, контролируемая предприятием.
Как следует из определения объекта ОС, бухгалтер вправе самостоятельно выбрать способ как учитывать ТСО. Так, с одной стороны, каждую из частей ТСО, которые имеют разный срок полезного использования (например, датчики, пульт-концентратор, исполняющие устройства, камеры слежения), можно рассматривать как самостоятельный объект ОС. В таком случае, в зависимости от стоимости таких частей охранной системы сигнализации, они попадут либо к малоценным необоротным материальным активам и будут учитываться на одноименном
субсчете 112, либо к ОС и будут отражаться на субсчете 104 «Машины и оборудование» или 109 «Прочие основные средства».С другой стороны, те части ТСО, которые не могут выполнять свои функции отдельно от здания, должны увеличивать балансовую стоимость объектов гр. 1 в соответствии с
п.п. 8 и п.п. 14 П(С)БУ 7.Налоговый учет.
Что касается налогового учета ТСО, то здесь важно связать использование ТСО с хозяйственной деятельностью предприятия с целью правомерности включения их в валовые расходы.Доказательства такой связи руководство может изложить в приказе по приобретению данных ТСО.
Кроме этого отметим, что здесь имеет большее значение то, как рассматриваются составные части ТСО. Так, в налоговом учете расходы на приобретение и установку отдельных частей ТСО могут быть отражены как:
1)
налоговая малоценка, если их стоимость меньше 1000 грн. (без НДС). Такие расходы включаются в валовые на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль;2)
полноценный объект основных фондов (далее — ОФ), если их стоимость превышает 1000 грн. (без НДС). В таком случае расходы на ТСО увеличат балансовую стоимость объектов соответствующей группы ОФ.Решение о том, как классифицировать понесенные затраты, предприятие принимает самостоятельно.
В части НДС, уплаченного в цене приобретения ТСО, отметим, что он включается в налоговый кредит строительного предприятия при наличии налоговой накладной или других соответствующих платежных документов, определенных
п.п. 7.6.2 Закона об НДС.Опять же обращаем ваше внимание на письменное обоснование использования данного ТСО в хозяйственной деятельности с целью использования
п.п. 7.4.1 Закона об НДС.
Пример
ОАО «Альфа» для охраны собственного офиса приобрело и установило для собственного офиса охранную сигнализацию стоимостью 1800 грн., в том числе НДС — 300 грн. Расходы на установку сигнализации составили 360 грн., в том числе НДС — 60 грн.
Отражение операции в учете приведено в таблице.
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн. | Налоговый учет (ВР) | |
дебет | кредит | |||
Приобретена сигнализация для установки на строительном объекте | 152 | 631 | 1500 | — * |
Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 631 | 300 | — |
Оказаны услуги по установке сигнализации | 152 | 631 | 300 | — ** |
Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 631 | 60 | — |
Перечислены деньги за сигнализацию и ее установку | 631 | 311 | 2160 | — |
Сигнализация введена в эксплуатацию на строительной площадке | 109 | 152 | 1800 | — |
Начислена амортизация | 91 | 131 | 108 | 108 |
*В налоговом учете балансовая стоимость ОФ группы 3 увеличивается на сумму стоимости сигнализации, т. е. 1500 грн., на начало квартала, следующего за кварталом ее оприходования (п.п. 8.3.5 Закона о налоге на прибыль). ** Данная сумма увеличит балансовую стоимость сигнализации. |