Темы статей
Выбрать темы

Лицензионно-строительная кухня: получение, учет, ответственность (часть II)

Редакция СБ
Статья

Лицензионно-строительная кухня: получение, учет, ответственность (часть II)

Виктория Петрушина, Екатерина Чурилова, консультанты

 

Вы получили строительную лицензию? Отлично! Теперь вы вправе строить и честно получать свою прибыль. А бухгалтеру еще нужно правильно отразить получение лицензии в налоговом и бухгалтерском учете. Здесь есть свои нюансы и подводные камни...

А если вы не получили лицензию и продолжаете строительство объекта? Придется отвечать по закону, а закон в этом отношении суров! Подробно об этом читайте в данной статье*.

 

* В этом номере — продолжение темы, касающейся строительных лицензий. Начало ее опубликовано в статье «Лицензионно-строительная кухня: получение, учет, ответственность (часть I) // «Строительная бухгалтерия», 2009, № 2, с. 18 — 34.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХК — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

УК — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР.

Закон № 2181 — Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 208 — Закон Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» от 14.10.94 г. № 208/94-ВР.

Закон о хозобществах — Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.

Закон о налоговой службе — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Лицензионные условия № 112 — Лицензионные условия осуществления строительной деятельности (изыскательские и проектные работы для строительства, возведение несущих и ограждающих конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей), утвержденные совместным приказом Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 13.09.2001 г. № 112/182.

 

1. Налоговый и бухгалтерский учет получения лицензии

 

В

налоговом учете в соответствии с п.п. 5.4.7 Закона о налоге на прибыль в состав валовых расходов включаются любые расходы на приобретение лицензий и других специальных разрешений, выданных специальными органами для ведения хозяйственной деятельности (кроме торговых патентов). Обратите внимание: если для получения лицензии вы оплачивали услуги сторонней организации за подготовку документов и т. п., то такие расходы в налоговом учете также относятся к валовым.

Хотя у налоговой на этот счет имеется иное мнение. В соответствии

с письмом ГНАУ от 17.09.2008 г. № 18813/7/15-0217 расходы на приобретение лицензии со сроком действия более 1 года отражаются в налоговом учете как расходы на приобретение нематериальных активов, а на приобретение краткосрочной лицензии — в составе валовых расходов отчетного периода. Перед нами очередная оригинальная фискальная придумка ГНАУ: стоимость лицензий сроком действия более года не включается в валовые расходы (!), а подлежит амортизации по правилам п.п. 8.3.9 Закона о налоге на прибыль.

Ну что сказать, «приятная» новость, если еще учесть тот факт, что законодательством о строительном лицензировании установлен общий срок действия лицензии — 5 лет, а для тех, кто получает ее впервые, — 3 года.

Линия рассуждений ГНАУ такова: «долгосрочные» лицензии соответствуют налоговому и бухгалтерскому определению нематериальных активов (НМА), значит, их стоимость, учитывая нормы

п.п. 5.3.2, п.п. 8.1.2 Закона о налоге на прибыль, должна амортизироваться в налоговом учете*, а валоворасходный п.п. 5.4.7 Закона о налоге на прибыль годится только для «краткострочных» лицензий.

* В соответствии с п.п. 8.3.9 Закона о налоге на прибыль для амортизации нематериальных активов применяется линейный метод, по которому каждый отдельный вид нематериального актива амортизируется равными частями исходя из его первоначальной стоимости с учетом индексации согласно п.п. 8.3.3 этой статьи в течение срока, определяемого плательщиком налога самостоятельно исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов (для строительной лицензии, очевидно, 5 лет) или срока деятельности плательщика налога, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации.

Амортизационные отчисления осуществляются до достижения остаточной стоимостью нематериального актива нулевого значения.

Приведем наши контраргументы по этому вопросу.

Во-первых

, лицензия совершенно не вписывается в налоговой термин НМА (п. 1.2 Закона о налоге на прибыль), так как она не является объектом права собственности.

Во-вторых

, бухгалтерское определение НМА нам не подходит, так как есть свое — налоговое, а из п. 1.43 Закона о налоге на прибыль следует, что для налоговых целей надо пользоваться только налоговыми терминами.

В-третьих

, п.п. 5.4.7 Закона о налоге на прибыль, где говорится о валоворасходности любых лицензий, — это специальная норма и она имеет бОльший вес относительно любой общей нормы, каковыми по отношению к этому подпункту являются п.п. 5.3.2, п.п. 8.1.2.

Косвенным аргументом, подтверждающим наши выводы, может быть и тот факт, что в

п.п. 5.4.7 нет оговорки «кроме подлежащих амортизации», которая, к примеру, присутствует в тексте других подпунктов, регулирующих учет расходов двойного назначения (см. абз. первый п.п. 5.4.2, пп. 5.4.5, 5.4.9, 5.4.10 Закона о налоге на прибыль).

Конечно, не последнюю роль в борьбе за правое дело может сыграть

п.п. 4.4.1 Закона № 2181, который при наличии конфликта интересов предписывает контролерам принимать сторону налогоплательщика.

Хотелось бы, конечно, обойтись без конфликтов, тем более в таких очевидных вопросах.

Теперь

о бухгалтерском учете строительных лицензий. Здесь тоже все неоднозначно.

На практике стоимость приобретения лицензии, как правило, относят в состав расходов будущих периодов и отражают на

счете 39 «Расходы будущих периодов», а впоследствии ежемесячно в течение срока действия лицензии списывают на счет 91 «Общепроизводственные расходы».

Но!

Есть и классическая точка зрения, что лицензия — нематериальный актив. Приведем свои аргументы в пользу этой точки зрения.

Определение термина «нематериальный актив» дано в

п. 4 П(С)БУ 8 (см. «Что говорит П(С)БУ 8 о нематериальном активе» в информационном блоке). Из определения этого термина следует, что для признания расходов на приобретение лицензии нематериальными активами необходимо, чтобы соблюдались такие условия:

— эти расходы (ресурсы) должны соответствовать критериям признания актива, а именно предприятие должно контролировать их и их использование, что, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем;

— актив может быть идентифицирован.

В отношении экономических выгод можно утверждать, что, не получив лицензию, предприятие просто не сможет осуществлять лицензируемый вид деятельности, а следовательно, не сможет получать доход от такого вида деятельности. Хотя стоит заметить, что некоторые специалисты с этим не согласны.

Не все так просто с возможностью идентификации.

Чтобы разобраться с этим критерием признания нематериального актива, обратимся к корреспондирующему

МСБУ 38 (см. «Что говорит МСБУ 38 об идентификации и контроле» в информационном блоке).

 

 

Что говорит П(С)БУ 8 о нематериальном активе

<...>

Нематериальный актив

— немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован.

<...>

5. Бухгалтерский учет нематериальных активов ведется по каждому объекту по следующим группам:

...

прочие нематериальные активы (

право на осуществление деятельности, использование экономических и других привилегий и т. п.).

 

Что говорит МСБУ 38 об идентификации и контроле

<...>

10. Определение нематериального актива требует его четкой

идентификации для разграничения с гудвиллом...

11. Нематериальный актив можно четко отличить от гудвилла, если этот актив можно

отделить. Актив является отделяемым, если предприятие может арендовать, продать, обменять или распределить конкретные будущие экономические выгоды, относящиеся к активу, без потери будущих экономических выгод, поступающих от других активов, используемых в той же деятельности, которая приносит доход.

12. Актив соответствует критерию возможности

идентификации в определении нематериального актива, если он:

a) может быть отделен, т. е. имеется возможность его отделения либо отделения субъекта хозяйствования и продажи, передачи, лицензирования, сдачи в аренду или обмена отдельно либо вместе с соответствующим контрактом, активом или обязательством

или

б) возникает в результате контрактных или

других юридических прав, независимо от того, могут ли они быть переданы либо отделены от субъекта хозяйствования или же от других прав и обязательств.

13. Предприятие контролирует актив, если оно

имеет полномочия получать будущие экономические выгоды, поступающие от основного ресурса, а также если оно может ограничить доступ других к этим выгодам. Способность предприятия контролировать будущие экономические выгоды от нематериальных активов, как правило, следует из юридических прав, которые можно обеспечить в судебном порядке.

<...>

 

 

Что касается критерия идентификации, то:

с одной стороны

, идентификация определяется возможностью распоряжаться активом (это не применимо для строительной лицензии),

с другой стороны

, идентификация возникает в результате получения юридического права осуществлять деятельность. А вот это относится к строительной лицензии в полной мере. Из-за этого в свое время в текст П(С)БУ 8 Методрада Минфина внесла изменения.

Таким образом, приходим к следующему выводу о строительных лицензиях: ее можно признать нематериальным активом. Этот вывод подтверждает и

письмо Минфина от 20.06.2006 г. № 31-34000-10-25/12966:

«

В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 18.10.99 г. № 242, приобретенное право на осуществление деятельности в целях использования в течение периода более одного года признается нематериальным активом и зачисляется на баланс по первоначальной стоимости, которая состоит из общей суммы, подлежащей уплате за весь период, на который получена лицензия на право осуществления определенного вида деятельности

А раз так, то стоимость строительной лицензии следует относить в состав нематериальных активов и учитывать на субсчете

127 «Прочие нематериальные активы».

В разрезе аналитического учета в произвольной форме целесообразно вести ведомость-опись лицензий, в которой, например, могут быть указаны: номер лицензии, перечень работ, на которые она выдана, срок ее действия, материально ответственное лицо, отвечающее за ее хранение, и другие сведения.

Если лицензию на осуществление строительной деятельности получает физическое лицо — предприниматель, то сумма, уплаченная за ее выдачу, включается им в состав расходов отчетного периода.

Учитывая изложенное выше, отражение операции по приобретению строительной лицензии в учете предприятия представим в таблице, если:

— стоимость юридического сопровождения в получении лицензии — 3000,00 грн., в том числе НДС — 500,00 грн.;

— стоимость экспертного заключения — 6000,00 грн., в том числе НДС — 1000,00 грн.;

— плата за получение лицензии — 340 грн.

 

Таблица

Хозяйственная операция

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет счета

кредит счета

валовые расходы, грн.

валовой доход, грн.

1

2

3

4

5

6

Первый вариант (из практики):

Осуществлена предварительная оплата за юридическое сопровождение в получении лицензии

371

311

3000,00

2500,00

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

500,00

Услуги по юридическому сопровождению в получении лицензии предоставлены

84

371

2500,00

2500,00

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

644

371

500,00

Осуществлена предварительная оплата за получение экспертного заключения

371

311

600,00

500,00

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

1000,00

Экспертное заключение получено

84

371

5000,00

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

644

371

1000,00

Осуществлена предварительная плата за выдачу лицензии

371

311

340,00

17,00*

или

340,00**

Получена лицензия

39

685

340,00

Отражен зачет задолженностей

685

371

340,00

Списана стоимость услуг по юридическому сопровождению на общепроизводственные расходы

91

84

2500,00

Списана стоимость получения экспертного заключения на общепроизводственные расходы

91

84

5000,00

Часть стоимости лицензии отнесена в состав расходов отчетного месяца (340 грн. : 5 лет*** : 12 месяцев)

91

39

5,67

Второй вариант (классический)

Осуществлена предварительная оплата за юридическое сопровождение в получении лицензии

371

311

3000,00

2500,00

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

500,00

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

644

371

500,00

Осуществлена предварительная оплата за получение экспертного заключения

371

311

6000,00

1000,00

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

1000,00

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

644

371

1000,00

Осуществлена предварительная плата за выдачу лицензии

371

311

340,00

17,00*

или

340,00**

Получена лицензия и затраты на ее приобретение отнесены в состав капитальных инвестиций (2500 + 5000 + 340)

154

154

154

371

371

685

2500,00

5000,00

340,00

Отражен зачет задолженностей

685

371

340,00

Лицензия как нематериальный актив введена в эксплуатацию

127

154

7840,00

Начислена амортизация лицензии как нематериального актива (7840 грн. : 5 лет*** : 12 мес.)

833

133

130,67

91

833

* Такую сумму вы должны будете списывать в валовые расходы каждый квартал в течение 5 лет (срока действия лицензии), если согласны с мнением ГНАУ, что, с точки зрения налогового учета, лицензия — нематериальный актив.

** Такую сумму вы должны будете списать в соответствии с п.п. 5.4.7 Закона о налоге на прибыль, если разделяете нашу позицию.

*** Либо на 3 года, если строительную лицензию вы получили впервые.

 

Оба способа отражения затрат на приобретение лицензии имеют право на жизнь, а какой метод учета строительной лицензии выбрать, решать вам, уважаемые читатели!

 

2. Ответственность за деятельность без лицензии

 

Законодательством предусмотрен ряд мер ответственности за осуществление лицензируемых видов деятельности без получения соответствующей лицензии: от штрафов и до возможности ликвидации субъекта хозяйствования, а также уголовной ответственности для его должностных лиц.

Меры серьезные, поэтому и относиться к ним стоит соответственно. О них и поговорим.

При этом

правонарушением является:

— деятельность без лицензии;

— деятельность по просроченной лицензии;

— деятельность по аннулированной лицензии;

— осуществление деятельности, которая не предусмотрена в имеющейся у предприятия лицензии;

— деятельность по лицензии, выданной на другой территории.

В соответствии со

ст. 20 Закона о лицензировании контроль за наличием лицензии у субъектов хозяйствования осуществляют Госкомпредпринимательства и его территориальные органы, а также другие органы исполнительной власти в рамках их полномочий (прежде всего — орган лицензирования) путем проведения плановых и внеплановых проверок.

 

Хозяйственно-правовая ответственность

Согласно

ч. 1 ст. 239 ХК органы государственной власти и органы местного самоуправления согласно своим полномочиям и в порядке, установленном законом, могут применять к субъектам хозяйствования, в частности, следующие административно-хозяйственные санкции:

— административно-хозяйственный

штраф;

приостановление действия лицензии на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности;

аннулирование лицензии на осуществление субъектом хозяйствования отдельных видов хозяйственной деятельности;

— отмена государственной регистрации и

ликвидация субъекта хозяйствования;

— другие административно-хозяйственные санкции, установленные законами.

Так, согласно требованиям

ст. 1 Закона № 208 к предприятиям, которые осуществляют строительную деятельность* без лицензии, предусмотрено применение штрафа.

* Деятельность субъектов хозяйствования, связанная с созданием объектов архитектуры, подлежит лицензированию. Соответствующие работы приведены в Перечне работ ведения хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденном приказом Госархстройинспекции от 16.07.08 № 112.

О порядке получения строительной лицензии, сборе и предоставлении пакета документов в ГАСК подробно рассмотрено в газете «Строительная бухгалтерия», 2009, № 2, с. 18 — 34.

К таким предприятиям относятся следующие субъекты хозяйствования:

«...

предприятия, их объединения, учреждения и организации... независимо от форм собственности, которые осуществляют проектирование, работы по строительству, реконструкции, реставрации и капитальный ремонт, изготавливают строительные материалы, изделия и конструкции, а также субъекты хозяйствования, которые являются заказчиками в строительстве или совмещают функции заказчика и подрядчика...».

Сумма штрафа

установлена в размере платы за выдачу лицензии:

255 грн., если деятельность без лицензии осуществлялась в пределах одной административно-территориальной единицы,

или

340 грн., если деятельность без лицензии осуществляется на территории двух или более административно-территориальных единиц.

 

Ответственность за административное правонарушение

Согласно

ст. 164 КоАП осуществление хозяйственной деятельности без лицензии влечет за собой наложение штрафа от 20 до 40 ннмдг (т. е. от 340 до 680 грн.) с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Субъектом ответственности за совершение

административного правонарушения является только физическое лицо. Юридические лица к административной ответственности не привлекаются. Поэтому к ответственности по ст. 164 КоАП может привлекаться физическое лицо — предприниматель или должностное лицо юридического лица.

Заметим, что

отвечать при этом будет именно то должностное лицо, по решению (распоряжению) которого осуществлялась деятельность, требующая лицензии, и которое наделено организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Что же касается такого взыскания, как конфискация изготовленной продукции, то нарушителем, как выше было прямо указано, считается в данном случае физическое лицо, поэтому и конфисковать могут только вещи, находящиеся в его собственности. Соответственно, когда речь идет об админответственности должностных лиц юридического лица за осуществление последним хоздеятельности без лицензии, конфискация применена быть не может, поскольку все имущество — это собственность юрлица, а не привлекаемых к ответственности должностных лиц.

Рассматривая вопрос о применении административной ответственности, предусмотренной в

ст. 164 КоАП, отметим, что протоколы о таких правонарушениях имеют право составлять должностные лица органов налоговой службы, внутренних дел и пожарного надзора, а решение о наложении штрафа принимают судьи районных, районных в городе, городских и районных судов.

 

Уголовная ответственность

Согласно

ч. 1 ст. 202 УК осуществление без получения лицензии видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством, либо осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования, если это было связано с получением дохода в крупных размерах* (в 2008 году — 257500 грн. и более, в 2009 году — 302500 грн. и более), карается штрафом от 100 до 250 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1700 до 4250 грн.) или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок.

* Исходя из ст. 202 УК, полученный доход является доходом, полученным в крупном размере, если его сумма в тысячу и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан. В этом случае согласно п. 22.5 Закона № 889 для квалификации преступлений и правонарушений в уголовном законодательстве сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы. В 2008 году — 257,5 грн., в 2009 году — 302,5 грн.

Субъектом уголовной ответственности, как и административной, является только физическое лицо. Поэтому к ответственности по

ст. 202 УК могут привлекаться физическое лицо (в том числе и физлица-предприниматели) и служебное лицо субъекта хозяйствования — юридического лица, наделенного организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

 

Административный арест

В соответствии с

п.п. «д» п.п. 9.1.2 Закона № 2181 в случае отсутствия у субъекта хозяйствования лицензии на осуществляемую им деятельность, подлежащую лицензированию, налоговый орган вправе арестовать активы такого субъекта хозяйствования. В чистом виде административный арест активов отнести к мерам юридической ответственности нельзя, поскольку его основная функция состоит в другом — обеспечить уплату налогового долга. И главной причиной его применения служит не отсутствие лицензии на осуществляемый вид деятельности, а наличие налогового долга.

Процедура, связанная с арестом активов, заключается в следующем:

предприятию (в том числе частному предпринимателю) запрещается осуществлять какие-либо действия по отношению к своим активам, которые подлежат аресту. В данном случае арест не распространяется на такие действия со стороны предприятия, как охрана активов, хранение и поддержание их в надлежащем функциональном и качественном состоянии (п.п. 9.1.3 Закона № 2181).

Обратите внимание

: решение о применении ареста активов принимает руководитель (или его заместитель) налогового органа. А уже на основании такого решения применяются следующие меры относительно ареста активов предприятия-нарушителя:

1) предъявляется (направляется)

требование предприятию о временном запрете на отчуждение его активов;

2) направляется

требование всем другим лицам, во владении, распоряжении или пользовании которых находятся активы предприятия-нарушителя, о временном запрете на их отчуждение.

Кроме того, арест активов может также применяться к товарам, которые изготавливаются, хранятся, перемещаются или реализуются с нарушением правил, определенных действующим законодательством, в том числе и относительно порядка лицензирования.

Как определено в

п.п. 9.3.3 Закона № 2181, арест должен быть наложен на активы сроком до 96 часов от часа подписания решения о таком аресте руководителем налогового органа (его заместителем). Заметим, что в срок, в течение которого может быть наложен арест (96 часов), не включают часы, которые приходятся на выходные и праздничные дни.

Примечательно то, что указанный срок не может быть продлен в административном порядке, в том числе по решению других государственных органов. Исключением в данном случае является ситуация, при которой владелец арестованных активов не установлен, а такие активы находятся в режиме административного ареста на протяжении срока, определенного законодательством для признания их бесхозными.

В то же время заметим, что руководитель налогового органа (его заместитель) имеет право обратиться в суд с требованием о продлении срока ареста активов предприятия при наличии у него достаточных оснований полагать, что освобождение активов из-под административного ареста может угрожать их исчезновением или уничтожением. В свою очередь, суд обязан принять соответствующее решение в течение 48 часов от момента получения такого обращения.

В любом случае решение руководителя налогового органа (его заместителя) относительно ареста активов может быть обжаловано со стороны предприятия в административном или судебном порядке. Как указано в

п.п. 9.3.4 Закона № 2181, во всех случаях, когда со стороны налоговых органов отменяется решение об аресте активов, налоговый орган высшего уровня проводит служебное расследование относительно мотивов издания руководителем налогового органа (его заместителем) решения об аресте активов. А после этого, при необходимости, принимается решение о привлечении виновных к дисциплинарной или административной ответственности.

 

Признание сделки недействительной

Сделка

юридического лица, совершенная им без соответствующего разрешения (лицензии), может быть признана судом недействительной. Об этом сказано в ст. 227 ГК. В Комментарии к ГК* относительно сделок, которые признаны недействительными, указано, что способность юридического лица совершать сделки (заключать договоры) ограничивается не содержанием устава или положениями законодательного акта о дееспособности юридических лиц определенного вида, а определяется наличием у него разрешения (лицензии) на совершение определенной сделки или сделок определенного типа. Субъектный состав такой сделки специфичен, т. е. хотя бы одной ее стороной является юридическое лицо, действующее без соответствующего разрешения (лицензии). Кто является второй стороной такой сделки, правового значения не имеет. Как следует из ст. 227 ГК, контрагентом юридического лица здесь может быть любой субъект гражданского права.

* Гражданский кодекс Украины: Комментарий / под общей редакцией д.ю.н., профессора, зав. кафедрой гражданского права ОНЮА Харитонова Е. О., к.ю.н., доцента кафедры гражданского права ОНЮА Калитенко О. М. — T. 1. — 2-е изд. — Х.: ООО «Одиссей», 2004. — С. 832.

Последствия

признания сделки недействительной определяются общими правилами, установленными ст. 216 ГК, а именно:

«...в случае недействительности сделки

каждая из сторон обязана возвратить второй стороне в натуре все, что она получила во исполнение этой сделки, а в случае невозможности такого возврата, в частности, если полученное состоит в пользовании имуществом, выполненной работе, предоставленной услуге, — возместить стоимость полученного по ценам, которые существуют на момент возмещения...».

В то же время следует обратить внимание на нормы, указанные в

ст. 207 и 208 ХК. Так, согласно ст. 207 ХК «хозяйственное обязательство, совершенное с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества, может быть по требованию соответствующего органа государственной власти признано судом недействительным полностью или частично».

Последствия же такой недействительности предусмотрены

ч. 1 ст. 208 ХК, а именно:

а) при наличии противоречащей интересам государства и общества цели

у обеих сторон в доход государства взимается все полученное ими по обязательству;

б) при наличии противоречащей интересам государства и общества цели только

у одной стороны все полученное ею должно быть возвращено второй стороне, а полученное последней или принадлежащее ей в возмещение выполненного взимается в доход государства.

Применение предусмотренных

ч. 1 ст. 208 ХК санкций возможно только в случае выполнения сделки хотя бы одной стороной.

Хозяйственное обязательство может возникать только между субъектами хозяйствования, в число которых включаются все юридические лица и физические лица — предприниматели (

ст. 55 ХК).

В соответствии с

ч. 1 ст. 208 ХК предусмотренные ею санкции применяются только судом.

Обратите внимание

: суды применяют положения ст. 207, 208 ХК с учетом норм ч. 1 ст. 203, ч. 2 ст. 215, ч. 2 ст. 228 ГК, а поэтому сделка, совершенная с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества, является ничтожной, т. е. признания такой сделки недействительной судом не требуется, и в иск сразу включаются требования о взыскании всего полученного стороной по сделке в доход государства. Кроме того, суды при применении таких последствий, как взыскание всего полученного по сделке в доход государства, считают необходимым придерживаться требований ст. 250 ХК, т. е. с иском о таком взыскании контролирующий орган может обратиться в суд только в течение шести месяцев с момента выявления нарушения, но не более года с момента его совершения. Единственное: судебное практика пока не дает точного ответа на вопрос о том, что считать моментом нарушения — момент заключения сделки или момент ее полного исполнения сторонами.

 

Возмещение морального ущерба

В соответствии со

ст. 227 ГК, если юридическое лицо, не имея лицензии, ввело вторую сторону в заблуждение относительно своего права на совершение такой сделки, оно обязано возместить ей моральный ущерб, причиненный такой сделкой. При этом моральный ущерб согласно ст. 1167 ГК может возмещаться как физическому, так юридическому лицу.

Как указано в

ст. 23 ГК, моральный ущерб возмещается независимо от имущественного ущерба, подлежащего возмещению, и не связан с размером такого возмещения.

Заметим, что размер денежного возмещения морального ущерба определяется судом в зависимости от характера правонарушения и с учетом других обстоятельств, имеющих существенное значение. При определении размера возмещения учитываются требования разумности и справедливости.

 

Аннулирование лицензии

Аннулирование лицензии

— это лишение лицензиата органом лицензирования права на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности (ст. 1 Закона о лицензировании).

Основаниями для аннулирования лицензии, в соответствии со

ст. 21 Закона о лицензировании, в частности, являются:

— акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий, составленный органом лицензирования по результатам проверки;

— акт о выявлении недостоверных сведений в документах, поданных субъектом хозяйствования для получения лицензии;

— акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности;

— акт об установлении факта неподачи в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии;

— акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий;

— невозможность лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности;

— акт об отказе лицензиата в проведении проверки центральным органом исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности или специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования.

Рассмотрение вопросов об аннулировании лицензии осуществляется органом лицензирования с обязательным приглашением лицензиата или его представителей.

Решение об аннулировании

лицензии вступает в силу через 10 дней со дня его принятия. Если лицензиат в течение этого времени подает жалобу в экспертно-апелляционный совет, действие такого решения органа лицензирования приостанавливается до принятия соответствующего решения специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования.

 

Ликвидация субъекта хозяйствования

В соответствии с

п.п. «в» ч. 4 ст. 19 Закона о хозобществах хозяйственное общество может быть ликвидировано на основании решения суда по представлению органов, контролирующих деятельность общества, в случае систематического или грубого нарушения им законодательства.

Четких определений понятий «грубое нарушение» и «систематическое нарушение» в

Законе о лицензировании нет. Отсутствуют определения и в других нормативных документах, которые регулируют порядок выдачи лицензии предприятию при осуществлении им строительной деятельности (напомним, что таким документом прежде всего являются Лицензионные условия № 112).

Исчерпывающий ответ относительно определений терминов «грубое нарушение» и «систематическое нарушение» имеется в разъяснении

Высшего арбитражного суда Украины от 12.09.96 г. № 02-5/334. Как указано в п. 16 данного разъяснения, грубым нарушением законодательства считается осуществление хозяйственным обществом без лицензии видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию.

Возможность ликвидации субъекта хозяйствования предусмотрена и нормами

ХК. Так, в соответствии со ст. 247 ХК в случае осуществления субъектом хозяйствования деятельности, противоречащей закону, к нему может быть применена административно-хозяйственная санкция в виде отмены государственной регистрации этого субъекта хозяйствования и его ликвидации. Применение такой административно-хозяйственной санкции осуществляется на основании решения суда.

 

 

Пункт 16 разъяснения ВАСУ от 12.09.96 г. № 02-5/334

<...>

...в соответствии с подпунктом «в» части четвертой статьи 19 Закона Украины «О хозяйственных обществах» общество ликвидируется на основании решения хозяйственного суда по представлению органов, которые контролируют деятельность общества, в случае систематического или грубого нарушения им законодательства.

В процессе решения споров... судам необходимо выяснять, во-первых, отнесено ли действующим законодательством к компетенции органа, который подает иск, осуществление контроля за деятельностью ответчика, и, во-вторых, наличие у такого органа права на обращение с иском в хозяйственный суд...

Такими, которые

систематически нарушают законодательство, следует считать хозяйственные общества, которые раньше дважды допускали нарушение законодательства и совершили его снова, независимо от того, привлекались ли они к ответственности за предыдущие нарушения. Как исключение с учетом конкретных обстоятельств... систематическим может быть признано и повторное нарушение законодательства.

Грубым

может считаться одноразовое нарушение законодательства, которое свидетельствует о явном и преднамеренном пренебрежении его требованиями со стороны общества (например, осуществление без лицензии таких видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию...) и/или повлекло последствия в виде значительного вреда, нанесенного государству, юридическим или физическим лицам. Оценивая, насколько ущерб является значительным, следует исходить из конкретных обстоятельств дела, учитывая, в частности, размер понесенных расходов юридического (физического) лица, которому был причинен ущерб, или ожидаемых расходов в будущем для устранения упомянутых последствий.

В подтверждение наличия факта нарушения и размера ущерба могут подаваться какие-либо доказательства с содержанием требований об их принадлежности, в частности, акты и другие материалы проверок, принятые по их итогам акты государственных и других органов (решения, постановления, приказы и т. п.), документы, которые свидетельствуют о применении к предприятию штрафных санкций, и т. п.

<...>

 

 

Таким образом, одним из условий удовлетворения судом требования о ликвидации субъекта хозяйствования, осуществляющего лицензируемый вид деятельности без получения лицензии, является наличие соответствующих полномочий у контролирующего органа. Если за ним полномочие на обращение в суд с таким иском не закреплено, суд должен будет отказать в требовании отменить государственную регистрацию. Поэтому отсутствие лицензии крайне редко становится основанием для применения такого вида санкции, как ликвидация субъекта хозяйствования.

Как видим, осуществление строительной деятельности без получения лицензии грозит субъекту хозяйствования и его должностным лицам набором весьма существенных санкций. Об этом следует помнить и, возможно, тогда сама процедура лицензирования покажется менее затратной и продолжительной.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше