Госкомпредпринимательства не признал Примерный перечень лицензионных работ в строительстве регуляторным актом
Письмо Госкомпредпринимательства от 19.09.2008 г. № 7946
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в рамках своей компетенции рассмотрел <...> обращение об отнесении к категории регуляторных актов
приказа Государственной архитектурно-строительной инспекции Министерства регионального развития и строительства Украины от 16.07.2008 г. № 112 «Об утверждении Примерного перечня работ осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры» и сообщает следующее.Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»
определяет виды хозяйственной деятельности, подлежащие лицензированию, порядок их лицензирования, устанавливает государственный контроль в сфере лицензирования, ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в сфере лицензирования.Согласно
части второй статьи 2 этого Закона лицензирование в сфере строительства осуществляется согласно законам, регулирующим отношения в этой сфере.В соответствии со
статьей 9 Закона Украины «Об основах градостроительства» к компетенции Кабинета Министров Украины в сфере градостроительства относится, в частности, определение порядка лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве.Постановлением Кабинета Министров Украины от 05.12.2007 г. № 1396 «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве»
утвержден Порядок лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве. В соответствии с пунктом третьим этого постановления Министерству регионального развития и строительства, Министерству юстиции совместно с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти подготовить и подать до 1 марта 2008 года Кабинету Министров Украины законопроект о внесении изменений в некоторые законы Украины об определении перечня видов хозяйственной деятельности в строительстве, подлежащих лицензированию.Примерный перечень работ
осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденный приказом Государственной архитектурно-строительной инспекции Министерства регионального развития и строительства от 16.07.2008 г. № 112, детализирует виды работ осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, с целью обеспечения информационного единства названий работ и их кодовых обозначений в процессе лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве.В то же время, согласно требованиям
статьи 1 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» данный приказ не является регуляторным актом, поскольку не содержит непосредственного установления, изменения либо отмены норм права, а также других признаков регуляторного акта.
Первый заместитель председателя А. Гота
КОММЕНТАРИЙ
То, что
Госкомпредпринимательства не признал Примерный перечень, утвержденный приказом Госархстройинспекции от 16.07.2008 г. № 112 (далее — Примерный перечень), регуляторным актом, означает, что на этот документ не распространяются гарантии Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. № 1160-IV (далее — Закон о регуляторной политике).Из этого заключения, в частности, следует
:1. Минрегионстрой
:— мог не осуществлять анализ влияния документа на субъектов хозяйствования;
— мог не обнародовать проект этого документа;
— мог не согласовывать принятие этого документа с Госкомпредпринимательства;
— может не отслеживать последствия влияния указанного документа на бизнес-среду.
2.
Госкомпредпринимательства:— не может проводить экспертизу на соответствие документа основным принципам государственной регуляторной политики;
— не может принимать решения о необходимости устранения нарушений принципов государственной регуляторной политики.
Как видим, Госкомпредпринимательства практически самоустранился от вмешательства в содержание
Примерного перечня.На наш взгляд, определения
Закона о регуляторной политике могут подвергаться и другим толкованиям.Если даже согласиться с тем, что
Примерный перечень «не содержит непосредственного установления, изменения или отмены норм права», то нельзя проигнорировать другие признаки регуляторного акта:«
регуляторный акт — это:принятый уполномоченным регуляторным органом нормативно-правовой акт, который или отдельные положения которого направлены на
правовое регулирование хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования;принятый уполномоченным регуляторным органом другой официальный письменный документ, <...> который или отдельные положения которого направлены на
правовое регулирование хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования, независимо от того, считается ли этот документ в соответствии с законом, регулирующим отношения в определенной сфере, нормативно-правовым актом...».Как видим, учитывая
непосредственное отношение Примерного перечня к лицензионным процедурам, оснований для его признания регуляторным актом у Госкомпредпринимательства было более чем достаточно. Следовательно, при условии наличия у специалистов Госкомпредпринимательства политической воли они бы могли повлиять на чиновников Минрегионстроя в вопросах коррекировки содержания Примерного перечня.Но специалисты Госкомпредпринимательства, судя по всему, предпочли борьбу не с содержанием, а с формой.
Об этом свидетельствует
письмо данного органа от 31.10.2008 г. № 9221*, где обнародована позиция, которая фактически подвергает сомнению сам факт законности существования Примерного перечня.* Письмо Госкомпредпринимательства от 31.10.2008 г. № 9221 и комментарий к нему опубликованы на с. 8 этого номера газеты «Строительная бухгалтерия».
Юлия Ляшенко