Темы статей
Выбрать темы

Содержание и эксплуатация строительных машин и механизмов: документирование и учет хозяйственных операций

Редакция СБ
Статья

Содержание и эксплуатация строительных машин и механизмов: документирование и учет хозяйственных операций

Наталья Григорьева, экономист-аналитик

 

Эксплуатация строительных машин и механизмов всегда требует особого учетного контроля со стороны бухгалтера, так как использование техники на строительстве сопряжено с расходами не только трудовых ресурсов, но и материалов, топлива, запчастей. Кроме того, зачастую использование таких машин влечет за собой необходимость начисления и уплаты дополнительных налогов, как-то: налог на транспорт и сбор за загрязнение окружающей среды. В данной статье мы обзорно рассмотрим основные моменты, на которые бухгалтеру следует обратить свое внимание.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

 

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

П(С)БУ 18 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 18 «Строительные контракты», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 28.04.2001 г. № 205.

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003 г. № 561.

Методические рекомендации по формированию себестоимости СМР — Методические рекомендации по формированию себестоимости строительно-монтажных работ, утвержденные приказом Государственного комитета по строительству и архитектуре от 16.02.2004 г. № 30.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 г. № 234.

 

В прошлом номере* мы рассмотрели вопрос приобретения основных фондов. Напомним лишь, что в соответствии с

П(С)БУ 7 в бухгалтерском учете под основными средствами понимают материальные активы, которые предприятие содержит с целью их использования в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных или социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он больше года).

* «Приобретение строительного оборудования и механизмов»//«Строительная бухгалтерия», 2008, первый рекламный номер, с. 17 — 19.

В соответствии с

П(С)БУ 7 для целей бухгалтерского учета единицей учета основных средств является объект основных средств.

Согласно

п. 5 П(С)БУ 7 основные средства подразделяются на три группы: основные средства, прочие необоротные материальные активы и незавершенные капитальные инвестиции, которые, в свою очередь, делятся на группы. Группа основных средств представляет собой совокупность однотипных по техническим характеристикам, назначению и условиям использования объектов необоротных материальных активов.

Так, например, строительные машины и механизмы, эксплуатируемые на строительном предприятии, вполне впишутся в две группы. Это группа «Машины и оборудование» и «Транспортные средства».

 

Методы начисления амортизации объектов основных средств

 

В соответствии с

П(С)БУ 7 «Основные средства» амортизация основных средств начисляется с применением следующих методов:

1) прямолинейного (прямолинейного списания);

2) уменьшения остаточной стоимости (снижения остатка);

3) ускоренного уменьшения остаточной стоимости;

4) кумулятивного (суммы чисел лет);

5) производственного (метод сумм единиц продукции).

Кроме перечисленных методов, предприятия по своему усмотрению могут применять нормы и методы, предусмотренные

Законом о налоге на прибыль.

Метод амортизации выбирается предприятием самостоятельно с учетом ожидаемого способа получения экономических выгод от использования основных средств.

В случае изменения ожидаемого способа получения экономических выгод от использования объекта метод амортизации пересматривается. Изменение метода амортизации отражается в приказе об учетной политике предприятия, при этом сумма амортизационных отчислений текущего и будущих периодов подлежит корректировке.

Начисление амортизации по новому методу начинается с месяца, следующего за месяцем принятия решения об изменении метода амортизации.

В учете амортизационные отчисления по машинам и оборудованию, которое непосредственно занято на конкретном строительном объекте и работа которого входит в смету, учитываются как прочие прямые расходы на счете 23 «Производство». Такой вывод можно сделать исходя из регламентированного

П(С)БУ 16 состава расходов, формирующих себестоимость работ. Применяется этот стандарт к учету затрат по строительным контрактам, с учетом особенностей их признания и состава, установленных П(С)БУ 18. Согласно п. 12 П(С)БУ 18 расходы по строительному контракту включают:

— расходы, непосредственно, связанные с выполнением данного контракта;

— общепроизводственные расходы.

В состав общепроизводственных расходов включаются предусмотренные

П(С)БУ 16 расходы на управление, организацию и обслуживание строительного производства с распределением между объектами строительства с использованием базы распределения при нормальной мощности (пропорционально прямым расходам, объемам доходов, прямым расходам на оплату труда, отработанному строительными машинами и механизмами времени и т. п.). В то же время следует заметить, что в Методических рекомендациях по формированию себестоимости СМР расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов выделены в отдельную статью прямых статей калькуляции затрат. Минфин, в принципе, не против такой инициативы Госстроя, он лишь предупреждает подрядчиков о том, чтобы при выделении статьи расходов на эксплуатацию строительных машин и механизмов не возник двойной учет затрат (письмо Минфина от 21.01.2005 г. № 31-04200-10-10/1001).

С целью налогового учета в соответствии с

Законом о налоге на прибыль основные фонды подразделяются на четыре группы:

группа 1 — здания, сооружения, их структурные компоненты и передаточные устройства, в том числе жилые дома и их части (квартиры и места общего пользования), стоимость капитального улучшения земли;

группа 2 — автомобильный транспорт и узлы (запасные части) к нему; мебель; бытовые электронные, оптические, электромеханические приборы и инструменты, другое конторское (офисное) оборудование, устройства и приспособления к ним;

группа 3 — любые другие основные фонды, не включенные в группы 1, 2, 3 и 4;

группа 4 — электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, их программное обеспечение, связанные с ними средства считывания или печати информации, другие информационные системы, телефоны (в том числе сотовые), микрофоны и рации, стоимость которых превышает стоимость малоценных товаров (предметов).

Учет основных фондов первой группы ведется по группе в целом и по каждому объекту отдельно, а второй, третьей и четвертой — только по группе. Так как тема данной статьи — учет машин и механизмов, то в налоговом учете для распределения скорее всего будет использована группа 2 или группа 3.

Начисление амортизации в налоговом учете производится в соответствии со

ст. 8 Закона о налоге на прибыль.

Начисление амортизации производится ежеквартально по группам основных фондов. Начисление амортизации для основных фондов групп 2, 3 и 4 производится с квартала, следующего за кварталом оприходования материальных ценностей, которые входят в состав этих групп независимо от фактического осуществления расчетов за эти основные фонды. Аналогичное мнение приведено в письме

ГНАУ от 21.04.2003 г. № 3859/6/15-1116. Норма амортизации устанавливается для каждой группы. Так, для группы 2 действуют нормы амортизации 6,25 % для основных фондов, приобретенных до 2004 г., и 10 % после 2004 г. Для группы 3 ставка амортизации приобретенных основных фондов: до 2004 г. — 3,75 и 6 % — после 2004 г.

 

Документирование эксплуатации машин и механизмов

 

Строительная деятельность имеет свои особенности в документальном оформлении работы машин и механизмов. Дополнительные типовые формы первичных документов по учету строительных машин и механизмов утверждены приказом

ЦСУ СССР от 31.12.76 г. № 1044. Приведем краткую характеристику данных типовых форм.

 

Рапорт о работе башенного крана (форма № ЭСМ-1)

Форма применяется в трестах (управлениях) механизации для учета работы мостовых, шлюзовых, самоходных, портально-стреловых, стационарных и козловых башенных кранов при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы машинистам. Рапорт выписывается на декаду в одном экземпляре техником-нормировщиком, прорабом или уполномоченным лицом участка управления механизации и заполняется ежесуточно машинистами башенного крана.

Рапорт предназначен для внесения данных о работе четырех машинистов при трехсменной работе башенного крана. Фамилия четвертого машиниста записывается при замене одного из машинистов, отсутствующего по причине болезни, отпуска и т. д., который будет продолжать работу на башенном кране. При последующей замене выписывается новый рапорт.

Сведения об объеме выполненных работ заполняет техник-нормировщик и работник машино-счетной станции (далее — МСС) на основании замеров выполненных работ и единых норм расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.

Результаты работы и простои крана, а также претензии к работе машинистов подтверждает заказчик подписью и штампом. В конце декады рапорт подписывается машинистами, техником-нормировщиком, прорабом, начальником участка и передается в бухгалтерию или на МСС для обработки данных.

Работа башенных кранов, состоящих на балансе строительной организации, оформляется по форме

№ ЭСМ-6.

 

Путевой лист строительной машины (форма № ЭСМ-2)

Форма применяется в трестах (управлениях) механизации и в строительных организациях для учета работы строительной машины на автомобильном ходу при часовой оплате, а также является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу. Путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом участка управления механизации или строительного участка и выдается на смену, на день или декаду. Выезд и возвращение строительной машины оформляет диспетчер (механик, машинист).

Результаты работы и простои строительной машины отражаются на оборотной стороне путевого листа и ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика.

Оформленный путевой лист подписывается машинистом, прорабом, начальником участка управления механизации, техником-нормировщиком и передается в бухгалтерию или на МСС для обработки данных.

 

Рапорт о работе строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-3)

Форма применяется в трестах (управлениях) механизации для учета работы строительной машины (механизма) при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу. Рапорт выписывается в одном экземпляре техником-нормировщиком, прорабом или уполномоченным лицом участка управления механизации.

Выдача горюче-смазочных материалов подтверждается подписью заправщика или машиниста (если получены талоны на горючее). Передача остатков горючего оформляется подписями сдавшего и принявшего.

Результаты работы и простои строительной машины (механизма) отражаются на оборотной стороне рапорта и ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика.

В конце декады рапорт подписывается машинистом, прорабом, начальником участка, техником-нормировщиком и передается в бухгалтерию или на МСС для обработки данных.

Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-4)

Форма применяется в трестах (управлениях) механизации и в строительных организациях, имеющих строительные машины (механизмы) на балансе, для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы, измеряемые в натуральном выражении, и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу.

Рапорт-наряд заполняется в одном экземпляре техником-нормировщиком, прорабом строительной организации или уполномоченным лицом участка управления механизации и выдается машинистам на весь период выполнения работы. Рапорт-наряд заполняется на одного заказчика.

Описание работ и условий производства, учет выполнения задания отражаются на оборотной стороне формы.

Выполнение работы строительной машиной (механизмом) управления механизации подтверждается подписью и штампом заказчика. При использовании документа в строительных организациях, имеющих строительные машины (механизмы) на балансе, выполненные работы подтверждаются лицом, ответственным за их выполнение. Заполненный рапорт подписывается техником-нормировщиком, прорабом управления механизации или строительного участка и передается в бухгалтерию или на МСС для обработки данных.

Формы № ЭСМ-1, ЭСМ-2, ЭСМ-3, ЭСМ-4 применяются как при ручной обработке данных учета работы строительных машин и механизмов, так и при механизированной — на ЭВМ, ПВМ и КВМ.

 

Карта учета работы строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-5)

Применяется при ручной обработке данных для учета отработанного времени строительной машиной (механизмом), а также для учета выполненного объема работ. Карта ведется в одном экземпляре в планово-производственном отделе треста (управления) механизации. Заполняется на основании форм № ЭСМ-1, ЭСМ-2, ЭСМ-3, ЭСМ-4.

Целодневные простои в течение длительного периода, связанные с плановым ремонтом и т. д., записываются одной общей строкой.

При изготовлении бланков форм в типографии они могут быть сброшюрованы в виде журнала на соответствующей бумаге.

 

Журнал учета работы строительных машин (механизмов) (форма № ЭСМ-6)

Применяется для учета и контроля ежедневной работы больших и малых строительных машин (механизмов). Журнал ведется у заказчика строительных машин и в строительных организациях, имеющих строительную технику на балансе. Журнал заполняется прорабом строительного участка.

 

Справка о выполненных работах (услугах) (форма № ЭСМ-7)

Применяется для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами) и для проведения расчетов управлений механизации с заказчиками при ручной обработке данных путевых листов и рапортов.

Форма № ЭСМ-7 составляется в одном экземпляре представителями заказчика и управления механизации на основании данных путевого листа (форма № ЭСМ-2) или рапортов (формы № ЭСМ-1, ЭСМ-3).

Справка заверяется печатью заказчика, передается в бухгалтерию управления механизации, которая использует ее как приложение к документу, выставляемому заказчику для оплаты.

На каждый рапорт (путевой лист) работы строительной машины (механизма) выписывается отдельная справка.

Корректное и своевременное документирование работы строительного оборудования и машин позволяет наладить эффективную систему контроля за эффективностью использования основных средств предприятия.

Для работы большинства машин и механизмов на предприятии должно приобретаться топливо. В этом случае бухгалтер обязан вести отдельный участок учета на предприятии по списанию используемых ГСМ. Как известно, учет расхода топлива ведется по специально разработанным нормам. Для автомобильного транспорта такие нормы утверждены

приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43.

Они включают в себя нормы исходя из расстояния пробега, выполнения транспортных работ, использования прицепа и прочее. Эти нормы приведены для каждого определенного вида автомобильного средства. И при нормировании списания ГСМ бухгалтеру нужно особое внимание обращать на правильное определение типа автомобильного транспорта, используемого в строительстве. Для дорожно-строительных и специальных машин (например, бульдозеры, тракторы), используемых в строительстве, применяются нормы расхода горюче-смазочных материалов на работу дорожно-строительных и специальных машин Н218 исходя из времени работы машин. Данные нормы утверждены приказом

по корпорации «Укравтодор» от 14.08.96 г. № 156.

В тех случаях, когда установить нормативное использование ГСМ на оборудовании невозможно в силу специфических характеристик, такие нормы списания топлива по электросварочному генератору утверждаются руководителем предприятия в учетной политике. Экономическая оправданность применяемых норм подтверждается технической документацией завода-изготовителя, поставляемой вместе с этим агрегатом, либо результатами испытаний, проведенных комиссией.

Для учета работы агрегата применяется рапорт о работе строительной машины (механизма) по унифицированной форме

№ ЭСМ-3. Во многих конструкциях подобного типа предусмотрены суммирующие счетчики машино-часов. Время работы двигателя определяется как разность показаний счетчика на конец и начало смены. Рекомендуем в указанной форме расширить графу 10 для того, чтобы включать в нее эти контрольные показания.

 

 

Экосбор и транспортный налог

 

Экосбор

При наличии и использовании на строительном предприятии специализированной техники налогоплательщики, безусловно, должны вовремя обратить внимание на необходимость уплаты и начисления сбора за загрязнение окружающей природной среды, так как в связи с использованием строительной техникой горючего, в результате сжигания которого образуются загрязняющие вещества, уплата этого сбора неизбежна.

Порядок установления нормативов этого сбора утвержден постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303.

В нем указано, что сбор уплачивается за следующие действия:

— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

— сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

— размещение отходов.

Кроме того, на необходимость уплаты сбора за загрязнение в случае эксплуатации различных видов промышленных и строительно-дорожных машин (в частности, автопогрузчиков) указывалось также в

п. 8 письма ГНАУ от 18.07.2007 г. № 8838/5/15-0316 и в письме ГНАУ от 03.03.2007 г. № 2121/6/15-0816.

В своих письмах ГНАУ ссылается на разъяснение Министерства экологии и природных ресурсов по вопросу толкования понятия

«передвижной источник загрязнения».

Так, в соответствии с разъяснением, приведенным в

письме Минэкологии от 19.12.2003 г. № 12127/18-10, передвижные источники загрязнения делятся на следующие типы:

«Тип 1. Дорожные транспортные средства:

...

Тип 2. Недорожные транспортные средства и машины:

2.1. Сельскохозяйственные и лесные тракторы и машины.

2.2. Промышленные и строительно-дорожные машины.

2.3. Иные механизмы».

Объект для начисления экосбора возникает у того предприятия, которое непосредственно осуществляет сжигание такого горючего в соответствии с

п.п. 3.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденной приказом Минприроды и ГНА Украины от 19.07.99 г. № 162/379, исходя из объемов фактически использованных видов горючего. Перечень плательщиков сбора приведен в п. 2.1 Инструкции № 162 . Следует обратить внимание на то, что уплачивают экосбор не только собственники техники, но и арендаторы, так как объектом для начисления данного сбора являются непосредственно производимые выбросы. То есть предприятие, которое использует горючее для эксплуатации техники и загрязняет среду, должно подавать расчет экосбора.

Расчет сбора предоставляется нарастающим итогом с начала года. Базовый налоговый (отчетный) период по сбору за загрязнение окружающей природной среды равняется календарному кварталу. Налоговые расчеты подаются плательщиком в ГНИ в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала. Уплата сбора производится единым платежом ежеквартально в течение 50 календарных дней, следующих за последним днем квартала.

Уплата единого налога и фиксированного сельскохозяйственного сбора также не освобождает от обязанности уплаты экосбора и составления соответствующей отчетности.

 

Транспортный налог

Еще одним налогом, застающим бухгалтера врасплох, является налог с владельцев транспортных средств и самоходных машин.

В Законе Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 11.12.91 г. № 1964-XII определено, что плательщиками налога являются налогоплательщики, которые имеют зарегистрированные в Украине собственные транспортные средства. В соответствии со ст. 2 данного Закона объектами налогообложения являются, в частности, автомобили специального назначения, которые относятся к товарной позиции 8705 согласно УКТ ВЭД. К автомобилям специального назначения относятся автомобили, которые по своей конструкции и оборудованию предназначены для выполнения специальных рабочих функций. То есть основной целью использования данного транспортного средства является выполнение специальных работ, а не перевозка людей или грузов. Такие машины, работающие на строительстве, как автокраны, автобетономешалки, автомастерские, вполне попадают под определение автомобилей специального назначения.

Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов

уплачивается:

физическими лицами — перед регистрацией, перерегистрацией транспортных средств, а также перед техническим осмотром транспортных средств ежегодно или один раз в два года, но не позже первого полугодия года, в котором осуществляется технический осмотр;

юридическими лицами — ежеквартально равными частями до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

 

Как видим, использование на строительном предприятии специального строительного оборудования и машин требует от бухгалтера внимания к специальным сферам как налогообложения, так и документирования хозяйственной деятельности. В следующих номерах мы продолжим знакомить вас с другими аспектами учета основных фондов на строительном предприятии.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше