КБ-2в и раздел I налоговой накладной
Владимир Овчаров, консультант,
Наталья Григорьева, экономист-аналитик
Казалось бы, какие еще вопросы могут возникнуть при заполнении «строительной» налоговой накладной? Ведь здесь все предельно ясно... До недавнего времени мы тоже были в этом уверены, если бы не одно обстоятельство... В редакцию поступило весьма интересное письмо, содержание которого мы приводим ниже вместе с нашим к нему комментарием.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
ХК — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.
Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
Закон № 2181 — Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.
Общие условия — Общие условия заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденные постановлением КМУ от 01.08.2005 г. № 668.
Ситуация
. Наше предприятие (плательщик НДС) занимается выполнением строительных работ. При этом по требованию заказчиков мы выдаем налоговые накладные на суммы выполненных работ в соответствии с требованиями законодательства по НДС. В разделе I документа «Налоговая накладная» мы указываем наименование выполняемых строительных работ, приведенных в разделе «Предмет договора» заключенного строительного контракта. Недавно к нам обратился заказчик с просьбой привести выписанные ему налоговые накладные в соответствии с требованиями Закона об НДС. А именно — указать в разделе 1 полный перечень выполняемых нами работ и затрат, приведенный в типовой форме КБ-2в «Акт приемки выполненных подрядных работ». Свою просьбу заказчик обосновал угрозой непризнания налогового кредита при проведении налоговой проверки по НДС. Разъясните, пожалуйста, насколько обоснованными являются опасения заказчика и какие существуют особенности при выписке налоговых накладных в строительстве?
Уже более 10 лет налогоплательщики используют в своем документообороте налоговые накладные и все это время вопросы, касающиеся заполнения данной формы при различных видах деятельности, вызывают споры среди плательщиков НДС. Ведь халатность в заполнении данного документа у продавца не вызывает никаких последствий, в то время как покупатель вполне может понести существенные материальные потери при признании такой налоговой накладной недействительной. В данном споре камнем преткновения стала неоднозначная трактовка того, что именно является «номенклатурой поставки» в строительном производстве. Давайте попробуем разобраться с содержанием данного раздела в налоговой накладной.
Налоговый аспект
Порядок ведения налогового учета по НДС регулируется нормами
Закона об НДС.Требования к наличию обязательных реквизитов, которые должна содержать налоговая накладная, изложены в
п.п. 7.2.1 Закона НДС. В частности в документе должны быть указаны отдельными строками:— порядковый номер налоговой накладной;
— дата выписки налоговой накладной;
— полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юридического лица, или фамилию, имя и отчество физического лица, зарегистрированного плательщиком налога на добавленную стоимость;
— полное или сокращенное название, указанное в уставных документах получателя;
— налоговый номер плательщика налога (продавца и покупателя);
— месторасположение юридического лица или налоговый адрес физического лица, зарегистрированного плательщиком налога на добавленную стоимость;
—
опись (номенклатуру) товаров (работ, услуг) и их количество (объем);— цена поставки без учета налога;
— ставка налога и соответствующая сумма налога в цифровом значении;
— общая сумма денежных средств, подлежащих уплате с учетом налога.
И конечно же, налоговая накладная должна быть подписана уполномоченным лицом и скреплена печатью.
Как видим, требование указывать в налоговой накладной
опись (номенклатуру) товаров (работ, услуг) и их количество является обязательным к исполнению. Это требование подтверждает порядок оформления налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165 (далее — приказ № 165). Пунктом 12 приказа № 165 предусмотрено, что в раздел I налоговой накладной вносятся данные в разрезе номенклатуры поставки товаров (услуг). Под поставкой услуг (в контексте рассматриваемого вопроса нас интересуют именно услуги) понимаются любые операции гражданско-правового характера по выполнению работ, предоставлению услуг, за компенсацию, а также операции по безоплатному выполнению работ, предоставлению услуг (абз. 3 п. 1.4 Закона НДС).Из анализа указанных выше специальных норм можно сделать вывод, что налоговое законодательство не содержит определения термина «описание (номенклатура) товаров (работ, услуг)» и специального механизма, определения наименований номенклатуры товаров (работ, услуг).
Поэтому можно сделать предположение, что если в нормах
Закона НДС имеется прямая ссылка на гражданско-правовой характер операций, то и правовое регулирование таких операции, а в частности определения их наименования (работ, услуг), является прерогативой договорных отношений, регулируемых соответствующими нормативно-правовыми актами.
Гражданско-правовой аспект
Договорные отношения между субъектами хозяйствования регулируются нормами
ХК и ГК.В соответствии со
ст. 626 ГК договором является договоренность двух или более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.Пунктом
3 ст. 180 ХК предусмотрено, что при заключении хозяйственного договора стороны обязаны в любом случае согласовать предмет, цену и срок действия договора.Поэтому предмет договора является обязательной и неотъемлемой частью любого хозяйственного договора.
Условия о предмете в хозяйственном договоре должны определять наименование (номенклатуру, ассортимент) и количество продукции (работ, услуг), а также требования к их качеству
(п. 4. ст. 180 ХК).Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что наименование (номенклатура, ассортимент) продукции (работ, услуг) является обязательной составляющей договора и определяется сторонами самостоятельно при его заключении.
Специфика договорных отношений в строительстве регулируется нормами
гл. 33 ХК.Строительство объектов, все виды строительных работ, прикладные и экспериментальные исследования и разработки и другие подобные работы, выполняемые субъектами хозяйствования по заказу других субъектов,
осуществляются на условиях подряда (п. 1 ст. 317 ХК).В соответствии с нормами
ст. 318 ХК по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется построить и сдать заказчику в установленный срок объект в соответствии с проектно-сметной документацией или выполнить определенные договором строительные и другие работы. Наименованием (номенклатура, ассортимент) работ (услуг) в договоре строительного подряда является возведение капитальных строений, осуществление строительных работ и пр., детальный, перечень которых может быть изложен как в самом договоре, так и в проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью такого договора.В соответствии с
п. 15 Общих условий в договоре подряда стороны обязаны определить наименования объекта строительства и его местонахождения, основные параметры (мощность, площадь, объем и т. п.), состав и объемы работ, которые предусмотрены проектной документацией и подлежат выполнению подрядчиком, другие показатели, которые характеризуют предмет договора. Именно такой перечень возводимых объектов (выполняемых работ), по нашему мнению, и является «описью (номенклатурой) товаров (работ, услуг) и их количеством (объемом)», обязательных к указанию в налоговой накладной согласно п.п. 7.2.1 Закона НДС.
Документальное оформление
В соответствии с нормами Закона о бухучете
единственным основанием для учета хозяйственных операций являются первичные документы.Для документального оформления строительных работ могут применяться первичные учетные документы, формы которых утверждены совместным
приказом Госкомстата и Госстроя Украины от 21.06.2002 г. № 237/5: форма № КБ-2в «Акт приема выполненных подрядных работ», форма № КБ-3 «Справка о стоимости выполненных подрядных работ».В данных формах отражаются объемы выполненных работ,
в соответствии с договором строительного подряда, строительных работ и их стоимость, себестоимость строительных работ, подтвержденные заказчиком и подрядной организацией. На основании этих документов заказчик производит расчеты за выполненные подрядчиком работы.По сути, форма Кб-2в является документом сметного учета, а значит, данные в ней дублируют показатели сметы, которая рассчитывалась в соответствии с государственными строительными или ресурсно-элементными нормами. Смета, в свою очередь, является для подрядчика источником финансирования конкретных видов затрат и содержит в составе формы перечень расчетных разделов, таких как общепроизводственные и административные затраты, налоги, расходы на оплату труда и планируемую прибыль. Основная задача формы Кб-2в — подтвердить корректность ценообразования строительства.
Стоит напомнить, что обязанность придерживаться
ГСН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174, касается только строительных предприятий и их структурных подразделений всех видов экономической деятельности независимо от форм собственности, выполняющих строительные и монтажные работы, работы по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений и другие подрядные работы с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности. Для остальных случаев Госстрой предписал использовать типовую форму № Кб-3, которая значительно «беднее» по содержанию разделов и является расчетно-бухгалтерским документом.При этом следует учесть, что заполнение вышеуказанных типовых форм, при осуществлении финансирования работ за счет негосударственных источников финансирования,
не является обязательным.Таким образом, подытожив вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
Во-первых
, действующее налоговое законодательство не содержит обязательных требований в части соответствия номенклатуры работ (услуг) раздела I налоговой накладной номенклатуре работ и затрат, приведенной в форме № КБ-2в.Поэтому требования сотрудников налоговых органов о наличии такого соответствия являются, на наш взгляд, некорректными.
Во-вторых
, неоспоримым является тот факт, что в соответствии с договором строительного подряда предметом договора являются строительные работы. Для производственных, технологических и сметных нужд строительства такие работы (услуги) подлежат детализации, оставаясь при этом строительными работами (услугами). Поэтому считаем, что заполнение реквизита «Номенклатура поставки...» раздела I налоговой накладной номенклатурой «Строительные работы по...», при осуществлении работ в рамках договоров строительного подряда, не противоречит действующему налоговому законодательству.Вместе с тем стоит заметить, что
хоть действующее законодательство и не содержит запретов относительно отражения номенклатуры в налоговой накладной в обобщенной форме, с точки зрения документального оформления было бы целесообразно детализировать суммы «раздела 1» по этапам выполнения работ со ссылкой на документ (формы КБ-2в «Акт приемки выполненных подрядных работ» или формы Кб-3), подтверждающий возникновение обязательств у продавца (см. рисунок). Такой подход не противоречит действующему законодательству по НДС и позволит обезопасить покупателя от притязаний со стороны налоговой инспекции в излишней обобщенности раздела I налоговой накладной.В завершение данной темы хотелось бы напомнить нашим читателям о норме
п.п. 4.4.1 «Конфликт интересов» Закона № 2181, в соответствии с которой «в случае если норма закона или другого нормативно-правового акта... допускает неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в интересах как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в интересах налогоплательщика...».
Налоговая накладная
<...>
Розділ | Дата відвантаження (виконання, поставки (оплати*) товарів (послуг) | Номенклатура поставки товарів (послуг) продавця | Одиниця виміру товару | Кількість (об’єм, обсяг) | Ціна поставки одиниці продукції без урахування ПДВ | Обсяги поставки (база оподаткування) без урахування ПДВ, що підлягають оподаткуванню за ставками | Загальна сума коштів, що підлягає оплаті | |||
20 % | 0 % (реалізація на митній території України) | 0 % (експорт) | Звільнення від ПДВ | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
I | 10.01.2009 | Строительные работы по замене вентиляции согл. Акту Кб-2в № 1-15 от 10.01.2009 г. | услуга | грн. | 55000 | 55000,00 |
|
|
|
55000,00 |
| Усього по розділу I |
|
|
| 55000,00 |
|
|
| ||
II | Товаротранспортні витрати |
|
|
|
|
|
|
|
| |
III | Зворотна (заставна) тара | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
| |
IV | Надано покупцю: | надбавка (+) |
|
|
|
|
|
|
|
|
знижка (-) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
V | Усього по розділах I + II ± IV |
|
|
| 55000,00 |
|
|
| 55000,00 | |
VI | Податок на додану вартість |
|
|
| 11000,00 |
|
|
| 11000,00 | |
VII | Загальна сума з ПДВ |
|
|
| 66000,00 |
|
|
| 66000,00 |
<...>