Темы статей
Выбрать темы

КБ-2в и раздел I налоговой накладной

Редакция СБ
Статья

КБ-2в и раздел I налоговой накладной

Владимир Овчаров, консультант,

Наталья Григорьева, экономист-аналитик

 

Казалось бы, какие еще вопросы могут возникнуть при заполнении «строительной» налоговой накладной? Ведь здесь все предельно ясно... До недавнего времени мы тоже были в этом уверены, если бы не одно обстоятельство... В редакцию поступило весьма интересное письмо, содержание которого мы приводим ниже вместе с нашим к нему комментарием.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

 

ХК — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 2181 — Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Общие условия — Общие условия заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденные постановлением КМУ от 01.08.2005 г. № 668.

 

Ситуация

. Наше предприятие (плательщик НДС) занимается выполнением строительных работ. При этом по требованию заказчиков мы выдаем налоговые накладные на суммы выполненных работ в соответствии с требованиями законодательства по НДС. В разделе I документа «Налоговая накладная» мы указываем наименование выполняемых строительных работ, приведенных в разделе «Предмет договора» заключенного строительного контракта. Недавно к нам обратился заказчик с просьбой привести выписанные ему налоговые накладные в соответствии с требованиями Закона об НДС. А именно — указать в разделе 1 полный перечень выполняемых нами работ и затрат, приведенный в типовой форме КБ-2в «Акт приемки выполненных подрядных работ». Свою просьбу заказчик обосновал угрозой непризнания налогового кредита при проведении налоговой проверки по НДС. Разъясните, пожалуйста, насколько обоснованными являются опасения заказчика и какие существуют особенности при выписке налоговых накладных в строительстве?

 

Уже более 10 лет налогоплательщики используют в своем документообороте налоговые накладные и все это время вопросы, касающиеся заполнения данной формы при различных видах деятельности, вызывают споры среди плательщиков НДС. Ведь халатность в заполнении данного документа у продавца не вызывает никаких последствий, в то время как покупатель вполне может понести существенные материальные потери при признании такой налоговой накладной недействительной. В данном споре камнем преткновения стала неоднозначная трактовка того, что именно является «номенклатурой поставки» в строительном производстве. Давайте попробуем разобраться с содержанием данного раздела в налоговой накладной.

 

Налоговый аспект

 

Порядок ведения налогового учета по НДС регулируется нормами

Закона об НДС.

Требования к наличию обязательных реквизитов, которые должна содержать налоговая накладная, изложены в

п.п. 7.2.1 Закона НДС. В частности в документе должны быть указаны отдельными строками:

— порядковый номер налоговой накладной;

— дата выписки налоговой накладной;

— полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юридического лица, или фамилию, имя и отчество физического лица, зарегистрированного плательщиком налога на добавленную стоимость;

— полное или сокращенное название, указанное в уставных документах получателя;

— налоговый номер плательщика налога (продавца и покупателя);

— месторасположение юридического лица или налоговый адрес физического лица, зарегистрированного плательщиком налога на добавленную стоимость;

опись (номенклатуру) товаров (работ, услуг) и их количество (объем);

— цена поставки без учета налога;

— ставка налога и соответствующая сумма налога в цифровом значении;

— общая сумма денежных средств, подлежащих уплате с учетом налога.

И конечно же, налоговая накладная должна быть подписана уполномоченным лицом и скреплена печатью.

Как видим, требование указывать в налоговой накладной

опись (номенклатуру) товаров (работ, услуг) и их количество является обязательным к исполнению. Это требование подтверждает порядок оформления налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165 (далее — приказ № 165). Пунктом 12 приказа № 165 предусмотрено, что в раздел I налоговой накладной вносятся данные в разрезе номенклатуры поставки товаров (услуг). Под поставкой услуг (в контексте рассматриваемого вопроса нас интересуют именно услуги) понимаются любые операции гражданско-правового характера по выполнению работ, предоставлению услуг, за компенсацию, а также операции по безоплатному выполнению работ, предоставлению услуг (абз. 3 п. 1.4 Закона НДС).

Из анализа указанных выше специальных норм можно сделать вывод, что налоговое законодательство не содержит определения термина «описание (номенклатура) товаров (работ, услуг)» и специального механизма, определения наименований номенклатуры товаров (работ, услуг).

Поэтому можно сделать предположение, что если в нормах

Закона НДС имеется прямая ссылка на гражданско-правовой характер операций, то и правовое регулирование таких операции, а в частности определения их наименования (работ, услуг), является прерогативой договорных отношений, регулируемых соответствующими нормативно-правовыми актами.

 

Гражданско-правовой аспект

 

Договорные отношения между субъектами хозяйствования регулируются нормами

ХК и ГК.

В соответствии со

ст. 626 ГК договором является договоренность двух или более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Пунктом

3 ст. 180 ХК предусмотрено, что при заключении хозяйственного договора стороны обязаны в любом случае согласовать предмет, цену и срок действия договора.

Поэтому предмет договора является обязательной и неотъемлемой частью любого хозяйственного договора.

Условия о предмете в хозяйственном договоре должны определять наименование (номенклатуру, ассортимент) и количество продукции (работ, услуг), а также требования к их качеству

(п. 4. ст. 180 ХК).

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что наименование (номенклатура, ассортимент) продукции (работ, услуг) является обязательной составляющей договора и определяется сторонами самостоятельно при его заключении.

Специфика договорных отношений в строительстве регулируется нормами

гл. 33 ХК.

Строительство объектов, все виды строительных работ, прикладные и экспериментальные исследования и разработки и другие подобные работы, выполняемые субъектами хозяйствования по заказу других субъектов,

осуществляются на условиях подряда (п. 1 ст. 317 ХК).

В соответствии с нормами

ст. 318 ХК по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется построить и сдать заказчику в установленный срок объект в соответствии с проектно-сметной документацией или выполнить определенные договором строительные и другие работы. Наименованием (номенклатура, ассортимент) работ (услуг) в договоре строительного подряда является возведение капитальных строений, осуществление строительных работ и пр., детальный, перечень которых может быть изложен как в самом договоре, так и в проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью такого договора.

В соответствии с

п. 15 Общих условий в договоре подряда стороны обязаны определить наименования объекта строительства и его местонахождения, основные параметры (мощность, площадь, объем и т. п.), состав и объемы работ, которые предусмотрены проектной документацией и подлежат выполнению подрядчиком, другие показатели, которые характеризуют предмет договора. Именно такой перечень возводимых объектов (выполняемых работ), по нашему мнению, и является «описью (номенклатурой) товаров (работ, услуг) и их количеством (объемом)», обязательных к указанию в налоговой накладной согласно п.п. 7.2.1 Закона НДС.

 

Документальное оформление

 

В соответствии с нормами Закона о бухучете

единственным основанием для учета хозяйственных операций являются первичные документы.

Для документального оформления строительных работ могут применяться первичные учетные документы, формы которых утверждены совместным

приказом Госкомстата и Госстроя Украины от 21.06.2002 г. № 237/5: форма № КБ-2в «Акт приема выполненных подрядных работ», форма № КБ-3 «Справка о стоимости выполненных подрядных работ».

В данных формах отражаются объемы выполненных работ,

в соответствии с договором строительного подряда, строительных работ и их стоимость, себестоимость строительных работ, подтвержденные заказчиком и подрядной организацией. На основании этих документов заказчик производит расчеты за выполненные подрядчиком работы.

По сути, форма Кб-2в является документом сметного учета, а значит, данные в ней дублируют показатели сметы, которая рассчитывалась в соответствии с государственными строительными или ресурсно-элементными нормами. Смета, в свою очередь, является для подрядчика источником финансирования конкретных видов затрат и содержит в составе формы перечень расчетных разделов, таких как общепроизводственные и административные затраты, налоги, расходы на оплату труда и планируемую прибыль. Основная задача формы Кб-2в — подтвердить корректность ценообразования строительства.

Стоит напомнить, что обязанность придерживаться

ГСН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174, касается только строительных предприятий и их структурных подразделений всех видов экономической деятельности независимо от форм собственности, выполняющих строительные и монтажные работы, работы по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений и другие подрядные работы с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности. Для остальных случаев Госстрой предписал использовать типовую форму № Кб-3, которая значительно «беднее» по содержанию разделов и является расчетно-бухгалтерским документом.

При этом следует учесть, что заполнение вышеуказанных типовых форм, при осуществлении финансирования работ за счет негосударственных источников финансирования,

не является обязательным.

Таким образом, подытожив вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

Во-первых

, действующее налоговое законодательство не содержит обязательных требований в части соответствия номенклатуры работ (услуг) раздела I налоговой накладной номенклатуре работ и затрат, приведенной в форме № КБ-2в.

Поэтому требования сотрудников налоговых органов о наличии такого соответствия являются, на наш взгляд, некорректными.

Во-вторых

, неоспоримым является тот факт, что в соответствии с договором строительного подряда предметом договора являются строительные работы. Для производственных, технологических и сметных нужд строительства такие работы (услуги) подлежат детализации, оставаясь при этом строительными работами (услугами). Поэтому считаем, что заполнение реквизита «Номенклатура поставки...» раздела I налоговой накладной номенклатурой «Строительные работы по...», при осуществлении работ в рамках договоров строительного подряда, не противоречит действующему налоговому законодательству.

Вместе с тем стоит заметить, что

хоть действующее законодательство и не содержит запретов относительно отражения номенклатуры в налоговой накладной в обобщенной форме, с точки зрения документального оформления было бы целесообразно детализировать суммы «раздела 1» по этапам выполнения работ со ссылкой на документ (формы КБ-2в «Акт приемки выполненных подрядных работ» или формы Кб-3), подтверждающий возникновение обязательств у продавца (см. рисунок). Такой подход не противоречит действующему законодательству по НДС и позволит обезопасить покупателя от притязаний со стороны налоговой инспекции в излишней обобщенности раздела I налоговой накладной.

В завершение данной темы хотелось бы напомнить нашим читателям о норме

п.п. 4.4.1 «Конфликт интересов» Закона № 2181, в соответствии с которой «в случае если норма закона или другого нормативно-правового акта... допускает неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в интересах как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в интересах налогоплательщика...».

 

Налоговая накладная

<...>

Розділ

Дата відвантаження (виконання, поставки (оплати*) товарів (послуг)

Номенклатура поставки товарів (послуг) продавця

Одиниця виміру товару

Кількість (об’єм, обсяг)

Ціна поставки одиниці продукції без урахування ПДВ

Обсяги поставки (база оподаткування) без урахування ПДВ, що підлягають оподаткуванню за ставками

Загальна сума коштів, що підлягає оплаті

20 %

0 % (реалізація на митній території України)

0 % (експорт)

Звільнення від ПДВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I

10.01.2009

Строительные работы по замене вентиляции согл. Акту Кб-2в № 1-15 от 10.01.2009 г.

услуга

грн.

55000

55000,00

 

 

 

 

 

 

 

 

55000,00

 

Усього по розділу I

 

 

 

55000,00

 

 

 

II

Товаротранспортні витрати

 

 

 

 

 

 

 

 

III

Зворотна (заставна) тара

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

 

IV

Надано покупцю:

надбавка (+)

 

 

 

 

 

 

 

 

знижка (-)

 

 

 

 

 

 

 

 

V

Усього по розділах I + II ± IV

 

 

 

55000,00

 

 

 

55000,00

VI

Податок на додану вартість

 

 

 

11000,00

 

 

 

11000,00

VII

Загальна сума з ПДВ

 

 

 

66000,00

 

 

 

66000,00

<...>

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше