Темы статей
Выбрать темы

Лицензионно-строительная кухня: получение, учет, ответственность

Редакция СБ
Статья

Лицензионно-строительная кухня: получение, учет, ответственность

Виктория Петрушина, Екатерина Чурилова, консультанты газеты «Строительная бухгалтерия»

 

(Часть I)

Как известно, архитектура — застывшая музыка. И чтобы она действительно «звучала», нужно свести к минимуму риски при ее создании. Ведь строительные работы носят заведомо опасный характер. Здесь эксплуатируются источники повышенной опасности, возможно причинение вреда здоровью и жизни людей. Такой вид деятельности требует особого соблюдения противопожарных правил, санитарных и гигиенических норм. Любые строительные конструкции потенциально являются источниками опасности для жизни людей.

Если вы решили что-то строить, вам придется получить лицензию. А для этого не на словах, а на бумаге и наяву подтвердить, что у вас есть для этого соответствующие люди, помещения, техника и литература.

Предлагаем вашему вниманию цикл статей о том, как получить и отразить в учете строительную лицензию, и что грозит вам за производство строительных работ без лицензии.

 

Документы статьи

ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон о градостроительстве — Закон Украины «Об основах градостроительства» от 16.11.92 г. № 2780-XII.

Закон об архитектуре — Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV.

Порядок № 1396 — постановление Кабинета Министров Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве» от 05.12.2007 г. № 1396.

Лицензионные условия № 112 — Лицензионные условия осуществления строительной деятельности (изыскательские и проектные работы для строительства, возведение несущих и ограждающих конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей), утвержденные совместным приказом Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 13.09.2001 г. № 112/182.

Примерный перечень работ осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры — приказ Госархcтройинспекции «Об утверждении Примерного перечня работ осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры» от 16.07.2008 г. № 112.

Регламент — регламент работы Госархстройинспекции как органа лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденный приказом Государственной архитектурно-строительной инспекции от 21.07.2008 г. № 119.

Классификатор профессий* — ДК 003:2005 Национальный классификатор Украины: Классификатор профессий, утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375.

* Данный Классификатор издан Издательским домом «Фактор» — Классификатор профессий ДК 003: 2005/ Составитель В. Кузнецов. — Х.: Фактор, 2008. — 512 с. По вопросам приобретения обращаться в отдел продвижения, тел. 8 (057) 719-41-17.

Справочник квалификационных характеристик профессий работников** — Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 64. Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Разделы 1, 3, 4, утвержденный приказом Госстроя Украины от 13.10.99 г. № 249.

** Данный справочник издан Издательским домом «Фактор» — Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 64 «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Строительство метрополитенов, туннелей и подземных сооружений специального назначения»/ Составитель Я. Кавторева. — Х.: Фактор, 2006. — 652 с. По вопросам приобретения обращаться в отдел продвижения, тел. 8(057)719-41-17.

 

1. Немного о строительно-лицензионном законодательстве

Согласно

ст. 91 ГК юридическое лицо может осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается законом, после получения на них специального разрешения (лицензии).

Основным нормативным актом, регулирующим процесс лицензирования в Украине, является

Закон о лицензировании.

 

 

Закон о лицензировании

Статья 1. Определения терминов

<...>

лицензиат

— субъект хозяйствования, который получил лицензию на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию;

лицензия

— документ государственного образца, который удостоверяет право лицензиата на осуществление указанного в ней вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока, при условии выполнения лицензионных условий;

лицензионные условия

— установленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требований, обязательных для выполнения при осуществлении видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию;

лицензирование

— выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования;

орган лицензирования

— орган исполнительной власти, определенный Кабинетом Министров Украины, или специально уполномоченный исполнительный орган советов по лицензированию определенных видов хозяйственной деятельности;

плата за лицензию

— разовый платеж, который вносится субъектом хозяйствования за получение лицензии;

<...>

субъект хозяйствования

— зарегистрированное в установленном законодательством порядке юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, которое осуществляет хозяйственную деятельность, кроме органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности.

<...>

 

 

Согласно

ст. 2 Закона о лицензировании лицензирование в строительстве осуществляется согласно законам, регулирующим отношения в этой сфере. Такими законами являются Закон о градостроительстве и Закон об архитектуре. Посмотрим, что говорится о строительном лицензировании в этих законах (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Закон о градостроительстве

Закон об архитектуре

Государственное регулирование в сфере градостроительства заключается в лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве в порядке, установленном законом (абз. одиннадцатый ст. 8)

Хозяйственная деятельность, связанная с созданием объектов архитектуры, подлежит лицензированию согласно законодательству (ч. 1 ст. 17)

К компетенции Кабинета Министров Украины относится лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве (ч. 1 ст. 9)

 

Итак,

Законом об архитектуре определено, что предметом лицензирования является «деятельность, связанная с созданием объектов архитектуры». Перечень соответствующих работ приведен в Примерном перечне работ ведения хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры.

С 1 января 2008 года правила лицензирования строительной деятельности установлены

Порядком № 1396. В пункте 2 этого Порядка сказано, что:

«...юридическое лицо и физическое лицо (предприниматель) — субъекты хозяйственной деятельности... намеревающиеся осуществлять строительную деятельность, должны получить лицензию в соответствии с настоящим Порядком»

.

При этом важно отметить, что строительные лицензии,

выданные до 1 января 2008 года, действуют до окончания установленных в них сроков (п. 2 Порядка. № 1396).

У субъектов хозяйствования часто возникает вопрос: следует ли генеральному подрядчику иметь лицензию на работы, которые он непосредственно не выполняет, а заказывает у субподрядчика?

До 1 января 2008 года ответ на данный вопрос содержался в

п. 1.3 Лицензионных условий № 112: Лицензионные условия являются обязательными для субъектов хозяйствования, которые выполняют виды работ, определенные в приложении. В данном случае ключевым словом было «выполняют».

При этом генподрядчику, который сам не выполнял строительные работы, а делегировал обязанность по строительству субподрядчику, было не обязательно иметь лицензию на выполнение соответствующих работ. Другими словами, генподрядчик мог иметь, а мог и не иметь эту лицензию.

Согласно

ч. 2 ст. 838 ГК генподрядчик отвечает перед заказчиком за нарушение субподрядчиком своих обязательств. При этом генеральный подрядчик, оставаясь ответственным перед заказчиком за результат работы субподрядчиков, выступает перед каждым субподрядчиком как заказчик (ч. 1 ст. 838 ГК). Кроме того, заказчик и субподрядчик не имеют права предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком, если иное не установлено договором или законом (ч. 2 ст. 838 ГК).

На сегодняшний день

Госархстройинспекция относит генподряд к деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры», и, следовательно, обязует генподрядчиков получать лицензию в соответствии с Порядком № 1396. Такое толкование-требование Госархстройинспекция оформила в своем письме от 10.04.2008 г. № 22/10-875 (данное письмо с комментарием опубликовано в «Строительной бухгалтерии», первый рекламный номер, 2008, с. 7 — 8).

В

письме от 10.04.2008 г. № 22/10-875 Госархстройинспекция также сообщает, что при выдаче лицензии генподрядчику в приложении к лицензии указывается соответствующий пункт работ, связанных с созданием объектов архитектуры, — 4.04.00 — «Генеральный подрядчик в строительстве» .

Однако неясной остается судьба тех строительных предприятий, продолжающих работать по лицензиям, выданным до 2008 года, срок которых еще не истек. В указанном

письме не сказано, как быть с теми лицензиями, которые были выданы субъектам строительства до 1 января 2008 года: нужно ли вносить запись в приложение «старых» лицензий, которые еще действительны, ведь ранее действующее законодательство не выдвигало таких требований к генподряду? И если нужно, то какова процедура внесения записей в лицензию? На практике же те предприятия, которые работают по ранее выданным лицензиям, все-таки обращаются в орган лицензирования для внесения соответствующей записи в приложение, проходя всю процедуру для получения соответствующего документа.

Следует также отметить, что генподрядчику нужно получать строительную лицензию, даже если он непосредственно не выполняет изыскательские, проектные

работы для строительства, возведения несущих и ограждающих конструкций, строительства и монтажа инженерных и транспортных сетей.

Кроме того, по нашим данным, чтобы получить лицензию на генподряд, у вас должна быть соответствующая организационно-функциональная структура: сметно-договорный, производственно-технический, юридический отделы и технадзор (по крайне мере, такие требования выдвигаются со стороны органов Госархстройинпекции на практике).

И еще один момент, на котором следует акцентировать внимание при рассмотрении вопроса о лицензировании строительных работ. Это

разработка сметной документации*. Отметим, что разработка сметной документации не подлежит лицензированию, поскольку такой вид работ (услуг) не определен ни в Примерном перечне работ осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, ни в Лицензионных условиях № 112. В свое время разъяснение по этому вопросу было дано Госпредпринимательства в письме «О лицензировании разработки сметной документации» от 28.10.2002 г. № 4-431-88/5726.

*

Сметная документация — сметы и другие документы, связанные с составлением (расчеты, обоснования, объяснения, сведения о ресурсах и т. п.), и необходимые для определения сметной стоимости строительства и договорной цены (п. 3 Общих условий заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденных постановлением КМУ от 01.08.2005 г. № 668).

Итак, краткое резюме:

1.

С 1 января 2008 года предметом лицензирования является деятельность, связанная с созданием объектов архитектуры. Перечень соответствующих работ приведен в Перечне работ ведения хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденном приказом Госархстройинспекции от 16.07.2008 г. № 112.

2.

С 01.01.2008 г. генподряд подлежит лицензированию (код генподряда — 4.04.00).

3.

Обязательное условие получения лицензии на генподряд — наличие соответствующей организационно-функциональной структуры: сметно-договорный, производственно-технический, юридический отделы.

 

1.2. Получаем лицензию: куда идти и что нести

Для начала небольшое вступление о госоргане, который осуществляет и контролирует процесс строительного лицензирования — Госархстройинспекции. У Госархстройинспекции есть территориальные органы во всех регионах Украины.

Процедура подачи документов с целью получения лицензии, порядок ее получения и принцип работы органов лицензирования в этом ключе прописаны в специально разработанном для этого документе —

Регламенте работы Госархстройинспекции как органа лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденном приказом Государственной архитектурно-строительной инспекции от 21.07.2008 г. № 119 (далее — Регламент).

Согласно требованиям

Регламента вы можете подать в соответствующий территориальный орган Госархстройинспекции по месту вашей регистрации:

— заявление и приложения к нему на получение строительной лицензии

или

— обращение по поводу изменения перечня работ, приведенных в приложении к действующей лицензии.

Теперь в виде схемы представим процесс получения строительной лицензии (см. рис. 1 на с. 28). А далее подробно рассмотрим каждый ваш шаг на пути к получению заветной лицензии.

Шаг 1: сбор документов

Чтобы

получить лицензию, потенциальному субъекту строительной деятельности (заявителю) необходимо подготовить определенный пакет документов, руководствуясь Порядком № 1396. В перечень таких документов включаются следующие:

1. Копии свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности и справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, удостоверенные нотариально или органом, выдавшим документы.

2. Сведения о производственно-технической базе, составе работников по профессиональному и квалификационному уровню, технологии производства, информационно-правовом, нормативно-техническом обеспечении, об имеющейся системе контроля качества выполнения работ.

Если с документами из пункта 1 все более менее ясно, то на документах из пункта остановимся подробнее.

Во-первых

, составьте перечень работ, связанных с созданием объектов архитектуры, которые вы собираетесь выполнять. Для этого воспользуйтесь Примерным перечнем работ осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры. Он состоит из 4 разделов:

1. Изыскания.

2. Проектные работы.

3. Строительные и монтажные работы.

4. Инжиниринговые работы.

Образец перечня работ приведен на

рис. 2 (см. на с. 28).

Во-вторых

, составьте заявление на выдачу лицензии. Все формы заявлений есть на официальном сайте Госархстройинспекции: http://www.dabi.gov.ua/licension.shtm. Таким образом, ваше заявление может иметь такой вид, как приведено на рис. 3 (см. на с. 29—30).

В-третьих

, для осуществления строительной деятельности необходимы помещения — офисное, складское, раздевалка для рабочих и т. п. Они должны быть либо в собственности предприятия (наличие документов о праве собственности), либо арендованные (наличие договора(ов) аренды).

В-четвертых

, для подтверждения оптимальности профессиональной структуры вашего предприятия рекомендуется составить документ. Фрагмент формы такого документа приведен на рис. 4.

Проверьте, чтобы в трудовых книжках были внесены записи* в соответствии с

Классификатором профессий**. Классификатор профессий — нормативный документ, принятый и введенный в действие приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375. В разделе 3 Классификатора профессий указано, что на предприятиях, в учреждениях и организациях записи о работе вносят в установленном порядке в трудовые книжки работников согласно профессиональным названиям работ, указанным в приложениях А и Б (Классификатора профессий.Примеч. авт.). От названий, указанных в приложениях А и Б, могут образовываться производные названия работ и должностей добавлением производных слов (ведущий, главный, младший, сменный, горный, третий и др.), приведенных в приложении В (Классификатора профессий.Примеч. авт.).

* Как исправить запись в трудовой книжке, читайте на с. 46-47 настоящего номера газеты «Строительная бухгалтерия».

** Данный классификатор издан Издательским домом «Фактор» — Классификатор профессий ДК 003:2005 / Составитель В. Кузнецов. — Х.: Фактор, 2008. — 512 с. По вопросам приобретения обращаться в отдел продвижения, тел. 8(057) 719-41-17.

На всех должностных лиц у вас должны быть

должностные инструкции*. Они разрабатываются на основании Справочника квалификационных характеристик профессий работников, состоящего из выпусков и разделов выпусков, сгруппированных по основным видам экономической деятельности, производства и работ. Для строительных предприятий необходим выпуск 64 Справочника «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Строительство метрополитенов, туннелей и подземных сооружений специального назначения»**.

*

Должностная инструкция — это организационно-правовой документ, в котором устанавливаются основные задачи, обязанности, права и ответственность должностных лиц предприятия в процессе осуществления ими своей деятельности.

**Данный справочник издан Издательским домом «Фактор» — Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 64 «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Строительство метрополитенов, туннелей и подземных сооружений специального назначения»/ Составитель Я. Кавторева. — Х.: Фактор, 2006. — 652 с.

По вопросам приобретения обращаться в отдел продвижения, тел. 8(057) 7194117.

На сегодняшний день образцы техкарт представлены в базе данных программы «Зодчий». А если вы приобрели новый материал, то можете составить техкарту самостоятельно. Главное при этом: укажите, что материал сертифицирован в Украине.

Должностные инструкции составляются для следующих профессиональных групп работников:

— руководители;

— профессионалы;

— специалисты;

— технические служащие.

Для работников рабочих профессий напишите

рабочие инструкции на основании того же Справочника квалификационных характеристик профессий.

Форма должностных и рабочих инструкций имеет немаловажное значение, поэтому образец ее мы приведем на

рис. 5 (см. с. 31-32). Должностные и рабочие инструкции необходимо ввести в действие приказом, форма которого приведена на рис. 6 (см. с. 32).

В-пятых

, оснащение строительного предприятия — еще один важный параметр, характеризующий его деятельность.

У вас обязательно должны быть

поверенные приборы, используемые в деятельности, а «на руках» — документы, подтверждающие факт поверки. Приборы могут быть как собственные (документы, подтверждающие право собственности), так и арендованные (договор аренды).

Поверяя приборы

, попросите в лаборатории копию ее свидетельства об аккредитации (!).

Кроме того, обязательно заключите

договор на проведение испытаний материалов, конструкций, изделий и сварных соединений с аккредитованной лабораторией. Копию свидетельства об аккредитации этой лаборатории тоже лучше иметь на момент визита экспертов***.

*** Здесь под «экспертами» понимаются представители экспертной организации, уполномоченной органом лицензирования на проведение лицензионной экспертизы. Подробно об этом см. на с. 23.

Кроме того, у вас должны быть утвержденные технологические карты на производство тех видов работ, которые будут заявлены в лицензии.

Технологическая карта — это один из основных документов технологической документации, который содержит ведомости об осуществлении запроектированных технологических процессов. На предприятии также может быть разработан и утвержден приказом руководителя (директора) документ, который регламентирует порядок привлечения ответственного лица за хранение техкарт к материальной ответственности (например, приказ о назначении главного инженера ответственным лицом за хранение технических карт)****.

**** В советское время техкарты разрабатывались в основном Госкомтруда на все виды строительных работ, начиная от таких видов работ, как «вырыть котлован», «забить гвоздь», до «положить черепичную крышу». В техкартах описан технологический процесс, используемые материалы и квалификация рабочих, которые могут выполнять этот вид работ.

В-шестых

, продумайте свою организационно-функциональную структуру предприятия и приведите ее в виде логико-графического структурирования. Образец примерной схемы приведен на рис. 7 (см. на с. 33).

В-седьмых

, немаловажное значение имеет реальное наличие у вас нормативных документов (законы, ДБНы, СНиПы, порядки производства работ, заявленных в лицензии, и т. д.). Многое вам придется приобрести и подтвердить факт покупки расходной накладной*. Можно также заключить договор с соответствующей библиотекой (центром научно-технической и экономической информации, если таковые имеются в вашем регионе) на пользование литературой.

* Здесь может возникнуть вопрос о том, обязательно ли подтверждать факт покупки, если эти документы есть в натуре? В принципе, ни в одном документе такого требования вы не найдете, следовательно, подтверждать факт покупки нормативных документов «для работы» накладной не обязательно. Но, как показывает практика, на местах чаще всего требуют документальное подтверждение такой операции (!).

А для начала составьте перечень документов, руководствуясь

Каталогом действующих нормативных документов в отрасли строительства по состоянию на начало текущего года. Его ежегодно издает ГП «Укрархбудінформ».

Примерный перечень документов в качестве образца приведен на

рис. 8 (см. на с. 33-34).

В-восьмых

, позаботьтесь о документальном оформлении мероприятий по охране труда и технике безопасности на вашем предприятии. Составьте и утвердите у руководителя (директора) Положение о службе охраны труда и Инструкции по охране труда и технике безопасности при работах, заявленных в лицензии.

Не забудьте завести журналы инструктажей по охране труда и технике безопасности, где будут фиксироваться сведения о вводном инструктаже всех своих работников.

Директор должен издать приказ об ответственности за нормо-контроль со следующей формулировкой:

«Ответственным за нормо-контроль и осуществление входного контроля назначить ведущего инженера».

В-девятых

, подготовьте документы, связанные с системой управления качеством, а именно:

— система управления качеством;

— приказ о введении ее в действие с формулировкой:

«1 Утвердить и ввести в действие систему управления качеством. 2 Ознакомить с положениями системы управления качеством должностных лиц ООО «Новая идея». 3 Контроль за выполнением данного приказа оставляю за собой»;

— должностные инструкции в сфере качества;

— приказ о введении их в действие.

Что включает в себя система контроля качества выполнения работ? На сегодняшний день в Украине утверждены такие нормативные документы:

— ДСТУ ISO 9001-2001 «Системы управления качеством. Требования»;

— ДСТУ ISO 9004-2001 «Системы управления качеством. Установки об улучшении деятельности».

С их помощью вы можете составить свою

Систему управления качеством. Главное, не переписывайте их подряд без разбору — эксперты это сразу заметят (!).

В заключение

обязательно составьте опись всех предоставляемых документов.

 

Шаг 2: получение и стоимость экспертного заключения

Прежде чем подавать документы в территориальные органы Госархстройинспекции по месту вашей регистрации, вам необходимо получить заключение организации, уполномоченной органом лицензирования на проведение лицензионной экспертизы (далее — экспертная организация).

У вас есть законное право выбора, в какую экспертную организацию обратиться**.

** Информация о тех организациях и учреждениях, которые уполномочены проводить лицензионную экспертизу, приведена на официальном сайте Госархстройинспекции (http://www.dabi.gov.ua).

Проведение лицензионной экспертизы и подготовка экспертного заключения осуществляются на основании

договора между экспертной организацией и субъектом строительной деятельности. Содержание договора должно отвечать требованиям Методических указаний по подготовке экспертного заключения по определению способности субъектов осуществлять хозяйственную деятельность, связанную с созданием объектов архитектуры, одобренных решением коллегии Государственной архитектурно-строительной инспекции от 14.12.2007 г. № 7.

Срок работы экспертов по подготовке заключения не может превышать

25 рабочих дней, в том числе проверка субъекта строительной деятельности не может превышать 5 рабочих дней. Эксперты с выездом на место осуществляют экспертизу субъекта строительной деятельности и проверяют:

— достоверность информации, которая будет подаваться в орган лицензирования вместе с заявлением о лицензировании;

— соответствие организационно-функциональной структуры субъекта строительной деятельности перечню работ, связанных с созданием объектов архитектуры, которые указаны в заявлении согласно Кодификатору работ;

— распределение обязанностей, полномочий и ответственности должностных лиц, укомплектованность инженерно-техническими работниками, образование и специальность которых соответствуют перечню заявляемых работ, наличие трудовых книжек, контрактов, приказов;

— нормативно-методическое обеспечение заявляемых работ;

— обеспечение рабочими помещениями, производственной базой;

— обеспечение техникой, устройствами, оборудованием для выполнения заявляемых работ;

— соблюдение технологии выполнения работ;

— наличие системы контроля и управления качеством выполнения работ;

— обеспечение охраны труда при выполнении работ;

— другие данные, характеризующие способность субъекта строительной деятельности выполнять заявленные виды работ.

Эксперты имеют право:

— беспрепятственного доступа на территорию и в помещения субъекта строительной деятельности для их осмотра и выяснения вопросов, непосредственно связанных с экспертизой;

— ознакамливаться с необходимой документацией, касающейся деятельности субъекта строительной деятельности, получать копии (ксерокопии) необходимых документов;

— получать от субъекта строительной деятельности в установленном порядке информацию о его деятельности;

— обращаться в другие учреждения и организации за получением данных, касающихся деятельности субъекта строительной деятельности.

Итак,

вам необходимо:

— заключить договор с экспертной организацией;

— подать заявление на проведение лицензионной экспертизы и все приложения к нему (они должны быть указаны в заявлении);

— оплатить стоимость экспертного заключения.

Стоимость лицензионной экспертизы определяется на основании

Методических рекомендаций по определению стоимости услуг по проведению лицензионной экспертизы субъектов строительной деятельности относительно их способности осуществлять хозяйственную деятельность, связанную с созданием объектов архитектуры, утвержденных приказом Минрегионстроя от 17.07.2008 г. № 325. При этом максимальная стоимость подготовки экспертного заключения в случае, когда хозяйствующий субъект подает заявление на выполнение изыскательских, проектных, строительных, монтажных и инжиниринговых работ, не может превышать девяти тысяч гривень (без НДС). Об этом также сообщается в письме Госархстройинспекции от 31.03.2008 г. № 24/7-742.

О случаях вымогательства экспертными организациями оплаты, превышающей указанный размер, Минархстройинспекция просит сообщать по адресу: 02160, г. Киев-160, просп. Воссоединения, 15/17; тел. 291-69-06, 291-69-56, 291-69-48;

www.dabi.gov.ua.

О стоимости поговорили, далее рассмотрим, что и как проверяют у заявителя эксперты за такие деньги.

Чтобы дать экспертное заключение, эксперты выезжают на предприятие и внимательно изучают все параметры его деятельности.

Прежде всего, приведем примерный перечень документов, которые чаще всего запрашивают эксперты у предприятий (

см. рис. 9 на с. 34).

А теперь подробнее.

Экспертам будут интересны

оригиналы документов о праве собственности либо договора(ов) аренды офисных, складских и прочих подсобных помещений.

Особое внимание эксперты уделяют

профессиональной структуре предприятия.

На месте они потребуют у вас

оригиналы:

— трудовых книжек штатных сотрудников, которые должны выполнять работы, заявленные на лицензирование;

— трудовых соглашений с внештатными сотрудниками сроком не менее чем на 3 года;

— дипломов об образовании штатных и внештатных сотрудников (высшее или средне-специальное по профилю);

— удостоверений по охране труда и технике безопасности.

В штате обязательно должны быть директор, главный инженер, прораб с соответствующей квалификацией и опытом работы. Их стаж работы эксперт не поленится вычислить сам! Лучше, если у вас будут оформлены прораб и мастер: один обязательно в штате (прораб), второй может быть и по совместительству (мастер).

Со всеми внештатными сотрудниками должны быть оформлены трудовые соглашения сроком не менее 3 лет.

Руководящий состав должен быть обучен и иметь удостоверения из учебного центра по охране труда и технике безопасности.

Что касается рабочих, то в штате должны быть рабочие всех специальностей, которые необходимы для выполнения работ, заявленных для лицензирования. Их квалификацию также необходимо будет подтвердить оригиналами либо дипломов, либо удостоверений учебно-курсовых комбинатов. А их стаж работы по специальности, не сомневайтесь, эксперт тщательно высчитает.

На месте эксперт попросит вас подтвердить документально наличие строительных машин, механизмов и приборов:

— собственных (договоры купли-продажи, акты взноса в уставный фонд собственниками и т. п.);

— арендованных (договоры аренды).

У вас обязательно должны быть

поверенные собственные или арендованные приборы, используемые в деятельности, а на руках — документы, подтверждающие факт поверки.

Обратите внимание!

Если в перечне видов лицензируемых работ у вас есть генподряд, то у вас должен быть сметно-договорный, производственно-технический, юридический отделы и технадзор (по крайней мере, такие требования выдвигаются со стороны органов Госархстройинспекции на практике. — Примеч. авт.). Техническое и нормативное оснащение также должно быть документально подтвержденным.

По результатам экспертизы эксперты готовят

в 3 экземплярах заключение в установленной форме. Руководителю (уполномоченному представителю) субъекта строительной деятельности выдаются два экземпляра заключения, третий остается в организации, осуществлявшей экспертизу, и хранится 5 лет после окончания срока действия соответствующей лицензии. Все экземпляры заключения подписываются экспертами на каждой странице, утверждаются руководителем экспертной организации и заверяются печатью.

Заключение лицензионной экспертизы может быть:

положительным — рекомендация по предоставлению лицензии субъекту строительной деятельности по приведенному перечню видов работ, которые может выполнять заявитель;

отрицательным — замечания по доработке или обоснование невозможности выдачи лицензии.

Если результат экспертизы является отрицательным или возникли расхождения либо замечания при проведении лицензионной экспертизы, субъект строительной деятельности имеет право обратиться с заявлением в

двух экземплярах в лицензионную комиссию (см. рис. 1) с просьбой рассмотреть указанные вопросы.

 

Шаг 3: подача документов в территориальный орган Госархстройинспекции

Прежде чем

получить лицензию, потенциальному субъекту строительной деятельности (заявителю) необходимо подать (или направить по почте) определенный пакет документов в орган лицензирования по месту своей регистрации либо по месту осуществления строительной деятельности.

Согласно требованиям

п. 5 Порядка № 1396 субъект строительной деятельности подает или направляет по почте в орган лицензирования по месту своей регистрации такие документы:

заявление на выдачу лицензии. В нем должны содержаться сведения о субъекте строительной деятельности — заявителе:

для юридического лица

: наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код, контактные телефоны;

для физического лица

— предпринимателя: фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер паспорта, кем и когда выдан, местожительство), идентификационный номер, банковские реквизиты, контактные данные.

При наличии у заявителя обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств), которые будут вести строительную деятельность на основании полученной лицензии, в заявлении дополнительно указывается также и их местонахождение;

— перечень работ, связанных с созданием объектов архитектуры, которые заявитель планирует выполнять в будущем. Такой перечень составляется в соответствии с

Примерным перечнем работ осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры (образец приведен на рис. 2, с. 27);

— копии свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности;

— копия справки из органа статуправления о внесении в ЕГРПОУ, заверенная нотариально или органом, который выдал этот документ;

— сведения о производственно-технической базе, составе работников по профессиональным и квалификационным уровням, технологии производства, информационно-правовом, нормативно-техническом обеспечении, о существующей системе контроля качества выполнения работ*;

* Подробно об этом рассмотрено в подразделе 1.2 «Получаем лицензию: куда идти и что нести» данной статьи, см. с. 21.

— заключение экспертной организации о проведении лицензионной экспертизы.

На практике поданные документы принимаются по описи, копия которой выдается заявителю с отметкой о дате приема документов органом лицензирования и подписью ответственного лица.

Если вы подали документы не в полном объеме или в них выявлено несоответствие требованиям

Порядка № 1396 и законодательства, орган лицензирования возвратит их вам, о чем сообщит письменно в десятидневный срок со дня поступления заявления о выдаче лицензии.

После устранения указанных недостатков вы можете подать заявление

повторно (п. 6 Порядка № 1396).

Органу лицензирования запрещается требовать от субъектов хозяйствования другие документы, кроме указанных выше

.

В случае наличия

обращений или жалоб заявителей на действия территориальных органов Госархстройинспекции, вопрос выдачи или отказа в выдаче лицензии рассматривается на заседании лицензионной комиссии органа лицензирования. В этом случае территориальный орган Госархстройинспекции по требованию органа лицензирования передает ему весь пакет документов, полученных от заявителя.

Орган лицензирования рассматривает поданное заявление и в течение 10 рабочих дней со дня его поступления отсылает материалы в лицензионную комиссию. Лицензионная комиссия рассматривает в течение 10 рабочих дней документы, указанные в пункте 5 данного Порядка, с целью установления их соответствия лицензионным условиям и готовит заключение. Орган лицензирования на основании заключения лицензионной комиссии принимает в течение 7 рабочих дней со дня его получения решение о выдаче лицензии и утверждает в установленном порядке перечень работ, о чем в письменном виде сообщает заявителю (

п.п. 7, 8, 9 Порядка № 1396). Процедура получения строительной лицензии приведена на рис. 1 (см. на с. 28).

В выдаче лицензии

может быть отказано:

— если будут выявлены недостоверные данные в документах, поданных заявителем для получения лицензии,

— если заявитель, согласно поданным документам, не соответствует лицензионным условиям, установленным для вида хозяйственной деятельности, указанной в заявлении о выдаче лицензии.

Уведомление о принятии решения

о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии направляется (выдается) заявителю в письменной форме в течение 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

 

Шаг 4: плата за выдачу лицензии

Плата за выдачу лицензии взимается на основании

постановления Кабинета Министров Украины «О сроке действия лицензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности, размерах и порядке зачисления платы за ее выдачу» от 29.11.2000 г. № 1755.

В течение

30 календарных дней со дня направления уведомления о принятии решения о выдаче лицензии заявитель длжен внести плату за выдачу лицензии в размере 340 грн. и предоставить документ об оплате.

В течение

3 рабочих дней со дня поступления документа о внесении платы за лицензию орган лицензирования должен оформить лицензию.

Если заявитель в течение

30 календарных дней не предоставил документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии, или не обратился в орган лицензирования для получения оформленной лицензии, орган лицензирования имеет право отменить решение о выдаче лицензии или принять решение о признании такой лицензии недействительной.

 

Шаг 5: получение лицензии и срок ее действия

Согласно принятому решению (приказу) о выдаче лицензии орган лицензирования оформляет лицензию и приложение к ней, которые подписывает руководитель органа лицензирования или его заместитель и заверяет печатью Госархстройинспекции. Оформленные лицензии и приложения к ним передаются по описи территориальному органу Госархстройинспекции для выдачи заявителям. Одновременно передается копия приказа о выдаче лицензий и возвращаются другие документы, которые подавались в орган лицензирования, для приобщения их к делу заявителя, хранящемуся в территориальном органе Госархстройинспекции.

Выдача лицензий осуществляется территориальными органами Госархстройинспекции при наличии документа, подтверждающего факт внесения платы за выдачу лицензий, и доверенности на получение материальных ценностей, которые прилагаются к делу.

Лицензия выдается в установленной форме и является документом строгой отчетности, имеющим учетную серию и номер. Бланк лицензии единого образца и его описание утверждены

постановлением КМУ «О введении лицензии единого образца для определенных видов хозяйственной деятельности» от 20.11.2000 г. № 1719.

Для каждого

филиала/обособленного подразделения лицензиата, которые будут осуществлять хозяйственную деятельность на основании полученной лицензии, орган лицензирования выдает лицензиату заверенные им копии лицензии. Такая копия является документом, подтверждающим право филиала или другого структурного подразделения лицензиата на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности на основании полученной лицензии. За выдачу копии лицензии взимается плата в размере одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан (17 грн.).

Лицензиат

не может передавать лицензию или ее копию другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности.

Согласно

п. 12 Порядка № 1396 срок действия лицензии составляет 5 лет, а для субъектов строительной деятельности, которые получают ее впервые, — 3 года.

 

Итак, поздравляем вас! Вы прошли нелегкий путь к получению лицензии длиной почти в 3 месяца. Только после этого вы можете смело приступать к осуществлению заявленных видов строительной деятельности на абсолютно законных основаниях. Если за эти 3 месяца вы все же выполняли лицензируемые виды работ — считайте, что вы — нарушитель и можете понести за это наказание. Об ответственности за нарушение правил лицензирования читайте в следующем номере нашей газеты «Строительная бухгалтерия».

 

 

Перелік робіт, пов'язаних із створенням об'єктів архітектури, які має намір виконувати
Товариство з обмеженою відповідальністю «Нова ідея»

 

3.00.00 БУДIВЕЛЬНI ТА МОНТАЖНI РОБОТИ

3.02.00 РОБОТИ З ОПОРЯДЖЕННЯ КОНСТРУКЦIЙ ТА УСТАТКУВАННЯ

3.02.01 Опорядження фасадів

3.02.01.01 штукатуренням

3.02.01.02 напилювання полімерцементних покриттів

3.02.01.03 торкретуванням

3.02.01.04 дрібноштучними виробами

3.02.01.05 фасадними системами

3.02.02 Встановлення вікон, вітрин, вітражів, зенітних ліхтарів, дверей, воріт тощо

3.02.03 Скління

3.02.04 Опорядження приміщень

3.02.04.01 звичайним штукатуренням

3.02.04.02 декоративним штукатуренням

3.02.04.03 спеціальними видами штукатурення (рентгенозахисної, акустичної, теплоізоляційної, гідроізоляційної, торкретуванням)

3.02.05 Облицювання приміщень

3.02.05.01 штучними виробами

3.02.05.02 природним каменем

3.02.05.03 дерев'яними виробами

3.02.06 Стель

3.02.06.01 штукатуренням

3.02.06.02 підвісних

3.02.06.03 натяжних

3.02.07 Підлог

3.02.07.01 звичайних у приміщеннях житлового, громадського та виробничого призначення

3.02.07.02 спеціальних (хімічно та водостійких, безпилових, жаростійких тощо)

3.02.08 Улаштування покрівель

3.02.08.01 Рулонні покрівлі

3.02.08.02 Мастикові покрівлі

3.02.08.03 Покрівлі із штучних матеріалів

3.02.09 Ліпні роботи

3.02.10 Малярні роботи

3.02.11 Шпалерні роботи

3.10.02 Умови будівництва

3.10.02.01 звичайні умови

 

Директор ТОВ «Нова ідея»

Зотов М. Л. Зотов

 

Рис. 2. Перечень работ по осуществлению хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры

 

 

img 1

Рис. 1. Процесс получения строительной лицензии

 

 

img 2

 

 

img 3
img 4

Рис. 3. Образец заявления на выдачу лицензии

 

 

img 5

Рис. 4. Образец документа, подтверждающего
оптимальность профессиональной структуры предприятия

 

 

img 6
img 7

Рис. 5. Образец формы должностной (рабочей) инструкции

 

 

img 8

Рис. 6. Образец приказа о введении в действие рабочей инструкции

 

 

img 9

Рис. 7. Образец организационно-функциональной структуры предприятия

 

 

img 10
img 11

Рис. 8. Образец перечня нормативных документов, регламетирующих выполнение работ предприятия

 

 

ПЕРЕЛIК
документів, які надаються при ліцензійній експертизі за місцем знаходження ліцензіата

 

1. Документ на право власності на офісні та виробничі приміщення (витяг із Держреєстру).

2. Договір оренди офісних та виробничих приміщень (при відсутності власних).

3. Штатний розклад підприємства (інженерно-технічних працівників та робітників)

4. Дипломи (або їх копії), інженерно-технічних працівників, які виконують ліцензійні роботи.

5. Трудові книжки інженерно-технічних працівників, які виконують ліцензійні роботи — для працюючих постійно.

6. Трудові угоди з інженерно-технічними працівниками — для працюючих тимчасово.

7. Документи про атестацію інженерно-технічних працівників та робітників, які виконують роботи.

8. Посадові інструкції інженерно-технічних працівників

9. Свідоцтва (або їх копії) про підвищення кваліфікації персоналу підприємства.

10. Перелік основної техніки, обладнання та інструментів, необхідних для виконання робіт.

11. Перелік офісної техніки та програм

12. Договір оренди технологічного обладнання та механізмів (при відсутності власних).

13. Свідоцтва про повірку наявних засобів вимірювання (необхідних для контролю якості робіт).

14. Каталог діючих нормативних документів у галузі будівництва станом на 01.01.2009 р.

15. Перелік наявних нормативних документів, необхідних для виконання ліцензійних робіт.

16. Договір з інформцентром на забезпечення нормативною документацією.

17. Документи, які підтверджують наявність контролю якості виконаних робіт (накази, стандарти підприємства,
положення про розподіл повноважень та відповідальності персоналу щодо забезпечення якості, ПВР, технологічні карти та інші).

18. Договір на проведення лабораторних випробувань матеріалів, конструкцій та виробів.

19. Договір на проведення лабораторних випробувань зварювальних з'єднань металоконструкцій.

20. Копії атестатів випробувальних лабораторій (власної або тих, з якими укладено договір).

21. Документи про впровадження системи управління якістю відповідно ДСТУIЗО серії 9000-2001
(накази, стандарти підприємства, графіки розроблення, сертифікати).

22. Документи з охорони навколишнього середовища згідно з IЗО серії 14 000 (положення, накази).

23. Документи з охорони праці (положення, накази, посвідчення, дозволи).

24. Дозвіл Держгірпромнагляду на право ведення робіт із підвищеною небезпекою.

25. Положення про службу охорони праці.

26. Посвідчення головного інженера та керівника служби охорони праці з питань охорони праці.

27. Професійні посвідчення, які підлягають контролю Держгірпромнаглядом.

28. Дозволи на виконання будівельних робіт (в т. ч. в складних інженерно-геологічних умовах).

29. Перелік об'єктів (робіт), виконаних власними силами за 2003 — 2007 р. (за наявності ліцензії).

30. Рекламації замовників щодо якості робіт (за наявності).

31. Власні рекламації постачальникам щодо якості матеріалів, конструкцій, виробів.

 

Рис. 9. Примерный перечень документов, которые запрашивают эксперты у предприятий

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше