Темы статей
Выбрать темы

Дефекты оформления ф. №КБ-2в: влияние на учет

Редакция СБ
Статья

Дефекты оформления ф. № КБ-2в: влияние на учет

Григорий Козаков, консультант

 

Ситуация. Наше предприятие заключило договор с генподрядчиком на выполнение строительно-монтажных работ. В финансировании договора не принимают участия ни бюджетные средства, ни средства госпредприятий.

Генподрядчик представляет нам и форму № КБ-3, и форму № КБ-2в.

На формах № КБ-3, № КБ-2в стоят даты только напротив подписи заказчика (руководителя нашего предприятия). Напротив подписей генподрядчика и субподрядчика даты не стоят. Мы провели в учете эти операции по вышеуказанным датам.

При проверке налоговыми инспекторами зафиксирован факт отсутствия на некоторых актах (формах № КБ-2) подписей и печатей, но формы № КБ-3 по этим операциям оформлены правильно.

1.Если в форме предусмотрено несколько дат, то какую дату можно считать датой документа? Какие последствия для нас (заказчика) может иметь отсутствие дат напротив подписей ген- и субподрядчиков и то, что некоторые операции эти организации провели у себя в учете позже.

2. Если была правильно заполнена форма № КБ-3, но на форме № КБ-2в не хватает некоторых реквизитов, то имели ли мы право на проведение в учете данных операций и на отражение сумм налогового кредита по ним?

 

Вообще говоря, бывалые специалисты давно предупреждают практиков о том, чтобы без особой необходимости формы № КБ-2в не составлялись.

Несмотря на это, довольно часто заказчики и подрядчики вводят в свои взаимоотношения эти формы даже тогда, когда законодательство этого не требует.

Судя по всему, в подобной ситуации оказался и главбух, написавший это письмо.

 

Попробуем разобраться в поставленных им вопросах.

1.

Что касается реквизитов дат при заполнении форм, то надо заметить, что форма № КБ-2в содержит два таких реквизита, относящихся к подписям: «Здав підрядник» и «Прийняв замовник». Форма № КБ-3 содержит три реквизита «подпись-дата» — для заказчика, генподрядчика и субподрядчика, но без уточнений сути операции («сдал», «принял»). Это обусловлено тем, что по справкам работы не передаются и не принимаются.

Приказ Госкомстата и Госстроя от 21 июня 2002 года № 237/5

, утвердивший указанные формы, не уточняет процедуры заполнения указанных реквизитов.

Однако сам факт их наличия дает основания предположить, что названные госорганы допускают возможность возникновения ситуаций, в которых оформление одного и того же документа может занимать определенный период, и проводиться несколькими датами.

То есть такая ситуация рассматривается, как нормальная.

При этом нормативно не ограничивается право кого-либо из контрагентов отражать в своем учете операции датами проведения операций другими контрагентами. Действующее законодательство не содержит правила, согласно которому сторона договора не имела бы права отразить в своем учете документ ранее, чем его отразит другая сторона. Подобные действия ограничены лишь соображениями здравого смысла и логикой. Например, не всегда просто пояснить, почему заказчик

принял работы ранее, чем они были сданы ему подрядчиком.

Для учета критически важным в данном случае является не реквизит даты, а

период, к которому относится документ: «АКТ № приймання виконаних підрядних робіт за ____________ 20__ року» и «ДОВІДКА ПРО ВАРТІСТЬ ВИКОНАНИХ ПІДРЯДНИХ РОБІТ за ____________ 20__ року ».

(Разумеется, здесь также следует придерживаться соображений здравого смысла и хронологии. Например, вряд ли вызовет доверие акт за июнь 2009 года, подписанный в апреле 2009 года.)

Таким образом, по нашему мнению, с точки зрения налогового и бухгалтерского учета, ключевая роль отводится

периоду, зафиксированному в названии документа. Даты подписания здесь являются лишь второстепенным реквизитом, который иногда может оправдать запоздалое проведение операции в учете (если, скажем, акт за май будет отражен в учете в июне).

Обратим внимание на то, что

приказ Госкомстата и Госстроя от 21.06.2002 г. № 237/5 распространяет формы № КБ-2в и № КБ-3 только на исполнителей строительно-монтажных работ. То есть эти формы составляются не заказчиками, а исполнителями. Это свидетельствует о том, что заказчик не мог получить к подписанию форму ранее, чем ее составил подрядчик. То есть, если подрядчик формально подписал форму позже заказчика, это может означать, что документооборот подрядчика основан на правиле, согласно которому сначала форма составляется, затем она направляется на согласование, утверждение и подписание заказчику и лишь после такого согласования представитель подрядчика заверяет указанную форму своей подписью.

Сам факт

составления формы подрядчиком свидетельствует о том, что соответствующие работы были выполнены им фактически.

В таком случае мы не видим оснований для того, чтобы ограничивать проведение в учете заказчика операций по оприходованию результатов работ теми датами, которыми эти операции проведены в учете подрядчика.

2.

Что касается отсутствия на форме № КБ-2в печати и подписи, то следует учитывать следующее: если в финансировании проекта не принимают участия средства госпредприятий или бюджетные средства, то составление таких форм вообще не является обязательным.

Пункт 2 приказа Госкомстата и Госстроя от 21.06.2002 г. № 237/5

распространяет форму № КБ-2в только «на строительные предприятия и строительные структурные подразделения предприятий всех видов экономической деятельности независимо от форм собственности, выполняющие строительные и монтажные роботы, роботы по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений и другие подрядные работы с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности»

Госстрой допускает возможность использования формы № КБ-2в при строительстве объектов с привлечением негосударственных ресурсов. Однако в таком случае применение этих форм должно оговариваться сторонами договора. Кроме того, в таком случае эти типовые формы могут быть подвергнуты

видоизменениям (письмо Госстроя от 01.10.2003 г. № 8/8-771).

Поскольку в рассматриваемой ситуации главбух заказчика получает всю необходимую информацию из

первичного документа, составленного надлежащим образом (эту роль здесь играет форма № КБ-3), то форма № КБ-2в уже не является собственно первичным документом. Ее роль можно охарактеризовать здесь лишь как справочно-техническую. Из нее заказчик может узнать структуру себестоимости подрядчика.

При такой трактовке роли формы № КБ-2в нюансы ее оформления не должны оказывать

непосредственного влияния на налоговый и бухгалтерский учет заказчика.

Поскольку при оформлении операций негосударственного финансирования форма № КБ-2в является не обязательной и может быть видоизменена, то отсутствие печатей и подписей, содержащихся в реквизитах типовой формы, может объясняться именно соответствующим видоизменением, то есть

по согласованию сторон контракта форма № КБ-2в была видоизменена путем допущения отсутствия на ней подписей и печатей.

А само наличие в отношениях между контрагентами необязательной формы № КБ-2в может объясняться необходимостью составления актов для оформления передачи работ (ст. 882 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше