Темы статей
Выбрать темы

Государственная комплексная экспертиза проектов

Редакция СБ
Статья

Государственная комплексная
экспертиза проектов

Борис Бидий, юридическая фирма «Орлов, Михайленко и партнеры»

 

22.06.2009 г. вступил в силу приказ Минрегионстроя Украины от 08.04.2009 г. № 145, которым утвержден Перечень объектов, для утверждения проектов строительства которых комплексное заключение государственной экспертизы является необязательным (текст см. на с. 5–8 данного номера).

В данной публикации приведен комментарий к указанному документу.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

 

Закон об инвестиционной деятельности

— Закон Украины «Об инвестиционной деятельности» от 18.09.91 г. № 1560-XII.

Постановление № 1269

— постановление КМУ «О порядке утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их государственной экспертизы» от 17.10.2007 г. № 1269.

Постановление № 483

— постановление КМУ «О порядке утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их комплексной государственной экспертизы» от 11.04.2002 г. № 483.

Приказ № 145

— приказ Минрегионстроя Украины «Об утверждении Перечня объектов, для утверждения проекта строительства которых комплексное заключение государственной экспертизы не является обязательным» от 08.04.2009 г. № 145.

 

Согласно

ч. 1 ст. 8 Закона об инвестиционной деятельности инвестор обязан получить позитивное комплексное заключение государственной экспертизы о соответствии возводимого объекта капитального строительства действующим строительным нормативам в части санитарных, эпидемиологических, экологических, противопожарных, энергосберегающих требований, охраны труда, а также основных архитектурных требований — прочности, надежности, долговечности зданий и сооружений. Согласно вышеуказанной статье Закона существует перечень объектов, для которых получение такого заключения не является обязательным.

По своему значению положительное заключение государственной экспертизы нельзя переоценить. Достаточно сказать, что это один из весьма важных документов в строительстве, который является важным этапом в получении остальных разрешительных документов, и в первую очередь — разрешения на проведение строительных работ

1. В Киевском регионе, например, авторитет такого заключения столь высок, что еще несколько лет назад (когда процедуры выпуска строительных облигаций не регламентировались столь детально) застройщики могли зарегистрировать в ГКЦБФР выпуск целевых облигаций, имея на руках положительное заключение государственной экспертизы и не имея при этом других необходимых разрешений.

1 Комплексное заключение государственной инвестиционной экспертизы входит в перечень документов, на основании которых выдается разрешение на проведение строительных работ (приказ Госстроя Украины от 05.12.2000 г. № 273).

В каких случаях и как инвестор (застройщик) должен получать заключение государственной экспертизы (или освобожден от его получения)? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории данного вопроса, а после рассмотрим порядок проведения госэкспертизы.

 

Кто проводит комплексное заключение госэкспертизы?

Проведение комплексной экспертизы проектов согласно

ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляется государственным предприятием «Специализированная государственная экспертная организацияЦентральная служба Украинской государственной строительной экспертизы», которое создано и действует при центральном органе исполнительной власти по вопросам строительства и архитектуры и его местными подразделениями (филиалами) по принципу единой системы учреждений2.

2 Соответствующие подробные разъяснения о структуре указанной службы дал Минрегионстрой в своем письме от 05.02.2008 г. № 7/8-103.

.

Необходимо отметить, что существующая служба госинвестэкспертизы в ее настоящем виде была создана в соответствии с

приказом Минрегионстроя от 12.12.2007 г. № 358, когда была произведена реорганизация существовавшей ранее системы организаций, осуществлявших инвестиционную экспертизу. Кроме того, в проведении экспертизы принимают участие экспертные подразделения соисполнителей экспертизы в пределах своей компетенции (например, МЧС в части противопожарной безопасности, экологическая служба — в части соответствия санитарным нормам).

 

О порядке проведения госэкспертизы

В настоящее время порядок проведения государственной инвестиционной экспертизы проектов регламентируется

постановлением № 1269. Согласно указанному постановлению программы и проекты независимо от источников их финансирования подлежат комплексной государственной экспертизе. Для получения государственной экспертизы проектов инвесторам необходимо обращаться в местные (региональные) подразделения специализированной экспертной организации, о которой речь шла выше3.

3 За исключением программ и проектов, утверждаемых КМУ, экспертиза которых проводится Центральной службой экспертной организации (п. 8 постановления № 1269).

Для получения экспертного заключения подается проектная документация на соответствующей стадии проектирования, которая зависит от сложности объекта. При двух- или трехстадийном проектировании государственной экспертизе подлежит проектная документация на стадии «проект» или «рабочий проект», проектная документация на предварительной стадии проектирования подлежит одобрению (согласованию). Экспертизе проектная документация подвергается только на одном этапе проектирования. Однако

если рабочая документация разрабатывается с отклонением от принятых ранее (и прошедших экспертизу) проектных решений, то в части этих отклонений она должна проходить дополнительную экспертизу.

Сложившаяся практика прохождения экспертизы в различных регионах несколько отличается. На требования регионального подразделения специализированной экспертной организации влияет сложившаяся в регионе практика, наличие или отсутствие региональных правил застройки, а также то, кто выступает проектантом4.

4

Правильно составленное ТЗ на проектирование, репутация проектного учреждения во многом определяют ту легкость или сложность, с которыми может столкнуться инвестор при прохождении экспертизы. Кстати, именно проектировщик определяет категорию сложности строения

Отдельные проекты подлежали исключению из правил — заключение государственной экспертизы по ним не было обязательным. Перечень таких проектов строительства содержался в приложении к

постановлению № 1269. Список этот относился к социальной и дорожной инфраструктуре и был совершенно бесполезен для инвесторов. Ведь по смыслу исключений, от прохождения обязательной экспертизы освобождались несложные в строительном отношении сооружения. На практике это были одно-, двухэтажные дома, строящиеся в нетяжелых геодезических условиях на нормальных грунтах. Тогда в ответ на многочисленные запросы инвесторов Минрегионстрой дает разъяснения по указанному насущному вопросу своим письмом от 08.02.2007 г. № 7/8-125, где речь идет преимущественно уже о жилищном строительстве. В письме указывается, что обязательной экспертизе не подлежат жилые строения, сооружаемые по проектам повторного использования, а также дома и сооружения 1-й и 2-й категорий сложности, т. е. строительство индивидуальных домов, дач и садовых домиков5. Но по сути дела вопрос оставался неурегулированным, поскольку решение его могло меняться в зависимости от региона, а также от умения инвестора договариваться.

5 Категория сложности определялась в соответствии с ГСН А.2.2-3-2004.

В апреле 2009 г. Минрегионстрой своим

приказом № 145 утверждает новый перечень объектов, для утверждения проектов которых положительное заключение государственной экспертизы не является обязательным. Этот перечень хорошо структурирован и содержит следующие разделы: строения и сооружения производственного назначения; объекты жилищно-гражданского назначения; вспомогательные сооружения инженерной инфраструктуры, благоустройство; дорожный комплекс.

Из его положений можно сделать следующий

вывод: на сегодняшний день не требуют получения обязательного заключения экспертизы проекты домов и строений высотой не более двух этажей и площадью не более 500 кв. м, а также проектов пристроек площадью до 200 кв. м. При этом хочется отметить, что речь идет уже не только об индивидуальных домах, но и о многоквартирных, т. е. под это подпадают и дома на две, четыре семьи. Правда, если постройка таких домов осуществляется массово (группа домов)6, тогда проходить экспертизу все же нужно.

6 То есть застройщиком является не гражданин, а строительная организация.

Говорят: новое — это хорошо забытое старое. Объяснимся. Оказывается, рассматриваемый нами вопрос уже регулировался сходным образом в недалеком, но уже позабытом прошлом. До принятия

постановления № 1269 вопрос прохождения комплексной государственной экспертизы регулировался постановлением № 483, а перечень проектов, не нуждающихся в заключении государственной экспертизы, в то время был урегулирован приказом Минрегионстроя «Об утверждении Перечня объектов, утверждение проектов строительства которых в пределах законодательства Украины не требует заключения комплексной государственной экспертизы» от 12.11.2003 г. № 187 (далее — приказ № 187). Именно эти положения, слегка дополненные и исправленные, легли в основу перечня, который принят приказом № 145. Но самое главное, что указанный перечень, утвержденный приказом № 187, положил основу сложившейся в этом отношении практики.

Остается удивляться, насколько иногда конъюнктурным бывает подход в правовом регулировании таких непростых вопросов, как этот, — с каким трудом достигается его комплексное регулирование и с какой легкостью оно забывается в угоду сиюминутной ситуации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше