Темы статей
Выбрать темы

Антикризисная бухгалтерия в строительстве

Редакция СБ
Статья

Антикризисная бухгалтерия в строительстве

Василий Качерай, ТОВ «Финансовая компания «ЭКО-ДОМ»

 

Экономические неурядицы, начавшиеся в прошлом году в Украине, едва ли не сильнее всего затронули строительную отрасль. Резко приостановилось кредитование, а с ним — и продажи недвижимости. Менеджеры строительных компаний пытаются найти пути возобновления продаж, изобретая новые механизмы реализации жилья, в то же время производственные отделы пытаются максимально сократить расходы материалов на строительство, а отдел кадров — оптимизировать затраты на оплату труда. Все эти мероприятия направлены на улучшение финансового результата строительного предприятия. Бухгалтеров к этому процессу привлекают мало, считая, что их дело — просто учитывать уже состоявшиеся факты. Но это суждение является абсолютно ошибочным. Как бухгалтер может оптимизировать деятельность предприятия во время кризисных явлений и улучшить финансовые результаты деятельности предприятия, расскажем в этой статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

КЗоТ

— Кодекс законов о труде от 10.12.71 г.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

Закон об отпусках

— Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96.

П(С)БУ 7 «Основные средства»

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом МФУ от 27.04.2000 г. № 92.

П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом МФУ от 18.10.99 г. № 242.

П(С)БУ 12 «Финансовые инвестиции»

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 12 «Финансовые инвестиции», утвержденное приказом МФУ от 26.04.2000 г. № 91.

План счетов бухгалтерского учета

— План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291.

Закон об оценке и оценочной деятельности

— Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-ІІІ.

 

Основные средства

Общеизвестно, что в строительных компаниях основные средства являются существенной графой в балансе предприятия

и измеряются, как правило, десятками миллионов гривень. В основном это разного рода спецтехника, здания и сооружения. Во времена экономических неурядиц, когда темпы строительства резко падают или же строительство и совсем останавливается, многие основные средства перестают использовать. Скажем, те же башенные краны, грузовики, перевозившие строительные материалы, и подобная техника просто остаются без работы. Вместе с тем ежемесячно начисляется амортизация этой техники, приводящая к увеличению расходов, а соответственно — к уменьшению финансового результата деятельности.

Исправить эту ситуацию можно двумя путями. Первый — попробовать сдать неиспользуемые основные средства в аренду. Конечно, желательно, чтобы сумма арендных платежей покрывала расходы на содержание такого основного средства, т. е. на его амортизацию, страхование, а также проценты по кредиту, если такое основное средство приобретено в кредит.

Но во времена кризиса такая мера является малоэффективной, так как проблемы с финансовыми ресурсами в настоящий момент есть у всех строителей. Поэтому идеальным вариантом в данном случае является консервация основных средств.

Поскольку проблематика учета консервации основных средств была рассмотрена в предыдущих номерах нашего издания1, подробно останавливаться на ней не будем.

1 См. «Консервация объекта незавершенного строительства (вариации на тему)» // «Строительная бухгалтерия», 2009, № 6, с. 36 — 39, а также «Расходы на консервацию строительства: толкование и процедура учета» // «Строительная бухгалтерия», 2009, № 7, с. 10 — 12.

 

Нематериальные активы

К сожалению, нематериальные активы консервации не подлежат. Поэтому как-то избежать их амортизации, а соответственно и расходов, связанных с их эксплуатацией, достаточно сложно. Улучшить показатели финансового состояния предприятия через операции с нематериальными активами можно разве что путем их дооценки. Но и здесь есть сложности. Во-первых, сумма дооценки отражается в составе прочего дополнительного капитала предприятия, соответственно напрямую на финансовый результат деятельности предприятия не влияет, но влияет на собственный капитал, чем улучшает аналитические показатели финансового состояния предприятия.

Но и здесь существуют проблемы. Согласно

п. 19 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» переоценке подлежат только те нематериальные активы, по которым существует активный рынок. Активный рынок с точки зрения указанного бухгалтерского стандарта характеризуется однородностью предметов, которые покупаются и продаются на этом рынке, и на этом рынке всегда можно найти заинтересованных продавцов и покупателей.

Ввиду того что в основном компании дооценивают свои торговые марки или определенные права пользования активами, свободного рынка таких нематериальных активов в Украине не существует. Однако это не мешает сотням компаний таки оценивать свои нематериальные активы, чтобы улучшить финансовые показатели предприятия, особенно размер собственного капитала, который влияет на рыночную цену предприятия и его привлекательность для инвестора. Строительные компании, кроме своих торговых марок, отражают в составе нематериальных активов и право пользования земельным участком и также его значительно дооценивают.

Конечно, переоценка нематериальных активов может осуществляться и в сторону уменьшения, но такой вариант мы просто не будем рассматривать, так как нас интересует исключительно улучшение финансовых показателей предприятия.

Следует помнить: если группу нематериальных активов переоценили один раз, то в дальнейшем такую переоценку необходимо выполнять с такой регулярностью, чтобы остаточная стоимость этих активов на дату баланса существенно не отличалась от справедливой стоимости. В целом в Украине этого правила почти не придерживаются. Однако это может быть основанием для аудитора в следующем году не подтвердить достоверность вашей финансовой отчетности.

Дооценку нематериальных активов в бухгалтерском учете отражают следующим образом:

 

№ п/п

Операция

Дебет

Кредит

1

Дооценка остаточной стоимости объекта нематериальных активов

12

423

 

Отметим, что дооценка нематериальных активов в бухгалтерском учете никак не влияет на их налоговый учет. В нем существует подобная процедура — индексация. Поскольку индексация не влияет на улучшение финансового состояния предприятия, рассматривать ее в рамках этой публикации мы не будем.

 

Финансовые инвестиции

За последние годы строительные компании активно учреждали и покупали другие компании, различные дочерние предприятия, занимавшиеся деятельностью, сопутствующей строительной. Соответственно за это время на счете 14 «Долгосрочные финансовые инвестиции» могла собраться немаленькая сумма, особенно на субсчете 141 «Учет долгосрочных инвестиций связанным сторонам по методу учета участия в капитале» согласно

Плану счетов бухгалтерского учета.

Согласно

П(С)БУ 12 «Финансовые инвестиции» финансовые инвестиции, учитываемые методом участия в капитале, на дату баланса отражаются по стоимости, которая определяется с учетом изменения величины собственного капитала объекта инвестирования, кроме являющихся результатом операций между инвестором и объектом инвестирования.

В целом тема учета долгосрочных финансовых инвестиций по методу участия в капитале требует отдельного широкого освещения. Мы же для целей данной статьи рассмотрим только возможность увеличить свои прибыли за счет прибыли ассоциированных предприятий или, проще говоря, предприятий, которые мы учредили. Из изложенного выше четко видно, что размер долгосрочных финансовых инвестиций на дату баланса должен равняться размеру собственного капитала ассоциированного предприятия, умноженному на долю предприятия-учредителя в капитале ассоциированного предприятия.

Пример.

Предприятие «Солнышко» выступило соучредителем предприятия «Бета», инвестируя 50 % уставного фонда компании в размере 50000,00 грн. По итогам отчетного квартала предприятие «Бета» отработало с финансовым результатом 10000,00 грн. прибыли.

В данном случае предприятие «Солнышко» на дату баланса должно отразить доходы от долгосрочных инвестиций в ассоциированные предприятия в размере 5000 грн.

При отражении этой операций в учете необходимо выполнить следующие бухгалтерские проводки:

 

№ п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

1

Предприятие «Солнышко» выступило соучредителем предприятия «Бета», инвестировав 50 % его уставного фонда в размере 50000,00 гривень

141

311

50000,00

2

Отражена оценка финансовых инвестиций на дату баланса

141

721

5000,00

 

Отметим, что эти операции не отражаются в налоговом учете, поэтому являются достаточно важными для улучшения финансовых показателей предприятия путем увеличения его доходности. Ввиду того что многие бухгалтеры годами не проводили такую оценку, это может стать большим резервом для улучшения прибыльности строительных предприятий. Весомым аргументом в пользу этого метода является и то, что он не требует дополнительных расходов, в частности экспертной оценки независимого оценщика.

 

Оплата труда

Едва ли не основной статьей экономии застройщика стали расходы на оплату труда. Экономия на оплате труда больше является прерогативой отдела кадров, чем бухгалтера, но и бухгалтер может дать свои советы по оптимизации зарплатных расходов.

Самым распространенным видом экономии на заработной плате является отпуск без сохранения заработной платы, предусмотренный

ст. 26 Закона об отпусках. Согласно указанной норме Закона работник имеет право на отпуск без сохранения заработной платы сроком не более 15 дней. Конечно, отправить работника в отпуск без сохранения заработной платы можно только с его согласия, причем не более чем на 15 дней в году. Даже если у работника будет желание пойти в отпуск без сохранения заработной платы больше чем на 15 дней и работодатель не будет против, все равно законодательных оснований для этого нет. Нарушение этой нормы может повлечь за собой административную ответственность согласно ст. 41 КоАП и наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 50 ннмдг1.

1 Ннмдг — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

Поэтому как вариант выхода из этой ситуации предлагаю устанавливать на предприятии неполный рабочий день или неполную неделю. Это предусмотрено

ст. 56 КЗоТ. Обычно для того, чтобы установить такой график работы, требуется заявление работника. Если же его нет, то можно установить неполный рабочий день и в одностороннем порядке. Но при этом следует сообщить работнику об этом за два месяца до начала введения на предприятии сокращенного рабочего дня.

Важно!

Не забывайте, что как бы вы ни сокращали рабочий день на предприятии, но если работник работает с полной занятостью, то размер его заработной платы не должен быть меньше установленного законодательством размера минимальной заработной платы2.

2 Согласно ст. 55 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI минимальная заработная плата в месяц установлена в следующих размерах: с 01.01.2009 г. — 605 грн.; с 01.04.2009 г. — 625 грн.; с 01.07.2009 г. — 630 грн.; с 01.10.2009 г. — 650 грн.; с 01.12.2009 г. — 669 грн.

Еще одним вариантом уменьшения расходов на оплату труда является набор работников по договорам гражданско-правового характера. При такой форме оформления трудовых отношений вы сможете экономить на взносах в Фонд социального страхования от несчастных случаев и Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности. Плюсом такого вида трудовых отношений является и то, что в таком случае у предприятия не возникает обязанности уплаты начислений в Пенсионный фонд в течение 20 дней после отчетного месяца при невыплате работнику вознаграждения по договору гражданско-правового характера, а также уплаты налога с доходов физических лиц на 30-й день после отчетного месяца. Ведь акты выполненных работ с работниками можно подписывать именно перед выплатой им вознаграждения.

Ввиду масштабности строительства экономия может быть существенной. Но этот вариант оформления отношений с работником имеет два недостатка:

1) не каждый работник согласится оформлять отношения с работодателем таким образом, так как в этом случае период трудовой занятости не будет включаться в трудовой стаж, хотя и учитывается при расчете пенсионного стажа, поскольку отчисления в Пенсионный фонд производятся на таких же условиях, как и для основных работников;

2) такой вид отношений с работниками требует дополнительного оформления документов — актов выполненных работ и собственно самих договоров.

Что касается сокращения персонала, то обычно это также вариант уменьшения расходов на оплату труда. Но поскольку он одновременно и вызывает уменьшение трудовых ресурсов предприятия, и не является сугубо техническим бухгалтерским моментом, то рассматривать мы его не будем.

Итак, мы коротко рассмотрели основные бухгалтерские фишки, используя которые бухгалтер может значительно сократить расходы и увеличить доходы предприятия, чем улучшит его финансовые результаты. Конечно, рассмотренными в статье методами улучшения финансового состояния предприятия оптимизация не исчерпывается и у бухгалтеров всегда остаются варианты, чтобы чисто бухгалтерским методом обеспечить улучшение финансовых показателей предприятия.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше